Самая обидная потеря в Египте у меня знаете какая? Потеря фото из долины царей и трёх гробниц.
Я в этой потере не виновата. Мустафа сказал нельзя, я послушно кивнула, смахнула слезу, оставила мыльницу в автобусе и пошла хотя бы одним глазком посмотреть, где же лежали и ждали меня фараоны более четырех тысяч лет.
На входе меня просканировали, а вдруг я всё ж таки ослушалась и пронесла с собой фотоаппарат. Не пронесла.
И вот она передо мной долина Царей, город мёртвых фараонов и пирамидальная гора, из-за которой они и решили тут все "хорониться".
Знаете зачем или почему фараоны так упёрлись в эту пирамиду? Почему захоранивали себя либо в отдельных пирамидах, либо под такими вот горами в форме пирамиды?
Чтобы обрести вечную жизнь, фараон должен был после смерти сохранить три вещи. Душу, тело и двойника.
Тело? Это самое простое. Тело сохраняет мумификация.
Двойник? Это чуть сложнее, но тоже разрешимо. Нужна статуя, желательно побольше, чтоб переплюнуть предыдущего фараона и возвеличить себя на его фоне. Мол де, ха, что там колоссы Аменхотепа, вот у меня статуя так статуя, с Красной площади видна.
И душа? Вот для этого и нужна пирамида. После смерти душа по внутренним ступеням пирамиды поднимается и через вершину воспаряет в небо. Скорее всего воспаряет она прямо к Амону. И там обретает бессмертие.
Вот для чего они так нервничали из-за пирамид.
Всего в этой долине что-то около 65 гробниц.
Буквально до последнего месяца там находили только фараонов. Но! Всего месяц назад вскрыли ещё одну могилу и она принадлежала женщине, как сказал Мустафа - эта женщина была певица Амона. Вот как хотите так и понимайте. Певица Амона.
И теперь бедные учёные ломают голову, раньше всё было просто - долина Царей, место где находят свой покой фараоны. А эта певица им всё испортила. Теперь выходит, что не только царей там хоронили.
Дадим время учёным, пусть они решат, что и как с этой долиной.
Значит нас водили в три гробницы: Рамзеса IV, Рамзеса IX, ну и куда же без гробницы Тутанхамона.
Вся эта долина и стала популярной после открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году и последующим за этим открытием "проклятием фараонов", смерти половины населения археологов и т.д и т.п.
Перед каждой гробницей её план.
Потом дяденька прокалывает дырочку на билете и вперёд, те кто не побоялся проклятия фараонов стартанули за мной, ну и некоторые, совсем немногие впереди меня.
Мустафа не пошёл с нами, что мне показалось подозрительным, сказал, что ему дескать нельзя. Я ещё когда забегала в гробницу, думаю, ну выйду, спрошу почему нельзя. Куда там, я вышла из гробницы с такими глазами и вся впечатлённая, что и позабыла обо всём.
Не надейтесь, никаких фото самих гробниц я даже искать не стала. Сами, только сами вы должны увидеть это, прочувствовать эти места, местами даже пощупать пальцами, подышать этим воздухом и понять. Вот тут-то они и обретали свою вечность, великие цари Египта.
Все гробницы выстроены по одному плану, с маленькими нюансами. Коридор, две комнатки, коридор, две ниши, коридор и сама погребальная комната.
Как только фараон восходил на трон, сразу начинали копать гробницу. И вот тут вопрос: один правит 2 года, второй 67. У первого получается ямка для посадки картошки, а у второго целая ветка метро? Нет.
Копают всем одинаково, ну или примерно одинаково. Выкопали года за три и заложили камнем. Фараон решил умереть, открыли небольшое отверстие, спихнули в темноту мумию и закрыли. Всё.
И дальше пошли копать новую гробницу.
Вот таким образом мы посетили три гробницы. Внутри они разной степени сохранности, но впечатляет, хотя многие жаловались, что надо бы положить туда хотя бы муляжные мумии, для полноты ощущений.
На память у меня остался билетик с тремя дырочками, воспоминания о потолочной росписи гробниц, каменном саркофаге и надоедливых продавцов.
И напоследок мысль:
Древние египтяне представляли рождение и смерть как две стороны единой жизни. Они верили, что никто и ничто не умирает, всё лишь меняется, трансформируется. Смерть для них не была концом жизни, а лишь новым началом, возрождением, продолжением существования Бессмертной Души человека в ином мире.