День Рождения Иисуса Христа является одним из главных христианских праздников. В основе праздника – библейская история о рождении в г. Вифлееме Спасителя Иисуса Христа Девой Марией.
Праздник отмечают и католики, и православные, и протестанты. Разнятся только даты (25 декабря, 6 января и 19 января) и календарные стили (юлианский и григорианский). В европейских и ряде других государствах за точку летоисчисления принята именно дата Рождения Христа (от Р.Х. или Annus Domine), хотя и рассчитанная в средние века, как оказалось впоследствии, с небольшой ошибкой на 3-4 года.
В каждой стране и у каждой конфессии есть свои особенности в праздновании Рождества. В лютеранстве к числу рождественских традиций относятся, прежде всего, следующие:
Свечи. Горящие свечи – символ света, символ звезд, сиявших на небе в час рождения Христа. Свечи могут быть разной формы.
Рождественский венок. Рождественский венок плетется, как правило, из веток сосны, ели, пихты. Способы плетения могут быть разными. Венок украшается свечами, лентами, деревянными фигурками. Его подвешивают над дверью, на стену или кладут на рождественский стол. Нередко в рождественский венок вставляют четыре свечи – по числу недель Адвента (рождественского поста), непосредственно предшествующих Рождеству. Каждое воскресенье на богослужении зажигают одну из этих свечей.
Рождественская елка. Традиция ставить на Рождество ёлку связана с лютеранством и немецкоязычными странами. Впервые она появилась именно там. Только при Петре I она перекочевала в Россию, а в советскую эпоху рождественская ёлка была заменена на новогоднюю ель.
Рождественская звезда. Напоминает о Вифлеемской звезде и обычно вешается на елку.
Ясли, или, так называемый, «вертеп». Слово «вертеп» не имело первоначально такого отрицательного смысла, как сейчас, и означало ясли, в которых родился Христос. Также, как и католики, лютеране на Рождество устанавливают ясли и разыгрывают сцену Рождения Спасителя. Считается, что тем самым Вифлеем как бы входит в дома и церкви, становится ближе и понятнее.
У истока этой традиции находится «живая картина» Рождества, устроенная Франциском Ассизским и его братьями по Ордену в лесу близ Гречо. Для празднования Рождества они установили ясли, принесли сено, привели настоящих быка и осла. Так, Франциск Ассизский вновь открыл христианам глаза на то, что Иисус был человеком, жившим не во дворце, но рожденным в яслях, жившим среди бедных и иноплеменников, не имевших крыши над головой, т.е. был ближе, чем казалось обычному средневековому человеку.
Рождество в Эстонии
Эстония многие традиции заимствовала у Скандинавских стран, неудивительно, что и Рождество у них носит название
jõulud, по имени шведского божества Зимнего солнцестояния. Даже новогодние венки, одеваемые на голову, украшаются на языческий манер, так, как это было принято в давние времена.
Святки начинались в день Тоомаса /Фомы/ - 21 декабря. С этого дня начинали приготовление рождественских блюд, ставили пиво, делали предпраздничную уборку. К этому дню должны быть закончены все хозяйственные работы. В начале ХХ века Рождественская елка еще не была широко распространена, в дом приносили солому и делали рождественские украшения из соломы, а так же первый или последний сноп, оставляемый с жатвы. С соломой играли в различные рождественские игры, устраивали гадания.
В рождественскую ночь за стол садились несколько раз, чтобы еды всегда было вдоволь, на ночь еду со стола не убирали, а оставляли для “душ”, которые придут домой. Окна защищали от призраков, в хлеву животным давали хлеб. Обычай наряжать елку пришел из Германии и укоренился только к ХХ веку.
Украшенную елку держали в комнате, обычно, с предрождественского вечера до Дня трех королей /Крещения, 6 января/. С первого дня Рождества начинали ходить в гости. В это же время рядились в “козлов” - вывернув наизнанку шубу, ходили по домам, желая счастья и достатка и получая за это угощение. Сегодня в Рождество приходит еще “Рождественский дед” /Дед Мороз/, который приносит подарки. Этот, сейчас повсеместно распространенный обычай, стал известен в Эстонии с конца первой четверти нашего века.
Новогодний праздник появился с 1 января 1691 года, когда начало года было переведено на 1 января. По своему расположению - после Рождества и в середине Сочельника. Новогодний праздник назывался еще вторым Рождеством. Новогодние традиции во многом совпадают с рождественскими, но отличаются большей веселостью и меньшей торжественностью. Новогодние традиции включают больше гаданий о судьбе. Гадали на счастье, давая петуху выбирать зерно, или собаке - кость, гадали о замужестве и т. д. В первый день Нового года ходили в гости и желали счастья. Если первым в дом приходил мужчина, то это должно было принести счастье на целый год, если женщина - то несчастье. В некоторых местах вслед женщине, пришедшей первой, бросали пепел или старые пасталы.
Во всей Эстонии люди верили в примету - что делаешь в первый день Нового года, то будешь делать весь год. Звездная ночь предвещала большой приплод скота, покрытый изморозью лес - урожайный год и т. д.
В последний день Сочельника - Крещение - ходили по гостям, играли в игры, пили пиво и доедали праздничную еду. Надо было вынести солому, принести прялки. На островах и западном побережье последним днем Сочельника считался день святого Канута /7 или 13 января/. В этот день не работали, мужчины ходили из дома в дом и “выгоняли кнутом праздники”, пробовали пиво и уносили с собой пробки от пивной посуды.
Источник mumi