1
Первый раз я увидела ее в осенний пасмурный день. Моросил дождь. Она стояла, облокотившись на темный от влаги ствол дерева у самой воды – у самого пруда, заросшего тиной. Она смотрела, как прямо перед ней мелкие капли дождя разбивались о ребристую водную поверхность. Она сейчас тоже, как и они, летела вниз наугад – как дождевая капля, разбивающаяся о гладь, где спят миллиарды ее собратьев, вливающаяся с разбегу в их безмятежность и обретающая, наконец, покой после долгого полета с неба. Сейчас она рвалась с разбегу в чужую жизнь – она в первый раз признавалась в любви. И я была свидетелем. Слова ее были весьма убедительны, но она чувствовала себя как-то нелепо и глупо. Она доказывала, словно теорему у доски, что ее чувства имеют право на существование, и что в них нет ничего предосудительного. А потом она замолкает и выжидающе смотрит – она ждет приговора.
«Я не знаю… мне надо подумать», - обрывает тишину голос. Мы вместе возвращаемся домой. Она плачет – она знает, что совершила глупость и ничего здесь не будет. Она плачет и думает о быстротечности времени, которое течет сквозь пальцы, а с ней ничего не происходит.
2
Знаешь, тогда всё закончилось поцелуем в подъезде – первым, робким, неумелым. А потом она сказала, что беременна от какого-то случайного мальчишки. Мы оба ничего не поняли. Она вышла замуж и родила. Я не была на свадьбе, хотя и могла. Не за чем, да и не интересно уже. Мы с ней забыли всё и стали чужими. Никто больше не вспоминал того осеннего вечера и глупого признания. Мы стали приветливыми и холодными. Ее брак не сложился, имя ее дочери до сих пор мне неизвестно.
3
С тобой мы встретимся позже. Я буду сидеть на кухне с гитарой, перебирать струны, выдумывая аппликатуры. Ты будешь сидеть и терпеливо ждать. Ты смотришь на меня каждый вечер и ждешь, когда я всё-таки отважусь на правду. Ты смотришь на мою маму, потом на меня, ты весь вечер звенишь, будто натянутая струна, и толкаешь меня на незамысловатые откровения. Я стараюсь не обращать на тебя внимания. Ты делаешь двусмысленные намеки: в песнях, в рассуждениях. Я зарываюсь в струны и каждый вечер спорю с тобой – до изнеможения, до хрипа в подушку. Ты злишься на мою нерешительность, а мне кажется, что она – мама - и так уже всё знает и уже простила меня. Она сама первой заговаривает со мной. Я прячу глаза и киваю, но так и не решаюсь сказать это в первом лице, я рассуждаю перед ней о себе – как о другой, как о ком-то третьем и незнакомом, жизнь которого далека от нашего кухонного мирка и никогда нас не коснется. Я говорю и чувствую, что слова уводят меня всё дальше от того, о чем хочется говорить, но она понимает меня правильно. Я прозрачна перед ней. Это приносит и облегчение, и тревогу. То, чего ты хотела, я сделаю позже, гораздо позже, чем в тот вечер.
4
Я живу за звуконепроницаемым стеклом. Я смотрю через него на мир, я кричу проходящим мимо людям, но мои слова не проникают по ту сторону. И только когда я пишу про тебя, о твоих фантазиях, я чувствую себя хоть немного причастной к этой жизни – пусть не за этими окнами, а где-то далеко, в других городах, кто-то прочитает про тебя – как ты живешь, про твою пустую жизнь – прочитает твою историю, разбавленную несбывающимися (никогда и ни при каких обстоятельствах) мечтами и нелепыми фантазиями. Кто-то уже знает тебя, кто-то сочувствует тебе и даже пишет мне письма – такие редкие. Странно, как эти люди считают меня кем-то недосягаемым, они делают меня своей иллюзией. Они никогда не узнают тебя – ты совсем другая и их письма, в которых они так извиняются за беспокойство, зачитаны до дыр. Ты, созданная мной, становишься незнакомой даже мне. А меня растаскивают по частям – мы перестаем быть собой. Мы превратились в мысли в чьих-то головах. И ты уже не ты, а моя «ты», пытающаяся быть той, о которой я пишу бесконечный миф.
Ты не влюблена, ты слишком эгоистична и прагматична. Ты не срываешься с насиженных мест: не за чем, да и не за кем. Ты истерична и деспотична, ты часто не нравишься мне. Ты слаба и слишком женщина. Мы совсем разные и удивляюсь, как еще я с тобой иногда общаюсь, как я еще способна выслушивать твои бредовые идеи и не посылать тебя.
5
Однажды ты пыталась лишить меня детства. Тогда я была даже рада, впрочем, и сейчас не жалею.
В тот вечер я увидела тебя в чужой квартире с бокалом мартини, разбавленным апельсиновым соком. Тусклый свет, музыка, какое-то благополучно забытое ретро. Напротив тебя сидела темноволосая девушка. Она была почти на десять лет старше – впрочем, это было неважно. Тебе это было неважно. Она же, кажется, чувствовала свое превосходство и опытность. Ее насмешливый взгляд коробил меня, я понимала, что ты для нее значишь ничуть не больше других глупых девочек, которые сидели или еще будут сидеть в этой комнате, на этом стуле, за этим столом, слушая ту же музыку, те же слова – и ничего не изменится здесь ни с твоим уходом, ни с их приходом.
Потом вы пошли на кухню, она закурила. Запах марихуаны показался тебе тошнотворным, ты невольно поморщилась. Она насмешливо покосилась на тебя: «А ты очень похожа на мою бывшую: у тебя то же имя, те же глаза, у вас даже день рождения в один день, только с разницей в девять лет…» «Я не она», - резко ответила ты.
«Да, я понимаю, что ты хочешь сказать».
6
С того вечера ты стала тенью той, неизвестной и дорогой, которая продолжала стучать во все двери.
Она представила вас друг другу случайно в один из поздних зимних вечеров – представила сухо и без лишних слов – просто произнесла два раза подряд одно и то же имя. Ваше общее имя, одно на двоих. Ты выдавила из себя привычное «очень приятно», плохо скрывая, что это враньё. Тебе было жаль эту девушку, но внутри всё твердило о приближающейся опасности: она пришла украсть, разрушить, втоптать в грязь.
Сейчас ты бы улыбнулась ей – искренне. Мне же тогда было жаль ее, а тебе разве – нет?..
В будущем она захочет убить тебя, в будущем ты будешь сидеть на разложенном диване – ты сама застелешь ей постель и уйдешь в ночь, чтобы не быть между ними. Уйдешь еще до ее прихода – незамеченной в темноте.
Потом, гораздо позже, когда будет уже неважно, она неожиданно улыбнется тебе в толпе после какого-то концерта, а ты сделаешь вид, что не узнала ее.
7
Ну а пока ты работаешь тенью. Вы едёте по старому кладбищу и я вижу вас, читающих эпитафии на памятниках людей, которых вы никогда не знали. Мокрый мартовский снег липнет к оградам и к сапогам. Мимо вас проходит компания из трех человек: два парня и девушка. Последняя странно и долго смотрит на вас, будто хочет что-то сказать, но передумывает, отворачивается, проходит мимо. Вы видите маленькую девчушку в яркой малиновой куртке, она прячется за памятниками от мамы и звонко смеется. Абсурдная картина на мрачном кладбище.
8
Большинство людей в мире живут с приросшей к ним приставкой недо- : недолюблены, недослушаны, недопоняты… Они живут со множеством недоделанных дел, которые висят у них за спиной, словно мешок с камнями. И кто поможет им скинуть этот мешок на землю? И хотят ли они этого? Давай оставим наши камни здесь, на дороге, и пойдем налегке. Давай не будем думать о том, чего так и не случилось или недослучилось с нами. Это так просто, поверь мне. И тогда мне не придется писать ни о кладбищах, ни об украденных минутах, ни о той, которая была нелюбимой. Я бы не тратила время на эти ненужные частички, осколки, которые я собираю в нечто целое, как мозаику, чтобы потом оставить их в закрытых (навсегда?) тетрадях. Перестань помнить и я больше не потрачу свое время на твое прошлое. Но ты не хочешь не помнить. Тебе нравится тащить свой тяжелый мешок, он стал частью твоего тела, ты называешь камни, лежащие в этом мешке, опытом, ты боишься остаться свободной. Эта простота и легкость пугают тебя. Простые вещи – это самое сложное в нашей жизни. И сложнее всего перестать думать, что они просты и что при желании мы можем сделать всё в любой момент. Только это самые несбыточные вещи, ибо этот «любой момент» никогда не приходит, этот момент всегда откладывается и никогда не наступает. Зачем делать что-то прямо сейчас, когда можно сделать это в любой момент? Мы всегда думаем, что имеем в запасе уйму времени. Старея, мы всегда удивляемся этому. В душе мы остаемся одними и теми же. Душа неподвластна времени, в отличие от тела, она всегда остается в Сейчас.
9
Почерк портится, приходит небрежность. Ты засыпаешь под утро и видишь странные сны. Ты просыпаешься и видишь не менее странную явь. Время не движется уже давно, тебе тысячи лет, ты помнишь сотворение мира, ты помнишь множество других планет (там было уютно, тепло и легко), ты не понимаешь, почему спишь именно здесь – на Земле. Но временами тебе тут даже нравится: это забавное место, где живут странные тени и фантомы. Здесь делят ночь и день на часы, минуты, секунды, будто это что-то значит. Здесь к самым нелепым мелочам относятся крайне серьезно: из-за них могут даже начать войну, но любое облачение, любое прикрытие идеями спасает и обнажает два столкнувшихся и вцепившихся друг другу в горло эгоизма. А впрочем, здесь даже забавно.
10
Я никогда не знаю, о чем писать. Наверно, это недостаток воображения. Но ты переоцениваешь меня, ты уверена, что я могла бы стать почетным марателем бумаги. Ты честлавна. Ты просто заставляешь меня писать бред. Я бы с удовольствием бы писала о тебе. Но как писать, если ты вовсе не живешь? Я складываю твой образ из мелких кубиков, из скудных останков моего воображения, не зная, что получится в конце. Ты твердишь, что тебя заполняют только черная пустота и одиночество. Они родились с тобой, они породили тебя. Ты твердишь, что устала от всего и не хочешь этой жизни (а может, и вообще никакой?). Черная пустота никуда не уходит и не уйдет, даже при великом счастье, а впрочем, его неоткуда ждать. Тут ничего не случается – жизнь в формалине. Ты могла бы сделать меня чем-то большим, чем я есть, ты могла бы составить чье-то счастье, ты могла бы родить ребенка, ты могла бы… но черная пустота не уйдет. Она будет твердить тебе, что ты везде чужая, она будет показывать тебе темную сторону самых светлых вещей, она разучит тебя жить, она научит ненавидеть всех за что угодно. Ты уже по горло в этой пустоте, она твердит, что тебе никого не надо рядом, ибо нет тебе ровни. Ты никогда не прикасаешься к людям – это выдает, может выдать, что ты еще не полностью в пустоте. Вокруг тебя образуется огромная дыра, мир уже не здесь, не на этом берегу, между вами чернеет глубокая бездна.
11
Однажды я остановлюсь и посмотрю на тебя – такую хрупкую и вполне обычную, такую маленькую по сравнению с той пустотой, которая живет внутри. Твоя плоть трещит по швам из-за этого давящего и всепожирающего Ничто. Однажды я разобью зеркало с этим пустым лицом, с твоим гримом, с твоей бесконечной воющей, скулящей пустотой, с твоими несбывшимися мечтами, с твоими разбившимися надеждами, с твоей жизнью в стеклянной коробке, с твоим «небудущим», которого и быть не могло. Однажды ты выйдешь ко мне из зеркала, чтобы с укором посмотреть мне в глаза за то, что я никогда не любила тебя. За то, что это я заполнила тебя одним сплошным Ничто, которое вытесняет жизнь.