-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Вичугский

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.11.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 569


О писателе Сергее Максимове

Суббота, 06 Сентября 2008 г. 14:47 + в цитатник
О ПИСАТЕЛЕ СЕРГЕЕ МАКСИМОВЕ
 
Вдаль от твоей неповторимой Волги
Тебя унес судьбы водоворот.
И ты прошел свой путь недолгий
И ляжешь ты у Золотых Ворот.
 
«С. С. Максимову»
А. Говоров
 
В начале 90-х годов прошлого века мне удалось приобрести несколько книг выпущенных русским издательством им. Чехова в Нью-Йорке. Среди них оказался роман русского эмигрантского писателя Сергея Сергеевича Максимова «Бунт Дениса Бушуева». Как оказалось, эта книга была продолжением романа «Денис Бушуев», напечатанного еще в 1950 г. в Германии издательством «Грани». В предисловии к роману было сказано несколько слов о авторе: «Сергей Сергеевич Максимов родился в 1917 г. на Волге». (1) При чтении книги обнаружилось, что действие романа происходит в 30-е годы прошлого столетия в окрестностях Костромы: в Татарской слободе, и в селе Отважном, название которого в повествовании оказалось вымышленным. Несколько лет время от времени я старался узнать о судьбе С. Максимова, но все усилия оказывались напрасными. И только три года назад я узнал из словаря русских и советских писателей, вышедшем в Нью-Йорке не английском языке, что Сергей Максимов родился в селе Чернопенье Костромской губ. 1/14 июня 1916 г.(2) При всех неточностях с датой его рождения появилось еще одно обстоятельство, требующее проверки – это настоящая фамилия писателя. Как потом выяснилось Сергей Сергеевич пользовался несколькими псевдонимами, настоящая же его фамилия была Пасхин.(3)
 
Сергей Максимов прожил трудную, полную лишений и трагических событий жизнь: арест, сталинские лагеря, немецкий плен, Германия, отъезд в 1949 г. в США. После него не осталось архивов, и единственным источником по изучению жизни и творчества этого талантливого писателя стали его литературные произведения, многие из которых содержат автобиографические сведения. В 1949 г. в одном из забытых ныне эмигрантских изданий он пишет о своем аресте: «Весной 1936 года, вместе с группой товарищей-студентов, я был арестован в Москве органами НКВД и обвинен в антисоветской деятельности. Первые три месяца заключения я провел в одиночной камере Лубянской тюрьмы, затем меня перевели в Бутырскую тюрьму, где я находился до конца предварительного следствия. В начале 1937 года следствие по нашему делу было закончено, и мы предстали перед Специальной Коллегией Московского Городского Суда. Судебное следствие велось при закрытых дверях. Все мы были приговорены к разным срокам лишения свободы». (4) С. Максимов по приговору суда получил пять лет и был сослан в Севжелдорлаг на строительство железной дороги к северным склонам Уральских гор, где велась разработка каменного угля. Тяготы лагерной жизни он описал в рассказах, объединенных в сборник под общим названием «Тайга», вышедшем в Чеховском издательстве в Нью-Йорке в 1952 г. В следующем году этим же издательством выпускается сборник произведений С. Максимова под общим названием «Голубое молчание». В него вошли несколько рассказов, повесть «В сумерках», объемные поэтические произведения: «Двадцать пять», «Танюша», «Царь Иоанн». Две пьесы: «В ресторане», «Семья Широковых». Писатель готовил к изданию сборник рассказов, но помешала смерть.
 
Но главной книгой в творчестве С. Максимова является роман «Денис Бушуев»: «Роман переводится на немецкий язык, и издается в 1949 г. в Германии. Два года спустя в 1951 г. книга печатается в английском переводе в Англии и США. О книге положительно отозвались Б. Зайцев, М. Алданов, М. Карпович. Голливуд активно начинает интересоваться романом. И. Бунин в письме С. Максимову, указывая на достоинства книги, писал следующее: «Вы несомненно талантливы. В романе Вашем много страниц интересных, своеобразных, есть лица оригинальные и хорошо изображенные, так что вполне искренно могу пожелать Вам успеха в дальнейшей художественной работе». (5) Как уже говорилось выше в «Денисе Бушуеве» автор описал волжские берега, и родное Чернопенье, названное в романе селом Отважным: «Отец каждое лето отправлял нас, всю семью, из Москвы на Волгу, в родное село наше – Отважное, что находится всего в двадцати километрах от города Костромы. Непрерывный, трехмесячный контакт с исконными волгарями, знакомство с их своеобразным бытом и языком – дали мне позднее тот материал, который лег в основу «Дениса Бушуева» Одно лето я даже плавал на буксирном пароходе «Златовратский» в качестве помощника лоцмана». (6)
 
Осторожность С. Максимова в отношении названия родного села, своей настоящей фамилии, и других событий в своей биографии обусловлено опасением за судьбу родственников, оставшихся в Советском Союзе. Об этом сообщал и брат Сергея Сегеевича Николай С. Пашин своему другу писателю Владимиру Самарину, решившему написать краткую биографию Максимова после его кончины: «Только с тобой, да еще с очень немногими я могу обсудить некоторые факты биографии Сережи, прежде, чем решать – стоит ли их сейчас печатать (главным образом, по соображениям безопасности наших родственников в России, ибо никаких иных причин скрывать что-либо не имеется)».(7) В Москве в то время жили брат Максимова Борис и сестра Татьяна. С братом Николаем Сергея связала общая судьба, начиная с Германии, а затем в США.
 
Если Сергей Максимов увековечил село Чернопенье в своем романе, то его брат Николай еще в Германии опубликовал в русской газете статью «История одного села», скрыв под названием села Коростелева родное Чернопенье.(8) История с этой публикацией получила для автора совершенно неожиданное продолжение. Газетный очерк прочитал внук бывшей владелицы Чернопенья Ольги Матвеевны Добрыниной Дмитрий Кулаков, увидевший под вымышленным названием описание родного села его бабушки. Написав письмо автору очерка, Дм. Кулаков получил открытку с подтверждением своей версии, что речь в публикации в действительности шла о Чернопенье. После этого Кулаков пишет более подробное письмо Николаю Сергеевичу: «Ну и удивили же Вы меня Вашей открыткой. ... Моя бабушка Ольга Матвеевна Добрынина, думаю, очень будет рада получить Вашу открытку, кот[орую] я собираюсь ей переслать. И про Чернопенье я слышал часть из ее рассказов, так что я нисколько не жалею, что Вам написал». (9)
 
С. Максимов в письмах брату Николаю часто вспоминал Волгу, родное село: «Дорогой Коля. Сегодня меня как-то особенно потянуло написать тебе: читал Горького, вспомнил Чернопенье, наших всех – как все это далеко и невозвратно; а главное – бесконечно дорого». (10) А вот еще строки из другого письма: «Живу я еще тем, что все время вспоминаю дом, всех наших, и больше всего конечно, - детство. С грустью на-днях, поймал себя на том, что я уже не могу не только перечислить все дома в Чернопенье (как это мы с тобой делали еще в Германии), но не могу припомнить и десятой доли их...». (11) С сожалением С. Максимов вспоминал в одном из писем брату опустевшие деревни в окрестностях Чернопенья: «А Погорелка находилась по дороге в Лыщово. Перед нею была деревня Бряково, с ветряной мельницей. ... В Гоманихе я никогда не бывал. Смутно помню лишь как 1924-25 году я и мама, зимой, ездили на похороны бабушки. Но меня мама оставила в Чернопенье...». (12) За несколько месяцев до своей кончины Сергей Максимов видится с Николаем, приехав к нему в конце декабря 1966 г. После отъезда Сергей, в одном из последних писем брату высказывает пожелание еще раз увидеться с ним, но, чувствуя, что этого может не произойти, заканчивает письмо прощанием со всем, что ему было дорого всю его нелегкую жизнь: «Не забывай меня, милый брат! Молю Бога часто хранить Чернопенье и всех наших...». (13)
 
12 марта 1967 г. Сергей Максимов скончался в своей квартире в Лос-Анжелесе. На его смерть откликнулись многие близкие ему люди своими воспоминаниями, напечатанными в русских эмигрантских изданиях. Очень тяжело перенес смерть брата Николай Сергеевич. Все в том же письме В. Самарину он писал: «Горе мое – невыразимо, и я – духовно и физически – едва-едва держусь. Не знаю, как выстою этот новый, страшный удар. В жизни образовалась какая-то странная пустота и никакими словами нельзя выразить чувств, терзающих сейчас меня...». (14) Похоронен С. С. Максимов на Сербском кладбище в пригороде Сан-Франциско. 
 
 
 
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) С. Максимов. Бунт Дениса Бушуева. Издательство им. Чехова. Нью-Йорк, 1956, с. 3.
(2) Wolfgang Kasack. Dictionary of Russian Literature since 1917. Columbia Univercity Press, New York, 1988, p. 233.
(3) С. Максимов еше имел псевдоним Сергей Широков - от девичьей фамилии матери – Широкова. В США у брата Максимова Николая была Пашин – по американской транскрипции. Подробнее см.: А. А. Любимов. К 40-летию со дня смерти Сергея Максимова. 1916-1967. Возвращение. Новый журнал, № 246. сс. 217-225. Нью-Йорк, 2007.
(4) С. Максимов. Цена одной прогулки Сталина. Народная правда, № 3, с. 18. Париж, апрель 1949.
(5) А. А. Любимов. Новый журнал, № 246, с. 217.
(6) С. Максимов. Мои первые литературные шаги. Новое русское слово, № 18171, 9 апреля 1962.
(7) Письмо Николая Пашина Владимиру Самарину 23 марта 1967.
(8) Николай Лунев. История одного села. Воля народа, № 3, 7 января 1945 г. Брат Максимова Николай пользовался псевдонимами Лунев и Витов. Николай Сергеевич Пашин (Пасхин) род. В Чернопенье в 1908 г., ум в США в 1976 г.
(9) Письмо Дм. Кулакова Николаю Пашину 28 января 1945 г.
(10) Письмо С. Максимова брату Николаю 21 марта 1957 г.
(11) Письмо С. Максимова брату Николаю 26 мая 1963г.
(12) Письмо 10 июня 1963 г.
(13) Письмо 25 января 1967 г.
(14) Письмо В. Самарину 23 марта 1967 г.
 
 
© А.А. Любимов 
Напечатано с разрешения автора
 
Рубрики:  ИСТОРИЯ
ЛЮДИ
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку