Тот, кому предназначена эта статья - поймёт. Речь пойдет о стеснительных детях.
Заботливые родители часто виновато говорят о застенчивом ребенке: "Ой, он у нас такой стеснительный". А плохо ли быть стеснительным?
Элемент нерешительности видится окружающим как недостаток, плохое качество характера, которое надо преодолеть. Считается, что нужно научить ребенка активности и решительности. Как же он будет драться за свое место в жизни? Преодолевать препятствия? Добиваться целей? Ответ: все это делать он будет тихо, вдумчиво, внимательно. Человек, который не бросается в омут головой, а грудью на амбразуру, обычно наблюдателен, недоверчив и осторожен. Это ли не те качества, которые многие взрослые хотели бы и для себя? Чтобы прыгнуть с парашютом лучше заранее правильно и осмысленно его уложить, чем продемонстрировать смелость и сигануть с непроверенным, не так ли?
Необходимо также удостовериться, что стеснительность в ребенке - это настоящая застенчивость, а не заученное мастерство прятать свои эмоции и уходить в себя. Многие неблагополучные дети прячутся за маской отрешенности, пытаясь скрыть внутренний гнев, недоверие к людям, нежелание изменять свои привычки или учиться. Обычно таких детей можно распознать по избеганию прямого визуального контакта глаза в глаза и низкой самооценки. В этом случае от мнимой застенчивости нужно избавляться. Причем с помощью специалиста.
Также существуют определенные заболевания, симптомами которых являются сложности в социальной адаптации. Например, дети с синдромом Аспергера будут неуютно чувствовать себя в группе незнакомых людей любого возраста. В данном случае, избавляться от замкнутости - необходимая часть первичной терапии, а в дальнейшем и важный компоненты выживаемости в обществе. Когда-нибудь они станут взрослыми и им придется жить среди людей.
Я знаю по опыту многих друзей, что застенчивость порою проявляется на определенном этапе развития ребенка. У большинства знакомых детей это появилось около 3-4 лет. Говорят, что в дальнейшем это повторяется ближе к пубертату. Многие дети к трем годам начинают бояться незнакомцев. Большинство перерастают этот этап без какого-либо вмешательства со стороны взрослых.
Теперь самое важное:
чем может родитель помочь застенчивому ребенку.
1. Не говорите посторонним о застенчивости ребенка в присутствии ребенка. Вы наращиваете скорлупу, в которой малышу хочется спрятаться.
2. Не давите на ребенка с целью заставить его быть активнее в социальных контактах. Помните, он родился с таким характером. И возможно, кто-то из ваших родственников был таким же трогательным интеллигентным тихоней в детстве.
3. Верьте ребенку. Вполне возможно, что тот, к кому он или она не хочет идти на ручки - не помыл ручки после того, как высморкался в видавший виды носовой платок. А ребенок это приметил!
4. Предоставьте ребенку время для привыкания к новым людям и условиям. Если Вы поставите его на табуретку, чтоб он читал стихи только что появившимся в его короткой жизни посетителям, то скорее всего он убежит со слезами и будет долго дуться. Со стеснительными детьми надо заранее договариваться. Причем учитывая их пожелания и требования. Если Вы приглашены на детский праздник в какое-то общественное место - придите заранее, рассмотрите вход, найдите туалет, обратите внимание на интерьер, проговорите что тут будет происходить. Возможно, дайте потрогать какие-то предметы обстановки.
5. Предоставьте ребенку пространство "для маневра". Если к Вам не хочет подходить застенчивый малыш, сделайти вид что собрались уходить, поговорите с кем-то в его присутствии, можете выйти из комнаты, а потом снова вернуться.
6. Сделайте паузу в речи, чтобы малыш мог сформулировать свои мысли и высказаться сам. Зачастую взрослые упреждают ответы на все вопросы и застенчивому ребенку негде попрактиковаться в общении с нечленами своей семьи.
7. Если Ваш ребенок начинает вдруг стесняться, обнимите его. Он воспримет это как самую лучшую поддержку и мотивацию.
Упражнения, которые делала я со своим мальчиком в период его застенчивости
Все упражнения направлены на то, чтоб создавать позитивные контакты, в которых ребенка будут хвалить незнакомые или малознакомые люди.
1. В кафе. Пьем горячий шоколад, обсуждаем почему он нам нравится именно тут. По окончании процедуры подходим к официанту, бармену, повару. Я говорю от себя: "Спасибо. Нам очень понравился ваш горячий шоколад". Официант, бармен или повар улыбается и говорит: "Как здорово! приходите еще". Поначалу мой мальчик просто слушал, как я это делаю. Потом начал повторять за мной. А потом и один подходил к стойке. Иногда даже добавлял что именно ему понравилось и почему.
2. Поход к пожилым соседям. Пожилые люди с удовольствием общаются с адекватными воспитанными детьми. Мы носили им печенье или приходили с сувениром из поездки. Нас всегда радостно встречали, благодарили, хвалили. Слушали наши рассказы о путешествиях или рецепты печенья.
3. Поход на работу к маме. В данном случае я пыталась научить его как надо общаться с заведомо старшим человеком. (Прибавлять мистер и миз к фамилии. Смотреть в глаза собеседнику. Не шуметь. Отвечать на вопросы внятно. Самому первому не заговаривать). Визит занял не более трех минут.
4. Разговор по телефону с заранее уведомленным человеком, в нашем случае это тоже был пожилой человек - сосед бабушки. Практика формул вежливости: как начинать разговор, как представляться, как оставить сообщение, как попросить к телефону другого человека. По телефону многим стеснительным детям легче общаться, чем вживую, если они знают что надо говорить.
Всем родителям желаю спокойствия и счастливых здоровых детей.