О Венеции и Венецианских масках |
Я никогда не была в Венеции, но слышала много отзывов друзей. Причем кардинально противоположных. Кто-то говорит, что город прекрасен и красив, кто-то - что там страшно воняет, все пошарпано и невозможно долго находиться. Сложно составить правильное мнение. Хотя с другой стороны, читая Рубину ("Высокая вода венецианцев") или Раблеса ("Венеция зимой") проникаешься удивительными чувствами - начинаешь заочно любить этот город. Просто дух захватывает. Разве можно написатьтакое о чем-то "воняющем, затхлом и пошарпанном"?! Но скорее всего, истина, как всегда, посередине.
Один мой знакомый, прожив год с лишним в Европе, написал книгу. В Венецию он ездил на карнавал и ему очень все понравилось. Наверное на фоне карнавала Венеция вообще сказочно смотрится. И сам карнавал - это целая наука, ведь каждая маска и каждый костюм имеет свою историю и значение.
В прошлом венецианцы носили маски в любое время, не только во время карнавала, но и в будни. Венеция была и остается городом небольшим и частично изолированным от материка, поэтому здешние жители знали друг друга в лицо. Возможность встретить на улице знакомого в тот момент, когда это совершенно ненужно была велика. Поэтому придумали обычай носить маски, благодаря которым можно было скрыть не только личность и социальное положение, но даже пол.
Но правительство решило навести порядок, и ношение масок в течение большей части года было запрещено. Особенно строго следили, чтобы никто не ходил с закрытым лицом в дни церковных праздников. Единственное время, когда разрешалось носить маски, отводилось на период карнавала.
Венецианские маски для постоянного ношения делаются из папье-маше и кожи. Маски, служащие украшением - из керамики и фарфора. Тесьма, серебро и позолота, крохотные колокольчики, парча и шелк идут на украшение.
Иногда маски покрывают всю голову, как шлем. Иногда прикрывают только лицо. Если маска слишком тяжелая, между ее краями крепится веревочка, которую человек придерживает зубами. Маски могут крепиться лентами позади головы, но часто просто носятся перед лицом на специальной рукоятке. Для декоративных элементов часто используются игральные карты или нотка бумага.
Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии дель арте. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться.
К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто.
Баута (Bauta) - одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 веке и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno. Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.
Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno.
Венецианская Дама (Dama di Venezia) – очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.
Кот (Gatto). Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Поэтому животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.
Вольто (Volto). Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).
Доктор Чумы (Medico della Peste). В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.
Рубрики: | Как прекрасен этот мир! Страны Европы - сбор-солянка на тему Великобритания, Франция, ИталияМода, косметика, стиль |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |