Поиск сообщений в Павел_Декарт

Создан: 06.02.2007

Серия сообщений "Боливия":
Часть 1 - Америка-2012. 105-я - Боливия
Часть 2 - Америка-2012. Санта-Круз - Сукре.
Часть 3 - Америка-2012. В желтый дом через Анды
Часть 4 - Америка-2012. С высоты 5 тысяч метров
Часть 5 - Santa-Cruz-de-la-Sierra - Самый богатый город самой бедной южноамериканской страны
Часть 6 - Белокаменная столица
Часть 7 - Горная Боливия, Уюни
Часть 8 - Белое безмолвие хлорида натрия
Часть 9 - На а(н)дской высоте 5000 метров

Выбрана рубрика Боливия.

Другие рубрики в этом дневнике: Япония(1), Южно-Африканская республика(12), Южная Америка(198), Эквадор(4), Шри-Ланка(13), Чили(71), Черногория(7), Центральная Америка(18), Хорватия(6), Филиппины(4), Фиджи(3), Уругвай(36), Украина(10), Уганда(10), Турция(35), Тонга(2), Тимор восточный(3), Тайвань(32), Таити(3), Таиланд(5), Статистика(13), Словения(3), Сингапур(8), Сербия(3), Сейшелы(5), Самоа(2), С Доброй Надеждой по Калахари(19), Русалки в Кохинхине(17), Руанда(7), Путешествия по России(62), Португалия, Мадейра, Азоры(8), Политика(23), Подмосковье(117), Перу(5), Парагвай(1), Намибия(2), Мьянма(4), Мексика(17), Маша, Надя и Паша, Вьетнам2016 (12), Мальта(7), Мальдивы(3), Малая кругосветка-2011(18), Малайзия(5), Македония(4), Мадагаскар(16), Маврикий(9), Ливан(4), Лаос(10), Крым(4), Кругосветка-2005(33), Корея(10), Колумбия(4), Китай(13), Кипр(78), Катар(1), Камбоджа(2), Италия(18), Испания(4), Ирак(2), Индонезия(8), Израиль(4), Зимбабве(1), Западная Кругосветка-2016(51), Замбия(2), Европа(98), Дальний Восток России(22), Грузия(7), Греция(20), Гонконг и Макао(14), Вьетнам(54), Вануату(2), Бурунди(5), Бруней(3), Бразилия(53), Ботсвана(3), Босния-Герцеговина(1), Болгария(1), Бангладеш(5), Африка озёрная(18), Африка(59), Астрология(8), Аргентина(41), Америка-2012(64), Албания(1), Аквадевушки(269), Азия(188), Адриатика(13), Австралия и Океания(34), Inviernopasara!(61)

Америка-2012. 105-я - Боливия

Среда, 05 Декабря 2012 г. 22:27 + в цитатник
4 декабря (продолжение). Выехал из отеля на такси примерно в 11.30. Таксист разговорчивый попался (на испанском). Доехали за 20 минут и 28 реалов по счетчику (при посадке уже 5 с половиной было), да ещё округлил до 30. В принципе есть до границы и автобус, каждые 40 минут, для путешественников, ограниченных в средствах, экономия 10 долларов может оказаться полезной. Возможно, и автостоп существует: машин много, грузовики есть, но я не проверял. Оставляю автостоп для тех мест, где регулярного транспорта нет. Пока по Бразилии транспорт есть всюду.
Приехали мы в 11.50, оказалось, что в работе пограничного пункта перерыв аж до 2 часов! Никаких объявлений о часах работы нет. Просто устно говорят, что до двух. Больше 2 часов сидеть на границе. Некоторые идут без штампа (кто на 1 день из бразильцев, им штамповать не надо), а мне нужно, чтобы не было проблем с последующими въездами в Бразилию. Отошел в киоск с едой, взял две булки с мясной и сырной начинкой, пиво и воду. Рядом стоят двое солдат, тут военная зона. Но она продолжается всего около километра, через неё есть дорога. Нормальные страны, в отличие от Судана, Египта, Китая и России, не закрывают значительные свои территории от посещения. Сижу под деревом, на границу пойду попозже. Какие-то две вайфай сети незащищенные есть, но подключения не происходит. А небо стало в основном облачным. Жарко, но не очень. У таксиста было на градуснике 32, но по ощущению поменьше, возможно, градусник нагрелся, машина-то по асфальту ездит, а под деревом приятно.
Пришёл за полчаса на границу, очередь стоит, какой-то дядька всё шутит и балагурит рядом, иногда что-то подсказывает, он продаёт воду и ещё-что-то, но никто не берёт у него. В 14 часов с минутами дверь открыли, двое вошли. Оформление шло очень медленно (не знаю, почему многие идут просто так, а другим нужно оформление, возможно, кто надолго едет). Потом выяснил, что жителям приграничных территорий до 50 км можно ходить без оформления, и если туда-обратно за 1 день тоже. А так тут можно простоять, что на поезд опоздаешь. Попробовал пройти с другого хода, как иностранец, нужно выезд поставить, паспорт у меня взяли, тоже долго в компьютере отмечали, но всё поставили, и я вышел. Пешком меньше 100 метров, и боливийский пост, тут речки нет, граница сухопутная.
