-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ёджи

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.02.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 7708


ФотоОхотники за головами

Четверг, 18 Декабря 2008 г. 18:25 + в цитатник
Цитата сообщения Zblrk

 

ФотоОхотники за головами.

Техника съемки незнакомых людей на улице.

 

00. О чем все это?

Очень многие люди, купив фотокамеру, разобравшись в настройках и немного набив руку и глаз на съемке цветочков \ подруг \ светотеневых этюдов и прочих легкодоступных сюжетов, понимают, что они хотят выйти на улицу и начать снимать жизнь во всем ее многообразии. А это похвальное желание приводит, как правило, к необходимости фотографировать – О, ужас! – людей. Причем совершенно незнакомых.  Причем интересно снять человека «в естественной среде обитания», то есть так, что бы на лице модели не было написано огромными буквами «когда же этот кретин с камерой свалит отсюда?!». А попутно необходимо решить еще комплекс задач, связанный с сохранением физического здоровья фотографа и цельности фототехники, потому что некоторые граждане весьма нервно реагируют, когда им в нос тычут широкоугольником. Что же делать? Многие решают, что игра не стоит свеч, и возвращаются к  съемке цветочков \ подруг и светотеневых этюдов, достигая в этом деле высот технического мастерства. А вот как быть несчастным фанатам жанровой фотографии, репортажа и фотодокументалистики, которым не дают покоя лавры Картье-Брессона или, на худой конец, Игоря Мухина, мы и попробуем разобраться.

 

Сразу оговоримся, что здесь вы не найдете одного единственного верного решения, пригодного для всех ситуаций и людей. Эта статья, скорее, коллекция самых разных, порой противоречащих друг другу приемов, из которой каждый сможет выбрать то, что поможет именно ему, то, что будет соответствовать его характеру, коммуникативным навыкам, видению мира, физическим и техническим возможностям. Источниками, приведенных рекомендаций являются лекции в Академии классической фотографии, статьи и семинары известных фотокорреспондентов, личный опыт автора и других фотографов. Если у вас появиться желание что-то добавить или оспорить – пишите, обсудим.

Итак, приступим.

 

01. Инструментарий.

Выходя на фотоохоту за головами, необходимо иметь при себе походящую технику. А какая техника подходит для жанровой съемки? Вот тут и начинаются сложности. Ответ –

любая (кроме разве что крупноформатных карданных камерJ).

Есть три основных стратегии при выборе техники, и они связанны, главным образом, с тем, как окружающие реагируют на камеру, а не  с техническими реалиями. Первая стратегия заключается  в том, что камера должна быть как можно меньше и выглядеть как можно «безобиднее». Вторая – камера наоборот должна выглядеть как можно внушительнее, создавая  ауру профессионализма и важности фотографа. Третья – камера вообще не должна ассоциироваться у обывателя с рабочей фототехникой (имеются в виду камеры нестандартных конструкций).

Рассмотрим подробнее достоинства и недостатки некоторых типов камер.

Цифрокомпакты:  Главное достоинство – небольшой размер и вес, незаметность, такая камера создает ощущение любителя, который снимает что-то свое личное на память, она меньше всего раздражает людей.  Иногда снабжены такой полезнейшей фенькой как поворотный экран. Главный недостаток – относительно невысокое качество оптики и снимков, а также невысокая скорость съемки и очень часто – неудобный интерфейс.

Дальномерные камеры(пленочные,  поскольку цифровые дальномерки распространения не получили):  Легендарный инструмент, которым сняты очень многие шедевры фотожурналистики. Основное достоинство  (оно же пожалуй, основной недостаток) –фиксофокальная оптика с углом зрения соответствующим углу зрения человеческого глаза (или несколько шире)– это дает важный навык съемки с реального расстояния. Именно умение снимать фиксом с «нормальным» фокусным расстоянием многие считают критерием подлинного мастерства. Другие достоинства – почти «мыльничная»  компактность при высоком качестве; относительно тихий затвор; из-за отсутствия вибрация от зеркала – возможность снимать с достаточно длинными выдержками; во время спуска затвора зеркало не закрывает объект съемки.  Минусы – съемка дальномерной камерой требует довольно специфических навыков, работать с такой камерой удобно далеко не всем.

TLR-камеры: Старинное и почтенное семейство «двуглазых» фотоаппаратов. У них есть два достоинства для жанровой съемки. Первое—объектив-шахта, который позволяет снимать незаметно, не поднося камеру к глазам. Второе – камеры эти выглядят настолько несовременно, что обыватель, неискушенный в тонкостях фотодела, практически не воспринимает этих монстриков как  рабочий фотоаппарат, и, соответственно, даже заметив, что его снимают, не особо напрягается. Недостатки – питаются эти монстрики, как правило, не очень дешевой среднеформатной пленкой; почти все имеют формат кадра 6х6, что не всегда удобно (вспомним Кандинского и то, что он писал по поводу напряжения изобразительной плоскости в «Точке и линии на плоскости»); ну и опять-таки к такой камере нужно довольно долго привыкать.

Зеркальные фотоаппараты:  Наиболее распространенный на данный момент тип камер, включающий в себя огромное количество самых разных машин – на любой вкус и кошелек: от почти бесплатных Зенитов до дорогостоящих современных мини-заводов по производству фотографий. Главное достоинство, которое позволило этому типу камер практически вытеснить все остальные – удобный видоискатель и возможность использования сменной оптики, в том числе и оптики с переменным фокусным расстоянием (зумов). Именно выбор оптики определяет стиль работы с такой камерой.

Широкоугольная (апогеем которой можно считать рыбоглаз) оптика позволяет снимать с близкого расстояния, иногда не глядя в видоискатель, захватывая объекты, которые находятся по бокам от фотографа. Мастером работы с широкоугольником был, например, Юрий Рыбчинский.

Телеобъективы позволяют снимать удаленные объекты. В идеале, так что фотограф остается не замеченным.

Многочисленные зумы-универсалы  позволяют забыть о смене оптики и комфортно работать с любого разумного расстояния, правда, придется жертвовать качеством. Плюс ко всему работа с зумом сильно затрудняет компоновку кадра – вместо того чтобы двигаться и искать точку, человек начинает судорожно крутить кольцо зума, меняя крупность плана.  К вопросу оптики мы еще вернемся, когда будем говорить о приемах съемки.

 

02. Камуфляж  J .

То, о чем пойдет речь дальше, многие считают паранойей, но тем не менее.  Выходя на съемку, постарайтесь выглядеть неприметно. Это вопрос чисто механической  заметности—яркая куртка и свитер в красно-зеленую полоску неизбежно привлекут внимание. Наиболее удачный вариант – что-нибудь нейтрально серое.

Также важно более-менее соответствовать социальному окружению – в идеале одежда должна быть нейтральной и не сильно выделяться на общем фоне (грубо говоря, вечернее платье или смокинг не самый удачный вариант для работы над фоторепортажем о колхозе «Красные выселки»).

Есть кстати и другой подход – заведомо яркая, необычная одежда могут помочь создать образ «вольного художника» со слегка отъехавшим чердаком, на таких тоже не особо обращают внимание.

Очень многие фотографы заклеивают белые и блестящие надписи на корпусе камеры и объективе непрозрачным скотчем – камера меньше бросается в глаза. Некоторые перекрашивают светло-серые корпуса объективов  (главным образом кеноновских элек) в черный цвет.

Тут главное не переборщить – не стоить обряжаться в камуфляж и прятать камеру на манер снайперской винтовки. 

И еще добавлю от себя лично: избегайте синих джинсовых жилетов с кучей карманов—они выдают фотографа за километр. Шутка.

 

03. Психология съемки.

Начнем на этот раз с конца. Как не правильно.

Вы идете по улице – камера в сумке \ рюкзаке \ кармане \ кофре. Вдруг вы видите какой-нибудь интересный сюжет или типаж. Пару минут стоите и думаете снимать – не снимать. Решаете снимать. Долго и шумно вынимаете камеру и одеваете ее на шею. Потом, воровато оглядываясь, подбираетесь к объекту, этак бочком-бочком, поднимаете камеру, делаете два-три быстрых кадра навскидку и испугано улепетываете, шокированные собственной наглостью.

 

А как правильно?

Ну, во-первых, один технический нюанс, к психологии отношения не имеющий. Если вы видите интересный сюжет, но камера не на шее – можете расслабиться и просто посмотреть, –  как правило, вы уже все пропустили. Достать камеру – долгий процесс, который всегда привлекает внимание; камеру надо держать на шее, более того желательно камеру заранее включить (механическую -- взвести) и заранее более-менее настроить экспозицию, чтобы в нужный момент сразу начать снимать. И конечно, не забывайте снимать крышечку с объектива. Шутка.

Теперь собственно о психологии:

  1. Если уж вы решили снимать людей, помните, что вы не преступник, а профессионал или художник, занятый делом. Ведите себя спокойно, сдержано, не суетитесь.
  2. Не пугайтесь – у вас должен быть вид человека, который точно знает, что все происходящее нормально.
  3. Снимайте обдуманно. Достаточно медленно, чтобы попробовать варианты. Следите за технической стороной кадра—слишком часто радость от того, что удалось поймать типаж заставляет забыть о том, что его еще надо выявить и проработать.
  4. Будьте вежливы и дружелюбны. Если вас заметили, улыбнитесь — часто помогает (но не всегда).
  5. Камера – как в один голос свидетельствуют многие профессиональные фотожурналисты – отличный эмоциональный щит. Она позволяет дистанцироваться от окружающего и оправдывает ваше присутствие в том или ином месте.
  6. Не наглейте. Будьте незаметны и ненавязчивы.  Если вы чувствуете, что сильно раздражаете людей, прекратите съемку.
  7. Помните, вы думаете о себе больше, чем окружающие. Поясню: я был свидетелем того, как группа из 15 фотографов, вооруженных габаритными зеркалками, во время выездного занятия в течение 10 минут снимала дедушку, мирно читавшего газету на скамейке. Дедушка так ничего и не заметил.
  8. Если вас заметили – спросите разрешения на съемку, поговорите. Хотя кадр уже пропал – человек, который знает, что его снимают, будет выглядеть неестественно. Поэтому если, он идет на контакт его надо слегка уболтать, что бы он расслабился.  
  9. Никогда не убегайте с места съемок (кроме случаев, когда однозначно понятно, что сейчас вас будут бить—драться с камерой на шее неудобно). Это создает у людей впечатление, что вы сделали что-то нехорошее.

 

Коснемся еще одного важного вопроса. Этики.  Каждый определяет для себя, насколько он может ради кадра влезть в чужую жизнь. У каждого, кого вы снимаете, есть право на неприкосновенность, а у вас, в свою очередь, есть право на свободное творчество. Помните, что когда мы видим, как Начтвей или Максимишин с расстояния в 30 см снимают убитую горем мать во время похорон, они выполняют работу. Они профессионалы, обязанные и готовые снимать вне зависимости от рисков и условий. Просто помните, что не всякий кадр стоит ваших и чужих нервов. Очень немногие кадры стоят здоровья. Ни один не стоит жизни.   Ведите себя достойно. Не рискуйте зря. И вообще здравый смысл никто не отменял.

 

04. Приемы съемки.

Собственно, речь наконец-то пойдет о способах, которыми можно снимать жанровую фотографию.

  1. Скрытая камера. Способ довольно сложный и, на мой взгляд, не самый эффективный. Идея в том, что просто скрывается сам факт наличия у вас фототехники. Как и где прятать камеру каждый решает сам в меру собственной изобретательности. Большинство способов спрятать камеру связанны с невозможностью визирования и построения нормальной композиции.
  2. Спонтанная камера. Съемка  навскидку, по вдохновению, часто не глядя в видоискатель. Особенно хорошо сочетается с широкоугольными объективами. Этот прием возведен в абсолют в ломографии. Иногда позволяет ухватить очень интересные моменты. Не забудьте настроить экспозицию заранее.
  3. Привычная камера. Часто бывает так, что нам нужно снять не какого-то конкретного человека, а любого человека вообще, лишь бы он был в нужной фазе и дополнил кадр. Способ прост – выбираем точку, спокойно компонуем кадр и ждем, пока в нужном месте пройдет человек. Главное достоинство метода – именно человек вторгается  в ваше пространство (вы же там, как дурак, на колене стоите с камерой уже полчасаJ) и у вас есть полное право его снимать. Сложность в том, что некоторые особо вежливые будут вас обходить, что бы не попасть в кадр, поэтому встаньте так чтоб за спиной была стена или что-то еще. Будьте готовы прождать долго, как правило, оно того стоит.
  4. Косвенная съемка. Суть приема в том, что вы не отрицаете факт съемки, но понять что же вы снимаете конкретно—невозможно. Именно это происходит, когда вы снимаете телевиком. Как вариант, можно упорно делать вид, что вы снимаете тень от забора, при этом снимая широкоугольником все что угодно.
  5. Условное название приема «Больше всех надо». Реализация требует определенного склада характера, известной доли артистизма, а также внушительно выглядящей техники. Делаем морду кирпичом и снимаем с таким видом, как будто заняты чем-то очень важным. Главное что бы у людей возникло ощущение, что вы работаете и вас нельзя отвлекать.
  6. Иногда можно и нужно договориться с человеком о съемке.Не хватает духу снять незнакомого человека? Ну, так познакомтесь!  Тут все зависит от ваших коммуникативных навыков. Как их развить? Читайте соответствующую литературу J.

 

05. Конфликтные ситуации.

Самое первое и главное – их проще избежать, чем расхлебывать. Очень важно трезво понимать, насколько важен и ценен отснятый вами материал. Если он не слишком эксклюзивен им можно пожертвовать. Идти на открытый конфликт стоит только в том случае, если это действительно что-то ценное.

Если вас агрессивно спрашивают, что вы снимаете – не говорите человеку, что вы снимаете именно его. Вы снимаете улицу, куст, светотеневую ситуацию, соотношение тональных масс — мало ли что еще. А еще вы поступаете \ учитесь во ВГИКе на оператора и выполняете задание.  

Если вас просят прекратить съемку,  скорее всего проще действительно прекратить.

Если человек возмущен и требует удалить фото -- удалите и извинитесь. Если это фото конечно не однозначный шедевр.

Все выше сказанное вдвойне  верно при общении с сотрудниками правоохранительных органов и служб безопасности. В этом случае важно также помнить, что забрать у вас камеру, карту или пленку милиционер права не имеет. И еще – есть такие люди, чьим требованиям необходимо подчиняться безоговорочно – это сотрудники ФСБ, ФСО и ФСК. Устраивать разборки с ними бесполезно и небезопасно. Вообще людей в форме лучше не снимать, особенно если они при исполнении. Также, если вы не профессиональный репортер, не стоит увлекаться съемкой митингов и демонстраций, особенно несанкционированных, – это очень неплохой способ получить по голове и лишиться камеры. Вообще не стоит выбирать априори опасные сюжеты, типа пьяных гопников, если вы не уверены, что справитесь,— как правило, они того не стоят (хотя есть очень неплохие серии, например Олег Виденин - "Портреты с окраин")

Ну, и напоследок, маленький журналистский финт – если вас принудили-таки удалить материал, постарайтесь, по крайней мере, не форматировать карту памяти – данные легко можно восстановить при помощи специальных программ.

 

Удачной вам съемки.

 

(с) Антон Буланков  aka Zblrk

 

P.S.

Распространение материала желательно, вдруг кому-то пригодиться. Ссылка на автора при этом также желательна.

 

 

 

 


_25th_Drug_   обратиться по имени Четверг, 18 Декабря 2008 г. 22:00 (ссылка)
аа!
афигенная тема))
уже распечатала))
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку