Всегда существовал вопрос: что такое преступление? То, что государство называет в Законе преступлением, или это нарушение каких-то общих природных законов существования?
Недавно я был приглашён и участвовал в работе Санкт-Петербургского международного криминологического клуба. С докладом выступил кандидат юридических наук доцент Игорь Анатольевич Петин. Он считает, что в понимании преступности «мы должны переориентироваться с закономерностей общественного развития на закономерности природы, на закономерности мироустройства».
«Действующее уголовное право не учитывает ни механизм, ни причин, ни условия. Оно используется как орудие уголовных репрессий. Это уже может коснуться всех нас. … Моя концепция действующего законодательства интересна даже и власть держащим. Потому что они не думают, что своим поведением они создают себе проблемы в будущем. Неотвратимость ответственности она была, есть и будет…»
Начальник кафедры криминологии Московского университета МВД России, заслуженный юрист России, доктор юридических наук, профессор С.Я.Лебедев справедливо заметил:
«Если ориентировать Уголовный Закон на законы природы, то это приведёт к разрушению уголовного права. Потому что по закону природы любое насилие есть способ выживания вида. Значит, любое насилие одного человека в отношении другого человека в реализации своего интереса (даже если руководствоваться целями социальной справедливости) с точки зрения сегодняшнего уголовного права это преступление, а с точки зрения ориентации на законы природы, это не преступление…»
Профессор С.У.Дикаев сказал: «Сразу возникает вопрос, вернее ряд вопросов: «Что такое мироустройство?» «На чём основано мироустройство?» «О каком мироустройстве идёт речь: о божественном или о том, что нами воспринимается?» «О реальном или воображаемом мироустройстве?»
«Если мир (вселенная) основывается на законах физики, общество на социальных законах, а индивид, как биологическое существо, на биологических законах, то означает ли это, что человечество должно отказаться от социальных законов в пользу законов физики и биологии?» «И не скатится ли в этом случае человечество в доисторический период?»
Профессор Д.А.Шестаков полагает, что существует два основных подхода к преступлению: материальный (преступление — зло, реально причиняющее вред) и формальный или, как говорят, конвенциональный (преступление — то, что названо таковым в законе). Эти подходы, криминологический и юридический, не противостоят, а взаимно дополняют друг друга. Профессор Д.А.Шестаков считает, что преступность существует и на микроуровне, как свойство человека.
Профессор Я.И.Гилинский пишет, что нет вида поведения, являющегося по своей природе преступным. «Преступление и преступность – понятия релятивные (относительные) «как договорятся» законодатели». «То, что в одной стране – преступление, в другой – не признаётся таковым. То, что преступным было вчера, непреступно сегодня, и наоборот».
Профессор Ю.М.Антонян убеждён в вечности преступности. «Глобальной» причиной преступности является недовольство личности её актуальным положением, представляющее собой единство 3-х компонентов: отчуждение и одиночество; ощущение угрозы; и особое отношение к смерти.
Криминологи всего мира до сих пор спорят о том, что оказывает решающее воздействие на преступное поведение человека: его природа или социальная среда, законы общества или законы природы?
«Среда виновата или подлая натура человеческая?» – спрашивал ещё Достоевский.
Платон, Плутарх, Аристотель и др. высказывали различные мысли, что преступность имеет свои причины вне злой воли человека.
По мнению Б.Спинозы «В естественном состоянии нельзя представить себе преступления; оно возможно только в состоянии гражданском, где по общему согласию определяется, что хорошо и что дурно, где каждый должен повиноваться государству».
Если знаменитый Чезаре Ломброзо утверждал, что «преступниками рождаются», то основоположник социологического направления А.Кетле полагал, что «преступниками не рождаются, ими становятся… Общество заключает в себе зародыш всех имеющихся совершиться преступлений, потому что в нём заключаются условия, способствующие их развитию; оно… подготовляет преступление, а преступник есть только орудие».
Французский социолог Эмиль Дюркгейм утверждал: «Преступность – нормальное явление потому, что общество без преступности совершенно невозможно».
Раньше считалось, что корни преступности следует искать в социальных условиях жизни. Другая точка зрения предполагает, что корни преступности заключены в генетике человека.
Сегодня установили, что проявления преступного поведения связаны не только с неблагополучным состоянием общества, но и со вспышками на солнце.
Одни криминологи считают, что победа над преступностью может быть достигнута лишь победой над порождающими её социальными условиями.
Другие убеждены, что победить преступность невозможно, как невозможно избавиться от собственной тени.
Некоторые сравнивают правоохранительную систему с плотиной, которая лишь сдерживает преступность, но не способна её победить.
Русский философ Владимир Соловьёв
полагал, что «правовое принуждение не принуждает никого быть добродетельным. Его задача — препятствовать злому человеку стать злодеем (опасным для общества)». «Закон — это ограничение личной свободы требованиями общего блага».
Таким образом, закон имеет целью оградить общество от проявлений человеком своего подлинного Я, если это Я вступает в противоречие с Я других людей. Однако никакой закон не останавливает людей от проявлений своей сущности. Всегда убивали и будут убивать, и даже страх смертной казни не останавливает.
Сегодня каждый пятый (20%) считает нормальным по собственному усмотрению убить другого человека. 23% стремятся к власти, чтобы реализовать эту вседозволенность. Эти данные привёл в передаче «Что делать» социолог Николай Лапин.
Председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин в статье «Право – для человека» пишет: «На руинах подорванного мирового доверия возобладает звериное право сильного со всеми катастрофическими последствиями».
«… Почему законы не работают? А почему они должны работать, если внутри беззаконие? Тогда исполнение закона становится лицемерием. Тогда человек только и думает, как ему этот закон обойти. Повесили на него обузу, которая сковывает его свободу…» – говорил в проповеди Патриарх Кирилл. – «…человек становится зверем… И задушить младенца, и нанести ножевые удары, и зарезать ни в чём не повинных людей …»
Что же такое закон: установление депутатов или природная закономерность?
Одни считают, что наш мир есть результат долгой эволюции, и надо жить по природным законам естественного отбора, где выживает сильнейший, а слабый погибает; где каждый за себя и выжить надо любой ценой.
Другие полагают, что мир был сотворён Богом и надо жить по божественным законам, любить ближних и помогать слабым.
Третьи убеждены, что человек живёт в социуме и должен создавать законы для социума. В трактате «Законы» Платон подробно разбирает, по каким законам должны жить люди.
Почему-то считается, что естественные законы нужно открывать, а юридические законы можно сочинять.
Существует два основных взгляда на роль права в жизни общества. Одни считают, что право должно лишь законодательно закреплять уже сложившийся порядок вещей («асфальтировать протоптанные людьми дорожки»). Другие считают, что право является инструментом политики, и оно должно прокладывать эти самые «дорожки» и направлять по ним людей, создавая новый социальный порядок.
Законы надо открывать, а не придумывать. Законы должны устанавливаться не по прихоти властей, а отражать закономерности человеческого общества и человеческой природы.
Некоторые законодатели, похоже, забывают, что в основе любого закона должны лежать нормы естественного права, а не политическая целесообразность или экономическая необходимость.
Известный теоретик права Чезаре Беккариа в 1764 году в трактате «О преступлениях и наказаниях» писал: «Нельзя надеяться на существенное улучшение морали, если политика не опирается на вечные чувства, присущие человеческой природе. Любой закон, идущий в разрез с этими чувствами, неизбежно столкнётся с противодействием, которое в конце концов окажется сильнее».
Основоположники идеи естественного права английские учёные Джордж Бьюкенен (1505-1582) и Роджер Хукер (1554-1600) писали, что первобытное состояние человека было полно «зависти, борьбы, ссор и насилия, которые не закончились бы, если бы люди не пришли к общему согласию подчиняться одному человеку». Побуждение к жизни в обществе и подчинению законам этого общества происходило из естественной потребности выживания.
Очевидно, что законы природы имеют приоритет над законами общества. Нельзя навязывать противоестественные законы и требовать их соблюдения.
Право власти это ещё не закон. Иногда принимаемые законы противоречат не только «естественному праву», но и здравому смыслу. Потому и складывается ситуация, когда, при всём желании, законы выполнить невозможно.
Председатель Конституционного Суда Валерий Зорькин признаёт несостоятельность трактовки права, в которой право отождествляется с законом, что приводит к волюнтаризму.
Чья власть – того и право? Или чьё право – того и власть?
Зав.сектором гуманитарной экспертизы и биоэтики Института философии РАН Павел Тищенко считает: «Сама власть является основной формой насилия. Именно насилие власти создало новые формы несправедливости, в том числе экономического распределения богатств страны. Сама власть нарушает законы гораздо чаще, чем обычные люди».
Появление уголовного закона, призванного "защитить" общество от нарушителей, вызвано не фактом наличия нарушителей, а следствием неестественной системы отношений между людьми, устанавливаемой государством.
Именно насаждаемые официальные законы есть то зло, которое считает неестественным закономерные проявления неблагополучия!
Именно несоответствие официальных законов естественным законам поведения людей есть основная причина преступности!
Не поведение людей причина появления уголовного закона, а именно наличие противоестественного «закона» причина негативного поведения людей.
Как-то у меня состоялся интересный разговор с депутатом Государственной Думы.
«Наши законы — всего лишь правила поведения. Они устанавливаются на основе представлений о необходимом и целесообразном, исходя из перспектив развития общества.
Законы служат поддержанию стабильности и порядка. Человек страдает от свободы, ему нужен порядок. Стремление к подчинению в природе человека.
Человеку нужна власть, чтобы ограничить его разрушительные инстинкты. И потому закон необходим, он благо.
Не могут быть законы справедливыми для всех. Но ведь, согласись, это лучше, чем совсем без законов. Совершенных законов, вообще, не существует.
Люди живут инстинктами. Человек — животное! У большинства голова лишь обслуживает желудок, и ничего более. Все хотят сделать человека лучше, а он не может, не может!
Божественные и моральные законы людьми не соблюдаются! В реальности правят другие законы. Кто сильнее, тот и прав. Побеждает не разум, а грубая сила!
В политике всё определяет сила. Не обязательно военная, но обязательно сила.
Право силы — вот реальное право. Законы устанавливает победитель!»
Честной конкуренции уже давно нет. Только в политике, как это не покажется странным, играют «по-честному», принимая «законы джунглей» – «кто сильнее, тот и прав».
В этом и заключена Тайна Власти: властители живут по «законам джунглей», а нам предлагают жить по заповеди христовой; сильные жрут слабых, а слабым предлагают прощать и любить.
Человек человеку не друг, товарищ и брат. Каждый за себя, и всем друг на друга наплевать.
Господствует принцип: я с тобой не согласен, и потому ты мне не нравишься, а значит ты не должен существовать.
Быть агрессивным и злым, работать кулаками без оглядки на окружающих, не задумываясь о последствиях – вот идеал современного человека.
Когда цель добиться успеха любой ценой, заповеди «не убий», «не укради» никого не смущают.
Сегодня для многих очевидна относительность «добра» и «зла». То, что хорошо для одного, вовсе не может быть непременно хорошо и для другого. Что для волков добро, для овец – смерть!
У каждого своя правда. Вопрос лишь в том, на чьей ты стороне.
Нет ни добра, ни зла – есть конфликт интересов.
Люди отстаивают свои интересы, даже через ложь и насилие.
Насилие становится универсальным средством разрешения конфликтов.
За всей ложью и ухищрениями скрывается животная борьба за существование.
«По праву сильнейшего!» – таков закон нашей жизни.
В человеческом сообществе действуют те же законы джунглей, что и среди диких зверей; господствует право силы, а не сила права, выживает сильнейший, и сильнейший всегда прав. На мораль и право плюют, если всего можно добиться силой.
Можно ли выжить, прощая врагов своих и возлюбив их по заповеди христовой?
Если я возлюблю ближнего как самого себя, то не должен его жрать, и тогда он сожрёт меня. Значит, я из любви к ближнему должен принести себя в жертву?
Да никто не живёт по христовой заповеди! Это только на словах призывают к любви, а на деле жрут друг друга. Необходимость заставляет бороться за выживание. Значит, не верна христова заповедь, если противоречит природе человеческой. Выходит, Христос ошибался, раз не под силу людям любить ближнего своего как самого себя.
Жизнь жестокая вещь: либо приспосабливайся, либо умри!
Один известный политик признал: «В мире идёт борьба не за рынок и не за права человека. За территорию! Как и тысячи лет назад племя идёт на племя: "У вас лучше вода — мы вас уничтожим и будем пить вашу воду". Нас хотят убрать и захватить нашу территорию. А вы идёте как стадо баранов...»
Фридрих Ницше
в книге «Генеалогия морали» приходит к выводу:
«Жизнь по существу своему есть присвоение, нанесение вреда, насилие над чуждым, над более слабым, подавление, жестокость, навязывание собственных форм, воплощение в самом лучшем, самом мягком случае — эксплуатация».
Платон говорил, что человек животное политическое. Животного в человеке большая часть. И как всякое животное, человек быстрее понимает насилие и принуждение.
Свой интеллект большинство использует лишь на 3%, а в остальном люди живут инстинктами.
Все знают, что прелюбодейство кончается плохо, однако всё равно изменяют друг другу.
Заповеди не выполняются, потому что природа сильнее культуры!
Если жить в обществе и быть свободным от общества хоть как-то можно, то быть свободным от законов природы невозможно никак.
Сегодня, очевидно, дарвинизм побеждает гуманизм. Повсеместно сделана ставка на силу и принуждение. Нам говорят, что нужны высокообразованные креаторы, но всё делают для оболванивания масс.
Возможно, человеку всё-таки нужен внешний контроль и страх. Некоторым людям гораздо проще понять принуждение, нежели приглашение. Людей больше воспитывает страх, нежели любовь.
Вот хотели построить коммунизм и сделать всех равными. Но не получилось, поскольку это не соответствует законам природы. «Теневики» и «цеховики» победили коммунистов. Бандиты вырыли свои «общаки» и открыли банки, став олигархами и уважаемыми людьми.
На первых курсах юридического факультета нас учили, что спекуляция это преступление, а на последнем курсе уже отменили спекуляцию как уголовное преступление, поскольку стали развиваться кооперативы и бизнес.
Общество изменилось, изменились и его законы.
Но изменились ли люди? – Нет! Потому что законы природы изменить невозможно.
Нас убеждали в истинности марксистско-ленинских законов общественного развития и неизбежной победе коммунизма, и в это же время разворовывали золотовалютные запасы страны.
Если социалисты исходили из понимания природы человека как условно «доброй»; то капиталисты исходят из «звериной» сущности человека. Если идея социалистов это уравнительное перераспределение, то идея капиталиста – эксплуатация и ограбление.
Что сильнее влияет на поведение человека: его генетика или социальная среда?
На мой взгляд, гены в большей степени определяют поведение человека, нежели социальные условия. Клептоманы и педофилы это просто больные люди, которых надо лечить, поскольку лишение свободы не избавит их от пагубного пристрастия.
В соответствии со своей генетической природой, всегда будут «руководители» и те, кто не может принимать решения и с удовольствием работает «исполнителем».
Всегда были предприниматели и те, кто совершенно равнодушен к бизнесу и прибыли.
Люди – животные с лёгким налётом цивилизованности. Чтобы выжить самому они готовы на любую подлость и с лёгкостью подставляют другого.
Повсюду борьба за выживание, убийства, конфликты, ни дня без распрей; кажется, вся история человечества это нескончаемая череда войн.
За последние пять тысяч лет только двести пятнадцать были без войн.
Ни один биологический вид не ведёт такой внутривидовой борьбы, только человек!
Львы не воюют со львами, никто среди животных не убивает ради удовольствия.
Когда лев «жениться» на львице, он убивает её детёнышей от «первого брака», потому что иначе она не родит ему новое потомство.
Чайка из двух своих детёнышей помогает наиболее сильному, потому что двоих ей не выкормить, тем самым обрекая слабого на смерть.
Да, человек не животное. Он хуже! Человек нарушил экологическое равновесие природы и обрёк себя и всех вместе с собой на вымирание.
Мартин Хайдеггер говорил: человек не хозяин бытия, а смиренный пастух, сосед бытия; и он должен осознать себя в этой скромной, а отнюдь не господствующей роли.
Преступником рождаются или становятся? – вопрос до сих пор открытый.
Человек от природы не добрый и не злой. Многочисленные психологические эксперименты доказывают, что при определённых условиях каждый человек может стать злодеем и преступником.
Недавно учёные обнаружили ген агрессивности и выяснили, что если его блокировать, угасает и творческая активность человека.
Известный этолог Конрад Лоренц,
проанализировав поведение многих видов животных, подтвердил вывод Зигмунда Фрейда, что агрессия не является лишь реакцией на внешние раздражители. Если убрать эти раздражители, то агрессивность будет накапливаться и проявляться по самым незначительным поводам. Если агрессия вызвана внешним раздражителем, то она выплёскивается не на раздражитель (скажем, особь, находящуюся выше в иерархии), а переадресуется особям, находящимся ниже в иерархии или неодушевленным предметам.
Существует ли в природе среди животных преступность?
Если преступление это нарушение норм поведения, представляющее опасность окружающим, то такое отклоняющееся поведение есть всегда и везде.
Когда я работал в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета и занимался изучением неформальных молодёжных групп, то узнал, что в сообществах животных этологи (учёные, занимающиеся изучением социального поведения животных) также отмечают наличие групп подростковых особей, ведущих себя агрессивным и вызывающим образом.
Законы природы определяют и жизнь в обществе. Как и в природе, в человеческом обществе процветает групповщина (клановость), начиная с дворовых компаний и заканчивая политическими партиями. Будь ты хоть трижды гениален, но чужие тебя не признают, потому что преданность клану важнее всего.
Социологами давно замечено, что все организации – государство, армия, мафия, преступные сообщества в местах заключения – строятся по общему системному принципу иерархической подчинённости. Такие принципы системной организации универсальны. Их обнаруживают этологи и в жизни пчёл, муравьёв, крыс и др.
Проанализировав поведение более чем 50 видов, Конрад Лоренц сделал вывод, что у сильно вооружённых видов эволюционный отбор выработал также сильную врождённую мораль— инстинктивный запрет применять всё вооружение во внутривидовых стычках, в особенности если побеждённый демонстрирует покорность. И наоборот, слабо вооружённые виды имеют слабую врождённую мораль, поскольку сильная врождённая мораль таким видам эволюционно ни к чему.
Человек — от природы слабо вооружённый вид (нападающий мог только поцарапать, неопасно ударить, укусить или душить, а жертва имела достаточно возможностей убежать). С изобретением искусственного оружия человек стал самым вооружённым видом на Земле, а мораль осталась на прежнем (низком) уровне.
Р.Киплинг в известной книге «МАУГЛИ» так сформулировал «Закон джунглей»:
Закон незыблем у джунглей – и ты возьми его в толк:
Хорош Волк законопослушный, преступный Волк – мёртвый Волк.
Закон и джунгли – едины. Так лиана ствол обрастает –
Ибо держится Стая на Волке, и держится Волк на Стае.
Если столкнутся две Стаи – не проявляй свой норов:
Жди, пока Вожаки не кончат переговоров.
С Волком из Стаи драться следует в стороне,
Чтоб не погрязла вся Стая в междоусобной войне.
Если отнял добычу у слабого – не вся тебе одному:
Право слабого помни – шкуру отдай ему.
ПРАВО Волков Годовалых за сытым Волком подъесть.
В стае никто не откажет – можешь есть, сколько есть.
Право Волчицы – долю с добычи сверстников брать.
В стае никто не откажет – Волчатам отдаст её мать.
За то, что могуч и проворен и мудрость его велика –
Там, где Закон безмолвствует, Закон – приказ Вожака.
Законов у джунглей много – помни их назначенье,
Но копыта и когти Закона, и голова – ПОДЧИНЕНЬЕ!»
Может быть, нужно жить по религиозным законам?
Когда Моисей вернулся с горы со скрижалями Божиими, одна из заповедей которых «не убий», он приказал убить всех, кто поклонялся не его Богу, а золотому тельцу. «Убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исход 32:23). А было их три тысячи!
Выходит, все призывы церковников к любви это ложь, религия – опиум народа, жизнь после смерти выдумка, и Бог не есть Любовь?..
Но если в этой жизни правит сила, а не любовь, значит и во вселенной правит не Любовь, а Сила?
По Канту тяготение к справедливости заложено в нас Богом в качестве категорического императива. Но существует ли естественный нравственный закон, о котором говорил Иммануил Кант?
В западной христианской цивилизации основой такого закона считают совесть, которая есть голос Бога в человеке. Для людей восточной цивилизации главный ограничитель не Бог, а стыд перед другими людьми.
Даже «золотое правило нравственности» («как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и с другими поступай»), которому 5,5 тысяч лет, не признаётся универсальным.
Закон Талиона – «глаз за глаз, кровь за кровь» – хотя и не признают, но постоянно им руководствуются.
Как-то в суде мне довелось услышать интересный разговор.
«Среди людей такой же закон, как и среди животных: слабый умирает, сильный выживает, выносливый приспосабливается. Не сила Права, а право силы!
— По каким же тогда законам жить?
— А по закону кровной мести. Люди признают только силу. Кровь за кровь! Справедливо, а главное эффективно. Страх удерживает людей, и только страх, а не какая-то совесть.
— Выходит, надо жить по закону джунглей и жрать друг друга?
— Таков закон природы: каждый сам за себя и выживает сильнейший!
Слабый должен погибнуть — таков закон выживания. Естественный отбор. Это закон жизни: либо приспособишься, либо умрёшь!
А совесть... это химеры, муки совести – интеллигентская блажь. У дикаря нет совести; он сожрёт тебя и не подавится.
Чтобы выжить, есть два пути: либо убивать, либо примириться. Но всё равно побеждает сильнейший! Короче: или жрать другого против своей совести, или быть съеденным самому».
Но если на Земле таков закон природы, возможно, и в Космосе царит такая же борьба?
Каковы же Законы Бытия? Что правит миром: Любовь или Сила?
Данте утверждал в своей «Божественной Комедии», что миром правит «Любовь, что движет солнце и светила».
Миром правит Любовь и правит Сила – СИЛА ЛЮБВИ!
Требование «Не убий» – природный закон. Заповеди – это не произвольные установления, а закономерности самой жизни, поскольку способствуют выживанию человечества. Если ненависть уничтожает, то любовь сохраняет.
Закон Мироздания – Любовь, даже тогда, когда это гибель одного ради рождения другого. В этом смысле смерть это тоже любовь. ВСЁ ЕСТЬ ЛЮБОВЬ!
Преступление есть нарушение Закона Жизни. А Закон Жизни – это Любовь!
Не будет любви – не будет жизни. Ибо любовь порождает жизнь.
И потому ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
А по Вашему мнению, ПРЕСТУПЛЕНИЕ ЭТО НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОВ ПРИРОДЫ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература –
http://www.nikolaykofyrin.ru