Цитата сообщения Grrrl_As_Fuck
Альтернативы опытам на животных.
Альтернативы - образовательные средства или обучающие подходы, которые заменяют использование животных, причиняющее им вред, или дополняют существующее гуманное образование.
Многие ученые связывают термин "альтернативы" только с использованием методов, которые полностью исключают использование животных из эксперимента. Таким образом, они отказываются от идеи, что альтернативы могли бы быть реализованы в их исследовании, поскольку их работа включает использование in vivo (лат. = На живом организме.) методик. Однако альтернативы можно рассматривать как включающие не только методы "замены", но также "сокращения" и "усовершенствования". "Замена", "сокращение" и "усовершенствование" легли в основу так называемой концепции трех R [Three Rs concept].
Подсчитано, что в высшем образовании по всей Европе ежегодно используется несколько сотен тысяч позвоночных животных или 1% от общего числа задействованных в науке видов животных. Однако это число, скорее всего, занижено т.к. процедуры регистрации для обеспечения информацией не стандартизированы, даже в пределах Соединенного Королевства.
Наиболее задействованными видами, которые используются в образовании в экспериментах, являются грызуны, рыбы и амфибии.
Среди альтернатив, которые могут быть использованы в высшем образовании, различают:
- Модели, манекены и механические симуляторы.
К этому типу альтернатив относится целый ряд разработок: от недорогих моделей и хирургических тренажеров до компьютеризированных манекенов. Для их изготовления обычно используется твердый или мягкий пластик, который обеспечивает тактильный, структурный и пространственный опыт работы. А недавно разработанный процесс "пластификации", при котором ткани мертвых животных химически заменяются пластиком, позволяет сохранить мельчайшие детали во множестве анатомических особенностей и предоставить надежную модель для повторного использования. Основные модели могут помочь в изучении анатомии или облегчить освоение навыков обращения с животными без стресса со стороны животных и тревоги со стороны студентов. Многообразие существующих хирургических тренажеров включает в себя: модели кожи, внутренних органов и конечностей. Эти модели предоставляют студентам возможность овладеть такими основными навыками, как координация глаза и руки, использование инструментов и техника наложения швов. Тренажеры на органах животных, получаемых с боен, предусматривают использование реальных тканей в процессе обучения. Более сложные разработки включают манекены, используемые для овладения навыками внутривенных инъекций, интубации и катетеризации животных, а также торакоцентеза (удаления жидкости из плевральной области) и реанимации животных.
- Фильмы и интерактивные видео.
Как пассивный, но эффективный метод в процессе обучения, фильмы и видеофильмы могут дать хорошие исходные сведения и служить в качестве хорошей визуальной альтернативы. Например, видеофильмы о профессионально выполняемом анатомировании часто передают студентам намного больше информации, чем анатомирование, выполняемое самими студентами. Эти видеофильмы могут использоваться для обучения тех студентов, которым нужны эти навыки в их будущей работе, до того, как они будут выполнять реальное анатомирование на трупах животных, полученных из этических источников.
- Компьютерные симуляторы и системы виртуальной реальности.
Возможности, связанные с развитием компьютерного программного обеспечения и содействующие эффективному образованию в области наук о жизни, выросли экспоненциально за последние несколько лет. От визуального анатомирования, которое студенты могут выполнять на экране компьютера, до полной визуальной реальности компьютерного моделирования клинических техник с трехмерным и тактильным оборудованием; возможности ограничены только техническими и воображаемыми границами. Обучение с помощью компьютера предполагает также большую глубину и широту опыта обучения. Например, морфологию разных биологических видов можно сравнить одним щелчком компьютерной мышки, или получить данные по гистологии и сведения из других областей наук, вводимых на практических занятиях. Картинка на компьютере может быть легко увеличена или уменьшена, кровеносная или нервная системы убраны с картинки, или, наоборот, выделены в трехмерном изображении, мышцы приведены в действие, и даже такие качества, как затененность органов контролируются с тем, чтобы более четко оценить структуру и структурные соотношения. Увеличеная сенсорность опыта и уровень контроля в новом программном обеспечении поддерживает эффективное, качественное обучение. Некоторые программы включают виртуальные лаборатории с выбором работы над различными экспериментами. Другие программы могут быть настроены преподавателями с целью адаптации их к ситуации и определенным целям обучения. Студенты могут также работать в своем собственном темпе, повторять части упражнений и использовать вспомогательный материал до тех пор, пока они не будут уверены в своих знаниях и навыках. Они могут быть настолько самостоятельными в процессе обучения, насколько это позволяет программа курса обучения. Инновационный характер новых технологических разработок может быть побуждающим, что прибавляет интерес к процессу обучения студентов и является важной частью их неформального обучения для профессий, где информационные технологии и компьютерные навыки будут играть важную роль. Однако, везде, где это возможно, общение с людьми и живыми животными должно использоваться в дополнение к компьютерному моделированию с тем, чтобы технологические достижения оставались мощным инструментом, а не альтернативой реальности.
- Экспериментирование студентов на самих себе.
Для зоологов и студентов медицинских и ветеринарных факультетов важность практической работы с живым телом не может быть переоценена. Эффективное понимание физиологических процессов может быть приобретено благодаря, по крайней мере, некоторому опыту работы с живым телом. Студент, давший согласие, является отличным "экспериментальным животным", и экспериментирование студентов на самих себе является безвредной, гуманной альтернативой. Человеческое тело - это, конечно, подходящий основной объект для медицинских студентов, и самоэкспериментирование используется во многих учебных заведениях как часть нормальной практики. Но человеческое тело может быть использовано во всех науках о жизни. Такие практические работы варьируют от простых экспериментов, таких как прием мочегонного средства или выполнение физических упражнений с последующим наблюдением за физиологическими и биохимическими изменениями, до более сложных тестов, таких как измерение скорости нервной проводимости с помощью самотестирующей аппаратуры, соединенной с соответствующим программным обеспечением. Интенсивная вовлеченность и самоотносимость таких экспериментов делает их запоминающимися и доставляющими удовольствие.
- Методики in vitro на культуре клеток.
Быстрое развитие и подъем технологии in vitro в исследованиях и тестировании нуждается в поддержке путем ознакомления студентов высших учебных заведений с этой техникой. Скорее практические работы in vitro (эксперименты на культуре клеток), чем in vivo (эксперименты на живом организме) могут дать этот опыт, и животные ткани, используемые для такой работы, могут иметь этический источник происхождения. Более того, использование животных тканей в некоторых практических работах может быть заменено растительными материалами: например, для изучения клеточного дыхания или транспорта электронов, митохондрия может быть извлечена из плесени, картофеля или свеклы вместо традиционной печени крысы.
- Использование мертвых животных, полученных из гуманных источников (например, животные, погибшие естественной смертью или убитые гуманным образом после проведения научных опытов).
Для многих студентов-зоологов и всех будущих ветеринаров изучение анатомии не было бы законченным без некоторого непосредственного опыта работы с животными и животной тканью. Подобным же образом, для хирургии обучение не было бы достаточным при отсутствии непосредственного опыта работы с реальной животной тканью. Этические альтернативы убийству и причинению вреда животным, конечно, существуют и для таких требований: а именно, трупы животных, полученные из этических источников. "Полученные из этических источников" означает, что эти животные не были выращены и убиты с целью снабжения ими учебных заведений. Примеры этических источников включают в себя животных, умерших естественной смертью или в результате несчастного случая, а также животных, эвтаназированных по серьезным медицинским показаниям. Ветеринарные клиники и фермерские хозяйства - два хороших потенциальных источника получения трупов животных.
- Эксперименты на растениях.
- Наблюдение и полевая практика.
- Клиническая практика.
Список альтернатив опытам на животных
InterNICHE - International Network for Humane Education
ИнтерНИЧ- Международная сеть за гуманное образование
Российское отделение ИнтерНИЧ:
InterNICHE-russia@yandex.ru, www.interniche.org/ru
Тел. в Архангельске: +7-(911)-680-8839
(консультант по альтернативам Скробанский Алексей)
Список альтернатив опытам на животных, предлагаемых Российской библиотекой альтернатив (филиал Международной библиотеки альтернатив в Англии)
Существует несколько сотен компьютерных программ, видеофильмов и других альтернатив экспериментам на животных. В данном списке представлены те альтернативы, которые уже сейчас можно бесплатно получить в Российской библиотеке альтернатив при российском отделении ИнтерНИЧ для временного пользования в вузах России и СНГ. Для этого Вам необходимо заполнить пользовательское соглашение, оговаривающее условия использования альтернатив (альтернативы запрещено копировать). Некоторые программы бесплатны, и их можно получить в постоянное пользование. Связавшись с нами, Вы также можете получить информацию о других альтернативах и о возможности их получения через международную библиотеку ИнтерНИЧ в Англии.
Следует заметить, что замена некоторых опытов не требует приобретения альтернатив и специального оборудования. Например, при отработке хирургических навыков студенты могут сначала оперировать трупы животных, затем ассистировать опытным врачам. Таким образом, вместо того, чтобы проводить операции и выполнять лечебные процедуры на подопытных животных, студенты ассистируют в лечении больных животных. Более подробную информацию о таком способе обучения Вы также можете получить в ИнтерНИЧ.
http://www.animalfree.ru/alternativy02.html