-Метки

covid-19 Власть Лукашенко авиапром авиация автопром америка англия аргентина армия артиллерия африка беларусь белоруссия беспилотники блинов бразилия брикс валюта великобритания венесуэла взятки внутренняя политика война война на украине володин вооружения вьетнам газпром германия глазьев госаппарат госдума государственное управление государство гражданство россии демография депутаты детские пособия дипломатия днр донбасс донецк европа евросоюз закон законодательство законы золото идеология индия интеллигенция инфляция информационные войны иран искусство история казахстан киев китай короновирус коррупция кризис крым куба кудрин культура лавров лднр лнр луганск машиностроение медведев медицина международная политика международная торговля мексика мигранты миграционная политика мишустин москва набиуллина налоги нато наука никарагуа образование общественный строй олимпиада опека отдых отдых на море пандемия пенсии пенсионеры политика польша правила правительство президент путин пригожин прокуратура промышленность пропаганда путешествия путин пятая колонна революция рода войск рождаемость россия русские самолеты село сельское хозяйство силуанов сми соотечественники социализм спорт ссср сша технологии торговля третья мировая третья мировая война туризм турция украина усыновление фигурное катание франция хазин центробанк экономика экспорт эпидемия ювенальная юстиция

 -Рубрики

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в АПЛ

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.10.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 16252


Высокая ставка ЦБ РФ вытягивает из бюджета триллионы рублей в пользу банков

Понедельник, 08 Апреля 2024 г. 16:14 + в цитатник

Независимый депутат Оксана Дмитриева поставила важный вопрос (https://t.me/oxdmitrieva/1242) на обсуждение. Этому было посвящено её выступление на открытии МЭФ. Та же тема была поднята в стенах Госдумы при дискуссии вокруг отчёта правительства РФ за 2023 год.

В чём суть проблемы? Минфин РФ занимает триллионы рублей, выпуская облигации федерального займа (ОФЗ). Займы — не бесплатные, по ним надо платить проценты. Проценты выплачиваются из бюджета, то есть за счёт средств налогоплательщиков. Основными покупателями ОФЗ выступают банки, а значит они и собирают львиную долю этих процентов себе в карман.

Одно дело, если бы ставки по ОФЗ снижались и были бы меньше инфляции. Но ставки по ОФЗ поднимаются очень сильно за последние годы. И, как мы упоминали ранее, (https://t.me/swaneconomy/2126) проценты по ОФЗ тяготеют к ключевой ставке ЦБ РФ. Повышает ЦБ РФ ключевой процентный уровень — поднимаются и ставки по ОФЗ.

По сути, высокая ставка ЦБ РФ вытягивает из бюджета трлн рублей в пользу банков. В среднем — по 1 трлн руб каждые два года, если брать период с 2005 по 2023 гг. Это плохо: у банков и так всё хорошо. Суммарная прибыль банковского сектора за 2023-2024 годы составит не менее 6 трлн руб. В пору думать о том, чтобы из этой прибыли поступало больше средств в бюджет, чем наоборот увеличивались фактические выплаты из госказны.

Механизм ОФЗ в целом неплох: занимать при существующем уровне долговой нагрузки российского государства (15% ВВП) можно и стоит. Но этим механизмом надо правильно пользоваться, то есть в целях развитие реальной экономики, а не для того чтобы обеспечивать колоссальные доходы банков.

Но Минфин придерживается сдержанной позиции по увеличению заимствований. При высоких ставках по ОФЗ (читай: ЦБ РФ) это затратно для бюджета. Но деньги для реального сектора все равно нужны. И что мы видим?

Часть занятых с помощью ОФЗ средств закачивается в Фонд национального благосостояния (ФНБ), из которого потом правительство берёт деньги для льготного финансирования различных масштабных проектов, в частности, для строительства высокоскоростных дорог и развития отечественного авиастроения.

Но в таком случае ФНБ не нужен: можно было бы напрямую финансировать проекты. В правительстве РФ защищают необходимость ФНБ как «подушки безопасности». Мол, всегда нужна некая кубышка.

Но есть золотовалютные резервы ЦБ РФ, часть которых по методологии входит и в состав ФНБ. Кроме того, по факту мы живём в какой-то странной финансовой парадигме. Раньше ФНБ набивали долларами, чтобы «подкрепить» рубль. Теперь там до половины средств в юанях. Раньше «крепили» рубль долларами, теперь — юанями, но российская национальная валюта что-то наоборот всё время слабеет.

США ничем не обеспечивает свой доллар. В КНР есть свои ЗВР, и до сих пор там много облигаций Минфина США. Но у Пекина — особая ситуация: их главный торговый партнёр — США, расчёты идут в основном в долларах.

Кто-то скажет: а у России КНР — главный партнёр, поэтому нужны юани в ФНБ. Но это было бы справедливо, если бы в ЗВР КНР были рубли, но их там нет. Считать же, что рубль априори слабее, чем юань, неверно. Нужно смотреть не на экономические параметры и сравнивать ВВП КНР и России, а сопоставлять финансовые показатели, например, госдолга КНР и России. Госдолг КНР составляет 82,4% ВВП страны, почти в 5,5 раза больше, чем у РФ.

У России, получается, более выгодная финансовая позиция, а рубль на самом деле никак не слабее юаня.
Особенно, если бы финансовая система России, в частности, банки, больше работали бы на развитие экономики, а не на себя.

https://t.me/glazieview/5264

Ждём когда же ВВ выйдет на работу.

Видимо надо сокращать число банков в нашей стране раз в 10.
Путём слияния.
А ЦБ превратить из банка в федеральное агентство. Или вообще слить с Казначейством.
Штаты цебешные оставить, но сделать чисто государственной лавочкой.


Рубрики:  Народное хозяйство
Россия: власть, госаппарат, коррупция
выборы, политические партии
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку