-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Сквонк

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.10.2006
Записей:
Комментариев:
Написано: 1231


Туман и звезды ностальгической влюбленности

Суббота, 13 Января 2007 г. 21:37 + в цитатник

В колонках играет - The Doors - "You're Lost Little Girl"

«Туманные звезды Большой Медведицы»/ «Vaghe Stelle DellOrsa» (1965) Лукино Висконти

Прошлое, которое затягивает, притягивает, не отпускает. Приторное детское счастье, при приближении которое отдающее вонью. Ностальгия, декаданс, античная драма. Камерная история, пафосное самоубийство, безвольные, почти древнегреческие персонажи. Графичные, нарочито эстетизированные кадры. Тени и полутени. Романтический ветер, развевающий шикарные волосы Кардинале в ночном саду «как в том стихотворении». Памятная плита, символичная с самого начала. Амур и Психея. Инцест и безумие. Дети, влюбленность, любовь и смерть. «Амаркорд». Невозможно вычленить одно единственное зерно истины из всей притчи. Чем более камерное произведение, тем свободнее его можно трактовать. Изумительно инкрустированная шкатулочка. Со множеством тайничков и замочных скважин. В котором извилистые коридоры, мысли и поступки героев не находят своего выхода. Странным образом сплетенный в прошлом клубок никогда уже не будет распутан. Разруби его, и окажется, что внутри клубка ниточки за долгое время слежались, сгнили и распались. Превратившись в бесформенный комок, только с виду еще обманывающий простотой своего ниточного лабиринта. Минотавр которого давно мертв. А Ариадне с Тесеем, нечаянно расставшимся давным-давно у поворота, никакими криками больше не вернуть друг друга. И не выкарабкаться наружу. Даже поодиночке. 

 Фильм в самом деле несет на себе отпечаток какой-то античной трагедии. Рока. Судьбы, которую нельзя изменить. Архетип царя Эдипа расщеплен тут на брата и сестру. Кадр за кадром Висконти проводит две призрачные фигурки через ночной сад, где они нежны друг к другу по-братски. В полуразрушенное здание у водопада, где их близость вот-вот перейдет в столкновение. Эпизод, когда брат снимает с сестры кольцо, действительно полон магии. Он завораживает. По-настоящему. Магнетическое очарование, которое окутывает в этот момент брата и сестру, безусловно ужасно, но все-таки не перестает очаровывать и притягивать. Висконти, дружище… Не мог ты снимать порочное и злое так, чтобы это действительно вызывало отвращение. Бодлер целенаправленно взращивал свои цветы зла, а на клумбе итальянского аристократа они взошли сами по себе.

Больше всего я сочувствовал Сандре (Клаудиа Кардинале). Эталонная lost little girl блейковского стихотворения. Бабочка, залетевшая не в то окно. Сбившаяся с пути в полете из-за бликов на зеркальных стеклах. И медленно сгорающая (тут самый садизм – в том, что медленно…) в пламени какого-нибудь старинного светильника. Полуторачасовая экранная жизнь Сандры – это ее медленная агония. В центре паутины. Невероятно прозрачной. Чьи нити не видны никому: ни ей, ни брату, ни мужу, ни, тем более, зрителям. Все сбились в поисках паука. Его роль с легкостью можно отдать самому факту инцеста между родными братом и сестрой. Или хотя бы ностальгии по прошлым счастливым денькам. А то - «голубой крови» семьи. Но, на мой взгляд, все это тоже часть не распутываемого, в принципе, клубка. Дополнительные липкие нити в прозрачной паутине. То, что губит Сандру, которую каким-то легким приторным ветерком принесло обратно в родные пенаты, и Джанни, написавшего о своей юношеской любви роман, как ни странно, прекрасно можно объяснить психоанализом. Но мы не будем этого делать. Не обладаем знаниями в достаточной степени. Не сможем лихо жонглировать терминами. Если по-простому, то такая любовь брата и сестры объясняется не только и не столько острым чувством одиночества и отчужденности детей от остального мира. Сколько желанием продлить состояние детства, эйфорией вечной юности, нежеланием взрослеть. Постоянной близостью двух человечков в глубине пещеры, откуда никто из них поначалу не собирался выползать или вылетать. Куколки не желали превращаться в бабочек. Поэтому, наверное, детьми Сандра и Джанни (Жан Сорель) назначали встречи в пустом, сыром и полуразрушенном месте. У водопада.

Если бы Сандра не покинула дом в юности, их чувства все равно бы закончились. Даже любовь Джанни и его ревность к мужу Сандры (Майкл Крэйг) очень иллюзорны. Мне, честно говоря, хотелось, чтобы они любили друг друга по-настоящему. При всех прочих (грех, порок и т.д.) в этом было бы действительно что-то возвышенное и прекрасное. Состояние невозможной любви, декаданс чувств, «ромео и джульетта». Я бы, как зритель, понял и простил. Но, видимо, у Висконти была иная цель. Потому что я не сочувствовал им как влюбленным. Как несчастным в любви. Потерянным и одиноким. В липкой темноте клубка их любовь так и не смогла расцвести. Оставшись лишь маленьким бутончиком влюбленности. Засохшим. Обыкновенным, хотя и не частым среди родственников такой степени близости. Они были обделены искренней добротой и заботой. Объединены общей ненавистью к отчиму и легким презрением к матери. Вся их влюбленность, которую нам так и не показали в фильме, свелась к детским играм в записочки, во встречи, и даже в секс. А из всей (предполагаемой Джанни) любви нам была показана, увы, только похоть. (Вопрос о том, может ли похоть быть частью любовных отношений я выношу за скобки, как несущественный).

