Густав, если вкратце, то получается малоинформативно, но я попытаюсь набросать цитатами впечатление.
«Мы русские, а не безликие европейские - часть общеевропейской нации». (Ну а как иначе? Православная церковь – русская, а значит все, кто исповедует православие – тоже русские. И наоборот – если ты настоящий русский, то обязательно православный.)
«Главная задача - противодействие и предотвращение ассимиляции… Нам нужно иметь в качестве приоритета работу с соотечественниками, направленную на поддержание культурной, духовной и, если позволите, религиозной идентичности миллионов людей, живущих в диаспоре». Ну, хорошо. Но дальше идет следующий тезис:«Для того, чтобы выходцы из государств исторической России продолжали оставаться частью русского мира, необходимо приложить все усилия для сохранения ими своей веры, единой системы ценностей, единой оценки истории, общего языка. В этом случае мы не потеряем вновь миллионы своих сограждан». Странная точка зрения. Русские за границей не должны подвергаться ассимиляции, обязаны сохранять свой язык, взгляды, систему ценностей, веру и прочее, то есть не интегрироваться в полном объеме в стране проживания. В то же время иммигранты, прибывающие в Россию обязаны делать все с точностью до наоборот.
Митрополит Кирилл вспоминает великого Ф.М.Достоевского: «Русский и православный - слова-синонимы; русский без Православия - дрянь, а не человек».
"Человек в состоянии греха не всегда в состоянии распознавать, что есть добро, а что есть зло. Поэтому необходимы внешние критерии добра и зла". (Безусловно! Библии мало. Нужен личный авторитет митрополита)
Национально-консервативное течение внутри РПЦ представляет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), являющийся сопредседателем Всемирного Русского Собора (ВРС). Первый Собор состоялся по инициативе митрополита Кирилла в июне 1993 г. в Москве, в Даниловом монастыре. Его главным результатом явилось организационное оформление тенденции к слиянию религиозного и национального факторов.
По мнению Митрополита Кирилла, в России произошла “подмена национального самосознания... космополитским”. В соответствии с этим выдвигается задача возрождения национального самосознания русских на основе “правильного понимания места Православия”.
Третий Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС), состоявшийся в декабре 1995 г, ознаменовал некоторую смену приоритетов в деятельности этой организации. Собор утвердил своим главой Патриарха Московского Алексия II, под руководством которого участники Собора вынуждены были занять более умеренные позиции. Тем не менее митрополит Кирилл остается заместителем руководителя Собора, пользуясь поддержкой значительного числа своих сторонников.
Отдельные исследователи, характеризуя модель общественно-государственного устройства, отстаиваемую митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом и его последователями, склонны считать ее “клерикальным национализмом”.
"Церковь продолжает усиливать свое влияние в общественно-политической системе страны, пользуясь при этом открытой, порой демонстративной, поддержкой властей. Важным шагом в этом направлении стало заявление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, "главного идеолога РПЦ", о том, что "Россия — это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами". Это означает, что "идея "православной страны", получившая поддержку в среде политической элиты, пришла на смену концепции "многоконфессиональной страны", где одинаково уважаются права всех "традиционных" конфессий..."
В соответствии с этой новой концепцией, "православными" считаются уже не только те, кто получил православное крещение, но и все носители "культуры, во многом сформированной православием", т.е. рожденные в "православной стране". Эта доктрина, опасная "материализацией религии" и превращением православия в "идеологическую служанку власти" имеет немало противников даже внутри РПЦ, но "именно такая выхолощенная модель религиозности оказывается наиболее эффективной при использовании "административного ресурса" государства (остающегося светским) в деле устранения религиозных конкурентов"."
Продолжать цитировать можно долго, но пока ограничусь этим объемом "информации к размышлению"