Я знаю, что я - тормоз. Только вчера с Дарлингом посмотрели "Дориана Грея" Оливера Паркера.
Стыдно сознаться, только в отпуске я прочитала это восхитительное произведение Оскара Уайльда.
Так вот что я имею сказать.
Оливер Паркер - несомненный талант! Без этого таланта невозможно было бы снять кино по этому тонкому, умному, в большей степени философскому роману Оскара Уайльда так, чтобы получился пошлый, банальный голливудский мистический триллер. Да, чтобы превратить конфетку в говно талант всенепременно необходим.
Помимо всех расхождений, описанных в
Вики, главное расхождение даже не в мелочах. Я понимаю, что передать душевные терзания Дориана, его мысли и душу с помощью видео ряда не то что сложно - почти не возможно. Но снять фильм так, чтобы подменить весь смысл книги - это надо постараться. Приложить максимум усилий, я бы сказала.
Как прекрасно полунамеками, красиво и художественно описал Уайльд развратную, "разложившуюся" душу и образ жизни Дориана. И как пошло и нелепо, по-современному убого показано это в фильме. Уайльд писал о разложении души, Паркер показал это групповухами, садо-мазо кадрами и кучей голых тел.
Вы можете представить себе, как свет Лондона того времени открыто собирается на групповушку? Я - нет. Да и в книге много раз упоминается, что общество блюдет "мораль" и "добродетель", как минимум - напоказ.
Но больше всего меня поразили в фильме два момента:
1. В романе проскальзывает любовь художника Бэзила к Дориану. Но она описана так... так... воздуха в грудной клетке не хватает для того, чтобы описать как возвышенно любил художник молодого человека. Без пошлостей, любовью истинного художника к идеалу, к совершенному произведению природы. Нигде не упоминается о том, что Бэзил был геем. Об этом можно было догадываться, подозревать, но тем не менее, ни подтверждения, ни опровержения этому нет.
В кино же открыто показана гомосексуальный контакт художника и Дориана, а после смерти Бэзила еще и упоминается о том, что по версии полиции он был убит "одним из своих мальчиков".
Меня это возмутило. До глубины души.
2. Это самое главное разочарование, но оно скорее основано на ощущениях, нежели на фактах.
Читая, я почти влюбилась в образ лорда Гарри. Так, как можно влюбиться только в подлеца, в "плохого парня", развратника и змея-искусителя. Те, кто любят кино- и книго- подлецов, меня поймут. Я всегда остаюсь на волоске от влюбленности в этих умных злодеев.
В книге он именно змей-искуситель! Своими велеречивыми излияниями он вползал в самую душу и вносил сумятицу в сердце. Он был умен, изыскан, чертовски обаятелен и хитер. Знаете, такого типа мужчина, когда не важно, как он выглядит, но в которых влюбляешься навсегда с первых его слов.
А тут?! Нет, Колин Фёрт конечно хороший актер, но лорд Гарри в фильме - совсем другого типа мужчина! У него не осталось ни хитрости, ни изысканности. Даже речи его умны, но не трогают душу. Он "совращает" Дориана напролом, безыскусно, развращая больше его тело, чем душу. Нет, это не мой лорд Гарри!
В общем, как итог:
Очень просто написать "по мотивам...." и -никто не придерется!- снимать какую угодно пошлость и банальность. Пошлость - не в смысле порнографии, а в смысле пошлого сюжета, предсказуемых поступков и режиссерских приемов. В погоне за зрелищностью часто упускается смысл и изюминка произведения. Накрутив мистики больше, чем того требуется, Оливер Паркер получил абсолютно проходной мистический триллер, в то время как могла получиться поистине жемчужина.
Жаль, очень жаль.
Если честно, я до сих пор нахожусь даже в несколько подавленном настроении - ровно на столько разочаровал меня этот фильм. Это действительно мое личное разочарование года. Насколько я была очарована романом, настолько же разочарована фильмом по его мотивам.