Если под моралью понимать этические убеждения личности, а под нравственностью этические установки общества, то можно предположить, что мораль у нас есть, а вот нравственность отсутствует.
Не только у меня ощущение острой нехватки нравственности в нашей сегодняшней жизни. Общество становится всё более бессовестным! Если вдуматься, идёт откровенная борьба «за место под солнцем». И всякие увещевания здесь лишние. Там, где главное – деньги, ничего другого и быть не может.
Состояние полного отсутствия нравственности иллюстрируют фильмы, отмеченные призами различных кинофестивалей и премиями. Это и «Эйфория», «Дикое поле», «Все умрут, а я останусь». В этих фильмах показана реальность нашей жизни и отсутствие каких-либо нравственных норм в повседневной жизни.
Нигде честной конкуренции уже давно нет. Только в политике, как это не покажется странным, играют «по-честному», понимая и принимая «законы джунглей» – «кто сильнее, тот и прав»! За всей ложью и ухищрениями скрывается чисто животная борьба за существование.
Не случайно сегодня совсем не говорят о нравственности, – потому что у нас нет общественной нравственности! Людей, которые исполняют «десять заповедей», даже на сайтах религиозной проблематики единицы. Остальные считают себя прагматиками, – это сейчас модно! Но если человек считает себя прагматиком, то совесть для него логически лишняя! В погоне за «чистоганом» совесть – рудимент!
Казалось бы, известно всем: «не судите, да не судимы будете». Но люди словно забыли о тысячелетнем человеческом опыте. А ведь нравственность не выдумка, а горький опыт человеческой истории! Она необходима, потому что способствует выживанию людей. При этом нравственность не должна зависеть от условий, иначе можно оправдать всё что угодно.
Нравственность является либо результатом соглашения людей, либо её источник Божественное откровение.
Человек существо программируемое («социальное животное» по выражению Аристотеля), и потому его надо воспитывать. Опыт «маугли» показал, что если человека не воспитывать, он останется животным. Но по каким канонам воспитывать, и есть ли у нас сейчас такие нравственные каноны?
У нас нет нравственности, потому что нет общественного договора о том, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Пора бы по примеру детской книжки Маяковского сделать такой «катехизис», или «кодекс» по примеру строителя коммунизма.
Я многих людей просил назвать известные им нормы нравственности, помимо десяти заповедей. Никто не смог. Даже «золотое правило нравственности», которому почти 5 тысяч лет, не могут вспомнить – «как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и с другими поступай; чего себе не желаешь, того и другим не делай».
Призывы к нравственности, пусть даже из уст первых лиц, выглядят неубедительными.
Что может консолидировать наше общество, вокруг каких ценностей все могут объединиться? что может объединить меня с Абрамовичем?
В дореволюционной России люди объединялись вокруг заповедей христовых. После революции вокруг идеи построения справедливого общества. А сейчас мы строим несправедливое общество! Человек человеку уже не друг товарищ и брат. Каждый за себя. Побеждает сильнейший. Кто сильнее, тот и прав.
И после революции 1917 года, и после революции 1993 году «вместе с водой выплеснули и ребёнка» – отказались от прежних идеалов и ценностей, а новых на замену не нашли.
Когда не осталось общепринятых этических норм, последняя надежда на церковь как хранительницу нравственных ценностей. Но и к ней есть вопросы: 1\ будет ли вынесена торговля за пределы храма (пусть даже это торговля свечами)? 2\ будет ли вестись богослужение на понятном для прихожан современном русском языке? 3\ будет ли отменена плата за церковные ритуалы (например, за крещение)?
Известный специалист по этике профессор Гусейнов А.А. – ныне директор института философии РАН (я познакомился с ним в 1987 году на «школе молодых ученых» в Тбилиси) на конференции «Дни Петербургской философии – 2007» говорил о необходимости усиления этического регулирования.
Никто уже не скажет сегодня, что «самый правильный поступок – это моральный поступок». Категории «доходности» вытеснили категории «добра».
При социализме мы хотели, чтобы всё можно было купить, но не думали, что для этого нужно научиться продавать, в том числе и совесть.
Сейчас главной ценностью уже является даже не патриотизм, а деньги. Люди предпочитают защищать не Родину, а того, кто больше платит. Пример – наши известные спортсмены и футболисты. И трудно их в этом упрекнуть – таковы законы рыночной экономики. «Рыба ищет, где глубже, а человек где лучше»!
