-Музыка

 -Всегда под рукой

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Николай_Кофырин

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 23.11.2006
Записей: 1540
Комментариев: 29258
Написано: 37804


СОКУРОВ И ФАУСТ

Суббота, 04 Декабря 2010 г. 08:24 + в цитатник
1 декабря на философском факультете Санкт-Петербургского государственного университета состоялась встреча известного режиссёра Александра Николаевича Сокурова со студентами. Предварял встречу показ фильма «Dolce…» (Нежно).
Я познакомился с Александром Николаевичем в сентябре 1983 года, когда он, тогда ещё абсолютно неизвестный и всеми гонимый, самолично привёз на юридический факультет Университета для просмотра и обсуждения свой первый фильм «Одинокий голос человека».
Этот фильм был его дипломной работой по мотивам повести русского писателя Андрея Платонова. И хотя фильм получил ряд фестивальных наград, он не был засчитан руководством ВГИКа в качестве диплома.
Я посмотрел почти все фильмы Сокурова, но этот его первый фильм, не знаю почему, мне нравится больше всех его работ.
Я уважаю Александра Сокурова за его принципиальную гражданскую позицию, за его верность истине, за непрекращающийся художественный и личностный поиск.
Анализируя его жизнь и творчество, невольно приходит на ум известный всем образ вечного искателя истины – Фауста.
Мы встречались с Александром Николаевичем в 1996 и 1998 году – я подарил ему свой первый роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
Он не боялся быть непризнанным, не боится быть непонятым, никогда не был недоступным.
Мне близка задушевная манера фильмов Сокурова. Но почему-то после каждого просмотра я ухожу не удовлетворённый. Почему?
Может, так и надо?




«Александр Николаевич Сокуров родился в 1951 году в России в деревне Подорвиха, Иркутской области в семье военного, участника ВОВ.
После окончания средней школы в 1968 году поступил на исторический факультет Горьковского Университета. Во время учёбы в Университете начал работать в штате Редакции художественного вещания Горьковского телевидения в качестве помощника режиссёра, затем ассистента режиссёра. В возрасте 19 лет как режиссёр выпустил свои первые телевизионные программы.

В 1974 году Сокуров защитил диплом историка на историческом факультете Горьковского университета. В 1975 году поступил на постановочный факультет ВГИКа в мастерскую документального кино Александра Згуриди. Во время обучения во ВГИКе за отличную учёбу получал стипендию имени С.Эйзенштейна.

В 1979 году, сдав экзамены экстерном, на год раньше срока был вынужден закончить обучение во ВГИКе из–за острого конфликта с администрацией института и руководством Госкино: его студенческие кинематографические работы категорически не принимались, его обвиняли в формализме и в антисоветских настроениях.

Именно это время для Сокурова знаменательно моральной и профессиональной поддержкой выдающегося и тогда опального для властей режиссёра Андрея Тарковского, высоко оценившего первый фильм молодого режиссёра. Дружба Сокурова с Тарковским не прерывалась и после отъезда последнего из России.

По рекомендации Андрея Тарковского в 1980 году Сокуров был зачислен в штат киностудии «Ленфильм», где работал над своими первыми игровыми картинами. Параллельно с этим сотрудничал с Ленинградской студией документальных фильмов, где сняты в разное время все его документальные кинокартины.

Уже первые фильмы, сделанные им в Ленинграде, вызвали негативную реакцию у партийного руководства города и в Госкино. В течение длительного времени, вплоть до перестройки (конец 80–х), ни один из его фильмов не был разрешён советской цензурой к показу.

В конце 80–х ряд снятых Сокуровым раньше игровых и документальных фильмов вышли в прокат и представляли русское кино на многих международных кинофестивалях. В 1998–1999 гг. режиссёр вёл на ТВ в Петербурге цикл передач «Остров Сокурова», в которых поднимались вопросы о месте кинематографа в современной культуре.

Сокуров неоднократно получал награды международных кинофестивалей, премии ФИПРЕССИ, премии имени Тарковского. Он является лауреатом Государственной Премии России (1997) и лауреатом Премии Ватикана — «Премия Третье тысячелетие» (1998).

В 1995 году по решению Европейской Киноакадемии имя Александра Сокурова включено в число ста лучших режиссёров мирового кино».

Известный философ Александр Секацкий так характеризует творчество А.Н.Сокурова.

«Отличие художника от прочих смертных в том и состоит, что он не транжирит выпавшие на его долю впечатления, даже самые мимолётные, а просто меняет их местами. Вернее, расставляет по своим местам.

Именно ангажированность, завороженность целью, решительно отличает Александра Сокурова от сторонников эстетизма, производителей киновиньеток, иногда действительно талантливых и изощрённых.

Само название фильма — «Одинокий голос человека» — безусловно совпадает с ощущением от чтения прозы Платонова. Дело ведь вовсе не в том, что человек беззащитен, заброшен во враждебный мир, презираем властью, государством и подвержен ужасу небытия. Таков удел каждого смертного, в какую бы эпоху он ни жил. Речь идёт именно об экспансии смерти в сферу сущего, о том, как далеко продвинулась смерть. Режимы существования социума в состоянии разрушения и в стадии уже наступившей тотальной разрухи принципиально различны.

Здесь, в фильме Сокурова, любая вещь так застигнута в безмолвии своего бытия, что готова вдруг рассказывать о себе, хотя мы требуем рассказа о нас, нам необходимы начало и конец и крайне желательна бесконечность, задержавшаяся в проёме между началом и концом, бесконечность внутри произведения.

Тема одинокого голоса — экспансия смерти. Художник исследует, как смерть ведёт свою работу, последовательно, слой за слоем разрушая оплоты человеческого бытия — экзистенциальные, социальные, психологические.

Жало смерти, по мере его погружения в социальную плоть, с какого-то момента перестаёт вызывать опережающий ужас. На этих глубинах тиражирование смерти уже не сопровождается страхом смерти. Именно с этой запредельной ситуацией и имеет дело Александр Сокуров, опирающийся на опыт Платонова.

Единственной неподдельной формой самоотчёта, равно как и отчёта перед вечностью, является готовое совершенное произведение. Только то, что мы сделали, а не то, что нам сделать помешали».

Фильмография Александра Сокурова.
Художественные фильмы:
1978—1987 — Одинокий голос человека
1980 — Разжалованный
1986 — Ампир
1983—1987 — Скорбное бесчувствие
1988 — Дни затмения
1989 — Спаси и сохрани
1990 — Круг второй
1992 — Камень
1993 — Тихие страницы
1996 — Мать и сын
1999 — Молох
2000 — Телец
2002 — Русский ковчег
2003 — Отец и сын
2004 — Солнце
2007 — Александра
2011 — Фауст

Документальные фильмы:
1978—1988 — Мария
1979 — Соната для Гитлера
1981 — Альтовая соната. Дмитрий Шостакович
1982 — И ничего больше
1984 — Жертва вечерняя
1985 — Терпение труд
1986 — Элегия
1986 — Московская элегия
1990 — Петербургская элегия
1990 — Советская элегия
1990 — К событиям в Закавказье
1991 — Простая элегия
1991 — Ленинградская ретроспектива (1957—1990)
1991 — Пример интонации
1992 — Элегия из России
1995 — Солдатский сон
1995 — Духовные голоса
1996 — Восточная элегия
1996 — Робер. Счастливая жизнь
1997 — Смиренная жизнь
1997 — Петербургский дневник. Открытие памятника Достоевскому
1998 — Петербургский дневник. Квартира Козинцева
1998 — Повинность
1998 — Беседы с Солженицыным
1999 — dolce… (нежно)
2001 — Элегия дороги
2004 — Петербургский дневник. Моцарт. Реквием
2006 — Элегия жизни: Ростропович, Вишневская
2009 — Блокадная книга

Александр Секацкий полагает, что «художник, всегда понимающий, о чём не следует сообщать в своих посланиях, справедливо считается великим мастером».

На мой взгляд, если снимаешь авторское кино для себя, то снимай как хочешь и что хочешь. Но если делаешь для людей, то им должно быть понятно, что стремишься им донести. Разумеется, с соблюдением общего правила: «художник должен не опускаться до зрителя, но поднимать зрителя до своего уровня».

Приведу одно спорное мнение о фильмах Сокурова: «смотришь и видишь, что он подражатель Тарковского страшный, но в отличие от него, может сделать тело, но не знает, как одухотворить его».

Известно, что Андрей Тарковский мечтал поставить фильм по трагедии Гёте «Фауст».
А снял этот фильм Александр Сокуров.
И я с нетерпением жду его «Фауста».

Помню, как впервые прочитал трагедию «Фауст» (в переводе Н.Холодковского) в медсанчасти во время службы на флоте. Выписал в тетрадь многие строки и помню их до сих пор. Спустя год перечитал трагедию. Потом прочитал ещё раз уже в переводе Бориса Пастернака. Потом были «Разговоры с Гёте» Эккермана.
Когда я был в Германии и приехал в Веймар, то посетил дом Гёте, в котором меня особенно поразил своей скромностью рабочий кабинет великого поэта.


Я философию постиг,
Я стал юристом, стал врачом…
Увы! С усердьем и трудом
И в богословье я проник, –
И не умней я стал в конце концов,
Чем прежде был… Глупец я из глупцов!

Часть вечной силы я,
Всегда желавший зла, творившей лишь благое.

Мишурный блеск – созданье вероломства,
Прекрасное родится для потомства!

Блуждает человек, пока в нём есть стремленье.

Что в сердце у него, то в книге видит он.

Чистая душа в своём исканье смутном
Сознаньем истины полна.

Когда есть ум и толк в словах у нас,
Речь хороша и без прикрас.

Но сердце к сердцу речь не привлечёт,
Коль не из сердца ваша речь течёт.

В пергаменте ль найдём источник мы живой?
Ему ли утолить высокие стремленья?
О, нет, в душе своей одной
Найдём мы ключ успокоенья!

Ах, две души живут в больной груди моей,
Друг другу чуждые, – и жаждут разделенья!
Из них одной мила земля –
И здесь ей любо, в этом мире,
Другой – небесные поля,
Где тени предков там, в эфире.

Увы, теряем мы средь жизненных волнений
И чувства лучшие и цвет своих стремлений.

Когда указан путь, тогда гораздо боле
Почувствуешь себя подвинутым вперёд.

Кто верить сам в себя умеет,
Тот и других доверьем овладеет.

Уменье жить придёт само собою,
Лишь верь в себя, так жизнь возьмёшь ты с бою.

Суха мой друг теория везде,
А древо жизни пышно зеленеет!

Наполни же всё сердце этим чувством.
И если в нём ты счастье ощутишь,
Зови его как хочешь:
Любовь, блаженство, сердце, бог!
Нет имени ему! Всё в чувстве!
А имя только дым и звук,
Туман, который застилает небосвод.

Жизни годы прошли недаром,
Ясен предо мной конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день за них идёт на бой!»

P.S. Я многому научился у Александра Сокурова, что нашло отражение в моих видеороликах.






© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 13 пользователям

Таиса41   обратиться по имени Суббота, 04 Декабря 2010 г. 09:32 (ссылка)
Спасибо за пост. Интересно будет посмотреть и почитать.
Ответить С цитатой В цитатник
Кира_Вебер   обратиться по имени Суббота, 04 Декабря 2010 г. 09:52 (ссылка)
Этого фильма я не видела,но хорошо знаю другие и уважаю Александра Сокурова как талантливого человека))
Ответить С цитатой В цитатник
Валентина_Терентьева   обратиться по имени То,что удалось посмотреть из работ Сокурова, заставляет задумываться... СПАСИБО,Николай. Суббота, 04 Декабря 2010 г. 11:38 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
Странник_1986   обратиться по имени Суббота, 04 Декабря 2010 г. 12:24 (ссылка)
Спасибо,Николай!Можете что ещё посоветовать?
Ответить С цитатой В цитатник
STanka_Dobreva   обратиться по имени Суббота, 04 Декабря 2010 г. 12:55 (ссылка)
Царство Силы ныне входит в предсмертную агонию, во времена которой сущность людей будет ускоренно возвращаться к дикому состоянию...Дикост и ничтожество есть та западня, в которую движется великое множество людей.От движения в сию западню не убережет и большая образованость...
Ответить С цитатой В цитатник
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ   обратиться по имени природа парит на положительных эмоциях Суббота, 04 Декабря 2010 г. 14:39 (ссылка)
.


природа парит на положительных эмоциях
и только ползает на отрицательных

===============================
Сокуров интересен и симпатичен - но неприятен



Сокуров интересен - он необычен

он любопытен - - так как все делает неожиданно и оригинально
его взгляд интригует своеобразием

а принципиальность - просто достойна памятника
его противостояние и банальному всему
и чиновникам от искусства и не от искусства
стоит многого

но он не приятен - он шокирует

почему и зачем?
такая видимо концепция
- что только шокирующее полезно в искусстве

я конечно с этим не согласен
- природа парит на положительных эмоциях
и только ползает на отрицательных

мельком проглядев обширный материал
тут же увидел ошибку Сокурова:
Ростропович и Вишневская - посредственные музыканты

на баррикады он вылез замечательно с виолончелью
и за это достоин памятника
но играл он все-таки хуже некуда
- самая заурядная консерваторская игра...

я не смотрел фильм Сокурова
но он видимо его там расхваливал
- а это ошибка

впрочем Сокуров так может расхваливать
что поежишься...



.
Ответить С цитатой В цитатник
ТВК   обратиться по имени Суббота, 04 Декабря 2010 г. 19:25 (ссылка)
Спасибо, читала с удовольствием. Мне лично нравится А.Н.Сокуров. Захотела посмотреть "Фауста".
Не согласна, что Ростропович - посредственный музыкант. Я видела его мастер-класс. Это что-то!
Ответить С цитатой В цитатник
Svetlana_Kostevich   обратиться по имени Суббота, 04 Декабря 2010 г. 20:18 (ссылка)
Спасибо за интересный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
дюваль-57   обратиться по имени Суббота, 04 Декабря 2010 г. 20:36 (ссылка)
Спасибо,что затронули тему о Сокурове.О нём можно говорить разное,но одно несомненно-талантлив невероятно!
Ответить С цитатой В цитатник
NATAL-SERG   обратиться по имени Суббота, 04 Декабря 2010 г. 22:35 (ссылка)
Неудовлетворённость-она всегда есть в нашей душе,являясь стимулом
для дальнейших поисков истины,смысла жизни. Считаю такое состояние
нормальным явлением,прожив жизнь,мы так и остаёмся учениками
в поисках познания. Прошли века-и ничего не изменилось,так
будет вечно,пока существует род человеческий.
Спасибо,помню Сокурова по его фильмам,да он был
не признан,но думающая публика оценила его талант.
Ответить С цитатой В цитатник
MultiMazurka   обратиться по имени Воскресенье, 05 Декабря 2010 г. 00:16 (ссылка)

Ответ на комментарий ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ

Господин Косаговский. позвольте заметить вам. что высказывания ваши напоминают одесский анекдот. в котором муж разводясь. в вину ставит жене":она меня не устраивает". Голос с галерки ему ответил:"Всю Одессу она устраивает. а его нет". Так и вас.Для всего мира Ростропович - гений и великий артист.А если фильм не смотрели. то и говорить о нем не стоит. тем более об ошибочности взглядов режиссера, который вам неприятен.
Ответить С цитатой В цитатник
MultiMazurka   обратиться по имени Воскресенье, 05 Декабря 2010 г. 00:26 (ссылка)
Господин Кофырин, Вы заинтересовали меня темой Сокурова. К сожалению. его творчество знаю мало. а потому понравилось. что перечислены все ленты.значит их можно увидеть. Кроме того. мне понравился ваш второй ролик (первый не открылся). Прежде всего понравилась музыка. И та простота и естественность. с которой были получены ответы от разных людей. Мне кажется. что ответ на вопрос мы можем найти у трех композиторов: Бах - музыка говорит о том. какими ДОЛЖНЫ быть люди; Моцарт - о том какими МЫ ХОТИМ ВИДЕТЬ СЕБЯ; Бетховен - какие мы есть, со всеми нашими муками и радостями..Я так чувствую. А как это есть - Господь рассудит. Спасибо за прекрасный пост..

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
ElenaJakovlevna   обратиться по имени Воскресенье, 05 Декабря 2010 г. 05:37 (ссылка)
Николай_Кофырин, спасибо. Сокуров вызывает у меня чувство уважения - и человек, и мастер!
Ответить С цитатой В цитатник
Николай_Кофырин   обратиться по имени Воскресенье, 05 Декабря 2010 г. 08:01 (ссылка)
MultiMazurka,
Спасибо за прекрасные слова. Жаль, что не могу дать ссылку на фильм "Одинокий голос человека". Но я его скачал в интернете. Поищите.
У меня ролик "Нежность" сразу открывается. Попробуйте ещё.
Ответить С цитатой В цитатник
MultiMazurka   обратиться по имени Воскресенье, 05 Декабря 2010 г. 09:32 (ссылка)
Ролик открылся. Очень тонко и чисто. Недаром я посылаю Ваши посты своему внуку. чтобы учился нормально думать и размышлять. Спасибо, жду новых интересных сообщений.
 (195x163, 18Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
Николай_Кофырин   обратиться по имени ИНТЕРЕСНОЕ МНЕНИЕ Воскресенье, 05 Декабря 2010 г. 17:20 (ссылка)
Пользователь mutargim73 (mutargim73) ответил на комментарий, оставленный вами к вашей записи в Живом Журнале:
"Александр Сокуров, скорее, не Фауст, а один из возможных "предшественников-прототипов" Фауста - ученый из города Легница Вителон (13 в.) Они оба в очень разное время жили в Легнице, но и тот, и другой вошли в школу именно здесь! Вителон был, практически, энциклопедистом, он был известен всей Европе. Его главный труд был посвящен оптике, в том числе - оптике человеческого глаза и влиянию на нее человеческой психологии. Главная часть инструмента Сокурова также является оптический прибор - объектив, с помощью которого он также исследует человеческую психологию.
Не уверен, известен ли этот факт самому режиссеру. Очень возможно, что нет. Но то, что часть детства, в том числе самые первые школьные годы, проведенная в Легнице, проявляется в его творчестве достаточно сильно (а это: свободолюбие, человечность, демократизм, перфекционизм и щепетильность, стремление улучшить мир самостоятельно), кажется мне как тоже жителю Легницы в то самое время вполне очевидным. Насколько мне известно режиссер иногда вспоминает этот период в своих мастер-классах".
Ответить С цитатой В цитатник
Rebinka   обратиться по имени Воскресенье, 05 Декабря 2010 г. 21:25 (ссылка)
Спасибо вам огромное за интересный пост. Хорошо, что перечислили фильмы Александра Сокурова , постараюсь скачать. Смотрела уже давно "ТЕЛЕЦ", впечатляет. Ролики ваши замечательные! Смысл жизни - для меня в том, чтобы в конце жизни не было бы стыдно оглянуться назад. А еще согласна с вами ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ.
Ответить С цитатой В цитатник
Хрустальная_туфелька   обратиться по имени Вторник, 07 Декабря 2010 г. 17:38 (ссылка)
ой...даже не ожидала такой пост увидеть тут , с творчеством Александра Сокурова тоже знакома и всегда под впечталением
Ответить С цитатой В цитатник
Николай_Кофырин   обратиться по имени Вторник, 07 Декабря 2010 г. 17:40 (ссылка)
Исходное сообщение Хрустальная_туфелька
ой...даже не ожидала такой пост увидеть тут , с творчеством Александра Сокурова тоже знакома и всегда под впечталением

А почему не ожидали?
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Вторник, 07 Декабря 2010 г. 21:06 (ссылка)
Николай_Кофырин, Думаю,кино А.Сокурова-сложное,напряженное ,не для всех и не для развлечений,заставляет постоянно вслушиваться , всматриваться и размышлять.Нравится его "Молох" (образ Гитлера своеобразный и правдоподобный).С удовольствием бы посмотрела "Фауста"
Ответить С цитатой В цитатник
ТА_ЧТО_ПРАВИТ_БАЛОМ   обратиться по имени Среда, 08 Декабря 2010 г. 21:30 (ссылка)
Спасибо. Очень интересный пост.
Фильмы А. Сокурова, интересны для меня. Заставляют задуматься.
Я к сожалению смотрела не много фильмов, но то что увидела запало в душу!
Ответить С цитатой В цитатник
Олег_Иванов_Геннадич   обратиться по имени Четверг, 09 Декабря 2010 г. 16:30 (ссылка)
Из перечисленных фильмов смотрел около половины, причем все не досмотрел до конца. Хочется сказать словами одного известного персонажа:"Вы профессор, воля ваша, что-то уж очень мудреное сказали. Может оно и умно, но уж больно не понятно. Насмехаться над вами будут" Через полчаса просмотра фильма, например Молох, хочется спать. Это очень непонятный талантище нашего кинематографа. (хотя на самом деле их пруд пруди, только им денег на фильмы не дают и правильно делают)
Ответить С цитатой В цитатник
Ceslava2009   обратиться по имени Воскресенье, 12 Декабря 2010 г. 17:27 (ссылка)
спасибо,интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
ЮРИЙ_КОСАГОВСКИЙ   обратиться по имени Сокуров интересен и симпатичен - но неприятен Вторник, 14 Декабря 2010 г. 15:44 (ссылка)

Ответить С цитатой В цитатник
oksanaboni   обратиться по имени Среда, 15 Декабря 2010 г. 17:58 (ссылка)
Очень интересно , спасибо !
Ответить С цитатой В цитатник
mitelalte1   обратиться по имени Суббота, 17 Сентября 2011 г. 23:23 (ссылка)

Ответ на комментарий MultiMazurka

речь о том, что игра Ростроповича у берлинской стены - была посредственна..
Кстати, когда умер Маэстро. то немецкие СМИ уделили в своих сообщениях - мизер места.. не сравнить со смертью джексона..
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку