Замок главного великана
Оркнейские острова окружены туманом, и все в нем серо: серые невысокие дома под террасами серых крыш на серых улицах. Но внутри серого панциря – уютный мир, согревающий душу. Светло-бежевые плитки мостовой, кривизна узких улочек, запах жареных пирожков и ванили, глиняные и кожаные изделия в витринах. Сплошная лавка древностей…
Две трети островов необитаемы, а всего их – более семидесяти. Столица – Керкуолл – обосновалась на крупнейшем из них, на «Главной Земле» - острове Мэйнлэнд. Столицу населяют около четырех с половиной тысяч жителей. Для шотландского графства Оркни и это много. Во втором (и последнем!) городе графства Стромнессе населения и того меньше. На языке первооткрывателей архипелага, кельтов – по одной из версий - «Оркни» означает «Лесной остров». Но исследования показали, что лесов здесь никогда не было. Острова – как и в древности – покрыты вересковыми пустошами, травами и мхами, растущими на торфяниках. Лишь кое-где близ жилья растут чахлые, бережно пестуемые людьми, березки. Зато на островах всегда был и есть камень. Камень – властелин Оркнейских островов, главное их богатство и их летопись.
Луга, на которых пасутся стада, отделены друг от друга метровыми изгородями, сложенными без всякого связующего раствора – серые камни положены в несколько рядов один на другой и придавлены сверху тяжелыми валунами, поставленными на ребро. Камнем покрыты дома, заросшие сверху толстым слоем мха. Камешки вздымает и несет здесь океанский ветер, не щадя лиц прохожих. Камень хранит на себе загадочные знаки прошлого… Капище Мэсхоу находится всего в получасе езды от столицы. Каменные плиты капища испещрены тысячами загадочных знаков, не разгаданных полностью по сей день. Каменная усыпальница в Куотернессе старше египетских пирамид – она ровесница древних построек Месопотамии… Еще полчаса отделяют путника от Скара Брэ – одного из древнейших человеческих поселений в Северной Европе. Здесь жили пикты – те самые загадочные «синие человечки», описанные Киплингом. Здесь раскрыты десять жилищ, разделенных на «комнаты» стенами из валунов все того же серо-бежевого цвета. Их соединяют узкие – не шире полуметра – проходы. В каждом помещении – своя «меблировка» - сиденья, лежанки, очаг. Этим жилищам более трех с половиной тысяч лет. Но обнаружили их только в 1850 году, когда жесточайший ураган сорвал с земли большой пласт дерна. Крыша жилищ была сделана из костей китов, на которые, как на стропила, укладывали шкуры и придавливали сверху хламом и пищевыми отходами – этот-то мусор и превратился со временем в дерн, сорванный ураганом.
Научные раскопки ведутся в Скара-Брэ еще с 1920 года. Археологам удалось установить, что жилища были покинуты поспешно – у входа в землянку были найдено разорванное ожерелье из кабаньих клыков и кашалотовых зубов, которые никто не подобрал, в жилом помещении обнаружены два человеческих скелета – быть может, это были тяжелобольные, оставленные в час бедствия на произвол судьбы… Но что за трагедия разыгралась здесь тридцать пять веков назад – вряд ли когда-нибудь удастся выяснить в точности.
…Еще полчаса по узкому шоссе среди пастбищ, холмов и озер – и над равниной, плотно устланной сиреневым вереском, поднимаются зубья исполинской гребенки Брогарского кольца. Каменные прямоугольные глыбы установлены строго по кругу, диаметр которого составляет сто четыре метра. Они окружены неглубоким заросшим вереском рвом. Первоначально камней было шестьдесят, и все они были развернуты по отношению друг к другу ровно на шесть градусов. Сейчас сохранилось тридцать шесть глыб, из них в вертикальном положении осталась только двадцать одна. Верхний край каждого камня срезан косо, что придает глыбам вид цифры «1». Сооружения такого рода – «кромлехи» - не редки на Британских островах. Каменное кольцо Стоунхенджа, например, известно даже школьникам – но бесспорной интерпретации пока не дано ни одному из каменных чудес. Историки придерживаются самых различных взглядов на происхождение и назначение Брогарского кольца. Одни считают, что на пространстве, огороженном камнями, был храм солнцепоклонников. Другие видят в этом кольце древнюю обсерваторию – по их мнению, внутри большого кольца должно было состоять еще одно, составленное «трилитами» - каменными сооружениями из трех камней в виде буквы «П». Есть мнение, что на камнях кольца держались прежде каменные площадки, куда древние клали тела умерших. Слетались птицы, и через некоторое время оставался чистый скелет, который только после этого предавали земле…
И еще есть сказка, повествующая о том, что камни Брогарского кольца – это все, что осталось от замка Главного Великана. Заодно сказка наивно объясняет и гибель Скара-Брэ. Оказывается, давным-давно на острове жили не только обычные люди, но и великаны-людоеды. Люди прятались от них в землянках, но все равно попадались, и их становилось все меньше и меньше. Вскоре на острове остались только жители Скара-Брэ. Главный Великан подался однажды туда на поиски пищи – да и провалился в одну из подземных комнаток. Люди, конечно, в панике покинули поселок – но и великан так и не смог выбраться из-под земли.
…Скорее всего, эта сказка сочинена совсем недавно – уже после серьезных открытий археологов. Но она подтверждает одну из поговорок островов – «Сколько оркнейцев – столько историй».