Посетить все христианские святыни Греции за одну поездку невозможно. Их много и разбросаны они по всей стране, в том числе и по многочисленным островам.
Греция была и остаётся хранительницей православия. 98% верующих придерживаются православного вероисповедания.
Поклонение святым местам показывает, что у человека есть ещё в жизни нечто высокое, кроме заботы о хлебе насущном. Верующий человек или человек, попавший в тяжёлую жизненную ситуацию и не знающий, где ему искать выход, как правило, направляется к религиозной, мистической точке как паломник, при этом мало обращая внимание на неудобства.
Первый город, который встречает паломников, это северная столица Греции Фессалоники (по-русски – Салоники). Небесным покровителем города является святой великомученик Димитрий Солунский. В 4 веке Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен на его место императором Галерием. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей. За это его и убили по приказу императора.
Что заставляло святых мучеников идти на смерть? Вера? Нет, глубоко личное убеждение, основанное на личном опыте!
В Фессалониках останавливался апостол Павел. Он даже написал два послания фессалоникийцам. «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы во всём. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом на зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите…»
Среди святынь, которые посещают паломники в Салониках, есть Кафедральный собор, где хранятся святые мощи великого угодника Божия подвижника исихазма святителя Григория Паламы. А также монастырь святой преподобной Феодоры "послушливой" Солунской, где находятся её святые мощи и мощи святого преподобного Давида Столпника Солунского, который жил в шестом веке.
Посетили мы и почитаемую христианскую святыню источник Святой Параскевы. Святая Параскева-Пятница — христианская великомученица III века. Через ущелье перекинут мост, по которому можно пройти к скальной церкви Св. Параскевы. Сам источник с лечебной водой находится в глубине узкого прохода в горе.
Любопытно, что источники святой Параскевы в России открываются и сейчас. В Центральном районе Красноярска торжественно открыли сквер с источником святой Параскевы-Пятницы. Источник назван во имя Св. Параскевы-Пятницы и под Малышевой горой в Старой Ладоге.
Особенно мне запомнилось посещение небольшой церквушки в Кастории. Всего в Кастории находится более 70 церквей периода византийской эпохи. Кроме Церкви Мавриотисы известны: Церковь Святых Бессребреников (XI век), Церковь Святого Афанасия Музаки (XIII век), Митрополичий собор Архангела (XIV век).
Нам посчастливилось попасть на богослужение, которое заказало одно присутствовавшее семейство. Мне понравилась простота и какая-то особая проникновенность службы, лишённая формализма, помпезности и ритуальной скованности. Чувствовалась настоящая, подлинная, от сердца идущая вера.
Убранство греческих православных храмов, по сравнению с нашими, более чем скромное. Церковная лавка (если она есть), находится рядом, но не в самом помещении храма. Свечи в храме лежат безо всяких ценников. Каждый может взять и поставить сколько хочет. Есть только чаша для добровольного пожертвования.
Особенно мне понравились маленькие часовенки, которые можно повстречать повсюду. Стоят они и по обочинам дорог в память о погибших в ДТП.
Одно из самых посещаемых святых мест в Греции это Афон (в переводе с греческого означает «Святая Гора»). Это третий полуостров Халкидики. Для православных всего мира Афон одно из главных святых мест, почитаемых как земной Удел Богородицы.
Афонские монахи создали целое учение о молитве – «исихазм» (от греч. спокойствие, тишина, уединение). В основе философии исихазма лежит представление, будто человек, долгое время пребывающий в молитве и сердцем просящий Бога, может увидеть духовно божественные энергии. Эту точку зрения отстаивал Григорий Палама.
Во второе воскресенье Великого поста мы вспоминаем Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, жившего в 14 веке. «Свои проникновенные умозаключения он делал не на основе книжной учёности, а на основе реального духовного опыта своего собственного, и многих других монахов-отшельников на горе Афон. Которые через пост, через уединение, через молитву препобеждали в себе страсти и пороки, и открывали путь богопознания», – сказал в недавней проповеди Патриарх Кирилл.
Действительно ли в результате молитвы афонские монахи видели «божественный свет»?
Где человек ближе к божественным энергиям – в «святых местах» или в любом месте? всё зависит от места или от сердца?!
Полагаю, всё зависит от настроя и веры самого человека; не от места, в которое он совершает паломничество, а от состояния его сердца!
Человек существо программируемое. Веру можно воспринимать как программирование сознания. Во что человек верит, то он и творит.
Монастыри в Метеорах впечатлили меня своей сдержанностью и наполненностью. Кажется, православие и должно быть таким как в Греции – внутренне содержательным и внешне скромным.
Меня всегда мучил вопрос: нужно ли украшать место моления?
Ведь Господь человека слышит, а не видит, слышит все молитвы его неизречённые.
Храм – он в душе! А церковь – это сообщество единоверцев.
Так стоит ли украшать место, где человек общается с Богом, если главное – это состояние души в момент молитвы, когда чистота души соответствует частоте вибраций твоей молитвы, которая жаждет быть услышанной.
Ведь отшельники (пустынники) молятся и в лесу где придётся. Главное – жить в состоянии молитвы, всегда быть обращённым к Богу, всегда находиться в контакте с Ним!
«Человек это не от пяток до макушки, а от головы до Неба»!
Чем больше я путешествую по «святым местам», тем более у меня усиливается впечатление, что хотя здесь когда-то и была истина, сейчас это на 99 процентов хорошо налаженный бизнес.
Вообще, представления об особой святости и богоизбранности того или иного народа такая же выдумка, как и национальные государства выдумка честолюбивых политиков.
Кажется абсурдом, когда верующие люди враждуют между собой, забывая об исповедуемой ими любви. С выкриками «С нами Бог» христиане на войне идут убивать друг друга.
На Афоне есть русский монастырь – Пантелеймоновский – самый красивый!
Монастыри всегда были оплотом церкви. Они служили не только «постоялыми дворами» для странников. Монастыри были центрами интеллектуальной мысли. Туда ссылали и на вечное заточение. Там хранились и богатства церкви. Именно на базе монастырей возникла система банков.
Деньги всегда были составной частью власти. Наш экскурсовод рассказала о недавнем скандале в Греции, разразившемся в связи с будто бы финансовыми махинациями афонских иерархов.
Деньги – «ахиллесова пята» любой церкви.
Недавно в Сестрорецке я посетил храм Петра и Павла. К стене был прикреплён терминал, напоминающий один из тех, через которые люди осуществляют коммунальные платежи. Я вставил купюру, автомат проглотил её и выдал мне «квитанцию» о том, что я внёс пожертвование в определенной сумме, при этом на экране появилась надпись «Доброхотно дающего любит Бог».
Актуальными для русской православной церкви остаются три главных вопроса:
1\ Будет ли удалена торговля из храма?
2\ Будет ли вестись служба на современном русском языке?
3\ Будет ли отменена плата за церковные услуги, например, за крещение?
В Троице-Сергиевой Лавре я видел, что самые обычные свечи лежат бесплатно, и каждый может осуществлять пожертвование добровольно, а не через покупку свечей.
Наша церковь не так бедна, чтобы видеть источник дохода в торговле свечами.
Человек может пожертвовать больше, чем стоит свеча.
Вспомним, чьё пожертвование дороже: того, кто отдал мало из последнего, или кто отдал много от избытка?
Я крещён в православной церкви в младенчестве, и не могу от этого отказаться как от факта своей биографии. Но я против навязывания каких-либо убеждений, тем более религиозных.
Вера – это глубоко личный путь человека, его личный опыт, только личный.
Вера – от Бога, религия – от человека!
Нельзя не радоваться, глядя, как церковь, часто вместе с государством, занимается восстановлением православных храмов (это при том, что по Конституции церковь у нас отделена от государства).
Но разве храм это прежде всего здание?
Разве люди требуют меньше заботы, нежели камни?
Не получится ли опять, что монастыри будут богаты, а люди бедны?
Ведь главное наше богатство – люди!
Мне кажется, более правильно было бы восстанавливать православные храмы и монастыри не за государственный счёт, а на средства народных пожертвований! В этом бы и проявилось сплочение народное вокруг церкви, ибо церковь есть сообщество единоверцев!
Успех церкви, на мой взгляд, следует измерять не количеством возрождённых монастырей и построенных церквей, а улучшением нравственного состояния общества.
Задача церкви помогать человеку в трудностях нашей жизни выбирать добро и творить любовь, черпая силы в вере в заповеди Иисуса Христа.
Для меня критерием оценки деятельности любого человека и церкви является лишь одно: помогает это творить любовь и добро или разжигает нетерпимость и злобу.
По моему мнению, церковь должна сохранять дистанцию, быть нравственным и духовным авторитетом, и не сближаться с государством, что неминуемо ведёт (как показывает история) к подчинению церкви государству.
Если церковь будет заниматься своим непосредственным делом – наставлять людей пути к Богу! – этого более чем достаточно, поскольку никто другой этим не занимается.
А то ведь кто-то увидел связь между неудачей нашей олимпийской сборной в Ванкувере и благословением её перед поездкой Патриархом Кириллом.
Многие упрекают церковь, что она всё более становится похожей на государственно-общественный институт. Многих отталкивает излишняя позолота и внешняя пышность богослужений.
Каждую субботу я смотрю по телевизору «Слово пастыря». В то время как кто-то обсуждает очередные новые роскошные одеяния Патриарха, я лично внимательно вслушиваюсь в его проповедь.
Я согласен с Патриархом, когда он говорит: «Каким должно быть отношение церкви к внешнему миру, в том числе и к власти? Церковь призвана хранить Божью правду и её провозглашать. Не её дело делить светскую власть, участвовать в политической борьбе. Не её дело направлять гнев народных масс в ту или иную сторону. Дело церкви провозглашать Божью правду».
Святые места это прежде всего святые люди в этих местах!
Святого всегда отличало: 1\ аскетическая скромность и простота 2\ молчание 3\ любовь несмотря ни на что.
Почему Серафим Саровский был признан святым?
Потому что прожил свою жизнь в уединении и аскезе, никому не делал зла, и любил всех: и диких зверей, и напавших на него грабителей. Потому и обладал теплом благодати, которая не позволяла ему замерзнуть, и которой он щедро делился, в том числе и с посетившим его Н.А.Мотовиловым.
Некоторые в это не верят. Шри Ауробиндо тоже был атеистом. Когда у него заболел брат, и все средства медицины оказались бессильны, обратились к бродячему индийскому «святому». Тот набрал из лужи грязной воды и дал её выпить умирающему брату. После этого брат выздоровел. Ну а Шри Ауробиндо стал верующим.
Мне кажется, главная проблема нашей жизни это отсутствие веры.
Такое впечатление, что у современных людей вообще нет веры в идеал.
Вряд ли кто из сегодняшних молодых прагматиков имеет своим идеалом уподобление Христу.
Раньше у нас были идеалы и духовные авторитеты: академик Лихачёв, академик Сахаров…
Почему же сейчас у нас нет духовных авторитетов?
Власть не заинтересована иметь в обществе людей – независимых духовных авторитетов.
Духовный авторитет это недремлющая совесть!
Духовный авторитет вслух говорит о том, о чём другие про себя лишь думают!
Духовный авторитет не тот, кто говорит, как жить, а тот, кто живёт, как говорит!
Духовный авторитет не тот, на чьи слова ориентируются, но на чьи дела!
Недавно я совершил паломничество по Святой Земле. Народ не может не замечать, на каких лимузинах ездят иерархи, какие носят часы и мобильные телефоны…
Однако, несмотря на все недостатки, надо признать, что никакой другой силы, помогающей людям творить любовь и добро, кроме церкви, в современной России нет!
— А не кажется ли тебе, что вера в Бога это самообман?
— Даже если вера есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счету, у нас нет ничего, кроме веры. Все зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви. Вера сильнее знания, потому что открыта для любой новой информации, тогда как знание не приемлет не только веры, но и тех сведений, которые не согласуются с уже имеющимися фактами. Когда человек знает, он всегда сомневается, и потому не приложит таких сил, какие открываются в нем, когда он верит. Например, если человек не будет верить, что выздоровеет, он никогда не поправится. Знание расслабляет, допуская сомнения, тогда как вера мобилизует. Знание приносит печаль, вера утешает душу. Неверующему нужны аргументы, основанные на здравом смысле, тогда как верующий познает сердцем. По большому счету, верит лишь тот, кто знает. Потому что верить — все равно что Знать! Однако нельзя требовать от людей веры. Человек требует доказательств и жаждет отрицания, а потому нужно дать ему возможность убедиться в истинности Божьего Закона прежде всего на собственном опыте. И дело вовсе не в ответственности перед Богом за свое поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Человек хочет вознаграждения в этой жизни. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, — это и есть земное воздаяние за любовь. Для большинства же людей то, что они называют верой, есть всего лишь надежда. Вера — это убежденность, надежда — лишь предположение. Надежда ориентирует на помощь извне, тогда как вера мобилизует человека изнутри. Многие знают, что в мире все взаимосвязано, но Тайна мира заключена в том, как, каким образом все связано между собой. Вера есть единственный способ приобщения к Тайне, своего рода ключ, но не для расшифровки, а скорее к запуску механизма, цель и принцип действия которого нам неизвестен. В этом и состоит ЗАКОН ВЕРЫ, когда если не поверишь, то ничего не увидишь, не услышишь и не поймешь. Вера не есть бегство от реальности, а, скорее, способ вернуться к ней, увидев мир под другим углом зрения и осознав, что все взаимосвязано и случайностей не существует». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!
P.S. Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Мистерии древней Греции», «Древние Афины сегодня», «Сократ мне друг», «Легенда о 300 спартанцах», «Акрополь и Парфенон – чудо веры», «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.
Надежда - чего-то нет, но может будет. Любовь - добровольно не видеть недостатков. Вера - не видеть, не слышать, не осязать, не думать, не осознавать. Всё это обман, самообман, добросовестное заблуждение. Религия создана для управления социумом и ограбления народа под красивым благопристойным прикрытием.
Доброго воскресного дня , в улыбках весны и благости душевной ! Спасибо за пост , замечательно ! У Вас правильное сознание , я за Вас спокоен . Еще зайду к Вам , дабы оставить кое какие комментарии.. Благословенны будьте !
Николай_Кофырин, благодарю Вас, замечательный пост ! Согласна с Вашимы мыслями и статьей. Главное - жить в состоянии молитвы, всегда быть обращенным к Богу...И верить ! Желаю Вам здоровья и удачи !
"Кажется абсурдом, когда верующие люди враждуют между собой, забывая об исповедуемой ими любви. С выкриками «С нами Бог» христиане на войне идут убивать друг друга" - Действительно абсурд
"Мне кажется, более правильно было бы восстанавливать православные храмы и монастыри не за государственный счёт, а на средства народных пожертвований! "
Единственно верное!
"Многие упрекают церковь, что она всё более становится похожей на государственно-общественный институт. Многих отталкивает излишняя позолота и внешняя пышность богослужений."
Справедливо отталкивает. Нет у нее будущего в ее нынешнем виде..
"Почему Серафим Саровский был признан святым?
Потому что прожил свою жизнь в уединении и аскезе.."
Гн. Николай_Кофырин, любой покойник не заслуживает ли того же?
Тоже удалившись от всех. ничего нее запрашивает, никому не мешает..
А касаемо Греции. Собственно знаменита и прославляема должна бы быть как колыбель евроцывилизацыи ..
Хорошо бы автору после Греции проехать, например, для контраста по сёлам нашего нечерноземья, посмотреть на поруганные полуразрушенные храмы, до сих пор хранящие остатки былого величия. На какие деньги их восстанавливать? На добровольные пожертвования? От кого? От нищих крестьян, которые сами сейчас еле выживают? Раньше в любом захудалом уездном городишке был не один десяток церквей, в крупных городах во много раз больше. Где они сейчас? Сможем ли мы когда-нибудь восстановить хоть половину того, что было? Или нам важнее, чтобы свечи были бесплатными?
"...Вообще, представления об особой святости и богоизбранности того или иного народа такая же выдумка, как и национальные государства выдумка честолюбивых политиков..."
А вы не пробовали сказать кому-либо из греков о том, что национальное государство - выдумка их честолюбивых политиков? Или кому-либо из простых граждан Болгарии? Или японцам? Я не удивлюсь, если вежливые японцы сделали бы с вами что-нибудь невежливое. Или тот лорд Байрон который сражался за национальное государство и погиб в бою, - он был сумасшедший? Я не буду продолжать список всех, кто отдал жизнь за своё государство - он бы не поместился в просторах Интернета.
Не слишком ли опрометчиво это ваше заявление?
Исходное сообщение причастник
"...Вообще, представления об особой святости и богоизбранности того или иного народа такая же выдумка, как и национальные государства выдумка честолюбивых политиков..."
А вы не пробовали сказать кому-либо из греков о том, что национальное государство - выдумка их честолюбивых политиков? Или кому-либо из простых граждан Болгарии? Или японцам? Я не удивлюсь, если вежливые японцы сделали бы с вами что-нибудь невежливое. Или тот лорд Байрон который сражался за национальное государство и погиб в бою, - он был сумасшедший? Я не буду продолжать список всех, кто отдал жизнь за своё государство - он бы не поместился в просторах Интернета.
Не слишком ли опрометчиво это ваше заявление?
причастник,
Национальные государства изобретение сравнительно недавнее, как и понятие нация. И потом люди умирают не за государство, а за Родину, за свою землю. Надеюсь, не надо объяснять, что Родина (своя земля, свои родные и близкие) , это не государство. Государство может меняться, а Родина остаётся Родиной!
Национальные государства это выдумка национальных элит для осуществления своего господства внутри своего государства!
Воюют элиты, а гибнут люди!
Советую посмотреть мой ролик "Победа в Ленинграде", где люди говорят о том, ради чего стоит в этой жизни умереть. Никто не говорит - за государство! Зато многие говорят - за Родину! http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post74762716/play
Исходное сообщение Простой_читатель
Хорошо бы автору после Греции проехать, например, для контраста по сёлам нашего нечерноземья, посмотреть на поруганные полуразрушенные храмы, до сих пор хранящие остатки былого величия. На какие деньги их восстанавливать? На добровольные пожертвования? От кого? От нищих крестьян, которые сами сейчас еле выживают? Раньше в любом захудалом уездном городишке был не один десяток церквей, в крупных городах во много раз больше. Где они сейчас? Сможем ли мы когда-нибудь восстановить хоть половину того, что было? Или нам важнее, чтобы свечи были бесплатными?
В деревне моих знакомых разрушенный храм, где теперь гуляют овцы (при советской власти был хотя бы клуб). Ужасное зрелище! Сердце кровью обливается!
Как строили МИРОМ, так МИРОМ и восстанавливать надо!
Восстанавливать надо ВЕРУ! Это гораздо труднее, чем восстанавливать здания! ХРАМ - он в душе!
Строить надо как Сергий Радонежский ходил и строил. Для него это было проявлением его ВЕРЫ!
Советую посмотреть мой ролик "Спасение в церкви" о моём друге - как он пришёл к вере. http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post99167861/play
Вера - понятие очень емкое и ассоциируется с верой в Бога.
Уже пещерный человек верил в сверхестественную силу и боясь, провинившись, быть наказанным, задобрял придуманное божество всевозможными подношениями, вплоть до человеческих жертв.
Вера в Бога - это страх перед неведомым.
Впроцессе эволюции человека "совершенствовались" и боги пока, в конечном итоге, не возобладала вера в единого Бога, страх перед которым заставлял верующих соблюдать все Божьи заповеди, не нарушая их.
Именно соблюдение культурных и духовно-нравственных норм поведения позволяет "вождю" эффективно управлять подвластным ему социумом.
Так, Мойсей, странствуя по пустыне (со своим народом в несколько миллионов человек), убеждал своих подопечных, что он принимает решения от имени Бога и выполнять их необходимо беспрекословно.
В этом евреи убедились, когда, сотворили себе золотого тельца в отсутствие Мойсея, поплатившись за это тремя тысячами своих единоверцев.
Главным своим помощником, вдохновлявшим евреев верить в Господа, был Аарон - духовный покровитель колена Левит, задачей которых было донести слово Бога до каждого члена сообщества.
Как видим, никакого разделения светской власти и духовной не было и в помине, что и определило длительное, но успешное перемещение евреев из Египта в землю обетованную.
Любой мудрый руководитель государства церковь рассматривает, как средство, через посредство которого он успешно управляет своими подопечными.
Так, русский солдат в царской России ходил в атаку на врага с воинственным кличем: "За царя, за веру !".
Таким образом, слоган: "церковь отделена от государства" не имеет никакого смысла, ибо церковь - это верующие люди, которые и являются членами этого государства и где верующим, зачастую, является сам его руководитель: царь в царской России, Путин - в постсоветской.
Ооооо, гн. ORION1, Вы и г-на Путина за верущего держите? М. б. даже за образцового? Впрочем они вполне соответствуют друг другу - нынешняя РПц и главноверующий.. Долго же нам еще..
ORION1, Юрий_Мишенев,
Уважаемые господа! Спасибо за участие в дискуссии. Но поскольку нас очевидно читают те, кому это положено, давайте не называть фамилии лиц, которые могут закрыть наш блог. Спасибо за понимание!
Уважаемый владелец блога, мы обращаемся к Вам с просьбой!
Мы хотим помочь всем, кто столкнулся с проблемой СПИДа и ВИЧ - для этого мы создали сайт http://www.aids-info.ru/,
где можно найти помощь, получить анонимно нужную информацию и т.д., чтобы о нас узнали,
мы просим всех желающих, кому небезразлична жизнь окружающих, разместить в свое блоге хоть
какую-то информацию касающуюся данной темы с ссылкой на наш ресурс.