Нам нужно поговорить о Кевине. Да, нужно. И не о нем одном.
Это название — «We Need to Talk About Kevin» как нельзя лучше отражает содержание книги Лайонел Шрайвер и фильма, снятого по роману. Наши же, русские переводчики, прокатчики или кто-то еще
(кто вообще придумал выпускать в печать и прокат книги и фильмы с неоригинальным, а зачастую и просто выдуманным, названием?) перевели «в лоб» и без интриги. Если будете искать, книга называется «Цена нелюбви», а фильм — «Что-то не так с Кевином».
Англоязычное название однозначно лучше не только интригой, но и вариативностью восприятия сюжета.
Я сначала посмотрела фильм и лишь потом, где-то через неделю, прочитала книгу. И теперь всем остальным советую сделать так же. Понятно, что фильм не может отразить всего, передать все полутона, эмоции, размышления. И это прекрасно! Этим кино и цепляет: ты ходишь, как мешком пришибленный и думаешь о нем. Представляешь, что могло послужить «толчком» для тех ужасных вещей, которые происходят по сюжету.
А уже потом, при прочтении книги, создается очень интересное впечатление: ты находишь подтверждение своим мыслям, или опровержение им. Попутно открываются новые факты, эмоции, поступки героев и взаимоотношения внутри семьи становятся понятнее. И уже складывается картинка, появляется собственная точка зрения на все произошедшее.
А точки зрения разные. Читая рецензии на книгу (уже после просмотра и прочтения), я встречала совершенно разные характеристики главной героини: «вольнолюбивая фифа», «бедная уставшая женщина», «недомать» и многие, многие другие.
Основная тема этого произведения — жизнь главной героини Евы до и после
страшного четверга, в который ее пятнадцатилетний сын Кевин совершил нечто ужасное. Но главное даже не в ужасном поступке ее сына, хоть он и является «завязкой» сюжета, тем, вокруг чего все и крутится. Автор и сценарист хорошо подталкивают читателя и зрителя к разгадке, но только в конце показывают все то, о чем говорится на протяжении всего произведения.
Но главным героем является не Кевин, хотя он так хотел им быть.
Главный герой его мать — Ева. Женщина, живущая почти что в «американской мечте»: с любимым и любящим мужем, в собственном доме, со стабильной и приносящей удовольствие работой. Как в любой мечте о семье, у Евы и Франклина появляются дети. И вот тут, по маленькому кусочку, по крупинке, размером с песчинку, «американская мечта» начинает рушиться. Если быть честным, мечта начинает рушиться еще до появления Кевина, а значит, наверное, что-то не так в самом королевстве…
Книга написана в виде писем Евы к мужу Франклину и от этого появляется чувство некой интимности и камерности повествования. Это было гениальным ходом Лайонел Шрайвер, ибо как еще дать читателю почувствовать всю глубину чувств героя от гнева и отчаянья до усталости и окрыленности? Правильно! Дать высказаться самому герою.
И Ева высказывается. На всем протяжении книги говорит и говорит (в фильме — вспоминает), чтобы, в том числе, оправдаться и понять самой.
А понять ей есть что. Как так случилось, что оставив карьеру и любимую работу, она не смогла наладить отношения с сыном и мужем? Почему она на любит Кевина, так как должна любить? И почему Кевин не любит ее той безусловной детской любовью? Как произошло, что их совместная с мужем мечта превратилась в рай для одного и перманентный ад для другого? Почему кто-то, пусть даже и сын, стал для мужа важнее нее?
И самый главный вопрос: кто виноват в том, что сделал Кевин в тот
страшный четверг? Она? Отец? Общество?
Лично меня еще периодически терзал вопрос о том, как она, Ева, свободная и свободолюбивая женщина с армянскими корнями, основатель собственного издания (гида для путешественников), экзальтированная, утонченная, любящая элегантность во всем и, я даже не побоюсь этого слова, возвышенная и чуть снобистская, могла полюбить такого «простого американского парня» с его джипом, гамбургерами и «американской мечтой»? Впрочем, сердцу не прикажешь, верно?
Отдельно о фильме: Еву играет неподражаемая Тильда Суинтон и, читая книгу, я не могла представить на ее месте кого-то еще. Она действительно хороша в этой роли. Но отдельное мое открытие — актер, играющий ее сына Кевина — Эзра Миллер. Вот в него я почти что влюбилась. Я не знаю, не видела или не замечала его раньше, но в этой роли он был великолепен. Как можно сыграть сталь во взгляде? А ему удалось. И удалось так, что веришь ему на все сто. Так же, как и Тильде, впрочем.
Веришь им обоим. И от того то ненавидишь их то по очереди, то по одному, то их обоих и становится жалко. Тоже их обоих.
Основная мысль в книге и фильме вполне отражается в этой фразе (жаль, что в фильме ее не было), которую автор вложила в уста совершенно проходящей героине:
— Всегда оказывается, что виновата мать, не так ли? — тихо сказала она, забирая свое пальто. — Мальчик стал плохим, потому что его мама алкоголичка или наркоманка. Она не следит за ним, не учит различать добро и зло. Ее никогда нет дома, когда он приходит из школы. Никто никогда не скажет: его отец алкоголик или его отца нет дома, когда он приходит из школы. И никто никогда не скажет, что некоторые дети просто чертовски злобные.
P.S. Если будете искать еще рецензии на этот фильм или книгу, будьте осторожны! Хорошо, что я не прочитала их до прочтения и просмотра. Почти во всех рецензиях спойлеры. Я надеюсь, что мне удалось обойтись без них. Я очень старалась. Какое счастье посмотреть и прочитать, не зная что же все-таки произошло. Догадываться, но не знать. Авторам удалось приковать мое внимание на все то время, которое я уделила фильму и книге. И даже немножко больше.