Мужа.
--------
Все гениальное - просто...
И, одновременно, уникально и неповторимо.
Ему можно следовать, подражать, но достичь
его невозможно. Ибо - достичь - значит создать
нечто, не похожее ни на что.
В древней Элладе превыше всех произведений искусств ценилась скромная
и неподражаемая эллегия природы. Неповторимость лужайки за окном и невыразимая
особенность темнеющей вдали рощи. Она - природа - почиталась за идеал которому
можно было следовать, учась мастерству неповторимого.
Я срываю с дерева листок, я всматриваюсь в него, я понимаю,
что нет более в мире точно такого же листка. Он один единственный.
И он когда-то исчезнет, и новое будет совсем другим.
И, будь я самим да Винчи, Микельанджело и Рафаэлем, точной копии это привычного элемента жизни
мне никогда не создать.
Я могу сделать копию и все равно она будет
далека от оригинала и опытный взгляд всегда отыщет изъян.
Наверное, поэтому есть много подделок картин великих мастеров,
но никому еще не удалось повторить незамысловатую травинку, растущую в поле.
Почему? У любого рукотворного произведения есть создатель,
и его собственная неуникальность, так или иначе, двигая кистью,
накладывает на произведение шаблонность мышления
автора. Хоть миллиграмм, хоть малая толика, она смешана с красками
и разлита по всему полотну. Поэтому изобретаются
сложные приемы мимикрии под особенность. Именно они отводят
взгляд от изъяна шаблонного повторения и неприродной дисгармонии.
В чем уникальность природы? У нее нет создателя,
нет того, кто исказит неповторимость своим обыденным опытом.
Каждое растение, все живое следует своему неповторимому пути.
В отличие от природы, человек тяготеет к шаблонам и повторам.
Он презирает их и обожает одновременно. Так же как ненавидят и подобострастно служат
охренелому хозяину-самодуру.
Человек цепляется за неуникальность в окружающем мире.
Эта повторяемость - база его познания мира. Без нее наше сознание рассыплется на фрагменты
и потеряется в бесконечной пестроте чувственной мозаики.
Подражая уникальной простоте, мы создаем сложные схемы и передаем из поколения в поколение
искусство подделки.
Мир входит в нас как бы по двум параллельным путям.
Вот у меня перед глазами самый обычный предмет. Я могу рассматривать
его, постоянно находя нечто новое. Этот процесс созерцания можно продолжать всю жизнь,
лишь бы хватило терпения. Но вот я задаю
себе вопрос: "А в чем же уникальность этой вещи?".
Я понимаю, что она есть, но я хочу выразить это словом и сделать
понятным рассудку. И я так же начинаю перечислять все его свойства этого же предмета,
но, добавляя перед ними приставку "не".
Уникальность это вещи не в форме, не в материале, не в способе применения...
Этих "не" тоже бесконечное количество.
И если мне хватит времени и сил перечислить их, или мелькнет
искра догадки, то я пойму, что уникальность любой вещи, ее суть, база
и обоснование ее существования просто недоступна моему сознанию.
Она - пустота...
Она только сообщает о себе, о том, что она есть и дальше... тишина.
Что бы говорить об неповторимости вещи, самой основе ее жизни,
я должен либо все отрицать, либо умолкнуть и остановить мыслительный процесс.
Именно это мы и делаем умирая... Когда открывается сущность нашей собственной жизни.
Каждый из нас живет неповторимостью своего "Я". Даже очень больному человеку
с расстроенной психикой не придет в голову отождествить свою личность с личностью другого.
Но если это "Я" возьмет листок бумаги и начнет писать свою биографию,
то безликими "родился... учился... жил... работал" оно не сообщит ровно ничего о себе.
Это будет заполненная анкета для отдела кадров.
Парадокс... Но его можно хотя бы понять...
Если догоадаться, что сама жизнь сообщает нам о себе из двух совершенно разных источников.
По одному источнику - мы хозяева жизни. А по другому?
Мы - пешки на шахматной доске жизни. Только этой фигурке иногда дается возможность
сыграть с партнерами визави в "подкидного дурачка" и отвлечься от глобального шахматного
миттельшпиля. Дается возможность увлечься и пропустить самое главное - двигаешься не ты,
двигают тобой.
Перемещаясь на доске
с шуточками и прибауточками,
перекидываясь картишками с такими же как сами, мы
совершенно не видим разницы между глобальным стратегическим
замыслом двух игроков, сидящих по разные стороны доски и передвигающих
нас на шахматном поле и своими незамысловатыми плутнями, которые
мы вытворяем с раскрашенными картинками в засаленной колоде.
Мы, как заигравшиеся игроки в покер. Мы увлечены, мы азартны,
наш мир - это ломберный стол и немного пространства, выхвачиваемого
из темноты лампой под зеленым абажуром.
Мы даже не догадываемся, что это пространство - это клетка на огромной шахматной доске.
И мы не замечаем, как кто-то переместил нас уже на другую клетку.
Где-то тоже идет своя игра.
Мы все приписываем себе. И от этого становимся слепыми и глухими.
Именно здесь - источник наших иллюзий.
Однако, эти невидимые игроки не злонамеренны.
Обнаружить чужую игру легче легкого и для нас открыты ее правила.
Так почему же мы их не знаем?
Легковесное тщеславие, слепота ограниченности и злобное упорствование в своей маленькой правде
делает нас глухими даже для очевидности. Но именно поэтому в самых главных вопросах нашей же жизни
решение за нас принимает один из невидимых участников глобальной космической шахматной игры.
Повернем свой взгляд к чистому опыту и экспериментам, которых многие стараются не замечать.
А теории всякие... Ну их к чертям. Ничего кроме излишней сумятицы в голову
они не дают.
А вот статистика - это совсем другое. Спорить со статистикой - это все равно, что качать
права у ОМОНАа - "Мородой в грязь - и лежи!".
В 1959 году в журнале Польского ортопсихиатрического общества была опубликована работа
психиатра Малиновского "Ретроактивная реальность".
Малиновский и его помощники провели социологический опрос 1700 супружеских пар.
Беседа с мужем и женой велась, естественно, отдельно.
Им задавалось около 100 вопросов, касающихся кардинальных проблем их семейной жизни.
Таких проблем, которые должны были бы оставить неизгладимому память о себе и не предполагавших
никаких разночтений. Это были вопросы, касавшиеся первой встречи опрашиваемых, их первого
полового контакта, свадебной церемонии и медового месяца, финансового и бытового состояния
в первый год совместной жизни.
Короче, охватывалось все, что оставляет неизгладимые впечатления в памяти.
Ответы супругов обескураживали...
Ни одна (ни одна!!!) из выбранных пар не ответила на 100 вопросов одинаково.
Максимальное количество совпадающих ответов набрала только одна пара, ответив
идентично на 43 вопроса из 100.
И что это говорит? В лучшем случае, только в 57 процентах, вся история
нашей жизни - плод нашего воображения. Наша собственная жизнь, где мы боремся,
страдаем и радуемся более чем на две трети - иллюзия!
Но если эту иллюзию мы укрепляем следованиям авторитетам и подражанию модным стандартам,
то тогда собственная жизнь, а точнее ее восприятие, настолько искажается, что становится мифом.
Есть ли смысл черпать знания из исторических хроник и летописей?
Можно ли на их основе делать выводы?
Или это способ поиграться в шизофренические игры отцов отцов и дедов дедов?
Итак...
"Значица, так... - говорил капитан МУРа Жеглов карманнику Кирпичу, -- срок ты уже имеешь".
Продолжим раскручивать ситуацию.
Усугубим свой пессимизм еще более забойной статистикой.
Наша задача превратить свою уверенность в ужас и панику.
Ибо только осознание человеком своей уязвимости делает его мягким и толерантным.
А значит, живым... Но как же быть с обучением, ведь только
в передаче опыта от поколения к поколению и видится живая ниточка сознательной жизни.
Может быть... Только эта ниточка - не нить Ариадны, выводящая из лабиринта,
а удавка, капельно-вирусная инфекция преемственности наследственной шизофрении
"от предков к потомкам".
Обратимся к статистике всемирно известного психиатра Чезаре Ломброзо.
Вот, что видно на примере Италии в 1869 году.
Количество помешанных среди евреев - один на 384, среди католиков - один на 1775,
среди протестантов - один на 1725.
А вот и вторая половина статистики.
Если в тоже самое время взять образовательный уровень тех же самых
евреев, католиков, протестантов, то окажется что он следует в таких же примерно пропорциях.
Вот почему стоит задуматься, о кошмаре авторитетов и ужасах образования.
А чем еще занимается школа и университеты?
Вбиванием в головы иллюзорных фантазий общепринятых мэтров.
А от иллюзий и веры в них - душевные болезни.
Так кто же играется с нами? По статистике Чижевского - пятна на Солнце.
Именно на период их активного образования и приходятся все мировые войны
и всплески политической активности.
Интересна статистика Чижевского относительно исхода парламентских выборов в Англии.
Не ручаюсь за достоверность точных данных, но когда количество пятен на Солнце примерно 21-25,
то выборы выигрывают лейбористы, а когда - 50, то - консерваторы.
Пятнообразовательная природа Октябрьского переворота стоила Чижевскому
9 грамм по решению внесудебного Особого совещания при НКВД.
А люди-то волнуются... Пену изо рта пускают от ража.
Я в дни "оранжевой революции" насмотрелся на это.
Слов наслышался о свободе, равенстве и братстве...
А потом один жирный кот спионерил у другого жирного кота трубу по которой течет
газ от третьего жирного кота.
Да в жопу их!..
Ну ладно, это - общественная жизнь. Да и пес с ней!!!
Могу просто послать ее в задницу и не кривляться в шутовском фригийском колпаке на революционном Майдане Незалежности.
Имею же я и свое - интимное...
Есть же у меня и прибежище, логово - моя личная жизнь.
Как говорят англичане - "моя крепость". И тут - жопа!!!
И здесь они - невидимые шахматные клеточки и те же игривые ручонки, фиг знает каких, игроков.
Кажется, нет ничего более увлекательного, чем поиск своей неповторимой и единственной половинки
в этой жизни.
Какой всплеск чувств и напряжения души,
какие любовные мурлыканья и любование друг другом!!!
Какое удивительное ощущение свободы и ласкающее слух сладостное токование о твоей единственности...
Однако, глянем на это чудо с позиций статистики доктора Карла Густава Юнга.
Доктор Юнг отличался кропотливость исследователя и недоверчивостью даже к собственным выводам.
Поэтому он частенько обращался за помощью к маститым специалистам с целью проверить
и перепроверить его выводы.
Так вот... Доктора Юнга заинтересовала неоспоримая возможность проверки астрологических расчетов.
Есть ли в них хоть какая-та истина или это полная лабуда.
Он взял неоспоримый факт - вступление людей в брачные отношения.
Об остальном можно говорить, что угодно. А брак - он и есть брак.
Его подтверждает штамп в паспорте.
Во времена Юнга астрологическим условием вступление в брак
было условие нахождения в одном знаке Зодиака (или в оппозиции)
Луны и Солнца партнеров.
Юнг обратился к брачным агентствам Цюриха, Лондона, Рима,
Вены и Берлина. Он разумно решил, что если Солнце и Луна
не имеют никакого отношения к заключению брака, то исследование гороскопов даст
обычную вероятность в пределах достоверного распределения отклонений.
И Юнг получил эту вероятность - 1 деленная на 10 000 000!
Не веря себе, Юнг привлек для анализа профессора математики
из Цюриха.
И вот, что он написал: "Невероятно, чтобы кому-нибудь удалось быть свидетелями этого.
Но в моем статистическом исследовании выделяемые в астрологической традиции соединения
сошлись именно таким образом".
Итак, не мы выбираем себе партнеров по браку,
а Солнце с Луной поют друг другу любовные куры.
Есть над чем подумать...
Как говорили в древнем Риме: "Оралом да по тестикулам".
Или - серпом по яйцам - на русском языке.
Вот и ответ на сакраментальное "Что делать?".
Надо просто выйти из игры. И тогда это помрачение,
эта иллюзия жизни рассыплется, как туман.
О-хо-хо...
Когда Конфуций решил посетить Лао Цзи, был он уже стар, увешан регалиями и облеплен учениками.
И он рассчитывал на подобающий прием.
Но когда он вошел в убогое жилище философа-оборванца,
то никто даже не предложил ему стула и вообще не обратили ни малейшего внимания.
Гордыня великого была оскорблена,
- Вам не знакомы правила хорошего тона - спросил кумир миллионов неотесанного невежду.
Лао Цзы почесал живот:
- Если вам хочется сесть - вот стул, хочется стоять - стойте, намерены уйти - вон дверь.
В праве ли я вмешиваться в вашу жизнь и ограничивать вашу свободу?
Вы - свободный человек, но и я - тоже.
С Конфуцием приключился торчок, ему захотелось покинуть
и эту убогость, и этих оборванцев, совершенно не сведущих
в учении о ритуалах жизни.
Он преодолел соблазн и завел разговор о Высоком Небе и не менее высоком предназначении человека.
Лао Цзы перевалился на другой бок:
- О, совершенномудрый! Я никогда не видел чего-то "высшего" или "низшего".
Кошка - есть кошка, дерево - есть дерево, человек - есть человек...
Конфуций мудро улыбнулся:
- Но ведь у человека иная судьба после смерти?
Лао Цзы заржал конем:
- Вот вы живете, почтеннейший, но можете ли вы сказать, что такое жизнь?
Конфуций смутился.
- Зачем вы себя так мучаете, - ласково
спросил Лао Цзы. - Вы не знаете, что такое жизнь,
а беспокоитесь о запредельном.