Понятие интеллекта зачастую связывают - как мне представляется, ошибочно - исключительно с аналитическими, "счетными" способностями. Рассматривать интеллект в отрыве от проходящих через него потоков информации так же нелепо, как использовать современный компьютер без клавиатуры, экрана и интернетовского кабеля. Роль "вводящей" компьютерной периферии у человека выполняет его способность к получению информации через органы чувств, а "выводящей" - творчество во всех его формах.
Потребность во входящей информации есть у всех людей, но развита она неодинаково. Кому-то для борьбы с информационным голодом, в просторечии именуемом скукой, хватает и пары рекламных роликов, а другой не мыслит и дня без книжки или выставки. Важно отметить, что объем входного потока совершенно не зависит от умственных способностей в традиционном смысле этого слова - в отличие от его содержания. В этом несложно убедиться, посмотрев на подростков, слушающих рок-музыку на предельной громкости, или бездельников обоих полов, проводящих бесконечные часы за переключением телеканалов.
Недостаточная мощность исходящего потока так же дискомфортна, как и входящего. Потребность в самовыражении при отсутствии способностей толкает подростков на совершение бессмысленных, а зачастую и опасных, но ярких поступков. Эта же потребность порождает знаменитый "кризис среднего возраста" - ощущение, что жизнь уходит, а ничего великого пока не создано. И, наконец, она же выплескивает результаты "мук творчества", интересные и не очень, на страницы бесчисленных Живых Журналов.
Место интеллекта, в обиходном смысле этого слова, - на стыке этих потоков. Способность обрабатывать входящий поток, преобразовывать его в полезный жизненный опыт и фильтровать подаваемое на выход столь же необходима, как и сами потоки информации. Разница в том, что эта способность не зависит от внешних обстоятельств - а посему, природа заботливо не снабдила нас чувством, отвечающим за дискомфорт при недостатке "пищи для ума".
Хотя встречаются и разносторонне одаренные личности, обычно одна из составляющих "триединого интеллекта" заметно преобладает. Несложно проследить влияние этого дисбаланса на профессиональные склонности. Люди с мощным входящим потоком прекрасно впишутся в социальную сферу (ведь ничто не обеспечивает такого количества информации, как общение), те, у кого развит "процессор", станут лучшими аналитиками и систематизаторами, а обладатели сильного исходящего потока добьются наибольшего успеха в искусстве и журналистике. В отпуске различия будут еще заметнее - одни посетят все выставки и музеи, до которых сумеют добраться, другие "оттянутся" на пляже или с удочкой, а третьи проторчат за этюдником, роялем или компьютером.
Главный вывод этой теории: интеллект определяется как сумма мощностей "процессора", входящего и исходящего потоков. Не стоит оценивать человека по содержимому его инфопотоков, ибо определяется оно не интеллектом, а окружением, условиями воспитания, а зачастую и финансовыми возможностями. Иной тинэйджер бы и Ля-Скалу охотно послушал, вместо Алсу и Киркорова, но для этого надо как минимум знать, что эта Ля-Скала существует. Другой, обитающий где-нибудь под Бобруйском, с удовольствием поговорил бы о геополитике и экологии, но с кем? Поэтому каждый раз, открывая очередной аляповатый ЖЖ психоделической окраски, под завязку набитый полнометражными картинками-анимэ, прыгающими аватарками и текстами, состоящими из междометий и знаков препинания, постарайтесь думать не об алкогольном зачатии, поголовной стерилизации и вместимости местных больниц, а о том, что владелец этого ужаса хотел бы сказать, если бы сумел.
Цитата дня:
Некоторые люди произошли от обезьяны гораздо позже других.
(автор неизвестен)