Тут тоже сиеста, ждать до 14 часов уже по боливийскому времени, оно на час меньше. Сижу полчаса. Жара становится невыносимой, даже местным жителям тяжко. В 14 с минутами открыли, мужчина передо мной, видимо, тоже путешественник, но не с паспортом, а с удостоверением, местный, наверное, потом у меня паспорт взяли, виза есть, дали карточку, заполнил, проштамповали. Ещё ручка перестала писать у пограничника, он на моей карточке её расписать пытался, не получилось, пошёл за другой, написал. Я въехал в Боливию, моя 105-я страна. Пограничный городок называется Пуэрто Кихарро.
Сразу чувствуется, что тут беднее, больше пыли, дома более примитивные. Но цветущие красивые деревья есть и тут. Меняю 10 долларов на первые расходы, беру такси. Стоит до вокзала 20 боливиано, то есть три с половиной доллара. Цены тут гораздо ниже бразильских. Но и комфорта меньше. Вокзал и кафе напротив без кондиционеров. А смотреть в этом городке нечего. На вокзале даю паспорт, объясняю, что мне оплачен и зарезервирован билет, кассир находит в компьютере и выписывает мне на какой-то бумажке. Конечно, я видел страны и беднее. Но в Южной Америке Боливия самая бедная пока. Хотя люди при этом вполне доброжелательны. Посмотрим, что будет в их относительно богатом городе Санта-Круз. А мой поезд отправится уже через час. Пока охлаждаюсь под вентилятором с бутылочкой цитрусового напитка в кафе напротив вокзала.
Путешественникам при пересечении бразильско-боливийской границы можно посоветовать проходить её утром, в 8 утра, пока не жарко. Время работы пограничных пунктов с 8 до 12 и с 14 до 17 часов. В выходные и праздничные дни только утром. Особенно сложно идти обратно, потому что один час «съедается» разницей во времени. Можно перейти и нелегально, никто не смотрит, но потом будут неприятности при следующем въезде и выезде или если поймают (вплоть до попадания в тюрьму). Местным жителям разрешено выходить на 1 день без оформления формальностей, если они потом никуда дальше не едут. А лучше всего, чтобы не стоять в очередях, не жариться и не переживать из-за времени, просто поехать через границу на рейсовом автобусе. Я заметил, как междугородные автобусы переезжают границу совершенно свободно и не останавливаясь, и спросил у местных жителей, как же с проверкой пассажиров на границе? Они ответили, что проверка идёт на автостанции (как в аэропорту), этот вариант самый удобный, и если бы я всё это знал заранее, то тоже поехал бы из отеля не на границу, а на автостанцию, избежав утомительного сидения в очередях на жаре и пыли.
Вернулся из кафе на вокзал, служащий встречает меся у дверей и даёт уже настоящий напечатанный билет. Посидел немного на вокзале, стало прохладнее, кондиционер включили. А народу совсем немного. Поезд стоял. Всего два пассажирских вагона, один грузовой и один буфет. Места сидячие. Спать будет сложно. Спальных мест в этом поезде вообще не существует. Есть какой-то в полночь по некоторым дням, в том есть. Тут в разные дни разные поезда ходят. Этот называется Ориентал экспресс. Есть ещё простой медленный региональный и ферробус, тот идёт быстрее и спальные места есть, но сегодня он не идёт. Пассажиры в основном боливийцы, но и пара путешественников пришла.
Поезд отправился точно по расписанию в 16.00. Дал гудок тепловоз. В вагоне прохладно, достал куртку, так тепло, а воздух свежий. Пассажиров немного, примерно половина. Потом через полчаса на станции Суарес Арано несколько человек подсело. Кресла раскладываются, поспать можно. Ужин тоже будет. Едем через лес в основном, были фермы, военная территория, но в основном лес и дороги, прямо на нас похоже. Сначала поезд шел очень медленно, потом разогнался.
Проезжали ещё станцию, пассажиры подсаживались, мальчики и девочки носили лепешки, я взял одну. Тут и вечер, заря, начало темнеть. Местность всё такая же – зелень, изредка деревни.
Потом ужин. Мне сделали жареную курицу и картошку, потом чай, всего на 4 доллара. На ужине встретил ребят-путешественников, спросил у девушки, из какой страны, она ответила – русская. Мы были очень рады встрече. Наташа и Гоша, её рассказы я даже читал и они мне понравились. Они путешествуют с мая, и ещё хотят до весны, почти год! Пишут путеводитель по Южной Америке. Были в Патагонии, много по Бразилии ездили. Обсудили разные страны, подискутировали о политике (ребятам ближе левые взгляды, мне праволиберальные). Хотя по сути все мы хотим и свободы, и социального мира.
Решили с ребятами отметить встречу. Взять пива. Проводник сказал, что в поезде нельзя продавать, но на станции, 20 минут стоит, там продают, только аккуратнее, потому что полиция гоняет. Купили. Только успели выпить первую банку, идут полицейские, нас разогнали. И даже сумку посмотрели и вторую банку пива у меня забрали (сами её и выпьют). Вот такое приключение получилось. А мы идём в свой вагон спать.
5 декабря. Утром всё та же зелень, изредка городки и заводы. Позавтракали в вагоне-ресторане. Пассажиров за ночь прибавилось. Поезд прибыл в 7.50, чуть раньше расписания. Вокзал тут огромный, он совмещён с автовокзалом. Обмен валюты закрыт. Карту города взял. Мне сказали, что до отеля очень далеко идти, но местных денег нет, всё равно идти хотя бы до ближайшего обменника. Выяснил дорогу и пошёл по карте. В общении проблем нет, испанским не зря занимался. Город конечно не очень чистый, немного безалаберный, по сравнению с другими странами Южной Америки (но в Азии и Африке есть страны ещё более отсталые). Уже дошёл до центра, когда смог поменять доллары на боливиано (за 1 доллар почти 7 боливиано). Решил и дальше пешком идти.
Прибыл в отель Континентал парк. Отель хороший, с бассейном, уютными номерами. Номер дали сразу, хотя было ещё 9 утра. Интернет есть. Мы с ребятами договорились на центральной площади встретиться (в испаноязычных городах эту площадь всегда легко найти). Я помылся-переоделся и пришёл туда чуть позже, ребята тоже опоздали немного, они нашли дешёвый отель меньше 10 долларов, но даже без вентилятора и тем более интернета. Тяжело так, конечно, когда-то давно в Азии и я в таких останавливался, хотя вентилятор в Шри-Ланке был. Решили пойти каждый по своим делам, и встретиться ещё вечером. Я пошёл на север, там богатые офисы, правительство региона. Поел курицу с картошкой и салатом в ресторане быстрого питания. А вот Макдональдса не видел, наверное их президент Моралес не стал дожидаться конца света по индейскому календарю и выгнал их раньше. Если вообще Мак тут был… А я купил в супермаркете клубнику, воду и будочки, в аптеке крем от Солнца и пришёл в отель. Поговорил с мамой и Надей, они уже скучают, я тоже. Хотя в снег и холод не хочется, вот если бы вместе уезжать… Дальше по программе поплавать в бассейне отеля и вечером ещё погулять, а утром ранний вылет в Сукре.
Америка-2012

Америка-2012. Санта-Круз - Сукре.

Пятница, 07 Декабря 2012 г. 05:30 + в цитатник
5 декабря (продолжение). Искупался в отельном бассейне. Он маленький, в глубокой части мне по шею. К 16 часам пришел на площадь, ребята были там Они собирались к русскому хирургу в госпиталь сходить, а потом, если он согласится, встретиться вместе. А я пока пошёл в свой отель, по дороге поел мороженого и пирожок с курицей и овощами, и чай с хлебом, всё это в разных местах пробовал. Жарко (по интернету в Санта-Круз сегодня 32 градуса).
Вернулся в отель, взял горячей воды в ресторане, заварил чай. И тут звонок – Наташа! Они с Гошей пришли ко мне в отель, зовут меня сходить к русской женщине неподалёку. Я их пригласил пить чай. На вахте пропустили. Как раз три стакана в номере, а заварки у меня много было, и сушки российские, питерские простые. К врачу ребята сходили, но пообщались мало, у него много работы в госпитале даже вечером, и ещё другой бизнес. После чая пошли к Любе в салон Оптика. У неё там ещё и русский центр, на двери флаг и герб России, на витринах матрёшки, а в глубине класс по изучению русского языка. А ещё Люба покровительствует русским стваробрядцам, которые жили и ещё живут в Боливии, но которых Моралес сгоняет с земли, отдавая её индейцам. Часть старообрядцев уже организованно переселилась в Приморский край. Поговорили с Любой о политике в России и Боливии, ей тоже правые взгляды, безделье и уравниловку она не поддерживает. Попили с Любой чай. А тем временем в классе шёл урок русского языка. Очень даже похоже на наши занятия по испанскому в Черноголовке. Конечно, надо мир не пугать ракетами и шпиономанией, а продвигать русскую культуру и язык. Люба делает полезное дело, и в основном на своём энтузиазме и за свой счёт, контакты с российскими дипломатами у неё есть, но хотелось бы большей поддержки. А Наташа заодно выписала себе очки, пройдя проверку в соседнем кабинете у боливийца, который жил в России и говорит по-русски. Говорит, что проверяли её очень тщательно, а обошлось гораздо дешевле, чем в Москве.
Посидели у Любы и пошли гулять. Центральная площадь красиво украшена иллюминацией, народу гуляет много. Ночью тоже очень тепло. Зашли в прачечную, ребята сдавали вещи в стирку, потом в их отель заглянули, комнаты очень простые, душноватые, а сам отель с садиком. Конечно, скромный. Но хорошо, что несть на любой вкус и кошелек. Потом зашли поесть мороженого, ребята снимали деньги в банкомате, покупали необходимые мелочи в супермаркете. Потом я вернулся в отель. Взял ещё кипятка, заварил чай, а официант принёс мне (за 2 доллара) фрукты и сок на завтра (на завтрак не успеваю). Собрался и ложусь спать около 22 часов, завтра рано ехать в аэропорт.
6 декабря. Встаю в 6 часов, уже совсем светло, но небо пасмурное, серые облака, Солнце почти не проглядывает. Завтракаю принесёнными вчера фруктами и булочкой. Спускаюсь, такси уже есть, за 60 боливиано (меньше 10 долларов) доезжаю до аэропорта, ехали 20 минут, пробок нет.
Какие ещё впечатления от Санта-Круз-де-ла-сьерра? Дорожное движение хаотичное, светофоры не везде, нужно переходить внимательно. Но скорости небольшие. Город достаточно большой, есть и новые районы, разные склады, магазины и предприятия вдали от центра Автобусы городские маленькие, по размеру аналогичные «Богдану». Народ гуляет и вечером, хотя к 9 часам уже меньше. Не так много детей. Центральная площадь красивая, а в целом где как. Не особо чисто, но и не очень грязно. Также произвели впечатление низкие цены.
Быстро зарегистрировался, сижу в аэропорту. Международные рейсы летят по Южной Америке, внутренние по Боливии. Наш рейс в Сукре с посадкой в Кочабамбе, прямого нет. Компания называется Боа. У них в разное время разные компании были, они банкротились, реорганизовывались.
Наш рейс обозначен сразу в Кочабамбу, Сукре и Тариху. Началась посадка. Самолет полон. Место у окна над крылом, но фотографировать удается. Вылетели в 8.30 (вместо 8.00). Аэропорт Виру-Виру в Санта-Круз небольшой, хотя и международный. Вскоре ушли в облака и над ними. Нас покормили бутербродом, печеньем и кофе-водой, хотя полёт и короткий, всего 36 минут. Через некоторое время погода стала ясной, наблюдаю горы, потом даже озеро было. Снижаемся над Кочабамбой и садимся в 9.06. Это базовый аэропорт для компании Боливиана. Тут же самолёты ТАМ (это военная компания, аэромилитар, но совершает пассажирские рейсы. Ещё стоят старые уже не летающие самолёты с символикой Аэросюр. Уже несколько боливийских компаний обанкротились и ликвидировались, взамен создаются новые.
Объявили, что пассажиры, летящие в Тариху, продолжат путь на этом же самолёте, а кто в Сукре – надо выйти в транзитный зал. Получается полноценная пересадка. В Кочабамбе аэропорт тоже небольшой, но очень современный, красивый. Отсюда планируются и международные рейсы. Вскоре садимся на самолёт в Сукре. Их даже два рейса почти в одно время.
Самолет такой же, Боинг-737, посадка пешком через трап. Этот рейс не полный. Взлетели в 10.19. Красивый вид на город, горы, озеро. Покормили кексом и соком в коробочке. Приземлились в Сукре в 10.53. Сверху город хорошо видел, всего один небоскрёб (и то относительно, этажей двадцать наверно), просто остальной город двухэтажный в основном. Есть крытое круглое сооружение, возможно, стадион.
В аэропорту есть стойка информации, спрашиваю карту мне её дают, отмечаем мой отель, на автобусе добраться можно, автобус номер Д (тут есть и буквенные, и цифровые номера). Работница информации спрашивает, из какой я страны, ей понравился мой испанский.
Выхожу, игнорирую такси, иду на автобус. Маленький, похож на пазик. Едем. Цена билета всего полболивиано, то ест ь 2 рубля с копейками! Это самая дешевая поездка из аэропорта в город за все мои путешествия. Хотя, в Эйлате мы с Надей дошли до отеля от самолета вообще бесплатно – пешком. Но за 2 рубля, всё-таки где-то 7 километров. Выхожу в центре, прохожу через полицейскую площадь (там базируется полиция), и нахожу свой Хостал Сукре. Это не общага, а приятный отельчик с двориком с цветами. Билетов на автобус пока нет, я даже позвонил Татьяне из Астревела, она написала партнёрам, билеты скоро принесли.
Разговариваю с мамой и Налей по видеосвязи, показываю им отель. Отправляюсь по городу. Белокаменной столицей надо называть не Москву, а Сукре. Большинство зданий из белого камня в центре. Есть и красные. Несколько дворцов правительственных (судебные и другие учреждения). Прошёл на центральную площадь 25 мая, потом к парку Боливара. Красивые места, в парке даже пахнет деревьями (в целом всё-таки запах от машин тут есть, больше, чем в Санта-Круз, а в других южноамериканских странах машины уже не пахнут). По дороге зашёл пообедать, просмотрев несколько заведений. Выбрал хорошее, там полный обед делают, многие местные жители ходят. Меньше чем за 5 долларов (30 боливиано) поел мясной суп, курицу с жареной картошкой (настоящей, не чипсы), йогурт и вода. Всё понравилось.
Потом попал на торговую улицу, много магазинов, рынок. Встретил там несколько иностранцев, в основном девушек. А вот местные девушки в Санта-Круз симпатичнее, чем здесь (тут индейское население). Зато сам город Сукре гораздо красивее. Высота сначала чувствовалась, потом привык, даже в горку залез, на наблюдательную площадку. Там ещё храм и подальше лес на горах. Тут много молодежи, школьников. В магазине народного искусства купил сувенир-магнит боливийский. Вот сувенир, днём на солнце жарко, но воздух тут прохладнее (2800 метров). Ещ1ё сходил в музей, там про жизнь местного племени индейцев (некоторые обычаи, искусство, привычки у разных племен индейцев различаются). Это племя называло себя «люди воды», тут есть озёра. Ещё они делают оригинальные большие маски. Ещё купил местную боливийскую клубнику, она не похожа на промышленную, ягоды мелкие и разные, похожа скорее на нашу огородную. По боливийским ценам она дорогая (16 боливиано за кг), хотя по ценам России или Европы нормально. Вот сейчас пишу отчёт, изучаю интернет и собираюсь на вечернюю прогулку.
Вечерний Сукре тоже красив. На главной площади иллюминация, народ гуляет, ёлка искусственная, изображения животных. А вокруг зелень, цветы! Вот это праздник Рождества, когда тепло, всё зелёное, цветы, нарядные девушки в летней одежде и не надо мёрзнуть и кутаться. Утром Солнце, а ночью звёзды, а не серое небо. Мне этот континент нравится, зимой в самый раз!
Пошёл круг в обратную сторону. Зашёл поужинать, жареная курятина – их национальное блюдо, пожарили хорошо, сочная, и картошка к ней, принесли огромную тарелку круглой варёной чуть обжареной картошки! Моё любимое блюдо на её исторической родине. Именно в Андах в Перу и Боливии картошка росла изначально. И ещё целый кувшин ананасового сока (сок не очень – сладковатый и разбавленный получился, но пить хотелось). Потом пошел по торговой улице, она одна из немногих с двусторонним движением, а так почти все односторонние. В Санта-Крузе всё-таки улицы в основном шире, но в центре тоже так. В некоторых местах одна из двух полос отдана автобусам. Прошёл по парку Боливара, вернулся. В отеле есть кафетерий (а точнее, кухня) на 2 этаже, сделал там себе кипящую воду и заварил чай. Хорошо получился, несмотря на высоту. Ещё погулял в 9 вечера, наро гуляет, машин много, автобусы полны, на площади даже дети играют. Звёзды есть, но светло. Надеюсь на хорошую погоду в солончаках, там темно будет.
Завтра еду на автобусах через Потоси в Уюни, потом 2 дня по солончакам, там Интернета может не быть.

Америка-2012. В желтый дом через Анды

Воскресенье, 09 Декабря 2012 г. 22:41 + в цитатник
7 декабря. Встал в 6 часов. Светло, на рассвете немного покричали птицы. В отель вселялась семья, скорее всего боливийцы. Такси по вызову не приходило, тогда служащий отеля просто вышел и поймал его. За 5 боливиано и минут за 15 доехали. Утром в городе тихо, народу совсем мало. Автовокзал двухэтажный, автобусы внизу. Нашел свою фирму Транстин дил рей, мне сказали, где будет автобус. Он уже стоял. За полчаса можно на самолет сесть, а не только на автобус, зря мне сказали так рано приходить, можно и за 15 минут. Ещё глупость – вокзальный сбор, всего 2,5 боливиано, около 10 рублей, но почему его не включить в билет, зачем собирать отдельно? Признак слаборазвитых стран. Автобус обычный, но я разместился с рюкзаком на своем месте, без багажа. Служащий сказал, так безопаснее. А в багажное отделение грузили много всего.
В 7 часов поехали, еще кого-то по пути подобрали, и в соседнем поселке ещё пассажиры с билетами садились. Едем. Смотрю на зелень, горы. Потом стали подниматься и забрались на плато. Там есть огороды, с картошкой и кукурузой, футбольные поля и железная дорога. До Потоси доехали за три часа ровно (164 км). Спустились в город с гор и прибыли на большой новый современный автовокзал. Он понравился, красивый и просторный. На этом новом автовокзале удалось поговорить с Москвой по скайпу, есть бесплатный интернет. А мой автобус отправляется с другого автовокзала, старого. Вышел на улицу, взял такси, за 8 боливиано доехали быстро. Город пыльный, грязноватый. Большие перепады высоты. Было ещё солнечно и тепло. По дороге таксист ещё человека взял (утром в Сукре тоже девушку взял по пути). На автовокзале показал квитанцию, её достаточно, автобус в 12 часов. Пока пошёл гулять, поесть трудно найти, повсюду интернет, хозяйственные магазины и офисы. Нашел, поел только картошку. Потом в другом месте пирожок с курицей. А сок они сделали невкусный, с молоком и бананом. Сам по себе Потоси город рыжий, в основном кирпичные здания. И расположен он на чудовищной высоте, 4063 метра. А на перевалы до и после поднимались ещё выше. Вернулся на автовокзал. В мой автобус садилось сразу три пары европейцев, одни из Австрии. В Уюни туристы едут.
Отправились в 12 часов с минутами. Параллельно ещё такой же автобус этой же фирмы транс эмперадор пошёл. По дороге видел разные причудливые горы, некоторые острые гребни, с минеральными отложениями. Здесь медь добывают, её соединения и окрашивают. Много раз попадались кактусы, и одинокие торчат, очень похожие на понятно что, и ветвистые, и целые заросли. В некоторых местах видел шахты. Параллельно идёт железная дорога. Много сельского хозяйства: пасутся овцы и ламы, выращивают картошку, кукурузу и коку. Кусты коки тоже видел.
Погода стала портиться. Тучи находили. А перед Уюни разразилась настоящая гроза. Молнии, дождь. Выходили из автобуса в 16.10 под дождём. Городок расположен на ровном плато, рядом гор нет. Но он достаточно заброшенный, грязноватый. Многие не знают дороги. Местные индейцы конечно, туповаты, и грязнули (те, что живут в окрестностях Сукре – не такие). Нашел свой отель Тамбо Аймара с трудом, хотя улицу нашёл быстро. Отель оказался закрыт, вывеска маленькая. Надо звонить, нажать на кнопку. Интернета в отеле нет. А в остальном ничего – номера уютные, дворик, обогреватель. Тут сейчас всего 14 градусов. Переночевать хорошо, надо выспаться, а то в Боливии всё время рано приходится вставать и куда-то ехать, завтра опять в 7 начало тура, хотя уже светло, но всё время рано утомительно. Городок примитивный, смотреть нечего, едут ради природы в окрестностях, куда и я завтра еду. А пока только немного погулять и поесть. Перед прогулкой попросил кипяток и попил чай с сушками.
Дождик ещё немного моросил. Я прошёл по главным улицам. Всё равно грязноваты они. Туристы попадались, все по-разному одетые, и в куртках и почти голые. А вот среди боливийцев большинство в национальных одеждах. Часто в шляпе. Наряды у них пёстрые, чем-то цыганские напоминают. Они низкого роста, черноволосые. Хотя есть и современно одетые, но тут таких немного.
Посмотрел на памятники шахтерам и железнодорожникам, старые вагонетки. На градуснике было 16, а позже снова похолодало, уже 13. Есть пешеходная улица, но с выбоинами и лужами. Вот и туристический городок. По чистоте и аккуратности Боливия – аутсайдер в Южной Америке. Хотя Сукре всё-таки был аккуратнее.
Много ресторанов и уличной еды. В Потоси днем поел всего на 13 боливиано, здесь из-за холода и дождя решил зайти в ресторан, взял полный обед – суп, второе с пивом и соком, аж на 90 боливиано (14 долларов). Пиво из принципа взял, к тому же местное, из Потоси. Этикетка приклеена вверх ногами (так и задумано), и написано на ней, что это самое высокогорное пиво в мире. Жаркое сделали на шпажке из курицы и свиной ветчины, с картошкой и рисом (просил рис не класть, в Сукре так и сделали, тут нет, так он и остался…). Ведь их родное блюдо – картошка, они её едят, но рис-то им зачем? А жаркое и картошка понравились.
Потом ещё немного погулял, зашёл на рынок за разными мелочами, потом в отель. Холодно, ветер, звёзд нет. Попил ещё чай. Зарядил технику – розеток достаточно. Вдруг меня зовут – пришёл гид, мы с ним обсудили маршрут и доставку меня в Чили после завершения тура. Осталось помыться и спать. А в номере тепло…
8 декабря. Отель оказался вполне уютным, спать было тепло. Номера тоже по названиям зверей и птиц, как в Пантанале. А стены и покрывала и бельё на кроватях жёлтые – настоящий жёлтый дом. Завтрак к 6 часам сделали уже. Потом ждал гида, он пришёл не в 7, а где-то в половине восьмого, потом ждали с ним машину, что-то с ней не так было, вчера не пришла, гид звонил, нашли машину. Поехали уже после 8 часов. Попутно договорились о моей доставке от границы по Чили до Сан-Педро.

Америка-2012. С высоты 5 тысяч метров

Воскресенье, 09 Декабря 2012 г. 01:15 + в цитатник
8 декабря (продолжение). Итак, загрузились в джип «Тойота ленд круизер», водитель, гид и я, поехали. Сначала посмотрели «кладбище паровозов», там старая железнодорожная техника. Сейчас железная дорога тоже работает, возят грузы, есть пассажирский поезд до Оруро. Но в основном железная дорога не выдержала конкуренции с автотранспортом.
Дальше отправились в солончак Уюни. Погода была утром холодная и пасмурная. Потом чуть-чуть сквозь облачность Солнце проглядывало. Заехали посмотреть, как изготавливают соль. Её привозят машинами из солончака, немного подсушивают на печке (недолго), и фасуют. Ещё из Чили импортируют йод, и добавляют в соль. При мне пакетик насыпали и запечатали, везу его домой. Ещё купил магнитик тоже из спрессованной соли. Да и стены избушки тоже соляные. Потом видели «соляной отель», там всё из соли: столы, стулья, фигуры в музее, и конечно, стены, пол и крыша, но на крыше отверстия для света закрытые пластиком.
Приехали к «глазам солончака». Сквозь соль в некоторых местах булькает и просачивается вода. Она холодная и очень солёная, когда опустишь руку – потом осадок соли остаётся. Работники солончака иногда погружались в эту воду, она лечебная, как на Мёртвом море (только тут холодная, долго не просидишь). А сама соль под ногами застыла в виде шестиугольных сот.
Едем дальше. Просто по соли, без дорог. Огромное ровное соляное поле. Местами оно покрыто небольшим слоем воды. Этот солончак самый большой в мире, он больше чилийского, который я видел в 2006 году. Бывает, что после дождей солончак заливает так, что не проехать. В некоторых местах вода со взрывом, как гейзер, может прорываться через соль. А сейчас вода есть, но немного. Правда, иногда стекло и бока джипа загрязняются солью.
Едем на остров инков. Среди солончака возвышается каменный остров, весь заросший…кактусами! Они тут огромные и цветут. Цветки такие, же как на наших домашних, только их много и держатся не один день. Мы вышли из машины, как из лодки. Кому буду фото показывать, будут думать, что это лёд на озере. Но это соль. На острове несколько построек, кафетерий, где мы будем обедать. А пока обед готовится, идём по тропе вверх. Вроде привык к высоте, иду нормально. Рассматриваем кактусы. Есть 9-метровый, ему 900 лет, растут эти кактусы по сантиметру в год. А 5 лет назад умер кактус, которому было 1200 лет! Каменное основание острова и скалы – это кораллы, от древнего моря, из которого и солончак образовался. А остров был подводным вулканом. Заодно растения рассматриваем, одно пахучее, как сосна (но травянистое). Есть тут и птицы, гид показал гнездо прямо на кактусе. Очень интересный остров. Потом едим обед, с супом, картошкой и мясом ламы (вот и его попробовал), считается полезнее говядины, мало холестерина. По вкусу похоже на говядину или свинину, достаточно нежное.
Поехали дальше. Следующая небольшая экскурсия в пещеру со сталактитами. Красивые кристаллы, необычные.
Потом долгий переезд. Погода то улучшается, выглядывает Солнце, то снова портится. Вечером пошёл сильный дождь. Под ним мы ездили смотреть на фламинго на лагунах. Лагуны все мелкие, до 30 сантиметров, но разные, одна с серой другая с бором, все элементы. Есть места и с содержанием ртути. Но эти лагуны благоприятные для птиц и животных, без ртути. Фламинго некоторые улетели, когда мы приехали, другие остались. Их ткут три вида – андский, чилийский и ещё один. Различаются по цвету крыльев, хвоста и клюва. Более молодые не розовые, а серые.
По дороге видели много лам, а также диких викуний. Гид рассказал, что самец викуньи сильнее и энергичнее, чем у ламы. Викуньи и более стройные. А ламы все домашние. Ещ1 авидели зайца с длинным хвостом. Он желтоватый, с длинными ушами, хорошо прыгает. Главное отличие от нашего зайца – длинный хвост.
Была даже и гроза. Жалко, опять как природное тёмное место, так облачность и нет звёзд. Какие они тут бывают! Всего 2 дня дожди, до этого ясно было, сезон дождей только начинается, иногда позже начало его.
Набираем высоту. Голое плато, растений уже мало. Забирались на 4800 метров! Это мой рекорд. Пошёл небольшой снег, очень холодно. Потом немного спустились к отелю, на 4500. Никогда не ночевал на такой высоте! А завтра на 5 тысяч заедем.
Отель оригинальный, домики стоят полукругом и соединены коридором, из него вход в каждую комнату. А комнаты большие, с тремя кроватями, туалетом и ванной. Электричество от генератора и до 9 вечера всего. Здесь цвета серо-красные. Любуюсь зарёй, небо немного расчистилось. Потом ужинаем в начале восьмого, тоже суп, жаркое из курицы с картошкой. Десерт и травяные чаи. Пью с кокой и ромашкой. Звёзд не видно. А тут самое место их смотреть! Сложнее всего именно звёзды хорошие посмотреть. В комнатах тепло. Завтра в 5 часов на завтрак и сразу едем. Опять большие расстояния, и на границу с Чили меня привезут в конце уже к вечеру только. Электричество от генератора, свет гасят в 21.30. Вечером сначала на улице, потом в домике мяукала кошка. Я её видел, серая и пушистая.
