"Йоканьга, Гремиха, Островной"
Далее следует историческая справка.вот тут я и родился
Первое письменное упоминание о поселении людей на нынешней территории ЗАТО г.Островной относится к 1611 году. Йоканьгский погост. Это название в различных источниках трактуется по-разному- Йоканьга, Иоканка, Йовкиок. Также по-разному объясняется и значение этого слова. Первый слог йок в переводе с саамского означает "река", а окончание имеет разное толкование: аньг - пологий склон возвышенности, кайн (кеайн) - зимняя дорога, предполагая, что жители ездили с зимнего погоста на летний по реке.
Гремихами называют реки и поселки по характеру специфического гула, который стоит в звенящей тишине тундры, увлекающих за собой в неведомую даль огромные камни суровых скалистых берегов.
У мыса Святой Нос заканчивается теплое течение Гольфстрим и встречаются воды двух морей, омывающих Кольский полуостров - Баренцева и Белого. У Святого Носа волны даже в тихую погоду сталкиваются гребнями, скручиваются, как в кипящем котле, образуя водоворот или по-поморски "сувой". Раньше эти места внушали поморам суеверный ужас, в "сувое" гибли их утлые суденышки. Поэтому вокруг названия Святой Нос ходит много легенд. Одна из них гласит о том, что на самой оконечности мыса есть пещера, в которой живет неведомое чудовище, которое необходимо задабривать, чтобы обогнуть мыс благополучно. Торговый люд отдавал дань морю товаром и деньгами. На самом же деле на оконечности Святого Носа действительно есть пещера, в которую каждые 6 часов вода "заходит" и "выходит". Благодаря хорошей акустике раздается гул похожий на сердитое рычание огромного неведомого зверя.
Древние египтяне записывали важнейшие события своего народа на свитках папируса. О первых жителях Кольского полуострова рассказывает лишь скупой язык камня.
Одним из первых печатных источников, в которых появилось слово "Лапландия", был атлас, изданный в 1745 году Российской Академией наук.
Однако, еще в 1608 - 1611 годах царский писец Алай Михалков вместе с дьяком Василием Мартемьяновым описал Лапландские земли, упомянув 15 саамских погостов. В них проживало около тысячи человек. Старинные саамские селения находились на реке Иоканге и Вороней. Вот что пишет в своей книге "Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге "Новая Земля" в 1821 - 1824 годах" Федор Литке о Иоканьгском погосте: "Иоканский погост состоит из 11 веж, в которых обитают до 60 душ лопарей обоего пола. Вежи построены из хвороста и валежника, покрыты дерном и мхом, имеют вид конуса, в основании от 3 до 4 аршин, в высоту от 2 ? до 3 аршин. Небольшое отверстие наравне с землей служит вместе и дверью и окном, другое в вершине служит выходом дыму. Посреди вежи складывается из камней очаг, около которого они греются, варят на нем кушанье и пекут хлеб. Последнее, совершается очень просто: замесят густо муку с водою, сделают лепешку, которую одной стороной положат на горячий камень, а другой обратят к огню; когда лепешка высохнет, их хлеб готов. Пространство от очага до стен застилается хворостом и покрывается оленьими шкурами, на которых лопари, закутавшись в шкуры же, спят вповалку… Мужчины ходят в суконных полукафтаньях, по большей части синего цвета, исподнем платье, суконных чулках и башмаках; женщины - в сарафанах и кокошниках или платках на голове… " Так местные народности проживали вплоть до ХХ века.
6 марта 1918 года в Мурманске высадились английские солдаты. Вслед за ними на побережье появились французы, американцы. Началась интервенция Кольского края. Белогвардейцы и интервенты устроили здесь 12 тюрем. В Йоканге была самая страшная тюрьма на Кольском полуострове. Неподалеку от радиостанции наспех были построены бараки и землянки, куда втиснули более тысячи заключенных. Иоканга была выбрана местом каторги потому, что отсюда было невозможно бежать.
Заключенных косили голод и болезни. От цинги, дизентерии и истощения каждый день умирали десятки каторжан. Измученных узников бросали в карцер. Утром в обледеневшем погребе находили окоченевшие трупы.
В своих воспоминаниях об Иоканге, побывавшая в этих местах Кедрова-Палестинина писала в "Правде" 27 февраля 1935 года: "Я была в бараках и видела продырявленные многочисленными пулями стены. Я видела карцер- сырой подвал с омерзительной жижей на полу, где людей держали по 30 суток. Кто мог эти нечеловеческие муки переносить? Только немногие. Остальные здесь же умирали. Благословляя смерть, как единственную избавительницу. Здесь применяли такие пытки, пред которыми бледнеют ужасы инквизиции…"
В том месте, где стояли бараки Иокангской тюрьмы, в 1927 году воздвигнут памятник. Из гранитных валунов выложено основание. Железные решетки и стальные цепи как бы напоминают о тех мучениях, которые перенесли узники. Сверху обелиск, на котором высечены слова: "Жертвам интервенции вечная память". По периметру памятника захоронены около 200 черепов погибших узников Иокангской каторжной тюрьмы.
В конце 30-х годов, когда Советский Союз окреп как государство, руководство СССР активизировало усилия по защите северных рубежей страны.
В 1940 году для защиты коммуникаций на подступах к Белому морю, предполагалось создать в Гремихе сильную военно-морскую базу. Первые строители на теплоходе "Аракс" прибыли в Йоканьгу в мае 1940 года. Кроме того, этим же транспортом сюда были привезены пять двухэтажных восьмиквартирных домов, шесть автомашин, трактор и 12 лошадей.
С началом войны, 22 июня 1941 года, командующий Северным флотом контр-адмирал Арсений Григорьевич Головко подписал приказ о создании Иоканьгской военно-морской базы (ЙВМБ), где ранее базировались пограничные корабли. База создавалась по единому генеральному плану, разработанному Главным морским штабом на случай войны. В приказе отмечалось, что Йоканьга - это маневренная база для обеспечения боевых действий кораблей флота по обороне подходов к Белому морю и как промежуточный пункт на пути перед ним и Кольским заливом.
Организационно ИВМБ входила в состав Беломорской военной флотилии.
Командиром ИВМБ был назначен капитан 2 ранга Александр Иванович Дианов, командовавший до этого 1-м Северным отрядом пограничных судов, военным комиссаром - батальонный Михаил Борисович Гудовский.
В состав Иокангской базы вошли:
- сторожевые корабли № 27 "Жемчуг", № 28 "Рубин", №29 "Бриллиант", №30 "Сапфир";
- командование, штаб, политотдел, управление 70-го артиллерийского дивизиона и военного порта;
- охрана рейдов базы;
- 14 караульная рота;
- 946 зенитная батарея из 4-х орудий калибром 76 мм;
- плавучая база "Двина";
- дивизион сторожевых кораблей из бывших рыболовных траулеров;
- дивизион сторожевых катеров с СКА-501 по СКА-518 включительно;
- батареи 70-го артдивизиона;
- пожарная команда;
- участок СНиС;
-гидрографический участок;
- стрелковый батальон.
1 июня развернут базовый лазарет, который в 1942 году был дооборудован и реорганизован в 76 гарнизонный госпиталь.
С моря базу прикрывали подводные лодки:
Щ- 404 под командованием капитана - лейтенанта Иванова В.А. вышла из Полярного в Йоканьгу 22 июня 1941 года;
Щ-403 под командованием капитан - лейтенанта Коваленко С.И. вышла из Полярного 23 июля.
Лодки находились у входа в Белое море.
В июле - августе 1941 года стали прибывать в базу сторожевики и тральщики, переоборудованные из рыболовецких траулеров. Они бросали якоря на рейде базы, так как не было ни причалов, ни пирсов. Единственным причалом служил разбитый парусник.
Осенью 1941 года из Гремихи, где находился в ту пору центр Саамского района, двинулись к линии фронта оленьи упряжки. Жители тундры вступили в оленетранспортные отряды и стали бойцами. Они шли на фронт со своими оленями, нартами, легкими чумами, с меховой одеждой и шкурами.
В 1944 - 1945 годах корабли Йоканьгской ВМБ тралили свободные ото льда участки пути, несли дозорную службу на входе в Белое море, усиливали охрану конвоев. За всю войну они провели 700 транспортов в зоне своей базы и доставили 2 миллиона тонн различного груза. По внутренним коммуникациям и в зоне Иокангской военно-морской базы прошло более 1800 транспортов, самостоятельно совершили переход 1500 судов.
Уникальность военно-стратегического положения ВМБ, которая обеспечивала контроль над восточной частью Баренцева моря, горлом Белого моря, проливами Маточкин Шар и Карские Ворота, а также наличие прямого выхода АПЛ в океан и важность решаемых военно-стратегических задач были правильно оценены высшим военным руководством страны. Поэтому ВМБ и город, несмотря на колоссальные затраты, связанные с их содержанием, продолжали успешно функционировать и развиваться в послевоенные годы. Началось активное строительство и освоение новой техники. В строй ВМФ начали поступать новейшие в те времена - атомные подводные лодки. Но освоение нового, неизведанного всегда сопровождалось тяжёлыми потерями. Гремиху это тоже коснулось. В апреле 1970 года во время учений "Океан" после длительного пожара затонула атомная ПЛ "К-8". Всего во время трагедии погибло 52 моряка. Оставшись верным своему долгу не сошёл с мостика и погиб вместе с лодкой командир ПЛ капитан 2 ранга Всеволод Бессонов. Отдал свой дыхательный аппарат прооперированному сослуживцу капитан медицинской службы Арсений Соловей, сам же навечно остался в отсеке. Две улицы города ныне носят имена героев - улица Бессонова и улица Соловья, а между двумя микрорайонами стоит безымянный, "секретный" памятник экипажу "К-8", который построен на средства и силами военных моряков и жителей гарнизона.
30 августа 2003 года Островной постигла очередная трагедия. При выполнении буксировки к месту утилизации затонула АПЛ К-159 с экипажем на борту.
Об этих трагических датах напоминают мемориальные доски установленные на здании ДОФ расположенном на главной площади города.
Своего расцвета ЙВМБ достигла в середине 80-х годов. К тому моменту в городе проживало более 20 тысяч человек. Была создана и функционировала мощная инфраструктура, обеспечивающая боевую деятельность трёх полнокровных дивизий атомных подводных лодок, одна из которых выполняла стратегические задачи и являлась одним из важнейших компонентов морских стратегических ядерных сил страны.
С 1920 по 1927 годы Йоканьга входила в состав Понойской волости. В феврале 1930г. Понойский район был переименован в Саамский. С 1937 по 1963 год село Йоканьга являлось центром Саамского района.
В 1938 году Иоканьга была переименована в Гремиху, по названию ручья, вытекавшего из Ромбозера. С 1963 года Гремихский поселковый совет входил в состав пригородной зоны города Североморска.
Закрытое название - Островной поселку Гремиха было присвоено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 14.09.1981 года. Для открытой переписки Островной, решением исполкома Мурманского областного Совета от 12.10.1981г., именовался Мурманском-140.
В соответствии с законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 городу Островному был придан статус закрытого административно-территориального образования. Это позволило создать условия и обеспечить особый режим безопасного функционирования объектов Министерства обороны Российской Федерации, а также сохранить социальную инфраструктуру для обеспечения нормальной жизни военнослужащих, членов их семей и других граждан.
С введением в действие закона РСФСР "О местном самоуправлении" от 06.07.1991 и во исполнение статьи 4 Указа Президента РСФСР от 22.08.1991 № 75 "О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР", и решения 7 сессии 21 созыва Совета народных депутатов г. Мурманска - 140 от 29.02.1992 были прекращены полномочия исполнительного комитета городского Совета народных депутатов г. Мурманска-140.
В целях координации органов исполнительной власти краёв, областей, автономных округов Президиум Верховного Совета РСФСР Указом № 16-40-1 от. 06.09.1991 и Правительство РСФР постановлением № 1932-1 ОТ 25.11.1991 провели выборы глав местной администрации.
Постановлением администрации Мурманской области от12.12.1991 № 58 и по согласованию с городским Советом народных депутатов (6 сессия 21 созыва от 21.12.1991) приступил к своим обязанностям глава администрации г. Мурманска-140 Прокопенко Виктор Порфирьевич. С этого момента начала свою деятельность городская администрация с расположением в г. Мурманске-140, площадь Жертв Интервенции, д.1. Отделы исполкома были переподчинены в своей деятельности администрации.
30 марта 1998 года в г. Островном состоялись выборы главы муниципального образования. Решением территориальной избирательной комиссии ЗАТО г. Островной Мурманской области от 30 марта 1998, на должность главы муниципального образования ЗАТО Островной избрана Роздина Вера Михайловна. 30 марта 2002 г. Роздина Вера Михайловна избрана на должность главы муниципального образования ЗАТО г. Островной повторно. В соответствии с п.3 статьи 7 Устава… администрацией руководит Глава местного самоуправления - в настоящий момент Роздина Вера Михайловна.