«- Медиа - это гиперреальность. Только 4%
современных людей способны отделить
реальную жизнь от медийной. Остальные 96%
не отличают телевизионную реальность
от своей собственной жизни».
Из интервью продюсера Александра Роднянского.
* * *
Три недели прошли с той трагической ночи, когда грузинские вооруженные силы вторглись на территорию Южной Осетии. Можно уже подвести первые итоги. Мир в своем мнении и оценке событий разделился, в устах лидеров стран конечно,
разделился прямо пропорционально тому, кто какой ТВ канал смотрит (и финансирует).
Если телезрителю «мистер Х» с утра до вечера показывают фильмы об ужасных русских и бравых американских морпехах-освободителях, то как мистер Х воспримет ТВ-картинки с русскими танками и с текстом об агрессоре-России?
Если телезрителя приучили по всякому поводу «посыпать голову пеплом» и вслед за этим называть внешнего врага, исторически целое тысячелетие виновного в его сегодняшней неполноценной жизни, то кого агрессором назовет несчастный?
Республиканской администрации США в очередной раз удалась медийная война в своей борьбе за власть в своей стране и монолитность семерки богатых стран против всех остальных.
Человек, отсидевший несколько лет во вьетнамском плену, на этом фоне повысил свой рейтинг под знаменами «наказать Россию». Сегодня американских избирателей не беспокоит реальное массовое психическое заболевание, получившее название «вьетнамский синдром», на лечение которого у ветеранов Вьетнамской войны некогда выделялись значительные средства налогоплательщиков.
Второй кандидат тоже вынужден учитывать «общественное мнение» и предлагает только вывести войска из Ирака, но усилить в Афганистане и в «других регионах» военное присутствие США. Стадион аплодирует в едином порыве! Хотя картинка съезда коммунистической партии Китая, выражающая столь же монолитное единство, вызывает стойкое отвращение у западного «демократического» зрителя.
Ниже спецкорр Асириса приводит выдержки из интервью уважаемого им человека и гражданина, интеллектуала, известного продюсера и кинорежиссера Александра Роднянского. Полный текст интервью Александра Роднянского, которое он дал журналистке Аксинье Куриной, можно увидеть на страницах «Украинской правды» http://life.pravda.com.ua/surprising/48b5019db0555/
// Новая реальность
Александр Роднянский: "Будущее медиа связано только с брендингом"
А,К. -Медиа форматирует сознание, на ваш взгляд?
А,Р.- Медиа - это гиперреальность. Только 4% современных людей способны отделить реальную жизнь от медийной. Остальные 96% не отличают телевизионную реальность от своей собственной жизни.
То, что вы видите в ТВ, становится частью вашего понимания мира. Означает ли это, что то, что звучит в телеке, должно восприниматься как руководство к действию? Нет.
Означает ли это, что люди в состоянии легко избавиться от наваждения, "стряхнуть" виртуальную реальность? Нет.
(Спецкорр Асириса извиняется, что прервал ваше чтение, но советует именно в этом месте посмотреть пост с видео под названием «Групповой аватар. Или "лица необщим выраженьем?" Вот, вроде получилось перетащить
Конкретный пример. В украинском телеэфире главный персонаж - политик. Я общаюсь со многими людьми, которые в целом абсолютно аполитичны, но говорят они в основном о политике.
Это не только проблема общественного климата в Украине. Это результат деятельности медиа, которые, по сути, определяют "повестку дня".
В сегодняшних условиях реальными celebrities (СА: знаменитый человек; знаменитость; звезда) в Украине являются политики, которые и должны по логике участвовать в проектах, вроде "Танцев со звездами". Не актеры, режиссеры, писатели, спортсмены, как в США, Франции или России, но, политики.
Лучшим рецептом для выздоровления страны была бы такая фантастическая ситуация, когда все медиа вступили бы "картельный" сговор и изменили повестку дня: они заговорили бы о важном - о здоровье, образовании, воспитании детей, карьере, культуре, ценах и о бытовых обстоятельствах жизни.
Обо всем, что составляет реальную жизнь человека и актуально для жителей современного государства, претендующего на европейский статус.
А.К.- Где проходит граница дозволенного в медиа? Есть закон, но есть негласные правила. Можно ли показывать мертвых младенцев в мусорном контейнере или нет?
А.Р.- Я консерватор в этом отношении, и считаю, что категорически нельзя. Это способствует появлению людей с искалеченной психикой и увеличению таких случаев в реальной жизни.
Так делать не следует, не потому, что ТВ якобы должно создавать оптимистичную картину мира или приукрашивать действительность, а потому, что медиа не имеет смысла без ответственности за последствия своей деятельности.
Это имеет отношение к предыдущему вопросу. ТВ - это вторжение в нашу жизнь. И разговоры вроде "не нравится - выключите" не работают. Речь идет о вашей, о моей личной безопасности.
Интервью маньяка может побудить к действию другого неуравновешенного человека - их же провоцирует возможность публичного эксгибиционизма.
ТВ и кино заражают единой эмоцией, они обладают уникальной способностью объединять разных людей, побуждать их думать, говорить, спорить о важном, а не оскорблять и провоцировать.
Мне кажется, что здесь "полиция нравов" не поможет. Огромное значение имеет экспертное сообщество, которое в Украине, к сожалению, не действует. Я имею в виду лидеров мнений. Если они есть.
А.К.- Общенациональные каналы останутся?
А.Р.- Все будут общенациональными.
А.К.- В сегодняшнем понимании?
А.Р.- Всем уже понятно, что не существует универсальной аудитории. Что аудитория делится не по социо-демографическим характеристикам - здесь работают совершенно другие драйверы.
Дробить аудиторию стали психологические потребности. Зрители объединены своей потребностью включать телевизор в поисках определенных эмоциональных ответов на конкретные "внутренние" запросы - на энергию, на стабильность жизни, на анализ происходящего вокруг и т.д.
Следующий этап - развитие персонифицированных медиатехнологий.
Через пять лет у вас дома будет play device, объединяющий функции компьютера, телевизора и телефона. "Цифра" заменит понятие национальный телевизионный канал. Это перспектива ближайшего времени.
Телевизионное будущее, как и будущее всех медиа, связано только с брендингом - созданием уникальных систем взаимодействия со зрителем.
Борьба ведется за формирование лояльной аудитории вокруг ясно и точно спозиционированного бренда, обозначающего определенный тип контента, поданного с особой интонацией, в особой форме.
Это является будущим всех медиа, а для зрителей означает перспективу выбора среди множества телевизионных каналов и поиска канала для себя, любимого.
Включаете утром ТВ, а вам говорят: "Здравствуйте, Аксинья!" Ведь технологически сделать это совсем несложно.
Это ведет к потере сакрального статуса телевизионного высказывания. Закончится время статусов и привилегий. Исчезнут народные и заслуженные артисты телевидения.
Постепенно коммуникация "медиа-зритель" обретет черты индивидуальной псевдодемократии. "Псевдо" - потому что некий интернетовский администратор все равно будет отбирать контент.
Демократичность в том, что Вы, лично Вы, сможете купить за 100 долларов видеокамеру и начать делать свой телеканал. Без лицензий, инвестиций и диплома.
Сегодня это уже возможно в рамках интернет-сервиса, например, YouTube. Таким образом, интернет становится не отдельным СМИ, а пространством существования всех СМИ.
* * *
Фото А. Роднянского взято с «strong-man.ru».
Друзьям, не боящимся длинных скучных текстов с обилием букаФФ, рекомендую посмотреть пост полуторагодовалой давности: «Спецкорр Асириса. Беседа с украинским интеллектуалом о культуре». http://www.liveinternet.ru/users/1260682/post37692304/
Исходное сообщение Crying_Teddy
ооо)) очень было интересно прочитать все это
Спасибо, что оставили комментарий. Мне действительно важно знать мнение моих друзей.
Тема, ведь, более широкая, чем даже столь тревожное состояние международных отношений сегодня.
Руссукр, Фраза " Борьба ведется за формирование лояльной аудитории вокруг ясно и точно спозиционированного бренда, обозначающего определенный тип контента, поданного с особой интонацией, в особой форме" - более чем ясно и четко сказано.
Исходное сообщение Плерома Руссукр, Фраза " Борьба ведется за формирование лояльной аудитории вокруг ясно и точно спозиционированного бренда, обозначающего определенный тип контента, поданного с особой интонацией, в особой форме" - более чем ясно и четко сказано.
Роднянский - действительно интеллектуал в высоком смысле этого слова. Он начинал в "НаучПопе" - знаменитой киевской студии документальных и научно-популярных фильмов. Сейчас студия исчезла. Сделал около 30 фильмов.
В эпоху перемен не потерялся. С нуля создал ТВ-канал "1+1". Потом его оттуда вытеснили.
Редкий случай богатого и честного человека.
Да, человек обладающий достаточно высоким уровнем, мудр. Я внимательно прочитала его интервью, за его фразами кроется гораздо больше, чем он сказал. И думаю, мог бы гораздо больше и резче высказаться, видать наболело сильно...
Исходное сообщение Плерома
Да, человек обладающий достаточно высоким уровнем, мудр. Я внимательно прочитала его интервью, за его фразами кроется гораздо больше, чем он сказал. И думаю, мог бы гораздо больше и резче высказаться, видать наболело сильно...
Совершенно верно!
За его словами скрывается гораздо большее.
Роднянский интеллигентен, избегает современных "методов убеждения", корректен. При этом абсолютно искренен.
Редкое сегодня качество.
Мне было приятно все почитать. Его мысли, и то как он их излагает, говорят о высоком уровне интеллигентности. Его речь сама по себе лишена того презренного "бандитского сленга", которым так любят козырять те "СВЫШЕ", что просто невозможным делает какой либо контакт, даже через экран ТВ, либо коверканье украинского языка и русского так же. Либо на том, либо на том пусть говорят, это же просто не возможно понять, что хотят сказать. Он умеет видеть суть проблемы, и выразить ее кратко и доступно для восприятия. В нашем обществе, к сожалению, таких людей очень и очень мало, их просто выживают и они уходят...А остается...вообще публика становится тяжелой, что вверху, что внизу...Рабство в душах просто невероятное.
Честно говоря, после слов "только 4% зрителей способны отличить картинку от реальности" ожидала что-то вроде эксперимента, в котором испытуемым, например, показывали фотографии и 3D-изображения или что-то в этом духе... Но разговор совсем не о том.
Обратила внимание, что когда я говорю людям - знакомым, друзьям - "зомбоящик", все понимают о чем речь. Однако очень много людей, которые, сами всячески осуждая зомбирование, тем не менее ему подвержены целиком. Например наблюдала долгое время человека, этакого бунтующего интеллигента, который воплощением зла видел российского президента (хотя затруднялся ответить на вопрос, что же плохого сделал персонально тов. Путин) и вообще официальную российскую власть - в частности демонизация происходила на почве "пропаганды и промывания мозгов, потому что они там все КГБшники". Каково же было мое удивление, когда этот человек при мне забрел случайно на митинг оппозиционных партий и с горящими глазами аплодировал всей той пропагандистской чуши и общим местам, что неслись со сцены... потому в американцев, аплодирующих своему президенту и презирающих раболепных китайцев, верю.
Было бы любопытно сравнить количество статей и репортажей о вреде зависимости от компьютера и зависимости от телевизора. И то, и то - эскапизм, однако эскапизм телевизионный оставляет возможность для промывки мозгов зрителю. По крайней мере в интернете промывать себе мозг можно только добровольно - заходя на новостные сайты, например. Поэтому если в какой-то момент удастся убедить обывателя в безусловном вреде интернета - большем, чем вред телевизора - я вполне могу себе представить картину, когда заботливая мамаша пытается оторвать от компьютера залипшего на сайте сыночка со словами: "Да бррось ты эту вредную гадость - иди лучше телек посмотри..." Будет смешно, не находите?
А вообще я политику терпеть не могу, потому телевизор не смотрю и посты на политические темы в подавляющем большинстве случаев не читаю.
Честно говоря, после слов "только 4% зрителей способны отличить картинку от реальности" ожидала что-то вроде эксперимента, в котором испытуемым, например, показывали фотографии и 3D-изображения или что-то в этом духе... Но разговор совсем не о том.
Обратила внимание, что когда я говорю людям - знакомым, друзьям - "зомбоящик", все понимают о чем речь. Однако очень много людей, которые, сами всячески осуждая зомбирование, тем не менее ему подвержены целиком. Например наблюдала долгое время человека, этакого бунтующего интеллигента, который воплощением зла видел российского президента (хотя затруднялся ответить на вопрос, что же плохого сделал персонально тов. Путин) и вообще официальную российскую власть - в частности демонизация происходила на почве "пропаганды и промывания мозгов, потому что они там все КГБшники". Каково же было мое удивление, когда этот человек при мне забрел случайно на митинг оппозиционных партий и с горящими глазами аплодировал всей той пропагандистской чуши и общим местам, что неслись со сцены... потому в американцев, аплодирующих своему президенту и презирающих раболепных китайцев, верю.
Было бы любопытно сравнить количество статей и репортажей о вреде зависимости от компьютера и зависимости от телевизора. И то, и то - эскапизм, однако эскапизм телевизионный оставляет возможность для промывки мозгов зрителю. По крайней мере в интернете промывать себе мозг можно только добровольно - заходя на новостные сайты, например. Поэтому если в какой-то момент удастся убедить обывателя в безусловном вреде интернета - большем, чем вред телевизора - я вполне могу себе представить картину, когда заботливая мамаша пытается оторвать от компьютера залипшего на сайте сыночка со словами: "Да бррось ты эту вредную гадость - иди лучше телек посмотри..." Будет смешно, не находите?
А вообще я политику терпеть не могу, потому телевизор не смотрю и посты на политические темы в подавляющем большинстве случаев не читаю.
У_ловка,Здесь я хотел обратить Ваше внимание не на политический, а на социальный и социально-психологический аспекты современного человека.
Речь ведь не просто о зависимости теле-интернетовской как о досуге.
Здесь о зависимости как стада от пастуха, когда пастух, ко всему, пренебрегает своей общественной обязанностью.
Пастух практически никогда своей общественной обязанностью, выходящей за рамки собственной выгоды, не интересовался. Власть - это выгода, ради которой многие даже соглашались терпеть ответственность, властью налагаемую. Вот только большинство пыталось жульничать. Народом надо управлять во благо народа - потому что иначе будет бунт, и можно головы лишиться. Или народ повымрет - управлять будет некем. Но можно попытаться управлять народом так, чтобы это было не во благо, но народ не узнал. Или попытаться запугать потенциальных бунтовщиков. Или свалить на поляков. Или... да мало ли способов?
Благо народа всегда интересовало пастухов в первую очередь в рамках собственного блага. А в стаде всегда был низок процент овец, которые позволяли сбе осмысливать, куда их ведут. Если Вы думаете, что пару сотен лет назад толпа была более сознательной, более критичной к вождю и более моральной, то это не так. Овцы были всегда. Другое дело, что 80% от пятисот миллионов - это одно количество овец, а 80% от шести миллиардов - совсем другое. Да и узнать об этих овцах сейчас мы можем гораздо быстрее и более полно, чем когда новости разносил купеческий караван.
Исходное сообщение Эдуард_Волков
Спасибо...Интересный материал....И верно....Цитирую для своих ПЧ....
Спасибо, что заглянули и прочитали.
Я и сам с удовольствием присоединюсь к Вашей аудитории.
(сервис ЛиРу запрещает мне самому записываться в друзья и ПЧ, но пока не запрещает принимать приглашения :))