Создание собственной газовой турбины. Здесь говорить о результатах пока рано, к примеру, "Силовые машины" обещают первые образцы собственной турбины на 170 мегаватт только к 2023 году. Но и здесь опасения срыва сроков сохраняются. Собственно говоря, именно с этим была связана уже почти завершившаяся (скорее все же в пользу отечественных производителей), но длившаяся последние месяцы дискуссия о возможных послаблениях в программах локализации для иностранных производителей. С тем чтобы иметь подстраховку на случай неудач российских компаний.
К примеру, мощность многих строящихся в России ветряков — 3,6 мегаватта, в то время как в мире мощность наземных ветряков уже достигает пяти мегаватт и выше. Электроэнергия более мощных ветряков получается дешевле.
В чем-то похожая история и в секторе СПГ. Российские разработки для заводов по сжижению пока будут относительно небольшой тоннажности: "Ямал СПГ, четвертая линия" — 0,9 миллиона тонн, "Обский СПГ" — до 2,5 миллиона тонн (мощность единичной линии). В мире же в качестве заводов крупнотоннажного сжижения преобладают линии от 4,5 миллиона тонн и выше. Себестоимость сжижения на большом заводе, очевидно, оказывается чуть ниже. Но 2,5 миллиона тонн — уже приемлемый объем единичной линии, и есть все основания ожидать, что в будущем из таких линий можно будет строить полноценные производства.
Относительно недавно эта коллизия ярко проявилась и в секторе энергетики. Для сверхмощных турбин (свыше 500 мегаватт) в строгих правилах по локализации оборудования сделаны исключения. В результате для Заинской ГРЭС в отбор программы модернизации удалось включить нелокализованную турбину Siemens мощностью 593 мегаватта. Такое решение оказалось экономически выгодным, но ожидаемо вызвало недовольство руководства "Силовых машин".
И действительно, простых ответов здесь нет. К примеру, импорт оборудования вполне может оказаться чуть дешевле для конкретной компании, чем российская разработка (например, использование нескольких менее мощных турбин вместо одной сверхмощной). Однако компенсирует ли небольшое различие в себестоимости тот факт, что импортная турбина не создаст никакого положительного эффекта для российских предприятий.
Да, особенностей полно. Некоторые требуют обнулить пошлины на электромобили.
Лично я вообще запретил бы эти автомобили, как экологически вредные.
А вот с турбинами. Сименс устроила нам скандал с турбинами для Крыма.
Мы поняли, что нужно импортозамещать их турбины. И начали работать.
Сименс в ответ заявила, что они на всё согласные - даже на передачу нам технологий,
которые мы по скромности в отличие от китайцев никогда не требуем.
Я ба согласился, чтобы они здесь построили свой завод, но разрешили бы
нам применять их технологии на заводах компании "Силовые машины".
Тогда Сименс специализировался бы на турбинах больше 200 мегаватт,
а наши на меньших, если вообще они смогут их когда-то освоить.
С советских времен то совсем разучились работать. Десятилетиями на турбины
не было заказов, не было экспорта, хотя во времена СССР мы много экспортировали.