![poezd (600x450, 147Kb)](//img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/146/661/146661242_poezd.jpg)
В этот день 11 января ровно 15 лет назад произошло ЧП с поездом № 1908 под Питером, на линии Волховстрой — Тихвин. Машинист сошёл с ума и едва не протаранил шедший навстречу поезд с опасным грузом. Вот мой очерк о том происшествии, тогда по горячим следам я встречался с героями этой истории:
"Поезд дьявола
Машинист Эдуард Горчаков сошел с ума в кабине электровоза. Его воспаленный мозг вообразил, что красные огни светофора – глаза дьявола. И что он, Горчаков, ведет свой поезд прямо к Богу.
Сумасшедший машинист погнал состав на запрещающий сигнал светофора. Поезд весом в пять тысяч тонн «взрезал» стрелку, словно жестянку. И понесся по Октябрьской железной дороге, грозя смести все на своем пути.
Григорий ТЕЛЬНОВ
Грузовой поезд N1908 летел к станции Тихвин. Несся туда, где стояли цистерны и вагоны со всем тем, что может взрываться и гореть. Нес смерть людям, которые дремали в вагонах пассажирских поездов, мирно спали в квартирах примыкавших к станции домов. Казалось, что ничто на свете уже не сможет отвратить катастрофы.
Мы восстановили события той ужасной ночи с документальной точностью. Сделали это для того, чтобы в полной мере оценить мужество людей, остановивших «поезд дьявола».
00 часов 15 минут.
Эдуард Горчаков заступил на смену. Предрейсовый медосмотр в депо станции «Волховстрой» прошел без всяких проблем.
- Здоровье у него всегда было отменное, хоть в Космос посылай! – сказала позже выпустившая его в рейс фельдшер. Коллеги тоже не заметили в поведении Эдуарда ничего странного.
- Он был такой же, как и всегда - немногословный, сосредоточенный, - вспоминает исполняющий обязанности замначальника депо Евгений Федоров.
Помощник машиниста Алексей Абдурахманов получил у дежурного по депо реверсивную рукоятку и трубку телефонной связи. Вместе с Горчаковым поднялся в кабину электровоза ВЛ-15. Машины этой серии, самые мощные из существующих в России, предназначены для тяжеловесных составов.
Эдуард Горчаков с помощником повели электровоз на станцию Мурманские Ворота. Там они должны были принять поезд – пятьдесят восемь вагонов, груженных железной рудой.
Абдурахманов увидел, что в скоростемер не вставлена лента. Он всполошился:
- Эдуард Юрьевич, про ленту забыли!
- Так доедем, - успокоил его Горчаков. – Все будет нормально.
Поезд быстро набирал ход.
- Скорость выше допустимой! – предупредил Абдурахманов.
- Все в норме, Лешка!
- Мы же не опробовали тормоза!
- Не трусь, доедем…
Абдурахманов подчинился. В поездной бригаде главное слово всегда за машинистом.
2 часа 58 минут.
Поезд N1908 въехал на станцию Куколь. Впереди горел желтый сигнал светофора. По радиосвязи поступил сигнал пропустить следующий по другой ветке грузовой поезд. Эдуард Горчаков начал сбрасывать скорость. Загорелся красный свет. И тут машинист прибавил ход.
- Юрьич, ты что! – попытался дотянуться до рукоятки управления Абдурахманов. Горчаков отшвырнул помощника, словно пушинку:
- Не искушай меня, сатана!
Абдурахманов считал секунды – при прохождении закрытой стрелки должна включится автоматика, тормозящая состав. Но Горчаков тоже этого ждал. На мгновение он отключил энергию и проскочил стрелку «накатом». Автоматика не сработала – поезд вышел на главный путь.
- Мы движемся не по маршруту! – закричал Алексей.
- У меня свой маршрут, - ответил машинист и распахнул свою куртку. Абдурахманов увидел под ней строгий черный строгий костюм и белую рубашку. Горчаков был одет, словно на похороны…
О ЧП в диспетчерской службе Октябрьской дороги узнали немедленно. Магнитная запись переговоров полна драматизма.
- 1908, вы проследовали на красный! – кричала в трубку дежурная по станции Куколь. - Немедленно остановитесь!
В ответ в эфире раздавался лишь шум радиопомех – Горчаков выдернул трубку связи и выбросил ее в окно.
Поезд набирал скорость.
Диспетчер Галина Иванова связалась с дежурной по станции Мыслино:
- Выйдите к поезду с красным сигналом!
3 часа 02 минуты.
Из кабины электровоза Абдурахманов увидел красный огонь.
- Путь закрыт! – закричал он машинисту. – Тормози!
Горчаков прибавил ход.
- Красный цвет – это глаза дьявола! - произнес он. Его голос звучал торжественно и назидательно, словно у священника в церкви. – Мы уничтожим его!
Алексей вдруг понял, что машинист сошел с ума. Ему стало страшно, как никогда в жизни. Абдурахманов попытался перехватить рычаг управления. С таким же успехом он мог биться со скалой. Машинист был на голову выше и вдвое тяжелее.
Абдурахманов рванулся к дверце, ведущей в хвост электровоза, где расположены дублирующие системы управления. Но Горчаков вновь отбросил помощника в сторону:
- Наш путь лежит в царствие Божие…
Поезд несся вперед, словно снаряд.
Пульт
3 часа 05 минут.
Диспетчер Галина Иванова, управлявшая движением из Санкт-Петербурга, поняла, что с экипажем электровоза произошло нечто ужасное. Но ломать голову над тем, что случилось – внезапная болезнь, смерть, нападение террористов – было некогда.
Диспетчер освобождала путь, по которому несся поезд Горчакова. Он стремительно приближался к станции Валя. От нее до Тихвина – рукой подать.
- Что же делать, что же делать?! – запричитала в эфире дежурная по станции Валя Анна Кудрявцева. – Как остановить его?
Галина Иванова задавала себе этот же вопрос. Крайний выход – направить поезд в тупик на въезде в Тихвин, свалить состав под откос. Но жертв в этом случае не избежать.
Первой спасительное решение нашла Анна Кудрявцева:
- Напряжение. Надо отключить энергию…
Диспетчер ухватилась за эту идею, словно утопающий за соломинку. Но связи с энергетиками с ее пульта не было.
- Станция Валя! У вас есть связь с энергодиспетчером?
- Да, есть.
- Позвоните ему, чтобы немедленно вышел на связь.
3 часа 13 минут
Энергодиспетчер снял напряжение с перегона.
Кудрявцева выбежала к путям встретить поезд Горчакова. В тот момент она не думала о себе, не думала о будущем ребенке, который шевелился у нее в животе. Только о том, что надо остановить поезд.
Беременная женщина встретила несущийся на всей скорости состав. Анна увидела, что в кабине есть люди. Замахала красным фонарем, подавая сигнал экстренной остановки.
Поезд пронесся мимо, обдав воздушной волной, едва не затянув ее под колеса.
Анна связалась с диспетчером:
- Надо успеть обесточить следующий перегон!
3 часа 14 минут
Абдурахманов умолял машиниста остановится. Говорил о детях, которые останутся без отца:
- Эдуард, у тебя же четверо. Подумай о них!
Но машинист становился еще суровее.
- Господь зовет меня. Мы летим по дороге к Богу!
В кабине электровоза зажегся сигнал о том, что контактная сеть отключена.
Горчаков усмехнулся:
- Нас не остановишь…
Он был почти прав. Дорога шла под уклон. Поезд катился по инерции, набирая скорость.
3 часа 33 минуты
На станции Тихвин принимали экстренные меры. Все работали как единый механизм, от начальника дороги до стрелочника. Железнодорожники готовились к худшему. «Поезд дьявола» отделял от станции Тихвин всего один перегон.
У диспетчера Ивановой замерло сердце – неужели опоздали? Впереди у поезда N1908 – последний пригорок. Если состав перескочит его, тогда крушения не избежать.
И тут поезд Горчакова стал терять скорость. Машинист сказал помощнику:
- Дух Святой нас на эту горку затянет!
Поезд продолжал катиться вперед. Горчаков замер, словно в молитве. Протянул руки к небу:
- Господи, услышь меня, помоги убить сатану!
Абдурахманов ужаснулся: сумасшедший машинист искренне верил - погубив себя и поезд, он спасет мир.
3 часа 45 минут
Электровоз вполз на пригорок. И тут состав весом в пять тысяч тонн потащил его назад. Алексей Абдурахманов выпрыгнул из кабины и побежал к станции. Горчаков остался в электровозе. Он скинул куртку и пиджак. В белой рубашке Эдуард был похож на привидение. На пришельца с того света, готового утащить за собой в могилу всех.
3 часа 50 минут
Поезд скатился до отметки 176-й километр и остановился. Диспетчер Иванова безуспешно пыталась вызвать машиниста Горчакова по радио. Затем связалась с бригадой идущего навстречу по другому пути пассажирского поезда N687 «Вологда-Санкт-Петербург»:
- Там стоит грузовой 1908, по рации нам не отвечал, проехал запрещающее показание по трем станциям. Напряжение по второму пути перегона снято. Нужно остановиться и выяснить, что там случилось.
4 часа 14 минут
Машинист пассажирского поезда Муравлев доложил, что остановился рядом с грузовым составом:
- Мы милицию сопровождающую вызвали. А то нас бросили, как котят. Может, там террористы и нас сейчас постреляют…
4 часа 27 минут.
Муравлев вновь вышел на связь:
- Диспетчер, вас 687-й беспокоит. Стоящий электровоз осмотрели, закрепили башмаками.
- Бригада грузового поезда была там или нет?
- Там никого нет. Только один человек в белой рубашке. Похоже, он сильно не в себе…
Награда
Врачи поставили Горчакову диагноз – «острый психоз». По мнению медиков, распознать болезнь заранее было невозможно. Дома у Горчакова среди личных вещей нашли книгу «Дурному учат бесы».
Настоятель Свято-Иоанновской церкви игумен Варфоломей, которого Эдуарда Горчаков называет своим духовным отцом, убежден, что в машиниста вселился дьявол.
Эдуард Горчаков находится в психиатрической больнице. Врачи считают, что даже в случае благополучного исхода он вряд ли сможет вернуться к своей профессии. Алексей Абдурахманов сразу же после завершения расследования ЧП уволился из депо и уехал из Волхова.
Анна Кудрявцева сейчас живет в спасенном ею Тихвине. Ту ночь, за которую представлена к награде – знаку «Почетный железнодорожник» - старается забыть, словно плохой сон.
- Это было ужасно, - говорит она. – Но мы сделали все, как надо. И остановили его!
Аня улыбается и кладет руку на круглый живот – туда, где бьется сердце будущего ребенка:
- Жизнь всегда побеждает смерть!"
Григорий Тельнов, впервые опубликовано в газете "Жизнь"