Редкий музыкант-вокалист среди тяжёлых групп в нашей стране удостаивается звания золотого голоса. С уверенностью можно сказать, что Валерий Кипелов — бывший вокалист группы АРИЯ и нынешний фронтмен одноименной команды КИПЕЛОВ по праву считается, если не самым лучшим, то точно одним из лучших голосов России в рок-музыке, и с уверенностью может потягаться с ведущими западными вокалистами, играющими в этом жанре.
В последние выходные июня группа КИПЕЛОВ выступила хедлайнерами на одном из крупнейших российских фестивалей Мото Малоярославец, а перед выходом на сцену Валерий Александрович уделил мне немного времени, обстоятельно рассказав о том, почему он никогда не стремился покорять международные вершины, поведал о своей любви к классической музыке и поделился планами относительно новой пластинки.
MUSIC BOX: Известно, что достигнуть высокой планки популярности куда проще, чем удержать ее. Многие группы меняются в ногу со временем, чтобы остаться “на коне”, порой корректируют или полностью меняют музыкальное направление, меняют имидж. Вы являетесь одним из ведущих музыкантов в России уже почти тридцать лет и остаетесь верны себе, своему стилю. Как вам это удается?
ВАЛЕРИЙ КИПЕЛОВ: Ну, нам уже поздно меняться. Да я, в общем-то, ничего для этого специально не делаю. Именно постоянство в нашем случае и является залогом успеха. Хотя, на самом деле, если проанализировать наше творчество, всё равно какие-то новшества появляются. Наши музыканты — достаточно молодые ребята, они привносят какие-то элементы, которые соответствуют более современному звучанию, современной музыке. Поэтому у нас такой симбиоз — опыт и молодость. Но! Очень важно сохранить климат внутри группы, творческий климат. Когда каждый не просто является исполнителем, а является творческой единицей, привносит свои идеи, мысли, и вместе мы так и формируем то, чем мы и занимаемся. Это очень важно на самом деле, такие взаимоотношения легко потерять. Когда-то со мной такое уже было, в другой группе, и здесь я рад этому обстоятельству, что мы друг друга понимаем, и вместе делаем общее дело.
MB: Ваш сингл “Отражение” вышел уже больше года назад. Когда же вы порадуете поклонников новым альбомом?
ВК: Ну, мы как раз этим и занимаемся. По поводу альбома, сейчас довольно непростые времена, чтобы говорить об альбоме. Возможно, это будет макси-сингл, четыре-пять песен, а может, будет и сольный альбом, всё будет зависеть от того, на сколько хватит нашего творческого порыва. Но мы занимаемся этим. Мы по максимуму сократили гастрольную деятельность и занимаемся подготовкой нового материала.
MB: Можно ли сказать, что его запись уже не за горами?
ВК: Ну, мы пока не говорим о записи, пока занимаемся аранжировками. У нас есть песни без окончательной аранжировки, но с готовым текстом, а есть песни, музыка на которые полностью готова и записана, но нет текста, имеется много разных вариантов, и я не могу остановиться на каком-то одном, выбрать тот, который меня бы полностью устраивал. Так что мы готовим новый альбом или макси-сингл, сложно пока сказать, что это будет. Но также параллельно мы стараемся не ржаветь, не терять форму. Иногда мы играем на фестивалях. Что уж говорить, мы скучаем по концертной деятельности, а сочетать работу над новым материалом, и концерты, увы, не получается.
_DSC0616 копия
MB: Вам предстоят гастроли в Германии. У вас уже есть опыт выступлений в странах Европы или, может быть, Америки?
ВК: Что касается группы КИПЕЛОВ, то такого опыта нет. В своё время с группой АРИЯ мы ездили и в Германию, и в Болгарию. А с группой КИПЕЛОВ за рубежами нашей родины мы работали только в Израиле. В принципе это мало чем отличается. Да и у нас не было такой супер-задачи, у нас было полно предложений посетить Германию, скандинавские страны — Норвегию, Швецию, Финляндию и США тоже. Например, наши коллеги по цеху, я имею в виду группу АРИЯ, были в разных странах, но мы ждали такого предложения, которое бы нас полностью устроило во всех отношениях, в финансовых, да и всех остальных условиях. Вон нам сделали очень заманчивое предложение выступить в Германии. Правда, мы сократили этот тур, было запланировано пять концертов, а будет только три. Нас не очень устроили площадки, которые нам предлагали в Берлине. Да и потом, если ты уезжаешь надолго, это, как ни крути, получается примерно десять дней, а нам тем не менее надо заниматься новым материалом, хотелось бы делать что-то новое. Поэтому мы по максимуму сокращаем свою гастрольную деятельность. Но вот ребята в Германию захотели съездить, так почему бы не съездить.
MB: Кто ваша публика в Германии?
ВК: Надо понимать, что там не придут немцы на концерт. 99,9 процентов публики будут наши эмигранты. Если вдруг и придут немцы, это будет чистая случайность, может где-то слышали, опять же от русских, не более того. Русскоязычных в Германии много, и вот они и придут. Так же, как и в Израиле. В основном ходят наши бывшие соотечественники, их дети, внуки.
MB: Чего вы ждете от этих концертов, как думаете, будет большая разница между выступлениями у нас и за рубежом?
ВК: Я думаю, что там концерты будут мало отличаться от выступлений у нас. Мне даже больше нравится выступать здесь. Но наша задача — выступить достойно, в чём я как бы не сомневаюсь. Главное — чтобы здоровье не подвело, это очень важный фактор. После событий с моей операцией я немного опасаюсь, порой бывают такие моменты. (В сентябре 2012 года Валерий Кипелов перенес мини-операцию на связках из-за осложнений после ларингита. Прим. Авт.). А так, в принципе, это же обычные концерты. Мы будем выступать в клубах, и если всё будет в порядке со звуком, будем себя хорошо чувствовать, то всё пройдет отлично.
_DSC0640 копия
MB: И АРИЯ, и КИПЕЛОВ, говоря о группах, в которых вы принимали и принимаете участие, являются одними из популярнейших в нашей стране среди рок-команд, вы достигли абсолютного признания в России. Сейчас многие группы рвутся на мировую сцену, некоторые прямо с этого и начинают, некоторые, достигнув какого-то успеха у нас, стараются выйти на международный уровень. Вы же, как во времена АРИИ, так и КИПЕЛОВА, не стремились завоевать Европу, Америку, Азию, по крайней мере открыто не заметно таких поползновений с вашей стороны. В чем причина?
ВК: А я вот не понимаю, что там делать. Это глупо. Думаю, это делают те, кто себя не находят здесь. А если ты здесь не пригодился, кому ты на Западе нужен, верно? И я, честно говоря, ни одной команды не знаю, которая достигла бы там каких-то сногсшибательных успехов. Единственные, кого можно вспомнить — ПАРК ГОРЬКОГО, и то, это был такой недолгий период времени, он пришёлся на зарю перестройки, и как-то так звёзды совпали, тогда всё это было модно, там, Горбачёв, перестройка, балалайка и все дела. И они были очень хорошей группой, ну а чем всё закончилось-то? Всем известно. Я считаю, если ты что-то из себя представляешь, надо работать для своих. И я никогда не рвался за рубеж, хоть и были в мой адрес заманчивые предложения, мне нравится работать здесь. Иногда мы выезжаем, вот в Израиль опять же, совмещая и отдых, и работу, приятное с полезным, как говорят. Я, например, просто так отдыхать не могу. Я с утра пошел поплавал, потом после концерта ночью еще поплавал, меня это устраивает. Три концерта — это не напряжённо совершенно, три дня работаем, три-четыре дня у нас выходных, замечательно, что тут ещё скажешь.
MB: Насколько я знаю, вы всегда сотрудничали с российскими лейблами.
ВК: Да, всё верно.
MB: У вас никогда не было желания или, может быть, даже предложений записать альбом с зарубежным лейблом?
ВК: Были предложения. Я вот точно не могу вспомнить, как назывался этот лейбл. Что-то… Нуклеар бласт что ли, как-то так…
MB: Оу, Nuclear Blast это же очень известный немецкий лейбл, который работает со многими известными рок-музыкантами и группами во всём мире.
ВК: Да-да, точно, вот от них были предложения, тогда мы как раз сотрудничали с Виктором Смольским, поступило предложение от Nuclear Blast, но на этом всё как-то закончилось. Да я и не вижу смысла рваться туда, зачем? Мы не претендуем на какие-то особые звания. Вот есть группы вселенского масштаба, IRON MAIDEN, например, или JUDAS PRIEST.
MB: Ну вы, можно сказать, российские IRON MAIDEN.
ВК: (Смеётся) Ну, в общем, нас всех, и ребят в том числе, устраивает вполне то, что происходит здесь, в России. Нас иногда приглашают на фестивали, я имею в виду зарубежные, но нам предлагают такие условия… Короче, я считаю, что лучше быть первым здесь, чем непонятно каким там. Тем более петь надо на иностранном языке. Я могу петь, но в совершенстве не владею английским, ну я так считаю во всяком случае. Ну, на уровне немецких команд, например, я мог бы что-то попробовать спеть, но для чего? RAMMSTEIN же поют по-немецки и ничего, так что, ребята, либо мы поём по-русски, либо никак.
_DSC0754
MB: Я знаю, что ваши дети связаны с классической музыкой. Как Вы к ней относитесь, слушаете классику, у Вас есть любимые композиторы, бываете на классических концертах?
ВК: Конечно, я сам обожаю классическую музыку. Мой зять поёт в Геликон-опере, и последний раз мы с нашим бас-гитаристом Алексеем Харьковым ходили на «Реквием» Моцарта, очень интересно было поставлено. В первой части звучал Римский-Корсаков, а во второй уже Моцарт. Очень красиво всё было исполнено, получился своего рода замес Римского-Корсакова и Моцарта, очень интересно. А вообще я в этом театре много чего смотрел. Это небольшой театр, всего на 300 мест где-то. И я с огромным удовольствием там бываю. Я смотрел там «Севильский цирюльник», например. А где ещё это посмотреть? В Большой театр не попадёшь нынче, а в Геликон-опере я всегда могу посмотреть спектакли, и там очень хорошие исполнители. А что до композиторов, я очень люблю Моцарта. Мы с сыном спорим всегда на эту тему. Он считает, что это уже попса, хотя, конечно, привирает иногда, ну это юношеский максимализм, я понимаю. Еще я люблю Бетховена, это мои любимые композиторы. Из наших я очень люблю Рахманинова, Чайковского. И особенно люблю русскую оперу, особенно Мусоргского, ну обожаю просто. Борис Годунов к примеру. Хоть там, в Геликон-опере я имею ввиду, и нет таких декораций, таких возможностей, как в том же Большом театре, но когда артистам удается передать тот дух, я и внимания на декорации не обращаю, мне просто нравится эта опера. Мои родные, кстати, сегодня пошли слушать Кармина Бурана в Царицыно, несмотря на погоду. Их пригласили, приезжает какая-то классическая певица и будет целиком исполнять это произведение.
MB: В составе АРИИ вы как-то давали концерт с симфоническим оркестром, и некоторые новые песни уже группы КИПЕЛОВ были записаны с участием классических музыкантов. Это очень красиво — сочетание рок-музыки с классикой. Вы не планируете повторить опыт живого выступления с оркестром в будущем?
ВК: Эта идея давно уже висит. Просто сейчас мы всё-таки хотим сделать новый материал. Опыт работы с классическим оркестром у нас был чуть раньше, на сингле. Там звучит живой оркестр, ГЛОБАЛИС, тот же, с которым мы работали в АРИИ. К сожалению, дирижёр Константин Кримец умер несколько лет назад, но остались другие люди, музыканты, с которыми мы сотрудничали, и, возможно, мы повторим это сотрудничество. Но опять же это будет два-три концерта максимум, Москва, Питер. Может быть, даже мы сделаем не целиком концерты с симфоническим оркестром, а пополам. Жёсткое первое отделение и второе с оркестром, или наоборот.
MB: Вы принимаете участие в написании вокальных партий на песни. Как это происходит, вы сами играете на каком-то музыкальном инструменте?
ВК: Ну, это по-разному бывает. Обычно музыканты приносят какую-то идею, я принимаю участие в аранжировке. Я играю на фортепиано, но только для себя. На гитаре иногда бряцаю. Когда ребята приносят материал, я им советую что-то. Я же слышу, что получается, и в каких-то спорах у нас рождается истина. Иногда их что-то устраивает, иногда, наоборот, не устраивает. Мы всё-таки стараемся работать в рамках определённого заданного стиля, иногда ребят заносит, бывает, они молоды, готовы к экспериментам, я не всегда к ним готов. Да и я считаю, что это нормально. В коллективе должен быть консерватор, вот я им и являюсь. А вокальную линию, в основном да, сочиняю я. Бывает так, что я целиком песню приношу, а ребята помогают мне её аранжировать, это касается барабанов, гитар, клавиш и всего остального.
MB: Вы прекрасный собеседник, Валерий Александрович, я уверена, мы могли бы обсудить еще много интересного, но я знаю, что Вы торопитесь, скоро Вам выходить на сцену. Большое спасибо за то, что уделили нам время. Желаем Вам творческих успехов и отличного выступления сегодня.
ВК: Спасибо!