Он знаком нам с самого детства. Еще в советской школе седенькая Марьванна развесила нам по оттопыренным октябрятским ушам сказки о «миролюбивых» славянах, которые «никогда не были воинственными», как всякие там германцы да норманны. Не будем наговаривать на Марьванну лишнего – не она это выдумала. Еще в XIX веке немец Гердер писал про балтийских (!) славян: «щедры, гостеприимны до расточительности, любили сельскую свободу, но вместе с тем были покорны и послушны, враги разбоя и грабежа… они не домогались владычества над миром, не имели жаждущих войн наследственных государей и охотнее делались данниками, если только те можно было купить спокойствие своей страны». Протестантский пастор, чех Шафарик, обозвал славян «голубиным народом». Что называется, и пошло, и поехало. В Совсоюзе эти сказки поставили на службу официально провозглашенной в 1951 году «борьбе за мир». Вот советский фильм «Садко»: угрюмый норманн, обозванный, как и положено, «варягом», позорно лишенный бороды и обряженный в карнавальный рогатый шишак, кровожадно декларирует: «Наше счастье в том, чтобы убить врага!». Славяне-новгородцы тут же принимаются грустненько вздыхать: «Что это за счастье – кровь человеческую проливать», «Коли надо, так срубим… а только счастья в том нет». Ну куда уж против такого почти двухвекового натиска бедной седенькой Марьванне, к тому же и подневольной. Тут вольные и образованные люди не выдерживают.
Вот вроде адекватный историк Сергей Перевезенцев в книге «Древняя Русь», вышедшей в московском издательстве «Белый город», рассказывает про ругов-русов, и все ж нормально, пока не доходит до славян, с которым, по версии Перевезенцева, неславянские руги-русы столкнулись в Паннонии в VI-VII веках. И все, туши свет… вместо исторических славян на сцену выплывают персонажи славянофильского лубка полуторастолетней давности. Расшитые рубашечки-сарафанчики, бородатые старички-старейшины, купальские веночки – полный набор залапанных до тошноты штампов. Ну и конечно, славяне миролюбивые-миролюбивые, с коровьей грустью и удивлением взирающие на «воинственных» руссов, а потом быстренько их ассимилирующие (иначе никак от ворога не отбиться, сами-то не воины) под все те же грустные вздохи о том, что нет-де покою, все война да война, видать, уходить надо…
Блевать тянет, честное слово!
А давайте заглянем в источники, а? предпочтительно тех самых VI-VII веков. Там много интересного. Вот гот Иордан – VI век – пишет про венетов, антов и склавинов – «эти три племени, которые теперь, по грехам нашим, свирепствуют всюду». «Свирепствуют всюду» - а пишет-то гот, представитель племени, в голубиной кротости отнюдь не замеченного.
Вот что говорит сириец Иоанн Эфесский про славян VI века: «они выучились воевать лучше, чем римляне». Лучше, чем римляне – неплохо, а?
Прокопий Кесарийский, Иоанн Малала, Агафий и прочие византийцы упоминают наших «миролюбивых» предков лишь в двух контекстах – они либо нападают на территорию империи, беря приступом города и зачастую побеждая высланные против них императорские армии – так был разбит полководец Асбад, со своей латной конницей, ко всему, и численно превосходивший славян. Либо же, во втором случае, «миролюбцы» оказываются служащими (зачастую на довольно высоких постах) в византийской армии.
Подведу-ка я итог этому экскурсу фразой, которую произносит у Менандра Протектора вождь славян Добрента: «Родился ли среди людей и согревается лучами солнца тот, кто подчинит себе силу нашу? Мы привыкли захватывать чужие земли, а не отдавать свою. И в этом мы уверены, пока существуют война и мечи!».
Эту фразу, в несколько урезанном виде, воспроизводили в советское время в разных там «книгах юного командира» и даже в школьных учебниках. Вырезали, понятно, пассажи про чужую землю и «войну и мечи». Но в полном своем, необрезанном, некошерном, не советском виде она выглядела именно так, как я здесь привел.
И право же, ее с удовольствием повторил бы любой норманнский конунг, или вождь галлов, или консул Римской республики, или германский рыцарь.
Когда мы глядим в свое прошлое, когда мы произносим слово «славяне», мы должны видеть там не бороды, косоворотки и купальские веночки, слышать не коровьи вздохи и хныканье жалейки. Мы должны слышать эти слова славянского вождя, видеть зарево пожаров над византийскими городками, должны видеть вендского, варяжского викинга, идущего по британскому песку, новгородского ушкуйника, жгущего Сарай, чубатого гайдамаку, с саблей в зубах лезущего на борт турецкого галеаса. И навсегда вбить осиновый кол в двухсотлетнего мертворожденного уродца «славянского миролюбия».