-Я - фотограф

Первый раз в первый класс

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в _мама_Оля_

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) Ссылочки_малятам открытки LiveInternet

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 09.06.2006
Записей: 96
Комментариев: 186
Написано: 606


РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Среда, 23 Июля 2008 г. 11:26 + в цитатник
Из книги о.Илии Шугаева "Растим сына, растим дочь"

Несколько замечаний сделаю относительно места семьи в воспитания детей. Нормальной средой для воспитания является семья. Но где воспитываются современные дети? С раннего возраста ребенка отдают в детский сад, потом в школу. В детском саду ребенок проводит около 7 часов в день, с родителями он общается примерно столько же. Детсадовский возраст очень важен для формирования личности, а половину всего времени ребенок проводит в среде, совершенно непохожей на домашнюю, семейную обстановку.

Чем отличается обстановка семьи от детского сада? Во-первых, в семье есть четкая иерархическая структура. Есть взрослые, есть старшие братья и сестры, есть младшие. Ребенок имеет определен¬ное место в этой иерархии. Во-вторых, дома все окружающие люди — близкие родственники, с которыми ты связан на всю жизнь. В детском саду все не так. Ребенок находится в коллективе сверстников.
Иерархической структуры почти нет. Есть один воспитатель на всю группу, поэтому большая часть всех коллизий в жизни ребенка происходит при общении со сверстниками. В коллективе сверстников все равны, здесь нет старших и нет младших.

Это совершенно неестественная обстановка. Неестественная хотя бы потому, что Господь не дал женщине способности за один раз рожать сразу пятнадцать-двадцать детишек, которые бы были равны в семье. Все воспитание в семье построено на том, что младшим прививается послушание старшим, а старшие приучаются заботиться о младших. Ребенок, пройдя двойную школу (школу послушания и школу заботы), вырастает нормальным человеком — послушным и заботливым.

В детском саду ребенок проходит совсем другую школу — школу равноправия. Все дети имеют равные права и обязанности. Дети учатся сосуществовать без конфликтов: не драться, не ссориться. Но не больше! Это все есть и в семье. Но в детском саду нет духа послушания и заботы, которыми проник¬нута семейная обстановка. Если бы мы готовили ребенка к тому, что он никогда не будет создавать семьи, всю жизнь будет жить в общежитиях, никогда не будет занимать начальственной должности и никогда не будет подчиненным, то тогда воспитание в детском саду вполне может помочь в этом. Если же мы хотим вырастить будущего семьянина, то детский сад уже не так полезен.

Кстати, равноправия в детских садах все равно не получается. Некая иерархическая структура между детьми все равно начинает выстраиваться, но уже по другому принципу, дети делятся не на старших и младших, а на умных и глупых, сильных и слабых. И отношения между детьми соответственно строятся уже по-другому. Ведь если в отношениях главным признаком, по которому разделяются дети, является возраст, то это будут отношения заботы и послушания, если главный признак — ум или сила, то отношения будут носить характер превосходства и подчинения. Конечно, умелые педагоги и воспитатели сглаживают эти отношения и учат заботливости и послушанию, но для воспитания этих качеств обстановка не столь благоприятная.

Если мы хотим вырастить настоящего гражданина, то очень желательно воспитание именно в семье. Все общество устроено иерархично. Есть начальство, есть подчиненные. У каждого свои права и свои обязанности, и у каждого своя ответственность. Ребенок именно в семье впитывает правильное отношение к старшим и младшим, и то, что он встречает во взрослой жизни, уже было им освоено еще в детстве.

В детском саду все люди временные. Воспитатели чередуются по определенному графику, сами дети не привязаны друг к другу ничем, кроме детской дружбы. Сегодня дружим, завтра поссоримся. Дети не отвечают друг за друга. В семье же дети не могут долго жить в ссоре, особенно если они маленькие. Этого просто не позволят родители, которые всеми силами помирят детей. Брат и сестра остаются близкими на всю жизнь, и родители с раннего детства приучают их, что ссора — это ужасное и совершенно недопустимое в их жизни событие. В детском саду конфликты могут иметь совершенно другой исход: можно озлобиться друг на друга, можно разойтись с бывшим другом, можно даже перевести ребенка в другую группу или другой детский сад.

Это не значит, что детей категорически нельзя отдавать в детские сады. Просто, если родители решаются на это, то надо осознавать необходимость усилить домашнюю составляющую воспитания и все свободное время родители должны посвящать общению с детьми.

Вы, наверное, слышали истории о детях-маугли, которые выросли среди зверей. Таких случаев известно несколько, а самое главное, что этих детей практически не удавалось вернуть к человеческому образу жизни. Для воспитания человека требуется человеческая среда, в волчьей среде вырастает волк. Я бы добавил еще следующее: для воспитания взрослого человека необходима среда взрослых людей. Нынешний ребенок погружен в детскую среду своих сверстников — детский сад, школа, детский лагерь. Контакт детей со взрослыми крайне ограничен. Но после такого воспитания не надо удивляться инфантилизму детей, удивляться, почему они так медленно взрослеют. Они привыкли быть детьми. Когда ребенок воспитывается в семье, то от постоянного общения со взрослыми он впитывает взрослое отношение к жизни.

Для воспитания взрослого человека требуется крепкая связь поколений. Как только мы ослабим связь между поколениями (отдав ребенка в детский сад, в школу и т. д.), потеряется огромный опыт, накапливавшийся сотнями лет, а каждое новое поколение начнет заново изобретать велосипед. Весь же уклад современной семьи практически уничтожает связь поколений.

Сейчас родители весь день проводят на работе, вдали от семьи. Какими дети видят своих родителей? Отец усталый пришел с работы, он ложится на диван и начинает читать газету. Что делает мой старший сын, когда я прихожу домой усталый и сразу пытаюсь отдохнуть? Он ложится рядом на диван или на пол и начинает «дуреть» (другого слова я не нахожу). Так он подражает взрослым. Мне приходится заставлять себя вставать и начинать чем-то заниматься, чтобы сын совсем не привык к безделью.

В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Где семья? Можно ответить: вечером же все собираются, по выходным тоже все вместе. Но какая цель, как правило, у взрослых вечером и в выходные? Цель в большинстве случаев одна — отдохнуть. А дети часто и в это время сбегают погулять или посидеть у друзей. Каждое поколение растет само по себе. Почему сейчас у многих детей наблюдаются отклонения в психике? Потому что семья, которая была всегда крепким щитом, защитой для детской души, теперь разрушена. Вместо уютного дома — одно пепелище.

Но как же передается опыт жизни от одного поколения другому? Этот опыт передается, как правило, через совместный труд. Отец работает с сыном, и тот впитывает всеми фибрами своей души отцовское отношение к жизни. Не беседа, не наставление, а только совместная деятельность.

В воскресной школе в нашем храме мы столкнулись с этой проблемой. У нас, у взрослых, есть опыт церковной жизни, у детей, которые в большинстве своем пришли к нам из нецерковных семей, есть желание приобщиться к этому опыту. Но воцерковление детей идет очень тяжело, потому что учителя по Закону Божию не живут вместе с ними. Ведь что такое час-два таких занятий в неделю в жизни ребенка, когда он бегает со своими друзьями по улице по три-четыре часа ежедневно? Конечно, улица занимает в его жизни гораздо более важное место. Занятия по Закону Божию нужны, но приносят существенную пользу только в том случае, если вся семья верующая. Дети воспитываются в церковном духе, когда родители сами посещают занятия и получают систематические знания о Боге и Церкви. И оказалось, что единственным местом, где по-настоящему можно приобщить детей к церковной жизни, был детский трудовой летний лагерь. Мы на две недели уезжали в одно из сел, разбивали недалеко от храма палаточный лагерь и жили, максимально делая все своими руками. Только здесь, когда мы были с детьми бок о бок, все 24 часа в сутки, когда они жили и трудились с нами, про¬исходила настоящая притирка характеров и настоящая передача опыта и образа жизни.

А пока современные дети растут в своем поколении, не общаясь со старшими, они «варятся в своем собственном соку», что вряд ли им полезно.
Ранее, когда 90 процентов всего населения были крестьянами, такого разрыва между поколениями не было. Отец работал или по дому, или недалеко от дома, и дети с самого раннего возраста помога¬ли во всех работах. Ребенок впитывал трудолюбие с самого раннего возраста. Трудиться начинали уже с 4-х лет. Мальчишки часто помогали отцам в поле, девочки помогали матерям по дому. Недавно я видел в кинохронике кадры, снятые еще до революции, как пяти-шестилетний мальчишка один управляет лошадкой и боронит землю. Вспомним того же Некрасова, про его «мужичка с ноготок». Но не только в крестьянстве была крепка связь поколений. Купцы имели свои лавки часто в своих же домах, и опять же дети с малолетства приучались помогать отцам вести хозяйство.
Однажды в поезде дальнего следования я долго беседовал с женщиной-врачом, которая в ходе беседы заявила: «Хороший врач может вырасти только в третьем-четвертом поколении. Я преподаю в медицинском институте и прекрасно вижу, что в первом поколении хороший врач — это большая редкость». В качестве примера она привела своих знакомых — потомственных врачей. «Там особая атмосфера, там ребенок уже с детства знает всю медицинскую терминологию, поскольку родители часто обсуждают свои проблемы. Он уже в средних классах легко владеет всякими медицинскими справочниками и энциклопедиями. Уже в последнем классе школы он — готовый фельдшер, хотя еще не получал никакого медицинского образования. Но самое главное, что он уже впитал заботливое отношение к больным людям, которое перенял от своих родителей».
Обращаю ваше внимание: только за 3—4 поколения может накопиться опыт. Например, благочестивые цари воспитывались в нескольких поколениях. Как правило, мудрым правителем становился тот, кто еще с детских лет был посвящен во все внутренние и внешние проблемы государства, кто видел своего родителя, принимающего решения, видел, к чему приводят эти решения через много лет. Такой правитель, как правило, на порядок мудрее человека, пришедшего к вла¬сти по принципу «из грязи да в князи». И это еще потому, что ранее цари несли ответственность за свой народ и за свои решения до конца своей жизни. Страна, меняющая правителей, подобна женщине, меняющей своих мужей. И в семье глава — муж — должен быть один и на всю жизнь. Недаром венчание на царство даже внешне схоже с Таинством венчания супругов. В обоих случаях ответственность принимается на всю жизнь.

Разрыв поколений происходил постепенно. Сначала стало нормой, что отец работает вне семьи — на фабрике, на заводе. Потом многие женщины стали работать также. Если мать не занимается семьей, все свое время уделяя работе, это, конечно, очень отрицательно сказывается на детях.
На одном из семинаров по воспитанию детей одна представительница отдела по делам несовершеннолетних поделилась своим наблюдением. Пока в семье пьет только отец, то дети еще нормальные и семью еще нельзя назвать неблагополучной. Но если запивает и мать, то дети точно попадают в категорию трудных, а семья — в категорию неблагополучных. Нечто подобное можно сказать обо всех семьях. Когда из семьи на работу ушел отец — это еще не самое страшное, но если из семьи уходит мать, то семья разрушается.

У меня есть знакомые семьи, которые работают на земле. Дети в этих семьях первые помощники, и никаких обычных для нашей жизни конфликтов между отцами и детьми я там не видел. Один современный писатель очень верно пишет, что есть два образа жизни: городской и деревенский. В деревне дети родителям нужны, поскольку нужны помощники по хозяйству. Труд в деревне разнообразный, и взрослым могут хорошо помо¬гать и дети, — требуются только усердие, трудолюбие, терпеливость и т. д. Все эти свойства и воспитываются деревенским образом жизни.
В городе все иначе, там индустриализация. А именно индустриализация особенно сильно разрушает семью, поскольку теперь требуется все более узкоспециализированный труд. И если раньше можно было взять малолетнего сына на поле помогать пахать землю или косить траву, то теперь сыночка на атомную электростанцию не возьмешь и у станка с числовым программным управлением рядом не поставишь. Да и дочка маме теперь в ведении бухгалтерского учета на предприятии никак не поможет. Высокая квалификация отметает возможность маленькому сыну стоять рядом с отцом, а дочери — рядом с матерью.
Поэтому городские родители должны осознавать необходимость большего посвящения времени детям.
Кстати, многие считают крестьянский труд неквалифицированным и примитивным. Это не так. Крестьянский труд более творческий и требует особой квалификации. Здесь человек имеет дело с живой природой: растениями и животными. Он зависит от природы, а не от механизмов. А это значит, что человек находится в постоянно изменяющихся условиях, ему необходимо учитывать гораздо больше факторов и обстоятельств, чем при работе с техникой. Человеку постоянно приходится принимать решения, а это и значит, что он находится в творческом процессе. Крестьянин является широким специалистом: он должен и владеть техникой, и уметь пахать, косить, доить, сажать, пропалывать, рубить, и строгать... Каждый вид крестьянского труда имеет столько секретов, сколько имеет самая высококвалифицированная городская профессия.

Дважды_мама   обратиться по имени Среда, 23 Июля 2008 г. 12:41 (ссылка)
В Германии в основном смешанные группы: большие детки (выпускники) и самые маленькие. Старшие помогают младшим и воспитателю (одевают малышню и т.д.)
Ответить С цитатой В цитатник
ksuska   обратиться по имени Среда, 23 Июля 2008 г. 18:16 (ссылка)
ну как всегда -- детсад зло =(( а я бы сказала,что каждый ре индивидулен и если он растет единственным ребенком в семье, то ему по-любому н. социализация,общение, к-рое ему не м дать одна мать(а отца практически нет дома),потому он и идет в сад!
Ответить С цитатой В цитатник
_мама_Оля_   обратиться по имени Среда, 23 Июля 2008 г. 20:56 (ссылка)
ksuska, здесь речь больше о многодетной семье. И никто не говорит, что зло. Наоборот, у нас тут все вокруг считают, что оставить ребенка без д/с - вот это зло. Устала уже спорить и доказывать.
Ответить С цитатой В цитатник
ksuska   обратиться по имени Вторник, 29 Июля 2008 г. 01:48 (ссылка)
аа, ну в многодетной оно и понятно -- сад-то тогда зачем? Общения много, обучения тоже =)
Ответить С цитатой В цитатник
northerly   обратиться по имени Четверг, 09 Июля 2009 г. 13:14 (ссылка)
Многодетная семья сама как детский сад) Это конечно хорошо и детям и маме... но в экономическом плане тяжело...
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку