"Леклерк" - танк будущего?
После описания танка в стиле «дёшево и сердито» хочется поговорить о его полной идейной противоположности – машине типа «дорого и высокотехнологично».
Такая машина, пожалуй, является своего рода военно-технической мечтой – всё в ней по высшему разряду, без каких либо ограничений. Лучшая защита, мощное вооружение, современнейший мощнейший двигатель и главное – современнейшая электронная начинка. Если не задумываться о цене и обладать необходимыми технологиями, то создать такой танк-мечту вполне реально.
Несомненно, что «Леклерк» создавался именно по этому принципу. Для небольших европейских армий принцип «лучше меньше(количественно) да лучше (качественно)» вытекает из самих реалий их существования.
Французы здорово задержались с созданием танка третьего поколения - разработка нового танка ЕРС (Engin Principal de Combat), который должен был существенно превзойти современные ему "Леопард-2", "Абрамс" и "Челленджер" началась лишь в 1981 году.
Форсируя работы, инженеры государственного оружейного концерна GIAT сделали ставку на наиболее передовые решения, многие из которых воплощались в конструкции впервые, включая и широкое внедрение достижений электроники. Окончательное решение было принято в начале 1986 г., а сам перспективный танк получил название "Леклерк" в честь командира 2-й танковой дивизии Франции, в июле 1944 г. освобождавшей Париж. К концу 1986 г. было собрано шесть первых опытных образцов, один из которых управление вооружений Сухопутных войск Франции предъявило 10 января 1987 г. высшему руководству. Машина, представленная как "функциональный образец", была еще далека от заданного уровня и несла часть оборудования в виде экспериментальных моделей.
Следуя французской военной доктрине, армия хотела иметь быстроходный танк - компактную машину с высокой удельной мощностью, что оказало решающее влияние на конструкцию в целом. "Обжатие" силуэта танка вокруг боевого отделения и компактного мотоотсека позволило снизить забронированный объем до 17,5 м.куб против 21 у "Абрамса" и 19,4 у "Леопарда-2А4", а уязвимую площадь лобовой проекции до 1,6 м.кв против 2,7 и 2,1 м.кв у американской и немецкой машин. Сложившийся облик танка характеризовался плотной компоновкой, высокой удельной мощностью и насыщенностью электроникой, управляющей основными системами машины. Передовые технологии вводились не ради них самих или как дань моде, а в продуманном комплексе, имевшем целью повышение эффективности танка в бою.
Плотности компоновки способствовала установка автомата заряжания пушки, впервые использованного на западных основных танках Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстрелов в минуту, что дает эффективную скорострельность 10-12 выстр./мин как с места, так и в движении.
19-тонная башня "Леклерка" весьма подвижна: 30-киловаттный электропривод обеспечивает ее полный разворот за 5 с, причем для обеспечения разгона с места подключаются специальные аккумуляторы-разрядники.
Двухместная башня низкого профиля и плотная компоновка позволили не только уменьшить габариты танка, но и использовать полученный выигрыш для повышения его защищенности: "француз", оказавшийся почти на 10т легче М1А2 (54,6 т, по сравнению с 63 т), несет на 5-6 т больше брони, чем его современники. В целом создатели танка оценивают его защищенность от огня спереди как вдвое лучшую, чем у других западных машин. Воздерживаясь от конкретных данных, французские источники приводят следующие расчетные эквивалентные толщины лобовой брони корпуса и башни по стойкости от 120-мм американского снаряда М829У2 - 650...700-мм; от ПТУР"Тоу-2А"- 1100... 1200-мм: крыши танков от кумулятивных средств - 500..600-мм. Характерным выглядит отказ французов от установки динамической защиты, сочтенной ими небезопасной для окружающей техники и солдат, которых в бою могут поразить рвущиеся на броне своих же танков пластины взрывчатки.
Стремление опередить конкурентов в полной мере можно отнести и к вооружению "Леклерка". Мощная 120-мм пушка "Леклерка", обладающая превосходной баллистикой при меньшем весе, оценивается как самая мощная из сегодняшних танковых артсистем Запада, однако устройство башни позволяет в перспективе перейти на более мощный калибр 140 мм.
Высокая проходимость, подвижность и маневренность танка определяются его энерговооруженностью. Комбинированная силовая установка позволила "Леклерку" опередить большинство танков третьего поколения по удельной мощности, достигающей 27,5 л.с./т, и выйти на первое место по скоростным качествам и динамике (менее чем за 6 с танк разгоняется до 32 км/ч и может развить максимальную скорость 71 км/ч). Правда, средний удельный расход топлива (особенно большой на холостом ходу) оказался достаточно высоким - 231 г/кВт.ч, что обусловило потребность в повышенном запасе горючего, доведенного до 1300 л, и еще 400 л в двух дополнительных бочках.
"Абрамс" так прыгать не умеет.:)))
Сочетая подвижность, огневую мощь и защищенность - триединую задачу современного танкостроения - "Леклерк" обладает отличительной чертой, которая может быть охарактеризована как информационное качество. Большинство систем танка управляется при помощи гибко программируемых электронных процессоров и аппаратуры, контролирующих движение, прицеливание, заряжание, ведение огня и связь. В комплексе, составляющем единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС), имеются бортовая ЭВМ, связанная с основными агрегатами танка и дублирующая вычислитель управления огнем; электронная автоматика управления двигателем, коробкой передач, автоматом заряжания, противопожарной системой и др.; навигационная инерциальная система с коррекцией от спутникового комплекса "Навстар"; система связи с телефонным и факсимильным режимами на базе УКВ-радиостанции PR4TG и псевдослучайным перескоком рабочей частоты, защищающим от помех и РЭБ противника, что обеспечивает засекреченность связи и затрудняет ее пеленгацию.
ТИУС выдает экипажу данные о местонахождении танка, оптимальных маршрутах, работе узлов, расходе боеприпасов, топлива, ведет приемопередачу информации с другими танками и КП о состоянии машины и тактической обстановке. Все данные выводятся в виде буквенно-цифровых символов, бланков и карт на цветные дисплеи, что позволяет отказаться от множества контрольных приборов и упростить работу танкистов.
Принципиальным является объединение всех электронных систем машины в единую сеть, которая, подобно нервной системе живого организма, призвана управлять всеми составляющими боевой машины. Ее основой служит единая шина цифровых данных, имеющая 32 входных канала. К ней подключены и блоки системы управления огнем (СУО), состоящей из двухплоскостного стабилизатора пушки; бортового автоматического метеопоста, фиксирующего атмосферное давление, температуру воздуха, скорость и направление ветра; приборов наблюдения. Всеми элементами управляет ЭВМ СУО с двумя процессорами, выдающая данные и учитывающая поправки для стрельбы, а также контролирующая работу узлов. Благодаря быстродействию агрегатов, СУО достигает готовности к бою через минуту после включения, позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью до 36 км/ч, а с места за одну минуту поразить шесть разных целей (другие современные танки - не более трех). Командир может продолжать поиск целей при ведении огня, передавая их на прицел наводчика.Обнаружив цель с любой стороны, нажатием кнопки на приборе можно автоматически развернуть башню и пушку в направлении его линии визирования.
Начинка "Леклерка" может служить воплощением мысли о том, что лень способствует прогрессу: так, механику-водителю для запуска двигателя достаточно одного нажатия кнопки, электроника ведет постоянный контроль за силовой установкой, цифровой процессор управляет фрикционами и коробкой передач с переключением скоростей за доли секунды без прерывания передаваемой мощности. При снаряжении автомата заряжания нет необходимости подавать снаряды разных типов в заданной последовательности - считывающее устройство самостоятельно выберет нужный, прокручивая конвейер. О неисправностях и изменении обстановки экипажу голосом сообщит речевой информатор, имеющий в запасе памяти 600 команд. Результатом высокой насыщенности рабочих мест электроникой с множеством пультов, экранов и окуляров ("как внутри телевизора") был растиражированный в технических журналах курьез - фотографии непривычно выглядевшего боевого отделения то и дело появлялись перевернутыми вверх ногами!
Эргономику обитаемых отделений можно определить как "технический гуманизм". Сиденья из негорючей синтетики поглощают вибрацию и имеют регулировку, все прицелы оснащены удерживающей голову амортизирующей лентой, предохраняющей лицо от ударов. Круговой обзор с командирского места и сектор 160° у наводчика предоставляют танкистам значительно большие возможности в бою (в том числе и по сравнению с отечественным подходом, считающим достаточными всего три командирских прибора наблюдения с ограниченным полем зрения). В экипаж "Леклерка" допускаются танкисты ростом до 182 см (176 см для механика-водителя). Для удобства членов экипажа крышу башни и верх корпуса не забыли покрыть шероховатым рифленым пластиком, по которому не скользит обувь.
В общем казалось бы – супермашина. Мечта танкиста! Чего ещё желать?
Но, к сожалению, согласно законам Мерфи, хорошая задумка вовсе не является гарантом хорошей её реализации на практике. Содержимое рекламных буклетов не обязательно точно соответствует реальности. Ведь, не будем забывать, танк – тоже товар, причём товар не дешёвый. И деньги вложенные в разработку такой вот машины необходимо обязательно «отбить». Конечно настоящие профи найдут способ продать всё что угодно, особенно при правильной рекламе. А тут такой продукт! Конфетка!
О чём это я? А вот о чём:
В ходе испытаний танка выявились дефекты многих систем. Отказами сопровождалась электронная регулировка, из-за чего не раз при малых оборотах двигатель сам по себе останавливался, а повторно запустить его экипажу не удавалось без корректировки ЭВМ, доступной только специалисту. Остановы на холостом ходу продолжали преследовать "Леклерк" и в строевой эксплуатации, заставляя держать обороты повышенными хотя это и сопровождалось изрядным перерасходом топлива.Бортовая электроника оставалась постоянным источником проблем. Высокая эффективность, достигнутая ее усложнением, на начальном этапе имела оборотной стороной множество отказов. К тому же точному и чувствительному комплексу в полевых условиях приходится работать в обстановке, далекой от лабораторной. Если сами танки привычны к грязи и пыли, то этого нельзя сказать о прецизионной технике, достоинства которой оказываются напрямую зависящими от условий эксплуатации.
В то же время электронная начинка "Леклерка" оказалась чрезвычайно дорогой, составляя около 60% стоимости танка поднявшейся до рекордного уровня. Контрактная цена танка составляет от 9 до 10 млн долларов, в то время как другие машины третьего поколения стоят гораздо меньше: "Леопард-2" - 2,0-3,0 млн долларов, "Абрамс" М1А2 - 3,2-6,9 млн, Т-80У - 0,5-3,0 млн (колебания в стоимости определяются условиями поставки - комплектацией, изготовлением машин специально для заказчика или расконсервацией из резерва, экономических отношений между странами).
Путь "Леклерка" в армию оказался не менее своеобразным, чем его конструкция. Поначалу для бронекавалерийских сил Франции предполагалось заказать 1400 танков, уже в 1995 г. укомплектовав шестьюдесятью новыми машинами один полк, а в 1996 г. - бронетанковую дивизию. Однако намерения пришлось изменить: сказались возросшая цена танка и финансовые ограничения, заставившие сначала урезать заказ до 612, а затем и до 406 машин.
Эффектно выглядевший "Леклерк", занимавший видное место на оружейных выставках, быстро привлек внимание нефтяных шейхов, достаточно свободных в расходах и не привыкших себе отказывать. Препятствием не стали ни известные проблемы с доводкой танка, ни изрядная цена, скорее, даже привлекательная и свидетельствовавшая о престижности товара. Очевидно, не обошлось и без обязательной для оружейного бизнеса закулисной борьбы, но все же французам надо отдать должное - с чисто галльской находчивостью они не только одержали весомый коммерческий и политический успех, прибавив к 48-миллиардному заказу для метрополии еще 28 млрд "арабских" франков и получили возможность наладить параллельную лидерную эксплуатацию в достаточно сложных условиях еще до массового поступления танков в свои войска. 14 февраля 1993 г. в первый же день выставки вооружения IDEX-93 в Абу-Даби, столице ОАЭ, компания GIAT объявила о подписании контракта на продажу Эмиратам 390 боевых танков и 46 ремонтно-эвакуационных машин на их базе.
2 декабря 1996 г. 80 арабских "Леклерков" продефилировали по улицам Абу-Даби во время парада. На празднествах присутствовали гости из 43 стран, в числе которых были члены королевских семей и правительств соседних государств, которые не могли остаться равнодушными при виде новеньких танков. "Леклерками" заинтересовались в Кувейте и в Саудовской Аравии, армия которой уже весной 1995 г. затребовала "на пробу" два образца.
