За что я ценю произведения о. Тихона Шевкунова? Нет, не за то, что он открыл для меня какой-то неведомый доселе мир старцев. Довольно долго мы шли с ним по жизни рядом, и я тоже очень хорошо знал тех людей, о которых он вспоминает - и Печорских старцев, и о. Рафаила, и о. Никиту - всех, всех, всех. Он был, конечно, к ним ближе, взгляд на них у него совершенно другой, чем у меня. Но дело не в этом.
В наше прагматичное время православие стали воспринимать как некое приложение к обыденной жизни, а о. Тихон показал нам, что жизнь церковная - это совершенно иной, не такой как наш, мир - самобытный, таинственный, глубокий, красивый.
Нельзя верить во Христа и жить как прочие человецы. Нельзя говорить о любви и раздувать до размеров воздушного шара свое "я". Нельзя лгать, воровать, блудить потихоньку, а потом, смиренно сложив крестом руки, следовать к Чаше. Это все ложь и по большому счету - шизофрения.
Нужно жить иначе, нужно "презирать убо плоть, преходит бо". Нужно идти за Христом, а не поклоняться мамоне, не приносить жертвы своим мелким священным коровам.
В эти святочные дни я нашел в себе силы, чтобы рассказать не о "несвятых святых", а обыкновенных христианах, которые тем не менее живут иначе, чем мир. Быть может, они много заблуждались и не являлись образцом для окружающего мира. Но они были живые, настоящие, теплые, а не какие-то схематичные христиане.
Это - не спор с о.Тихоном, а скорее продолжение его темы, только немного с другого ракурса.
Я все время в своей памяти обращаюсь к этим людям и к этим событиям. Я люблю их, и помню всегда. Они очень помогают мне как-то сохранить живую и непосредственную веру во Христа Спасителя.
Это - память, и это благодарность им.
Я не знаю, продолжится ли здесь мое повествование. После праздников я опять уеду на роспись, вернусь к кистям и краскам. Это очень тяжелый труд. Иногда не остается времени даже на молитву, не то что на писанину.
Но даст Бог сил, еще напишу.
Поздравляю вас с крещенским сочельником. Желаю бодрости духа и сил.