Поехали вовремя, в 16.16. Поезд ведёт тепловоз. Отправились мы с Западного вокзала, он крупнейший в Пекине и в Азии вообще. А может быть и в мире.
В Пекине вокзалы больше по размеру, чем в Москве и всё равно тесно, народу очень много, особенно заторы на входе и на выходе. На центральном вокзале было 16 путей, на западном чуть больше.
Ехали без остановок до станции Шучачуань, куда прибыли в 18.55, стояли там 5 минут. Проскакиваем городки, иногда даже крупные. Наш поезд самый быстрый, обгоняем другие. Есть тут и электрички, и поезда с сидячими и плацкартными вагонами. Билеты на некоторые поезда продают за 20 дней, на другие – всего за 3 дня.
По пути попадались свалки, дома нищие и дома красивые. Кое-где плантации, туи и сосны, огороды, поля, замёрзшие речки, Но снега нет. Проехали несколько городов. На автотрассах в городах и тем более за городом машин немного. Стемнело около 18 часов. По пути съели нашу драгоценную клубнику. Надька сказала, что у меня мутнеет рассудок, когда я её вижу. Ещё йогурты ели. При отсутствии ложки я ел его вилкой. Получалось. Надя возмущалась, хотя не понятно чем. Китайцам всё равно было. Йогурт нам понравился. Потом пили чай из новых купленных кружек.
А в купе с нами ехали студентки-вьетнамки, две постоянно, но чаще всего их было три. Сами они набиваются в купе по 6-8 человек. Одна девушка простужена была, кашляла всё время. А сумок больше, чем людей было. У одной из вьетнамок наши 100 рублей, у неё есть друг в Москве и она говорит по-английски. Ещё в вагоне есть один вьетнамец из Читы, он говорит по-русски. Еду в вагоне носили только на продажу, в билет кормёжка не входила. Поиграли с Надей в слова, потом ложимся спать.
16 января. В 3.42 ночи прибыли в Кан Коу, тут остановка. По расписанию 3.38. Народ садится. Стояли всего 5 минут. В 4 часа пересекли огромную реку, видимо Янцзы. А погода здесь туманная и дождливо.
На другом берегу снова станция, стояли 40 минут, с 4 до 4.40 утра. Возможно, это город Ухань. Рассвело около 7 часов, густой туман. Погода облачная. Много зелени, огороды, посёлки, есть небольшие участки с деревьями, невысокие горы. Больших лесов нет, слишком много населения здесь. Что-то похожее на лес только на сопках.
Ближе к югу Китая везде в основном электротяга, электровозы. В 7.55 прибыли на станцию Чангша, стояли 5 минут. В 10.03 следующая станция (Хеньян), погода такая же пасмурная и туманная. Потом станция Хенг Янг Жан, стояли 10 минут.
В 12.15 Чу Зан, станция на отшибе. Здесь снова тепловозная тяга. Пасмурно и прохладно весь день. Простояли 7 минут, поехали в обратную сторону, сменили локомотив. Солнышко тут ненадолго проглядывало сквозь облака. Много огородов, рисовых полей. Из домашней живности держат уток в прудах, кур, кое-где коров.
Невысокие горы, поля террасами. Есть и болота. В 14.55 приехали в Гуйлинь. Здесь уже совсем тепло.
Еды у нас с Надей сегодня мало, а в поезде обеда нет (в московском и шанхайском он был). Съели утром по йогурту и булочке, днём апельсин, пьём чай. У Нади ещё конфеты. Она по еде скучает, я нормально – весь день сидим без движения.
В Гуйлине простояли 10 минут, по расписанию 5. Выйти и что-то посмотреть или купить не получается – не знаю точного расписания, да и юани кончились.
К 16 часам солнышко проглядывает всё больше. Природа южная. Интересные крутые, но невысокие одиночные сопки, горы, торчащие из земли, как грибы или штыри какие-то. Очень оригинально, такого нигде не видел. Даже у нас на Дальнем востоке они грядами, а тут одиночные, без определённого порядка.
Дальше сельского хозяйства меньше, а гор больше, в горах сосны, лиственницы. Встретили речку. В 16.55 приехали в Лючжоу. Город большой. На главный вокзал его прибыли в 17.08, после пересечения широкой реки. Отправились дальше в 17.20. Красивые торчащие скалы продолжились. Погода хорошая. Наблюдаем, как солнышко садится за скалы ровно в 18 часов.
Всё такие же оригинальные горы торчат из зелёной равнины. Поели лапши. К 19 часам стемнело. Местность стала более ровной, деревья уже другие.
Прибыли в Наньнин в 20.02. Стоянка 45 минут. Я вышел на вокзал, обратно в вагон уже не пустили. Надю тоже высадили. Она догадалась прихватить сумку с деньгами и камерой. Нас проводили в вокзал служащие железной дороги. Там ещё несколько европейцев. Наньнин светится огоньками. Погода пасмурная, но очень тепло. А поезд переформировывают.
Проторчали на вокзале до 9 часов вечера. Знать бы точное расписание – можно погулять по городу. Пришёл другой поезд. В расписании здесь поезда на Пекин, Шанхай, Лючжоу. Наш поезд идёт в Дангдонг, на границу с Вьетнамом. Теперь его номер не Т5, а Т905, и поезд состоит всего из двух пассажирских вагонов и одного багажного. Сели снова в поезд. Конечно, можно было сюда приехать и прямо из Шанхая.
Отправились в 21.15. Поезд всю дорогу гудит. Немного поспал. В 23 часа в окно светила Луна, проезжаем леса, речку. В 0.35 приехали на границу. Нам раздали карточки. Таможенник выборочно посмотрел сумки у девушек и Нади, изучая печатные материалы. Вот он, звериный оскал тоталитаризма, контроль за информацией, которого в свободном обществе быть не должно. Хотя по-русски они всё равно прочитать бы не смогли, их интересует информация на своём языке.
На границе стояли долго. Пограничники пришли не сразу. Взяли паспорта. Потом долго не шли. Через полтора часа принесли карточки по здоровью, но их так и не собрали. Принесли паспорта. Потом карточки собрали на ходу поезда. А поехали мы в 2.50 (по китайскому времени).
Проехали границу. На пограничной станции На Донг Занг заставили всех выходить. Вытаскивали сумки. Уже 3.45 по китайскому времени = 2.45 по вьетнамскому. Некоторые вьетнамцы говорят по-русски. В поезде замечаю и нескольких европейцев-путешественников. Паспорта проверяли на вокзале, долго и упорно. Визы у нас были получены ещё в Москве. Вещи смотрели, но достаточно формально.
А поезд нам дали другой, но те же два вагона. Тут другая ширина колеи, поэтому ехать в тех же вагонах невозможно. Долго не сажали в вагоны. Потом нас поместили в купе с европейцами. А на вокзале пошёл дождь. В общем. Вьетнам встретил неразберихой и толкучкой. Всю ночь протолкались на границах.
Отправились в 3.50 по вьетнамскому времени. Обратный поезд идёт тут в полночь.
17 января. Поезд прибыл в Ханой в 8.10, по расписанию. Перед вокзалом ехали по тесным городским улицам, прямо в окна можно было смотреть.
Вокзал в Ханое маленький. Нас сразу встретил гид Хуэ. Он раньше работал на железной дороге, потом в министерстве и в международных транспортных организациях, в том числе был в Китае, России и Польше. Хуэ живёт в Ханое с женой и сыном, которому 30 лет и он не женат, а от дочери уже есть внуки. Самому Хуэ около 55-60 лет. Сейчас во Вьетнаме женятся позже и детей обычно немного, не больше двух. Дорого всё, надо работать. Семья Хуэ живёт в 4-этажном доме, на каждом этаже туалет. Сейчас экономика во Вьетнаме частная, в том числе сельское хозяйство, и развивается она успешно. Социализм показал свою неэффективность, и держаться за него не стали.
До центра Ханоя ехали по красной земле, с множеством зелени. Около посёлков грязновато. Многие едут на работу, учёбу на велосипеде или мотоцикле, а машин мало, гораздо меньше, чем в России или Китае.
Погода пасмурная, временами принимался дождик, и так весь день. Но ветра нет. Хуэ сказал, что вчера было жарко, до +27, а сегодня +20, и вода в море тоже +20. Минимально в Ханое бывает +10, и даже редко +8, и как раз в январе.
Серия сообщений "Китай":
Часть 1 - Поднебесная из глубины и с высоты, часть 1
Часть 2 - Поднебесная из глубины и с высоты, часть 2
...
Часть 11 - Буддийский тракт-2006, 上海
Часть 12 - Буддийский тракт-2006, 长城
Часть 13 - Буддийский тракт-2006, едем во Вьетнам