Собрав нас всех в кучу, довольно приветливая женщина повела нас в Чуфут-Кале.
Когда она показала, где находится сама крепость, я, честно говоря, засомневалась, дойдём ли мы туда. Но экскурсовод нас успокоила и сказала, что это просто выглядит нереально, на самом же деле, всё не так страшно и крепость посещают практически все пожелавшие, то есть погибших и потерявшихся не бывает.
Уже через 15 минут резкого подъёма, я начала подозрительно тяжело дышать, и с тоской глядеть на грузную женщину-гида, шедшую впереди меня. Мысли мои были печальны, я предполагала худшее, что я не увижу Чуфут-Кале, и раздумывала над дальнейшей своей жизнью и своим чахлым, по-видимому, здоровьем.
Но подъём как напугал, так и порадовал, и уже через час я была в Иудейской Крепости.
В сам город мы попали через ворота, которые называют "потайными" — они не видны, пока не приблизишься к ним вплотную. В древности тут, вероятно, была калитка. Сохранились массивные дубовые створки, обитые железом. С внешней стороны над ними вмонтирована мраморная плита с изображением рогатины и щита. Верхняя часть стены была перестроена и снабжена бойницами.
Для врагов эти ворота были настоящей ловушкой. Дорога, ведущая в город петляет и на последней петле противник приближался к воротам, будучи обращенным к стене правым, незащищенным боком. Жители крепости всё точно рассчитали, так как всегда щит носится с одной стороны, а оружие с другой.
Узкий поворот перед воротами не позволял использовать таран в полную силу. Но даже захват ворот не давал штурмующим никакого преимущества — они оказывались в узком, вырубленном в скале коридоре. С деревянного настила защитники сбрасывали на них камни, лили кипящую воду, а лучники, засевшие в оборонительных пещерах в конце коридора, осыпали их стрелами.
Пройдя каменную ловушку, мы оказываемся в окружении комплекса пещер, выстроенных в три-четыре яруса. Всего их 32. Эти пещеры пересекаются с оборонительной стеной, когда была построена стена неясно, и когда сделаны пещеры тоже, но факт, что вместе они существовать не могли. Худо-бедно учёные пришли к выводу, что пещеры вырыты в XI в, а стена построена в XV, татарами. Для чего требовались эти пещеры доподлинно, как я поняла неизвестно. Исследователи видят в этих пещерах ранний монастырь, который был тут до татар. Потом якобы татары выгнали монахов, построили стену, а монахи переселились в нынешний Успенский монастырь. Одна закавыка: в комплексе нет ни одной пещеры, которая могла бы считаться храмом. Еще в прошлом веке экскурсоводы показывали одно такое помещение, но исследования этого не подтвердили. Другие исследователи утверждают, что всё гораздо прозаичней и пещеры имели чисто хозяйственное назначение.
По другую сторону стены на узких улочках с глубокими колеями от колес размещались христианская и караимская общины. Каменные колеи на дорогах достигают полуметровой глубины, что свидетельствует о многовековой и многотрудной жизни, когда-то кипевшей здесь. Через Восточные ворота на арбах с огромными колёсами сюда привозили из соседних деревень продукты питания, дрова, всевозможные товары.
Часть Чуфут-Кале неплохо сохранилась до настоящего времени благодаря замечательному караимскому ученому А. С. Фирковичу. Во время своих поездок в Палестину, Египет, Турцию, на Кавказ караимский историк собрал богатейшую коллекцию старинных рукописей, книг и надгробных надписей еврейского и караимского происхождения, которые представляют большую научную ценность для востоковедов, особенно в свете найденных рукописей Мертвого моря. Сейчас эта коллекция хранится в отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
Продолжение следует.