В самой Франции публичный показ "Леклерков" состоялся лишь 14 июля 1997 г., в день национального праздника - Дня взятия Бастилии. Их появление на Елисейских полях стало гвоздем парада, хотя он и оттенил известные "детские болезни" этих машин. Дело в том, что на парад предыдущего года "Леклерки" вывести так и не решились из-за частых сбоев в излишне сложной компьютерной бортовой системе. Однако после показа в Абу-Даби на карту оказалась поставлена гордость Франции. Как писала газета "Либерасьон", "невозможно, чтобы в Париже было представлено меньше танков", оговариваясь при этом, что организаторы парада испытывают опасения, что во время своего первого появления на публике на "самом красивом проспекте мира" новый танк заглохнет. Подобное событие может стать полной катастрофой для фирмы "GIAT-Industries" и отрицательно повлиять на общественное мнение, которое необходимо убедить в поддержке программы по массовому производству нового танка общей стоимостью 48 миллиардов франков, то есть свыше 100 млн франков за каждый "Леклерк".
И хотя опасения не оправдались - ни один "Леклерк" во время парада не заглох, - лишь 27 машин сводного батальона, сформированного из танков 501-го и 503-го полков, прошли по центральным улицам тремя стройными колоннами, удовлетворив любопытство парижан. За кулисами праздника осталось то, что, во избежание неприятных сюрпризов, на танках было отключено большинство элементов электронной системы, полностью обесточена башня и работал лишь необходимый для движения минимум оборудования. Еще 12 танков парижане увидели только на платформах трейлеров, ехавших следом.
В принципе, такова сутьба многих новинок. Вспомним хотя бы далеко не идеальный и снятый уже с вооружения наш Т-64. Танк был неудачен, но за ним последовал знаменитый Т-72! Может и «Леклерк» станет прародителем новой генерации боевых мешин… А может танкостроение, которое (и это ни для кого не секрет) находится сейчас в тупике пойдет совсем иным, неведомым ещё нам путём?
Но рекламная шумиха и денежные махинации развёрнутые вокруг этой, по сути экспериментальной машины, не могут не забавлять вдумчивого читателя. Очень уж это напоминает истории о «чудо-оружии» из комиксов и фантастических фильмов.
Хорошо сказал о «Леклерке» Полковник Кузнецов "Французские конструкторы первыми уже на стадии проектирования сделали ставку на использование электроники. Безусловно, пронизывающая все узлы танка ТИУС делает функционирование узлов системным и сокращает километры сплетений электропроводки, ускоряет работу в бою, делая ее на порядок более эффективной. Такие системы уже зарекомендовали себя в авиации, но... "что позволено Юпитеру, не позволено быку". По сравнению с условиями работы авиаоборудования, эксплуатацию наземной техники нельзя назвать иначе как варварской, ведь в воздухе на агрегаты не воздействуют постоянные удары и критические нагрузки, вибрация, вездесущая пыль, жара и холод. Отсюда и отличные от авиационных критерии принятия танковых узлов, основным из которых служит "эффективность-надежность". С последним у "Леклерка" дела, похоже, обстоят не лучшим образом: во избежание отказов многие составляющие ТИУС в эксплуатации просто отключены, так что трудно оценить "хорошо не работающие" комплексы. По последним сообщениям, французы приостановили оснащение "Леклерков" еще более современными системами, доводя "до ума" уже имеющееся оборудование. Что касается компоновки, то размещение боезапаса в кормовой нише башни ведет к ее неуравновешенности при расходовании снарядов, компенсировать которую приходится за счет очень мощного электромотора и стабилизатора пушки, питаемых от сети напряжением 270 В, небезопасного для жизни. В поворотном механизме использован емкостной накопитель, сдвигающий массивную башню и пушку с места при наводке, а заряжаться он может лишь при их неподвижном положении. Как можно соблюсти такие "паузы" в бою, когда потребуется длительная и непрерывная работа орудия? Несомненно, "Леклерк" представляет большой интерес как тот самый "функциональный образец", отрабатывающий перспективные решения, но о боеспособности так еще и не принятой на вооружение машины можно говорить лишь с большой натяжкой".
При написании поста нещадно и бессовестно эксплуатировался труд Виктора Березкина и Игоря Желтова "Леклерк": первенец нового поколения "
(Танкомастер №2-3 за 1998 г.)