Стань дрейфующим бревном |
Будда говорит: «Стань дрейфующим бревном, беспомощным и бессильным». Посмотрите, как двигается плывущее бревно: никакой борьбы, никакого сопротивления, полное взаимодействие с рекой. Даже слово «взаимодействие» не совсем подходит. Дрейфующее бревно вообще не существует в смысле наличия эго. Так что нет смысла говорить, что оно с чем-то взаимодействует. Нет конфликта, нет и взаимодействия. Его просто нет, есть только река. Бревно полностью подчинено реке. Также должен поступать и ученик по отношению к учителю. Преданного ученика Будда называл сротапанна, то есть «тот, кто предался реке».
Каждый, заглянув вглубь своей души, найдет там такое же желание: иметь сильную волю. Каждый желает быть всемогущим, всезнающим, вездесущим, каждый желает быть сильным. Кто-то хочет добиться могущества посредством денег; конечно, деньги дают власть. Другие пытаются приобрести могущество, став президентом страны; конечно, политика тоже связана с властью. Кто-то желает получить могущество благодаря добродетели, ибо добродетель приносит уважение. Некоторые пытаются достичь могущества через религию, потому что религия создает ореол божественной власти и мистической силы. Кто-то ищет могущества в знаниях, так как знание — сила. Как бы то ни было, каждый ищет могущества. Это обычное желание для человеческого ума очевидно. Но Будда говорит: «Стань дрейфующим бревном». Что он имеет в виду, что он хочет сказать этим?
Он говорит: «Отбрось саму идею могущества. Это преграда на вашем пути». Именно поэтому вы становитесь слабыми. Сама концепция «я должен стать могущественным» доказывает твою слабость. Все слабые люди желают стать всемогущими. Они хотят сосредоточить всю власть в своих руках. Но зачем? Эго — это болезнь, мания величия.
Всех учили, что сила воли — это величайшая ценность. Всех учили, что сила воли — это огромная ценность. Каждому ребенку велено обладать сильной волей. Но сила воли — это нечто противоречащее твоей спонтанности, — ведь ты лишаешься ощущения легкости, спокойствия. Ты полагаешь, цветам нужно прилагать много усилий для того, чтобы цвести? А деревьям очень усердствовать, чтобы вырасти? Им не нужно никакое усердие. Лао-цзы говорил: «Посмотри на деревья, посмотри на реки, посмотри на звезды — и ты поймешь, что такое “действие в недеянии”».
Вы можете создать сильное трение. Из-за внутреннего трения создается эго, воля. Вы можете начать бороться с чем-то.
Например, человек решает, что целый год не будет спать. В нем возникает борьба. Каждую ночь ему придется бороться. По прошествии нескольких ночей ему будет скверно даже днем, борьба будет постоянной. Если он будет бдительным, настанет миг, когда его тело покорится. Тогда он будет бодрствовать, и сон уже не будет приходить к нему. Так человек станет волевым, и теперь он способен на многое.
Он может сказать кому-то: «Завтра ты умрешь!» В его утверждении будет такая могучая воля, что она подобно кинжалу убьет человека. Этот метод может быть полезным. Если кто-то болен, можно сказать: «Ты исцелен!» В человеке нет сомнения, потому он создает в пациенте пульсацию веры, уверенности в своем исцелении.
Этот человек может как помогать, так и вредить другим. Но для себя он опасен всегда, потому что он - в плену воли. Воля стала очень сильной, теперь он не может избавиться от нее, покорить ее. В нее слишком много вложено. Он так долго развивал волю, что уже не может отказаться от нее. А если появляется сила, всегда есть возможность неправильно использовать ее.
Власть развращает, причем не только политическая, но и физическая. А абсолютная власть и развращает абсолютно.
Послушай мой совет. Чем думать о воскрешении, сверхъестественных способностях, чудесах и воле, лучше думай о том, что такое жизнь, сделай это своей медитацией. Погрузись в нее, иначе ты пойдешь в неверном направлении. Ты будешь собирать мусор, выбрасывая настоящие бриллианты.
Дао против силы воли.
Дао — значит быть на пути и жить так, чтобы не быть отличным от пути. Существование едино. Мы не отделены от него. Отделение, идея отделения, весьма иллюзорна. Мы соединены вместе, мы единое целое, мы не острова, а единый континент. Вы во мне, а я в вас, вы в деревьях; это взаимосвязанное целое.
Басе говорит об этом: «Это подобно огромной паутине». Вы замечали? Дотроньтесь пальцем до паутины в любом месте, и вся паутина задрожит, завибрирует: целое вибрирует. Троньте лист на дереве, и вы заставите звезды вибрировать вместе с ним. Может, сейчас вы ещё этого не видите, но все так глубоко связано, что невозможно не коснуться звёзд, дотронувшись до листа, до маленького листика на дереве.
Целое едино, отдельность невозможна. Сама идея отдельности — барьер. Идея отдельности — это то, что мы называем "я". Если вы с "я", вы не в Пути, вы не с Дао. Когда "я" отброшено, вы в Дао. Дао означает, что жизнь — это часть безграничного целого, а не вся жизнь, как отдельная сущность.
Рубрики: | Техники и учения религии свободная беседа Медитация |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |