Ключевое слово в философии Сартра то же, что и у Киркегора, "существование", или "экзистенция", однако под "существованием" подразумевается не просто пребывание на этом свете. Растения и животные тоже обладают бытием, но их не волнует вопрос о том, что оно значит. Человек -- единственное живое существо, которое осознает своё существование. По Сартру, физические вещи существуют лишь "в себе", тогда как человек существует и "для себя". Вот почему быть человеком -- совсем не то же, что быть вещью.
Далее Сартр утверждает, что человеческое существование предшествует любому его смыслу. Другими словами, сам факт моего бытия важнее того, что я из себя представляю. "Существование предшествует сущности",-- говорил он. Под "сущностью" мы понимаем то, из чего состоит какая-либо вещь,-- ее "натуру", или "суть". Но, по Сартру, человек не обладает врожденной "натурой", а потому должен создавать себя сам. Ему приходится создавать свою натуру, или "сущность", так как она не дается ему изначально.
На протяжении всей истории философии мыслители пытались ответить на вопрос о том, что такое человек -- или какова его натура. По Сартру же выходило, что человек не может оперется на неизменную "натуру", а потому бесполезно доискиваться "смысла" жизни вообще. Иначе говоря, мы обречены на импровизацию. Нужно самим выбирать, как жить. Но, когда человек осознает, что он существует и что со временем ему предстоит умереть, а смысл всего этого постичь невозможно, -- тогда, говорит Сартр, возникает страх. Человек чуквствует себя чужим в мире, не имеющем смысла. Описывая "отчуждение" человека, он одновременно развивает центральные идеи в учениях Гегеля и Маркса. Ощущение чуждости миру создает у человека чувство отчаяния, тоски, отвращения, а также абсурдности существования.
Сартр изображает городского жителя ХХ века. Гуманисты Ренессанса едва ли не с торжеством указывали на свободу и независимость человека. Он же видел в свободе человеческое проклятие. "Человек осужден быть свободным,-- писал он. -- Осужден, потому что не сам себя создал; и всё-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает".
Мы уже стали свободными личностями и из-за своей свободы обречены всю жизнь делать выбор. Мы не можем ориентироватся на какие-то вечные ценности или нормы, поскольку таковых не существует. От этого наш выбор приобретает еще большее значение. Ведь мы несем полную ответственность за свои действия. Сартр подчеркивает, что человек не в праве снимать с себя ответственность за свои поступки. Вот почему мы не можем и отмахиватся от ответственности за собственный выбор объяснениями, что "должны" идти на работу или "обязаны" считаться с определенными ожиданиями общества в отношении нашего образа жизни. Человек, который таким образом вливается в анонимную массу, становится лишенным индивидуальности человеком толпы. Он (или она) бежит от самого себя в обыденную ложь существования. Но свобода налагает на нас обязательство сотворить из себя кого-то, иначе наше существование не будет "подлинным".
Хотя Сартр утверждает, что в бытии нет изначального смысла, это не значит, что ему нравится такое положение. Он не из тех, кого мы называем нигилистами. Смысл своей жизни должны создавать мы сами. Существовать -- значит творить собственное бытие.
Сартр пытается доказать, что, пока сознание чего-то не почувствовало, его нет, поскольку сознание всегда представляет собой осознание чего-либо. И это "что-либо" поставляется как окружением, так и нами. Мы сами участвуем в определении своих чувств тем, что выбираем вещи, значимые для нас.