Спать тепло и уютно. К высоте адаптируюсь, стараюсь делать всё медленно и без резких движений. Только ночью и утром в желудке нехорошо было, вчера что-то с едой попало, наверное. Но к середине дня всё нормализовалось. Среди ночи проснулся, звёзды немного были, выходил посмотреть, но не всё небо ясное. Орион в зените был. Канопус тоже сиял. Позже под утро Южный Крест через окно углядел. На завтрак в 5 часов пошли. Потом сразу поехали. Красивый восход Солнца. Сегодня мы смотрели необычные камни, потом Цветную лагуну, она бывает разного цвета в зависимости от солнечного освещения. Мы её увидели частично грязно-красной, частично голубой. И с фламинго. Потом отметились на высоте ровно 5 тысяч метров! Это мой рекорд.
Дальше были фумаролы. Пар идёт из земли со свистом. Одну фумаролу даже потрогали. А потом приехали на целое поле фумарол. Тут даже земля тёплая, что очень хорошо, потому что холодно на улице на такой высоте утром. Следующая остановка на термальных источниках. Тут можно купаться! Гид пошутил, что девушки тут очень опасные… Хотя бассейн всего полметра глубиной. Но ребята и девчонки умудрялись даже с головой подныривать. Поставил камеру и поснимал, переодевался в машине. Воздух холодный, но Солнце жарит уже и вода горячая. Освежился.
Следующая остановка – наблюдаем ещё две лагуны, одна зелёная, в ней никто не живёт, тут соединения мышьяка. Свинца и других элементов, даже фламинго избегают. Вторая белая с фламинго. Вокруг красивые вулканы, они уже не извергаются. В одном кратер 8 метров глубиной с водой. На него лазают альпинисты (точнее, андинисты).
Гид по дороге рассказывал об особенностях испанского языка в разных странах. Спрашивал, как многие слова будут по-русски. Он хорошо образован, даже в химии разбирается.
Ещё гид говорил, что в 19 веке Боливия воевала с Чили и потеряла свои территории (Калама, Икике, Антофагаста) и выход к морю. А ещё Боливия воевала с Парагваем, выиграла, но потом из-за коррупции потеряла добытые территории. А сейчас уже всё устоялось тут, больше не воюют. Кстати, в армии в Боливии по призыву служат, но добровольно (могут служить и девушки), если же молодой человек не хочет, его за это не наказывают.
Про боливийские семьи. Гид семьи не имеет. Рассказал, что в семье его дедушки было 14 детей, в семье родителей 12, а сейчас у его братьев и сестер по 1-2 ребенка. В селах девушки беременеют рано, в 16-17 лет, и рожают. В городах совсем не так, скорее как у нас или в Европе. И в селах проблема безработицы и алкоголизма.
Про наркотики. Коку тут выращивают официально. Она идёт на чай и другие безобидные нужды. Но значительная часть – понятно куда. Люба в русском центре рассказывала, что местные власти и полиция строго наказывают иностранцев, если они свяжутся с наркотиками, но по умолчанию практически не трогают местных.
В общем, у меня сложилось впечатление, что с наркотиками тут борются как придётся, если кто попадётся – мало не покажется, получит на всю катушку, но есть каналы, и многие не попадаются. Гид говорил, что идёт наркотрафик и из Боливии (кокаин), и из Парагвая в Боливию и дальше (марихуана). А ещё нелегальный экспорт автомобилей (подержанных) из Чили в Боливию. В Колумбии проамериканские власти всё-таки ведут борьбу с наркомафией более серьёзно и последовательно. А эти левые… Ребята рассказали, что в Аргентине дают пособия, поощряют бездельников, лишь бы они не грабили, но они всё равно воруют и грабят. Для халявщиков и мафии всё-таки нужны Пиночет, Фухимори и Урибе.
Приезжаем к 10.30 примерно на границу с Чили. Автобус только в это время, поэтому так рано и поехали. Автобус стоит, билет 10 долларов. Прохожу пограничный контроль Боливии, Тепло прощаемся с гидом и водителем, оставляю ему позитивный отзыв на бланке (даже на русском бланк нашли!). И переезжаю границу.
Что сказать про Боливию? Страна бедноватая, но недорогая, со своими политико-бюрократическими прибамбасами (но мы в России к ним привыкли). Зато здесь много интересных объектов природы, самобытная жизнь людей сохранилась. Не совсем отсталая, но уступает соседним странам, Бразилии и Чили. Очень доволен, что посмотрел её. Больше вряд ли соберусь, вроде всё увидел, а просто для отдыха – тут купаться негде. А вот другим путешественникам рекомендовать могу! Кстати, не стоит избегать и турагентств, наших и местных, потому что по глухим уголкам природы только со специальным туром поехать можно, а они как раз самые интересные.
А я уже в Чили! После интересной, но утомительной гонки по боливии здесь хочу отдохнуть, покупаться, погулять, поработать в Интернете...

Пятница, 08 Февраля 2013 г. 21:47 + в цитатник
Поезд прибыл в Санта-Круз в 8 утра, время правильное, и уже светло и жарко, и я иду от вокзала пешком через весь город к отелю. С ребятами договорились встретиться потом на центральной площади (в южноамериканских городах понятно, о какой идёт речь, даже если именно в этом городе ты ещё и не был...)