Двое немолодых мужчин в очках на этом видеоролике не просто популярные в Бразилии музыканты, а легендарные, причем их музыку знают и любят во всем мире. Один из них - Antonio Carlos (Tom) Jobim - прежде всего композитор, разносторонний музыкант, создатель музыкального направления босса-новы. Другой - Joao Gilberto - гитарист, автор песен и певец, заслуживший при жизни титул "О Mito" (Легенда).
А играют они классическую босса-нову «Desafinado» композитора Antonio Carlos Jobim на стихи Newton Mendonca.
Спецкорр Асириса заметил такое явление: когда песня становится народной, да еще международной, то первоначальный текст, а иногда и мелодия, могут существенно изменяться и варьироваться со временем и обстоятельствами исполнения.
Так и произошло с босса-новой «Desafinado», само название которой, носит двойственный смысл. Это и фальшивить в музыке (off key, out of tune),
и говорить невпопад, неискренне (falsely, insincerely).
Надеюсь, что вы уже кликнули на клавишу проигрывателя, поэтому прерву свои бесконечные размышлизмы исходным португальским текстом песни, чтобы вы смогли подпеть:
Se voce disser que eu desafino amor
Saiba que isso em mim provoca imensa dor
So previlegiados tem ouvido igual ao seu
Eu possuo apenas o que deus me deu
E se voce insiste em classificar
Com o meu comportamento de anti-musical
Nao lhes vou mentir ate vou comentar
Que isso e bossa-nova
Que isso e muito natural
Que voce nao sabe nem sequer pressente
E que os desafinados tambem tem um coracao
Fotografei voce na minha role-flix
Revelou-se a sua enorme engratidao
So nao podera falar assim do meu amor
Que bem maior que voce pode encontrar
Voce passou a musica e esqueceu o principal
Que no peito dos desafinados
No fundo do peito bate calado
No peito dos desafinados tambem bate um coracao
* * *
Два, даже три варианта перевода на английский и один на русский язык приведу в комментариях. К сожалению, русский поэтический перевод хорош по своему, но слишком далек от оригинала, как мне кажется. Разнятся и два английских варианта текста, спетых такими звездами, как Элла Фитцджеральд и Фрэнк Синатра. Но в них присутствует прекрасная ирония и самоирония поющего влюбленного чела. Наслаждайтесь, друзья!
А по тэгу «antonio carlos jobim» можно найти несколько интересных видео в моем дневе. Например:
Одна нота - Самба. http://www.liveinternet.ru/users/1260682/post70438277/
Боссанова продолжается… http://www.liveinternet.ru/users/1260682/post72424150/
Прекрасный вечер. Боссанова. http://www.liveinternet.ru/users/1260682/post72878919/
Love is like a never-ending melody
Always have compared it to a symphony
A symphony conducted by the lighting of the moon
But our song of love is slightly out of tune
Once your kisses raised me to a fever pitch
Now the orchestration doesn't seem so rich
Seems to me you've changed the tune we used to sing
Like the bossa nova, love should swing
We used to harmonize, two souls in perfect time
Now the song is different and the words don't even rhyme
Cause you forgot the melody our hearts would always croon
So what good's a heart that's slightly out of tune
Tune your heart to mine the way it used to be
Join with me in harmony and sing a song of loving
We've got to get in tune again before too long
There'll be no desafinado
When your heart belongs to me completely
Then you won't be slightly out of tune
You'll sing along with me
If you say my singing is off key, my love
You would hurt my feelings, don't you see, my love
I wish I had an ear like yours, a voice that would behave
All I have is feeling and the voice God gave
You insist my music goes against the rules
Yes, but rules were never made for lovesick fools
I wrote this song for you don't care
It's a crooked song, ah, but my heart is there
The thing that you would see if you would play the part
Is even if I'm out of tume I have a gentle heart
I took your picture with my trusty Rolleiflex
And now all I have developed is complex
Possibly in vain, I hope you weaken, oh my love
And forget those rigid rules that undermine my dream of
A life of love and music with someone who'll understand
That even though I may be out of tune when I attempt to say
How much I love you all that matters is the message that I bring,
Which is, my dear, I love you
Автор музыки: Tom Jobim
Исполняет: Валера Хренников
Что попало - < Desafinado >
Много лет искал я подходящий ритм
Много лет искал я подходящий слог
Чтоб радостно звенела в унисон душа
Точно отражая смысл высоких слов
Пробовал писать я песни о любви
Пробовал выдумывать того, что нет
Но тщетно и бесцельно проходили дни
Плыл мотив как светлячок во тьме
Прячась за деревьями, на коне скакал
Вспыхивал и снова пропадал
Я бежал за ним с кошёлкою в руке
Но спотыкался, падал, из виду терял
И вконец отчаявшись его найти
Я решил, что всё же нравится бродить по свету
Так вольно и беспечно дышится в груди
Вижу горы и овраги, облака, закаты и рассветы
И пою я что попало, не заботясь, точно выйдет или нет
Первую гитару Joao Gilberto купила бабушка, когда ему было 14. Год интенсивной практики - и он становится лидером школьного ансамбля. В это время его, помимо современных бразильских пол-ритмов, вдохновляют и свинг Дюка Эллингтона и Томми Дорси, и оперетта (Жанетта МакДоналд). В 18 Joao Gilberto направился в Сальвадор, столицу своей родной провинции Байя, где короткие выступления в рамках "живого" радиошоу обратили на него внимание Антонио Мариа. В результате Joao Gilberto стал ведущим вокалистом популярной радиокоманды "Ребята с Луны" и оказался в Рио-де-Жанейро. В группе Joao Gilberto , натура мечтательная, не продержался и года — слишком часто опаздывал на репетиции и выступления. После ухода из группы он вел полубродяжническую жизнь, не имея постоянного адреса и скитаясь по друзьям. Море апатии и очень много марихуаны. Перебивался случайными клубными выступлениями, при этом игнорируя клубы, посетители которых разговаривали во время выступления артистов. Можно сказать, что ни пребывание в составе "Ребятa Луны", которое можно было использовать как трамплин, ни данный ему Богом талант певца и гитариста Joao Gilberto тогда практически не использовал.
Через почти 10 лет бесцельного существования Joao Gilberto подружился с певцом Луисом Теллесом, который уговорил его перебраться в Порто-Алегре, где взял под свою опеку. Joao Gilberto целиком сосредоточился на музыке и не только забыл о своем пристрастии к марихуане, но даже не пил ничего крепче фруктового сока. Через некоторое время Joao Gilberto стал достаточно популярной фигурой в Порто-Алегре. Тогда же он значительно усовершенствовал свое вокальное и гитарное мастерство. Манера, в которой он тогда пел, трудно поддается описанию. Вокал его включал много гортанных и носовых составляющих. Часто казалось, что Joao Gilberto специально использует приемы, подходящие для чего угодно, только не для пения.
Но все это переплавлялось в достаточно узнаваемый стиль. Нужно сказать, что даже такие знаментые крунеры, как Бинг Кросби и Перри Комо, пели гораздо тише и с гораздо меньшим вибрато. Все это плюс гитарный аккомпанемент, такое интенсивное синкопированное пощипывание струн, задавало веселый музыкальный тон. Так что ко времени записи первой пластинки ("Chega de Saudade", 1959) Joao Gilberto был повсеместно известен как человек, сделавший босса-нову тем, что она собой представляет. Верный форме, Joao Gilberto избрал не самую проторенную дорогу, и после успешного выхода первого альбома, а также еще двух ("Amor, о Sorriso e a Flor", 1960, и " Joao Gilberto ", 1961) он. оставив Бразилию, поселился в США, где жил до 1980 года. В это время он сделал ряд изумительных записей со Стэном Гетцем. Кроме того, записывал музыку с бразильскими песенниками старшего поколения, такими, как "Dorival Caymm"i и "Агу Barroso". Вернувшись в Бразилию в начале 80-х, Joao Gilberto работал, наверное, с каждым крупным представителем национальной поп-музыки — и с Gilberto Gil, и с Caetano Veloso, и с Maria Bethania, и с Gal Costa, и с Chico Buarque. Его записи никогда не продавались такими тиражами, как записи вышеперечисленных артистов, но все они чрезвычайно признательны Joao Gilberto за то глубокое влияние, которое он оказал на их творчество.
Руссукр, Эта Ваша рубрика - ОДИН СПЛОШНОЙ КАЙФ, дорогойРуссукр!!!!! НАСЛАЖДЕНИЕ В ЧИСТОМ ВИДЕ!!! СПАСИБО ВАМ ОТ ВСЕГО ПЕРЕПОЛНЕННОГО ЧУВСТВАМИ СЕРДЦА!!!
Эту вещь слушаю уже немало лет - лет 12 друг подарил диск. Другой друг, любитель джаза, интелл. чел с хорошим вкусом, кривится - "латина..."... я же распрямляюсь с «Desafinado».
Попробую забросить со своего диска другую, очень
интересную вещицу...
У Вас прямо джазовая Болдинская осень эти дни!
А