"Суета сует и томление духа" - говорит о человеческой жизни Бессмертный Муж Скорби, Соломон-Екклезиаст, или Когелет. "Нет ничего нового под Луной". "Все было, и все прошло", и "живому псу лучше, чем мертвому льву" - добавил он еще, но вот и пес мертв, и ничем ему не лучше, и "нет ни у кого перед другим преимущества". А потому - "суета сует и всяческая суета" и "лучше всего вовсе не родиться" - таков окончательный вывод мудрейшего из людей, завидно счастливого в творчестве, в любви, в детях, в богатстве, славе, власти, во всех мыслимых и немыслимых человеческих благах. Таков вывод могущественнейшего "Короля Иудейского" - "короля грез" трагических героев Достоевского.
"Вот почему тот смертный, в ком больше веселья, чем скорби, смертный этот не может быть прав - он либо лицемер, либо простак" - подтверждает эти выводы еще один из той же компании бессмертных - Бессмертный Муж Великой Мысли -- Герман Мелвилл.
"Жизнь абсурдна в самом своем основании", "жизнь есть трагедия абсурда" - истина современного экзистенциализма, самой субъективной из философий, когда-либо создававшихся человеком.
"Человек рождается, чтобы умереть" - вот первая и последняя целесообразность человеческой жизни и в то же время единственно надежная ее достоверность с точки зрения самой объективной и строгой науки.
В чем же дело? В чем корень этого трагизма человеческой жизни?
Жизнь глупа и печальна? Да, бывает глупа и печальна, очень даже глупа и очень печальна.
Жизнь абсурдна? Да, бывает, слишком часто бывает абсурдна. Но ведь не сплошь же абсурдна, не беспредельно, иначе мы просто не определили бы ее так, если бы не знали этого предела.
Человек умирает? Да, умирает. Но ведь и рождается. И одно, вероятнее всего, стоит другого, если даже самый усталый не устает от жизни и проклинает свое рождение лишь перед лицом смерти, тогда как нерожденный не благословляет и не проклинает, не устает и не отдыхает, вообще не имеет никакой участи, ни плохой, ни хорошей, и тут просто нет того, что можно было бы с чем-либо сравнивать, что лучше или хуже.
Жизнь трагична? Да, бывает и трагична. Но почему только трагична? <...> Почему именно трагедия? Почему не фарс, не смешная "незадача", не комедия чудаков, поверивших в бессмысленность и не пожелавших протянуть руку и сорвать уже созревшие плоды? Поверивших в Судьбу и Случай и начавших искать там, где никто для них ничего не припрятал. Поверивших в Необходимость и захотевших жать там, где никто не позаботился ни вспахать, ни посеять. Взыскавших смысл в том, чему никто, ни сами они, прежде всего, не позаботились сообщить этот смысл, который они захотели найти.