Вернулись мы еще в понедельник, но до интернета я добралась только сейчас.
Перелет «туда» был прекрасен. Самолет наш улетал в 4:35 утра, поэтому меня вырубило сразу после взлета, я проснулась только для еды, да и то меня разбудил Сумкинс, а потом снова уснула до самой посадки.
Все погранично-таможенные формальности в Египте сложности не представляют, самолет наш прилетел в одиночестве, поэтому в очередях долго не стояли, все прошли быстро, расселись по автобусам и поехали по отелям. В отеле мы были где-то чуть позже девяти утра, я приготовилась к долгому ожиданию, поскольку знаю, что отели имеют право заселять в номер аж до двух часов дня. Однако, уже часам к одиннадцати нас без всяких взяток и просьб заселили в здоровенный номер с шикарным видом на море и соседний отель, где все цветет, зеленеет и пахнет среди белых двухэтажных домиков, а за домиками как раз виднеется море и остров Тиран. Вид из этого номера восхищал меня до самого конца отдыха, как только я выходила на балкон, так регулярно хваталась за фотоаппарат, пытаясь заснять вид из номера утром, днем, ночью и в сумерках.
И покатил у нас ленивый вальяжный отдых… Подъем в около семи утра, в семь – завтрак, потом море до обеда, коктейль на балконе перед обедом, потом обед, потом чутка отдохнуть и снова на море, к пяти тени уже длинные, купаться… гм… темновато, поскольку косые солнечные лучи воду просвечивают плохо и рыб почти не видно, поэтому шли в номер, по пути заходили в бар, а потом отдыхали до ужина, иногда кино на планшете смотрели, иногда просто разговоры разговаривали, в семь шли на ужин, а после ужина заняться уже было практически нечем.
Один раз погуляли по отелю, но каждый день по одним и тем же дорожкам шляться не будешь, надоедает. Еще один раз сходили «по сувениры». Конечно, побывав один раз в Египте, во второй раз в качестве сувениров можно везти только алкоголь из Duty Free, но я обещала Артемке привезти магнитиков на холодильник в виде рыбок, поскольку у нас пара таких магнитиков после прошлой поездки висит на холодильнике и очень ему нравятся. А больше заняться было нечем. В отеле были всякие развлекухи типа аниматорских шоу, но, во-первых, происходило это в помещении (типа в дискотеке), а не на свежем воздухе, во-вторых, начиналось в 21:30, а с учетом того, что в восемь вечера нам уже заняться было нечем и подъем у нас был шибко ранний, так к началу шоу я уже обычно засыпала и ни разу не расстраивалась по этому поводу.
За этот отдых много раз вспоминали Хилтон, в котором были в прошлый наш приезд в Египет. У Хилтона был только один существенный недостаток – он находился на второй линии (это не недостаток, до моря было недалеко и в некоторых отелях, находящихся на первой линии до моря нужно идти примерно столько же, да пройтись всегда полезно), но на пляж приходилось ходит как бы в другой Хилтон, а поскольку формально это был другой отель, который не работал по системе «все включено», то на пляже там не наливали ничего вообще, т.е. ни выпить, ни попить. Воду приходилось носить из своего отеля (ее давали в бутылочках в изобилии), а выпивкой разжиться можно было только за деньги и, само собой, немаленькие деньги.
А вот во всем остальном были сплошные плюсы.
1. В Хилтоне давали нормальные соки из пачек в неограниченных количествах. Еще в 2009-ом году, когда я мониторила отели на предмет отдыха с маленьким ребенком, я часто встречала в отзывах об отелях, что, мол, соки дают растворимые, типа Юппи. Я тогда не очень поверила этому, поскольку сложно было это себе представить, у нас таких продуктов уже давно не существует, по-моему, и сложно было поверить, что где-то они еще остались. Да и тогда, в Хилтоне, одна тетка на пляже пыталась нам рассказывать про растворимые соки, а мы над ней хихикали, поскольку сами видели, как служащий заливал обычные соки из пачек в большие емкости, из которых их уже можно налить в стакан. Соки, кстати, были вкусные, особенно гуавовый сок и сок манго. А вот в этот приезд я на себе ощутила, что бывают соки из порошка и они являются редкой гадостью.
2. Вино, пиво, все алкогольные коктейли воду, колу, спрайт, фанту и соки в этом отели наливали в БУМАЖНЫЕ стаканчики емкостью 0,2 л с логотипом Кока-колы. Я бы еще поняла, если бы это происходило в баре на пляже, но такое было повсеместно, в любом баре в отеле. К концу отдыха я поняла, что меня уже сильно достали эти походные стаканчики. Один раз мне налили пиво в нормальный стеклянный стакан, но тогда я была без Сумкинса и этим, видимо, снискала особое распоряжение бармена, да еще и предварительно восхитилась, увидев, как открывает бутылку пива чайной ложкой.
3. Алкогольных коктейлей, можно сказать, не было. Ну, были, но в виде сочетания любого крепкого алкогольного напитка с колой, фантой или спрайтом. Я все эти газировки в принципе не люблю, поэтому к концу отдыха они тоже достали. В Хилтоне выбор бесплатных коктейлей был невелик (штук пять) и они были несложными, но это все-таки были именно коктейли, многие из них были с соком, сиропами (Текила Санрайз, к примеру) и их соответственно сервировали – в высоких стаканах с трубочками, ломтиками лимона и зонтиками. А выпить такой коктейль – это вам не похлебать какое-то пойло из бумажного стаканчика.
4. Воды в номерах не было ВООБЩЕ. Ее можно было носить из бара, где стояли кулеры с водой, все в тех же бумажных стаканчиках или наливать в бутылку из этих кулеров, но бутылку нужно было предварительно купить. В Хилтоне каждый день давали две полуторалитровые бутылки воды на номер, а бутылочками 0,5 литра можно было разжиться на вынос в ресторане в неограниченных количествах. Дополнительным мелким бонусом Хилтона был «чайный набор» в каждом номере. Т.е. чайник, чашки, ложки и пакетики с кофе и чаем. Это уже мелочь, причем, совсем необязательная мелочь, но иногда она были приятна.
5. Про еду. Этот отель, как и Хилтон был во-многом ориентирован на итальянцев, поэтом было много макарон и прочей пасты, но в Хилтоне был такой выбор, что макароны, которые у нас считаются не самой изысканной едой, можно было просто игнорировать, выбор еды был велик и без них. Я помню, как в Хилтоне я приходила в столовку, смотрела на еду и думала: «Так… вот это я хочу, это я хочу, это я хочу, а вот и это тоже хочу, но уже не могу». В этот раз было по-другому. Я изучала ассортимент, а в голове мелькало: «Ну, вот это я не хочу, это мне тоже не хочется и это не хочется, но ведь жрать-то что-то нужно… Ну, ладно, возьмем это и это…» Да, было вполне вкусно, голодными не оставались, но интересного в плане еды, такого, что не готовлю дома, было немного. Хитом ужина были продукты, которые готовили на улице на гриле и это было неплохо, а в обед все было куда как попроще.
6. Все вечерние шоу, движухи-развлекухи, как я уже писала, во-первых, начинались поздновато для меня, во-вторых, происходили в полуподвальном помещении дискотеки. В Хилтоне это все происходило на открытом воздухе, где-то неподалеку от ресторана и открытой сцены, там можно было выпить и покурить кальян. Тут же, на сцене, устраивалось мини-диско для деток и мы с большим удовольствием наблюдали, как карапузы танцуют под руководством итальянского аниматора, а после мини-диско на этой сцене устраивались всякие шоу и если мы дожидались, что можно было и посмотреть, не отходя, так сказать, от кассы.
7. В этом отеле не было бесплатного кальяна, в Хилтоне – был. Не скажу, что для меня это было сильно важно, но это тоже мелкий плюс Хилтону.
Про море и пляж. Я не включаю это в список плюсов Хилтону, про это я все знала заранее, претензий не имею, но на практике, как говорится, почувствовала разницу.
Хилтон находился в бухте Наама-бэй. Это, как я понимаю, единственная песчаная бухта в Шарм-эль-Шейхе. Там действительно настоящий песчаный пляж, как, например, на Финском заливе. Бухта небольшая, ее всю можно пешком за полчаса пройти, но песок там везде. Заход в воду плавный, но недолгий, а где-то на глубине человеческого роста начинаются коралловые рифы и все многообразие рыбок. Вода, несмотря на песчаное дно была вполне прозрачной и можно было до посинения плавать над рифом, наблюдая подводную жизнь, кишащую под тобой. Поскольку это все происходило в бухте, то и волн сильных не было, да и вода прекрасно прогревала, можно было полчаса плавать.
Нынешний отель находится не в бухте. Пляжа там практически нет, есть невысокий обрыв над морем, который иногда сходит к воде оврагами, в этих оврагах организованы в стройных порядках зонтики и лежаки. Еще есть пляж и над обрывом, но там тоже все достаточно плотно заставлено все заставлено зонтиками лежаками. В климате Египта достаточно актуальна возможность ВСЕГДА поставить свой лежак в тени от зонтика, но на этих пляжах это было сделать достаточно непросто, поскольку, как все знаю, солнце имеет свойство перемещаться, а вслед за ним перемещается и тень и не всегда можно подвинуть свой лежать за этой тенью, поскольку лежаки стоят достаточно плотно. У меня однажды был небольшой конфликт с какой-то итальянской теткой с куделью на голове, которая просто взяла и отодвинула наши лежаки из тени, намереваясь задвинуть туда свой лежак, пока Сумкинс купался, а я ходила в бар за пивом. У тетки не прокатило, поскольку я вовремя вернулась и пресекла ее попытки. Сначала я попыталась ей вежливо объяснить на своем куцем английском, что она поступает нехорошо, но она, видать, по-английски не разумела и что-то пыталась мне громко втолковывать по-итальянски, осознав, что нам друг друга не понять, я просто поставила лежаки не место, а она примостилась где-то неподалеку. В Хилтоне такие конфликты были невозможны в принципе. Там был самый огромный пляж в Наама-бэй и места на этом пляже было столько, что можно было до опупения двигать свои лежаки, не доставляя никаких неудобств соседям.
Купаться в этом отеле можно было только с понтона. Ну, если точнее, то это был не совсем понтон, а скорее пирс, поскольку он не плавал на воде, а стоял стационарно. Заход в море был сплошным мелководьем, потом на этом мелководье начинались кораллы и там уже были буйки и идти дальше было нельзя, поскольку по кораллам ходить запрещено и специальный человек за этим наблюдал и, увидев нарушение, начинал громко свистеть в свиток. Вскоре риф обрывался в море стеной на двадцатиметровую глубину и вот как раз там заканчивался пирс и была лестница для схода в воду. Вот и получалось, что плаваешь вдоль кораллового рифа в одну или в другую сторону от лестницы, а больше направлений нет, поскольку метрах в десяти от пирса были новые буйки и вдоль них ходили в большом количестве катера. Гипотетически, наверное, можно было плавать и над рифом. Там конечно достаточно мелко, но вроде не настолько, чтобы животом дно цеплять, однако, лично мне было стремновато это делать, поскольку там в большом количестве плавают рыбы под названием хирург-сохаль, которые вообще-то рыбы не хищные и не агрессивные, но имеют на спине какое-то выдвижное лезвие, которым могут, как понятно из названия, с испугу покромсать не хуже настоящего хирурга. Короче, рыб смотреть можно было только, плавая вдоль рифа, при этом вход в воду и выход был только в одном месте, поэтому сначала плывешь в одну сторону, а потом – обратно. В Нааме, если надоедало плыть, то всегда можно было выйти в любом месте и пройтись по песочку до своего лежака.
Море, кстати, было холодновато. Не могу сказать с полной уверенностью, что вопрос в том, что мы купались не в бухте, а по сути в открытом море. Вполне возможно, что просто море еще не прогрелось после зимы, в прошлый-то, раз мы в Египте были в конце октября, поэтому море было теплющее и плавать, за замерзая, можно было сколько угодно времени. В этот раз было по-другому. Температура воздуха была 30-35 градусов (в 2009-ом году было примерно также), а воды - 23, как писали в сводках погоды. Вроде и температура вполне нормальная, но полбеды если бы было холодно только заходить в воду, а ведь было холодно еще и плавать. Вот плывешь и чувствуешь – холодно и чем дольше плывешь, тем больше чувствуешь, как вода высасывает из тела тепло. Ну, это было не фатально, но, честно говоря, не очень приятно.
Но, несмотря на все эти мелочи, Красное море великолепно! И для меня этот «аквариум с рыбками» был главной целью поездки в Египет. Я обожаю наблюдать за цветными, ярко раскрашенными рыбками! В этот раз их было все так же много, но, честно говоря, разнообразие было поменьше, чем в Наама-бэй. Как обычно много абудефдуфов, большое количество разновидностей рыб-попугаев и прочих губанов, самые большие из которых окружены мелкими чистильщиками, грызущих кораллы, пресловутые хирурги-сохали и прочие оранжевошипые носороги, мои любимые желтохвостые зебросомы и спинорог Пикассо, одинокий королевский ангел и столько же одинокий масковый кузовок, множество всегда плавающих парами рыб-бабочек (в этот раз видела краснохвостых, которых не видела в прошлый раз), всякие мелкие черно-белые хромисы и рыбы-ласточки. Короче, есть на что посмотреть. Но ядовитых крылаток, стремных мурен и скатов в этот раз мы не видели. На нашем отельном рифе не было и рыбок-клоунов, живущих около актиний, но я видела их, когда мы плавали на экскурсию в заповедник Рас-Мохаммед. А еще не было огромного губана, который был длиной поболе метра. В Нааме такой был (а может и не один) и не так уж редко его можно было встретить, плавая над коралловыми рифами. Зато там же, в Рас-Мохаммед, я видела титанового спинорога, от которого я так драпала в прошлый раз в Наама-бэй, когда увидела его издалека, поскольку предварительно вычитала, что он не просто опасный, а еще и агрессивным бывает (а агрессивных рыб в Красном море не так уж много). В этот раз он быстро проплыл подо мной на глубине метров десяти, позволил себя однозначно опознать и скрылся среди кораллов. Так что в любом случае впечатлений от рыбок была масса и это для меня самое главное, поэтому отдыхом в целом я вполне довольна и когда-нибудь обязательно вернусь в Египет.