Если идти по улице с глубокими колеями, то неминуемо пройдёшь мимо соборных кенасс.
Кенасса – молельный дом караимов, и одновременно – нечто вроде духовного училища. До XIXв эти молельные дома назывались, как и у всех прочих евреев, синагогами, но с начала XXв прижился термин “кенасса”, поскольку так молельные дома называются в Ветхом завете.
Большая соборная кенасса, в которой собирались в дни торжественных праздничных служб, украшенна галереей с десятью колоннами, поддерживающими арки. Построена в XIVв. Колонны опираются на низкий парапет из массивных плит, украшенных каменными розетками. У стен расположены небольшие ниши для хранения обуви, которую снимали перед входом в кенассу. Богослужения проводились на древнееврейском языке - иврите.
Внутрь нас, конечно, не впустили.
Говорят, что только раз в год караимы собираются в Чуфут-Кале, открывают свои кенассы, и молятся.
По словам экскурсовода внутри кенасса разбита на три части.
В главной располагались мужчины, в другой - старики и в дальней третьей части находился алтарь(Гехал), в котором помещалась священная книга - Тора.
Вторая, малая, кенасса называлась Кодэш-Эва - Дом собраний. Она была предназначена для обычных служб и различных собраний - судебные и все другие дела общины решались духовными властями.
Мавзолей дочери Тохтамыша, Джанике.
По-моему единственное нормально сохранившееся здание в Чуфут-Кале. В глубине павильона – мраморный гроб, на котором можно прочитать, если подойти поближе, но подойти нельзя, надпись – “Это гробница знаменитой государыни Джанике-Ханым, дочери Тохтамыш хана”.
У Тохтамыша было несколько жен, в том числе Тогайбек, дочь Хаджи бека, хана Киркельского. От нее-то и родилась Джанике. А далее Тохтамыш убил ее мать в припадке гнева. Точная дата рождения Джанике неизвестна, но 1376-1377 - вполне подходит, поскольку между 1395 и 1397 гг она вышла замуж за Едигея (Эдике), 19-ти лет от роду, стало быть. Едигей - основатель Ногайской орды и одно время главный человек в Золотой Орде, но ханом он никогда не был, потому как не чингизид. В 1397 Едигей переметнулся от Тохтамыша к Тимуру, которого, в свою очередь, Тохтамыш предал, чем дважды обрек Золотую Орду на страшное от Тимура разрушение.
В 1416 году Джанике совершает паломничество в Мекку, а вскоре после того становится вдовой. В 1420 году Едигей гибнет в битве с Кадыр-Берды, другим сыном Тохтамыша, которого в свое время Джанике спасла от Едигея. Кадыр-Берды в той битве тоже погиб. С этого момента Джанике уединяется в наследственном своем владении, на Кирк-Оре, в качестве удельной царицы. Но, кажется, частная жизнь все-таки не для нее. Есть сведения, что она активно поддерживала Хаджи Гирея, основателя Крымского ханства, в его желании отложиться от деградирующей Золотой Орды. Этому процессу не суждено было завершиться до ее смерти, но, похоже, Хаджи считал ее помощницей в основании ханства, почему и поставил такой мавзолей в своей новой столице.
Скорее всего, мавзолей в нынешнем виде возведен благодарным Хаджи, после того, как этот Гирей утвердился в своем новом качестве. Так или иначе, здание уникальное. Строили его явно люди, хорошо знающие самые последние течения архитектурной моды тогдашних дней. И было оно некогда застроено плотно другими сооружениями, от которых ныне остались только фундаменты.
С именем Джанике связанно несколько легенд. Одна из них гласит, что ханым жила во дворце на Чуфут-Кале рядом с казармами на тысячу воинов и была предводительницей этого гарнизона. Она погибла, отважно защищая город во время осады, и её отец - хан Тохтамыш-хан, приказал воздвигнуть мавзолей на месте её гибели. Восьмигранной формы, украшенный резными колоннами, с покрытым резьбой высоким порталом.
Позади мавзолея растёт фисташковое дерево.
Говорят, что это душа Джанике. А ещё говорят, что если коснуться дерева ладонью и попросить об исполнении желания, то Джанике не откажет.
Я загадала…