Кризис показал, что упования на рыночный капитализм призрачны. В условиях капитализма каждый за себя. Бизнесмен заботится прежде всего о себе, а не о рабочих! В то время как государство спасает капитализм, рабочие захватывают заводы (как это сделали рабочие в Херсоне). Всё повторяется. Фактически уже началась национализация. И в октябре 1917 года национализация была вынужденным и единственным решением в ситуации кризиса. То же происходит и сейчас. Всё повторяется по марксистским законам, а не по прихоти властей.
Все эти «кризисы» – для разорения граждан, чтобы отобрать у людей накопленное и заставить работать (почему? – тема отдельной статьи).
Топ-менеджеры просят госпомощи для сохранения рабочих мест, а используют её для выплаты себе бесстыдно огромных премий.
Нравственно ли платить людям пенсию и пособие по безработице, на которое невозможно прожить?
Скажут: да, не справедливо, но экономически целесообразно. Однако смею предположить, что только подлинно справедливый закон может быть экономически эффективным!
Мы строим несправедливое общество, и все это понимают. Председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин в статье «Право – для человека» («Российская газета» от 25 ноября 2008 года) признаёт, что нынешний кризис это кризис доверия не только к финансовым институтам, но и к праву вообще, потому что оно позволило довести ситуацию до такой остроты. «На руинах подорванного мирового доверия возобладает звериное право сильного со всеми катастрофическими последствиями».
Да так оно было и есть! Разве вы не видите, что происходит в Ираке, в Афганистане, в Пакистане и в других «горячих точках»?! Кто сильнее, тот и прав. Законы устанавливает победитель!
Юридические законы должны устанавливаться на основе представлений о необходимом и целесообразном, исходя из перспектив развития общества. Но имеем ли мы представление о том, что есть благо для общества, и какое общество мы строим? Знаем ли мы, куда идём? Чего хочет человек? Какие нужны законы: законы братства, любви, взаимовыручки или закон силы, главенства своего брюха?
Сегодняшнее российское общество не является справедливым, а потому и законы не могут быть справедливыми для всех. Законодатели, похоже, забывают, что в основе любого закона должны лежать нормы нравственности, а не политическая или экономическая необходимость. Юридические законы произошли из законов моральных. Если закон не соответствует моральным представлениям, то, несмотря на любые санкции, он саботируется!
Без представления о справедливости и нравственности не может быть и законопослушности!
Но есть ли у нас общественная нравственность?
Законы это кирпичи, из которых строится здание общества, а нравственные нормы как цемент скрепляют индивидов, определяя правила человеческого общежития.
Нравственность базируется на идеалах. А какие у нашего общества сейчас идеалы? Раньше писали программы по коммунистическому воспитанию, а теперь нет никакого воспитания вообще. Но природа не терпит пустоты, которую заполнила порнография.
Есть ли у нашего общества цели и ценности, кроме достижения высокого уровня жизни, который подобен ускользающему горизонту?
Прагматизм стал сегодняшней философией «успеха». Цель оправдывает средства. Когда цель добиться успеха любой ценой, заповеди «не убий», «не укради» никого не смущают.
Показательно, что сейчас нет моральных авторитетов и примеров для подражания, каким был академик Д.С.Лихачёв. Зато есть «звёзды», которые постоянно рекламируют, с кем они спят, во что одеваются, принимают или не принимают наркотики…
Интернет является зеркалом нашего времени, и легко заметить, что в интернет-пространстве наряду с полной свободой полное отсутствие нравственности. Если кому-то что-то или кто-то не понравился, то могут обругать, «забанить», а то и вовсе уничтожить. Только раньше это делали физически, а теперь виртуально. Какой тут спор, какая-то политкорректность и толерантность. Казалось бы, не нравится – не читай. Но нет: раз не нравится, значит это плохо, значит это не должно существовать! Господствует принцип: я с тобой не согласен, и потому ты мне не нравишься, а значит ты не должен существовать!
Нужен ли специальный Закон об охране общественной нравственности по примеру Украины?
Хотя я и юрист, однако, не считаю, что с помощью законов можно урегулировать все сферы жизни общества. Закон не может подменить мораль, когда речь идёт о порядочности, воспитанности и приличии. Человек может поступать по закону, но абсолютно бессовестно!
— Однако не на все случаи жизни можно найти соответствующий закон. Как же поступать в такой ситуации?
— Поступать нужно разумно, в соответствии с нравственностью и справедливостью. Совершенных законов, вообще, не существует.
— Не делай другому того, чего себе не желаешь, не убий, не кради, не прелюбодействуй… — разве это не совершенный закон?
— Божественные законы людьми не соблюдаются. Разве это возможно, соблюдать заповеди?! Нет любви, нет. Её выдумали поэты. Люди живут инстинктами. Человек — животное! Все хотят сделать человека лучше, а он не может, не может! В реальности правят другие законы. Право силы — вот реальное право. А добро, справедливость, любовь — это всё... Оглянись вокруг! Развязавшие войну так называемые цивилизованные нации наплевали на ими же установленные законы, а про божественные даже не вспоминают; они убивают, потому что им это выгодно. Выгодно!
Победит не разум, а грубая сила. В политике всё определяет сила. Не обязательно военная, но обязательно сила.
— А как же мораль?
— Мораль устанавливает тот, чья сила больше. Но публично это не признают, потому что нравственные идеалы необходимы для повседневной жизни простых людей. — Депутат развёл руками. — Люди мыслят примитивно. Они хотят жить в покое. А правда разрушает. Если открыто говорить правду, то народ поднимется на восстание». (из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru
Говоря что, нравственность отсутствует в нашем общенстве значит кревить душой. Все зависит в каком обществе живет человек. Вернее не в каждом сообществе все так плохо. Во первых мкроклимот даже в самой маленькой ячейки - семье, в коллективе трудовом полностью зависит от нас.
Я в разнох коллективах общалась и общаюсь. И уверенна что и мораль и нравственном всеже зивут. Другое дело в каких масштабах. И опять же с нашего молчаливого согласия.
Другое дело что сверху из средств массовых информаций в наше время несут в общество неприкрытое хамство....
Да это сильно ударило по подростающему поколению. А мы на что их родители ведь кто если не мы должны привить все светлое и доброе своим детям.
А политнка всегда была и будет грязной ведь там всегда делят теплое место и большие деньги. Это всегда было и всегда будет. Если бы в нашем обществе было все прекрасно мы бы назывались РАЕМ,
Нету у нас никакой нравственности в стране! Ребенок мой включает комп, залазит в "Мой Мир" на Майле.ру или в свою почту, а ей сообщения приходят "качай бесплатно музыку, игры, кино...", открывает ссылку, а там извращенческое порно. Когда у нас модераторы будут контролировать то, что хоть у нас дети зарегистрированы в сети (год рождения)? Ведь пропускают всякие Спамы свободно!
А телевидение? Тоже один разврат, даже порномультики есть!
перевод церковной службы "на понятный русский язык" не решит проблему. не надо переводить. кто хочет тот все понимает. дело не в этом. с остальным - согласен. а что вы хотели? это все уже предсказано в Откровении Иоанна. чего стонать? спасайте свою душу.
Конечно, есть в России нравственность!
Сам вопрос поставлен некорректно. Нравственность - это индивидуально, мораль - это общественно. Нравственные проблемы решает каждый человек, и какова бы не была общественная мораль, в любом обществе можно оставаться нравственным. Несоответствие морали и нравственности - это уже другая тема...
а в связи с роликом - поневоле приходит на ум сравнение, где представителей основных христианских конфессий можно разделить на тех, кто сопровождал Христа до Голгофы и остался стоять возле креста (православные); тех, кто устал стоять и, отойдя немного в сторону, присел на лавки (католики); и тех, кто спустился в город, купил участки земли с видом на Голгофу и открыл там магазины и устроил прямую трансляцию (протестанты).
Судя по ролику - теперь у нас везде протестанты (((
>только подлинно справедливый закон может быть экономически эффективным!
А обосновать? В огороде бузина, а в Киеве дядька.
И вообще, поясните, пожалуйста, что в вашем понимании есть справедливый закон.
Вообще лично я считаю, что мораль должна быть у каждого своя. И когда кто-то сверху определяет, что морально, а что нет, это очень опасно. Сегодня аморально убивать, а завтра аморально не голосовать за "Единую Россию" или не ходить в церковь.
А право очень даже может и должно быть аморальным, это одновременно его плюс и минус. Поэтому возмущаться противоречию права и морали, и уж тем более религии, не имеет смысла.
"Нужна идея, а её нет!"
Будет в стране идея, появится и нравственность, которая будет обслуживать эту идею. Была идея "третьего Рима" - людей воспитывали ( и сами они "воспитывались") в соответствии с ней; была идея "коммунизм"... ну, вы поняли.
Николай_Кофырин, я спросила не о том.
1. Что такое справедливый закон, по каким критериям вы определяете его справедливость?
2. Почему >только подлинно справедливый закон может быть экономически эффективным ?
Вы выдвигаете эти тезисы, но никак их не обосновываете.
Исходное сообщение Espectro
Николай_Кофырин, я спросила не о том.
1. Что такое справедливый закон, по каким критериям вы определяете его справедливость?
2. Почему >только подлинно справедливый закон может быть экономически эффективным ?
Вы выдвигаете эти тезисы, но никак их не обосновываете.
Нравственный закон тот, который соответствует представлениям людей о нравственности и опирается на нормы нравственности в обществе.
Исходное сообщение Espectro
Николай_Кофырин, я хочу узнать ВАШЕ мнение на этот счет. Как можно писать о справедливости и не дать определения этому слову?
Если под моралью понимать этические убеждения личности, а под нравственностью этические установки общества, то можно предположить, что мораль у нас есть, а вот нравственность отсутствует.
Т.е. Николай_Кофырин, по отдельности люди у нас и неплохи, а все вместе образуют что-то нехорошее?
Как-то ваше рассмотрение вопроса опять не впечатляет.
Взять на вскидку первое попавшееся, все вздор.
Призывы к нравственности, пусть даже из уст первых лиц, выглядят неубедительными.
??? Вы слышали такие призывы? От наших "первых" лиц??
М. б. тысячекратно повторенная "борьба с коррупцией", отчего та только крепчает? Или эти истерические - "Россия вперед!", при том что все более - назад? А может целование в пузо отдельно взятого мальчика и присылка хомяка отдельно взятой девочке???
Гн. Николай_Кофырин, нравственность нигде и никокда не устанавливалась призывами, не важно кого, "первых ли лиц, церкви ли, - только делами, только поступками, только примером. Лицемерие, гнусность, неприличность нашей власти, установившегося общественного строя вы распространяете на все общество? Не желая, боясь назвать вещи своими именами?
Кризис показал, что упования на рыночный капитализм призрачны.
А ранее у вас были такие упования? Однако ж..
Мы строим несправедливое общество, и все это понимают.
Полная бессмыслица. Кто эти "мы"? что такое "строим"?
У нас насажден некий строй, некое правление, гнусность которого
очевидна многим (не скажу пока - всем) и только.
Стиль вашего рассмотрения более всего подчеркивается явленным вами ответом на один из комментов:
Нравственный закон тот, который соответствует представлениям людей о нравственности и опирается на нормы нравственности в обществе.
т. е. - "масло - то, что кажется нам масляным и кажется масляным всем".
Как в вату писать..
Юрий_Мишенев,
Рад был бы услышать от вас нравственный закон нашего современного общества, а заодно и определение нравственности и справедливости. Спасибо.
«Паситесь мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь;
Наследство их из рода в роды –
Ярмо с гремушками, да бич».
Интересная и вечная тема, на которую говорили и сетовали все поколения людей. Все что было нравственно в период детства и взросления человека остается эталоном на всю жизнь и когда приходит новое поколение, для которых нравственные нормы отцов и дедов архаизм, мы начинаем много и громко говорить об упадке нравов и гибели морали. Но так ли это? Мне кажется что нет. Каждое поколение создает, или вернее думает что создает , некую новую мораль, но это не так, все уже создано, много раз прожито, критиковано и забыто. Оглянитесь в историю, о какой морали выговорите в 18, 19, 20, или нашем, 21 веке? Работорговля, пиратство, колонизаторские войны, просто войны, геноциды, голодоморы, разрушение церквей, строительство коммунизма, затем накопление первичного капитала и теперь что? Мораль и нравственность упала? Да о чем вы? Мораль и нравственность всегда существуют в одном и том же виде, только говорят о ней только тогда, когда выгодно. Все подвиги и подлости изобретены и совершены многократно до нас. Мы только периодически поднимаем этот вопрос что поговорить.
Когда не осталось общепринятых этических норм, последняя надежда на церковь как хранительницу нравственных ценностей. Но и к ней есть вопросы: 1\ будет ли вынесена торговля за пределы храма (пусть даже это торговля свечами)? 2\ будет ли вестись богослужение на понятном для прихожан современном русском языке? 3\ будет ли отменена плата за церковные ритуалы (например, за крещение)?
----Вы правда в это верите ???
Исходное сообщение Аноним
Когда не осталось общепринятых этических норм, последняя надежда на церковь как хранительницу нравственных ценностей. Но и к ней есть вопросы: 1\ будет ли вынесена торговля за пределы храма (пусть даже это торговля свечами)? 2\ будет ли вестись богослужение на понятном для прихожан современном русском языке? 3\ будет ли отменена плата за церковные ритуалы (например, за крещение)?
----Вы правда в это верите ???
Демагогия + немного спекуляции + "прикрытие авторитетами" + банальная подмена понятий. 1. На мой взгляд, глупое разделение морали, как, якобы, субъективного восприятия ценностей и нравственности, как чего-то объективного вследствии совокупности субъективных (!) мнений. Отсюда неверный тезис о нравственной деградации общества. Если эти "нравственные устои" не нравятся вам, то это совершенно другое дело. Но судя по фразе "что может быть у меня общего с Абрамовичем!" - лукавите. Ведь этой фразой сами берете за критерий именно "денежный вопрос"! Или вам Абрамович представился аморальным типом? А в чем, позвольте спросить? Банальная зависть к чужому успеху и тому подобная шелуха не позволяет вам встать "в один ряд" с Абрамовичем. Он может вообще парень "мировой" и очень даже моральный. Таким образом, сетуя на новый нравственный ориентир - деньги (в общем смысле этого слова), вы сами же его и применяете, но тут же открещиваетесь, мол я не такой. А вот это как понимать: <<(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru>> ? Там вы тоже бесплатно свою книгу, извините, раздаете? Или таки меняете на 10 заповедей?! Вот и не судите...
2. Теперь относительно такой цитаты "Разве вы не видите, что происходит в Ираке, в Афганистане, в Пакистане и в других «горячих точках»?! Кто сильнее, тот и прав. Законы устанавливает победитель!...". Давайте не будем смешивать "закон" и "порядок". Законы в в этих странах де-факто и де-юре не менялись - это, как вам известно, страны "победившего Ислама" и закон, коллега, там главный - ИСЛАМ. Т.е. нормы религиозной морали возведены в ранг ЗАКОНА в нашем понимании. И кто бы там к власти не приходил - закон не изменен. Я не говорю сейчас о необходимых в современном обществе (и не важных в данном споре) всяких там законах о таможенных пошлинах, налогах и т.д., имея ввиду, прежде всего, уголовное и семейное право, как наиболее приближенные к "морали" отрасли права. А по поводу - правит победитель, так это вполне укладывется в доктрину человеческой морали - когда же было иначе? Вспомним страну победившего социализма, СССР. Вообще ДРУГИХ примеров не было - это реальность человеческого существования: правит ВСЕГДА сильнейший.
3. По поводу Аристотеля я бы тоже поспорил, но не стану - очень много чего могу сказать. Вас беспокоит воспитание молодежи в условиях "отсутствия" нравственности. Это традиционно. Ваши бабушки сетовали абсолютно на то же, уверяю вас. А детки, уверен, вырастут нормальными, может даже получше нас с вами. И в отличие от вас - они то вполне осознают значение денег, поскольку не копит их, а тратят на ценности, имеющие для них вес - пусть это будет компьютерный диск, игровая приставка, новый софт или скетборд, в конце концов шмотки, музыка, ночники и пиво. И это надо. Но это не знамя современной молодежи и они это понимают. Вспомните себя - на какую хрень тратили деньги вы?
Кроме того, хотелось бы отметить, что, например, ценности многих жителей Москвы разительно отличаются от ценностей жителей Саратова там, или Барнаула. Нет, я не говорю, что денег в провинции никому не надо, только вот их не возводят в такой абсолют как в Москве, где работа ради денег и деньги ради них же - обычное дело. Предупреждаю - говорю это не с целью кого-то обидеть, сам жил в Москве три года, и кстати, вообще родился в мусульманском обществе, да и теперь много путешествую, поэтому говорю со знанием, так сказать, обстановки. А вообще пост интересный, но больше похож на провокацию. Удачных опытов. Как всегда, ваш гвоздь в ботинке - Крокодилофф.