Я с Вами целиком согласна. Личность точно не однозначная, да и двор у него, если серьезно, тоже своеобразный был. Мне интересно высказывание о нем одного из ярых противников Людовика, известного мыслителя, философа и мемуариста того времени Сен-Симона. При всей своей враждебности к королю, он не отрицал той важной роли, которую сыграли Людовик XIV и его двор в процессе развития бытовой культуры нового времени не только во Франции но и во всей Европе. Говорят, что Людовик сам по себе был "посредственностью" с тиранскими замашками. Но тот же Сен-Симон говорил, что Людовик владел хорошо, так называемым «ремеслом короля». И многие монархи того времени стремились подражать его поведению. Я уже не говорю, сколь французское барокко в искусстве и в жизни оказало влияние на аналогичное направление в России (Петровское, Елизаветинское, Екатерининское, а ранее в архитектуре было известно Нарышкинское или Московское барокко). Далее, в украинской иконописи XVIII в. проявляется так называемое Украинское барокко.
Людовик соединял в себе жестокость, неискренность, равнодушие, но, говорят, не позволял себе быть грубым и неотесанным. Конечно, "изящным движением руки" мог запросто отправить на эшафот или пожизненно в Бастилию, по одному ему, известным причинам (как он это сделал со своим фаворитом Фуке). И вот та знаменитая легенда о "железной маске", мне кажется, касаема этого самого Фуке, министра финансов, который и спонсировал все его выступления в Фонтебло (месте, где творилась почти вся политика тогдашней Европы). Конфликт у них произошел грандиозный, и как многие сейчас говорят, из-за картин Николя Пуссена. Пока не могу понять, в чем там дело? Но единственно, что ранее, еще до Мазарини, Ришелье был замешан тоже в какой-то туманной истории с этими же картинами. Но, Людовику принадлежит заслуга в том, что он сам лично создал тогда целую коллекцию картин этого загадочного Пуссена. И еще, арест и затем, фактически, пропажа Фуке в застенках Бастилии, на тогдашнюю Европу произвели такой же эффект "разорвавшейся бомбы", как и в свое время арест и разгром Ордена Тамплиеров. Представляете этот резонанс?
Так что личность Людовика очень своеобразная: непостижимо-он был известен как жуткий скупердяй (среди своих)и такой же, по отношению к ним эгоист. Дисциплина же при дворе, при всем его распутстве, была железная. Но, к 1715 г., Людовик, в день своей смерти 25 августа, оставляет Францию разоренной.