Гипертрофированная близость брата и сестры, которую Висконти осторожно - кукольным домиком - поместил в прекрасно обставленные апартаменты, послужила им в свое время чем-то вроде «детского вигвама посередине комнате». И - о боже! – я, скорее на аллюзиях, чем сознательно, почувствовал сходство камерного шедевра Висконти с «Мечтателями» Бертолуччи, где брат и сестра не переспали в полном смысле этого слова, но чья связь носила-таки интимный характер. Такое детское чувство упоенности существования только вдвоем. В выдуманном мире (мире кино, мире прошлого, мире аристократии – разницы никакой). Обе влюбленности – и в «Туманных звездах», и в «Мечтателях» - в раз построенные замки иллюзий. Миражи. Фата Моргана. Беда Сандры и Джанни в том, что их влюбленность, прежде поддерживаемая общей ненавистью и общим грехом, через 20 лет просто повисла в воздухе. И стала медленно растворяться. Затягивая в ностальгическое прошлое обоих. Наверное, им нельзя было встречаться, наверное…Но рок. Судьба. И нарушение неумолимых правил выхода из лабиринта. Всегда придерживаться только одной стороны стены. И никогда не терять друг друга.

ПС Произведение, послужившее основой фильма можно найти тут: http://www.lib.ru/POEZIQ/LEOPARDI/leopardi.txt

Это «Воспоминания» Джакомо Леопарди. Хрустальное стихотворение-ноктюрн с такими, к примеру, строчками:

«Как заблуждался я в своих мечтаньях!

И ныне жизнь  моя столь беспросветна,

Что я б взамен охотно принял смерть.»

Рубрики:  cinematographe
красивое
decadence
Метки:  

Эха   обратиться по имени Воскресенье, 14 Января 2007 г. 01:44 (ссылка)
Очень хочется увидеть, да.

Отличная рецензия )
Ответить С цитатой В цитатник
Сквонк   обратиться по имени Воскресенье, 14 Января 2007 г. 02:17 (ссылка)
Эха, Да, когда меня захватит фильм - костьми лягу в его защиту.
Я скорее не рецензии, наверное, пишу, а лирические элегии-рефлексии. Объективного в них мало. Много восторженного и... личного.

А фильм трудно будет найти. Вот вы в Питере. Будете в Москве - обращайтесь в Киноклуб Журфака МГУ. Он там есть. В отвратном качестве оцифровки с ТВ. Но другого кажется и нет вовсе. Права на фильм выкуплены одним буружином в Италии. Раритет, можно сказать.))
Ответить С цитатой В цитатник
Эха   обратиться по имени Воскресенье, 14 Января 2007 г. 02:29 (ссылка)
Сквонк, Я все же надеюсь )
У тебя - фпечатления. Это интереснее )
И информативности в энтом гораздо более, чем в сухом отчете о, когда понятия не имеешь все равно, что думать.
Ответить С цитатой В цитатник
Сквонк   обратиться по имени Re: Ответ в Сквонк; Туман и звезды ностальгической влюбленности Воскресенье, 14 Января 2007 г. 02:37 (ссылка)
Да. Мне тоже такие сухие рецензии не нравятся. Как сыграли актеры. Как хорошо снял оператор. Какой замечательный оператор был. Какой глубкой гуманистический смысл был заложен в фильме... Бр-р-р.
С другой стороны претят легкие, здорово написанные, но обезличнные и поверхностные обзоры. Последние впрочем нравятся больше.

Мне-то проще. Я в свой журнал пишу только о тех фильмах, что действительно меня захватили. А когда это бывает? Только когда фильм меня по-настоящуму вдохновляет. Дарит вдохновение, иными словами.

Висконти просто обожаю. За его красоту. И ненормальность. Снять фильм об инцесте в 1965 году! - это надо суметь.

Смотрели "Мечтатели" Бертолуччи? Очень красивое тоже кино. И тоже очень и очень странное))))

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
cansada_da_guerra   обратиться по имени Воскресенье, 14 Января 2007 г. 16:48 (ссылка)
Ой, как хочется посмотреть! Впрочем как и все фильмы ,про которые ты пишешь)) Только иногда боюсь ,что по сравнению с твоим описанием кино покажется не таким ярким)))) Это типа такой закрученный комплимент))
А в Японии тоже нельзя будет найти? Здесь в прокате вроде мнго старых фильмов...
Ответить С цитатой В цитатник
Эха   обратиться по имени Воскресенье, 14 Января 2007 г. 18:16 (ссылка)
Сквонк, "Мечтателей" Бертолуччи да, видела. Понравилось очень. "Ускользающая красота", кстати, тоже). Да даже "Конформист", впечатливший менее и окончательно все же непонятый, снят именно красиво. Так... Ух.
Висконти другой. Единственный фильм, что у него видела, оставил престойкое желание видеть еще. Там... про девушку, помните? Которая ждала. Всерьез так ждала... Если в процессе просмотра местами трудно было сдержать иронию, даже язвительность, то концовка... Режиссер. проще говоря, сделал, ибо понимаешь что все,, ВСЕ, что думалось и прочувствовано - учтено и даже не ваше )
В общим, я все же надеюсь его встретить )
Ответить С цитатой В цитатник
Сквонк   обратиться по имени Воскресенье, 14 Января 2007 г. 18:29 (ссылка)
Amaterasu_kami, //Только иногда боюсь ,что по сравнению с твоим описанием кино покажется не таким ярким//
Моя вечная беда. Как я ее называю: истерическая восторженность.:))) На самом деле, описание это только жалкий слепок вообще с любого фильма, плохого и ли шедевра всех времен. Хотя да, иногда само описание нравится, а фильм нет. Но тут уж дело вкуса. Тешу себя надеждой, что моей вины в этом нет. Стараюсь писать только про те фильмы, которые по определению не могут быть низкого качества.:)))

//А в Японии тоже нельзя будет найти? Здесь в прокате вроде мнго старых фильмов...//
Напротив. Как раз в некоторых восточных странах такие раритеты и не раритеты вовсе. В поиске по гуглу первые же картинки были афишами к фильму с иероглифами. Вполне возможно, что японскими:)
Ответить С цитатой В цитатник
Сквонк   обратиться по имени Воскресенье, 14 Января 2007 г. 18:32 (ссылка)
Эха, //"Ускользающая красота", кстати, тоже)//
Отличное кино!:) Очень нравится его целомудренность, если так можно выразиться. Такая чистота...
//Единственный фильм, что у него видела, оставил престойкое желание видеть еще. Там... про девушку, помните? Которая ждала. Всерьез так ждала... Если в процессе просмотра местами трудно было сдержать иронию, даже язвительность, то концовка...//
Я так думаю, это "Белые ночи"? По роману, между прочим, Достоевского:)
С Мастроянни, Жаном Марэ и Марией Шелл. К нему у многих висконтифилов неровное отношение. Но лично меня он просто очаровал в свое время. Это тот фильм? Черно-белый?
Ответить С цитатой В цитатник
Эха   обратиться по имени Воскресенье, 14 Января 2007 г. 19:04 (ссылка)
Именно ))
Фильма сделана мастерЪски.
Ответить С цитатой В цитатник
Terston   обратиться по имени Воскресенье, 14 Января 2007 г. 20:49 (ссылка)
Сквонк, в очередной раз, спасибо за впечатления) Странно - но эта картина прошла как-то мимо, хотя Висконти - как казалось - пресмотрел очень много. Теперь будем знать)А Леопарди м впрямь - прелесть, жаль его у нас мало знают.
Ответить С цитатой В цитатник
Сквонк   обратиться по имени Воскресенье, 14 Января 2007 г. 21:07 (ссылка)
Terston, /Странно - но эта картина прошла как-то мимо, хотя Висконти - как казалось - пресмотрел очень много. /
Я хочу еще его "Постороннего" посмотреть. Его тоже мало хвалят, как и "Туманные". Стало быть, также хорош.:)

Эха, /Фильма сделана мастерЪски./
Точно.
Ответить С цитатой В цитатник
Terston   обратиться по имени Воскресенье, 14 Января 2007 г. 22:14 (ссылка)
Сквонк, "Посторонний" - отменная вещь, хотя, как и полагается хорошему режиссеру, от литературного источника немногое осталось. За то и ценим-с)
Ответить С цитатой В цитатник
Сквонк   обратиться по имени Re: Ответ в Сквонк; Туман и звезды ностальгической влюбленности Воскресенье, 14 Января 2007 г. 22:33 (ссылка)
Тоже ч/б камерная драма?

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
Terston   обратиться по имени Воскресенье, 14 Января 2007 г. 22:37 (ссылка)
Сквонк,по-моему, там что-то есть цветное - точно не скажу, очень давно смотрел. А Висконти, из-зи своей дворянской широты, не очень-то и камерный, скорее, интимный, нежели камерный.
Ответить С цитатой В цитатник
Сквонк   обратиться по имени Re: Ответ в Сквонк; Туман и звезды ностальгической влюбленности Воскресенье, 14 Января 2007 г. 22:45 (ссылка)
В "Туманных" он совершенно не широк. Почти всей действие происходит от силы в трех местах. И с тремя персонажами. А по сути - так и вообще с двумя. Понятно, какими...
Камю вообще не очень люблю.
Но хотелось бы глянуть, да.

LI 5.09.15
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку