"Кали кавача" представляет собой фрагмент из "Рудра-йамала-тантры" - священного писания тантрической северо-индийской школы Кали-кула-крама, одной из древнейших и авторитетнейших традиций "тантры левой руки". Вопрос о датировке и авторстве, как всегда, для сакральных индуистских текстов в целом, и для Тантр в частности, остаётся открытым, во всяком случае, исходя из косвенных свидетельств Традиции, данный текст можно приблизительно датировать временем не позднее 8 в. н.э., эпохой формирования кашмирского шиваизма и письменной фиксации его сакральных текстов.
Тантризм - совершенно особый тип религиозности; мистериальный, мистический. Тексты Тантр сильно отличаются от привычных всем нам священных писаний т.н. "мировых религий". Здесь вы практически не найдёте мифов, этических предписаний, неких "заповедей" и пр. Поэтому чтение Тантр не предназначено для широких слоёв "благочестивого читателя", скорее наоборот, они в большей степени являются своебразными "учебными пособиями" для тантрических учителей, которые из целого океана практик, ритуалов, мантр и мистерий выбирают ту, которая подходит в данное конкретное время данному конкретному ученику. Религия Тантр - религия практики, поэтому и само мировоззрение, философия и метафизика Тантр сокрыта в мистическом ритуале, который может показаться стороннему наблюдателю в лучшем случае странным и запутанным, в худшем - "безнравственным" или даже "демоническим". Отсюда особый, метафорический язык, не менее, если не более, сложный, чем трактаты западных алхимиков, целая система шифров и иносказаний, витиеватая терминология. Всё это заслуживает отдельного исследования, описания и осмысления, что не произведено пока практически не одним индологом как на западе, так и в России. Более того, подобное иследование, правильная итерпретация и осмысление метафизики Тантр не возможны без погружения в саму Традицию, без переживания опыта тантрической практики садханы. К сожалению, интерес к ней, а тем паче следование считается как на западе, так и в самой Индии "политически некорректным".
Тантра-садхана базируется на трёх "китах": мантре, янтре и мудре.
Мантра - целая система различных звуко-формул и эвокативных вибраций, предназначенных для призыва божественного присутствия в сознание и тело адепта с последующим отождествлением и соединением в единое целое самого адепта, мантры и божества мантры.
Янтра - особые мистические диаграмы, архетипические символы мантры и божества мантры, также янтра - любой физический объект, в который призывается божественное присутствие, при этом сам этот объект становится тогда освящённым и приобретшим принципиально иное измерение как объект почитания. Даже само тело человека рассматривается как идеальная янтра, наполненная присутствием божественного.
Мудра - в узком смысле - ритуальные жесты, позволяющие активизировать энергию ман-тры во время ритуала. В более широком смысле мудра - это и медитативная поза адепта, и опре-делённая фиксация ума на каком-либо состоянии сознания, и любой управляемый процесс в тонком и грубом теле, осуществляемый в йоге-видйе.
Тексты, именуемые "кавача" (букв. броня) относятся, согласно тантрической мантра видйе, (науке о мантрах) к классу защитных мантр. Ни одна тантрическая садхана, ни один ритуал не проводится без них. Почему? Да потому, что мир в котром мы живём, населён не только добрыми "барабашками" или "безобидными" НЛО, но и существами куда более опасными и агрессивными. Любой опыт, который мы переживаем, любое состояние имеет и свои теневые сторны, поэтому прежде чем приступить к любой тантрической практике, необходимо заручиться поддержкой Учителя, старших божеств, божеств защитников, которые своим участием, энергией своего присутствия помогают адепту не сбиться с пути, не увязнуть в обманчивых видениях и состояниях. Тантрический культ насквозь магичен, и эта магия не "чёрная" и не "белая", она тотальна. Тантрический опыт требует максимальной открытости, готовности вместить в себя любое переживание, но без надлежащей защиты адепт рискует быть подвержен нападению различных субтильных сущностей, демонических существ, злых духов или переживание может оказатся настолько сильным, что просто "взорвёт" изнутри неподготовленного человека. Чтобы этого не произошло, используются кавачи. Тексты их, как правило, стандартны: "Да защитит меня такой-то аспект Богини слева, справа и со всех сторон. Да сохранит такую-то часть тела" и.т.д. Но данная кавача сильно отличается от череды ей подобных. В ней не содержится просьб о защите, наоборот, призывается присутствие Богини Кали с целью поразить врагов - как внутренних, так и внешних. Подобный подход подразумевает применение данной кавачи в магическом исскустве абхиары или ша6карма (шести магических исскуств). Тантра называет шесть прикладных магических действий: 1) шантикарана(умиротворение), 2) вашикарана (подчинение), 3) стамбхана (нейтрализация), 4) видвешана (вызывание вражды) 5) уччхатана (изгнание) 6) марана (умерщвление или инвольтация). Тантры неоднократно предупреж-дают, что применение исскуства абхичары возмож-но только в крайнем случае, и зачастую является препятствием на пути духовного роста. Поэтому автор перевода снимает с себя всякую ответствен-ность за произвольное использование данного текста в качестве ещё одного рецепта импровизи-рованной бытовой магии для изведения злой тёщи или борьбы с мондиалистами. На моей памяти имеется множество случаев, когда вполне доступные и сравнительно безопасные практики йоги, магии, оккультизма оказывали крайне негативное воздействие на тех, кто произвольно пытался эксперементировать с ними. Непременным условием успеха в магическом пробуждении является тотальная богоцентричность сознания, готовность к самопожертвованию, стремление не только брать, но отдавать: опыт, знания, эмоции, силу, само своё "Я". Велика цена, но велика и награда!
Олег Ерченков
КАЛИ-КАВАЧА
Традиционный тантрический трактат
Восседающего на вершине Кайласы Бога богов, Учителя Вселенной, Высшего Владыку, Шанкару спросила Парвати.\1\
Парвати сказала: О Дающий наслаждение Господь, Владыка богов! Поведай, о Великий Боже, если это сокрыто, чем можно защитить себя, раскажи, о Господь, благодаря чему достигается высшее могущество? \2\
Бхайрава сказал: Поведаю тебе, о Великая Богиня, Лучшая из знатоков Дхармы, удивительную кавачу Деви, исполняющую все желания, \3\
Защищающую людей от всего, особенно губительную для врагов, смягчающую все несчастия, уничтожающую всё неблагоприятное, \4\
Дающую счастье, дающую наслаждение, дающую высшую власть. Полчища врагов находят свою погибель и становятся наказанными болезнью, страдающими лихорадкой, побеждаются противники, если читается эта Кали-кавача, дающая наслаждение и освобождение \5-6\
Ом. У этой Шри Калика-кавачи Бхайрава - риши, метрический размер - ануштубх, Божество - Шри Калика, применение - джапа (чтение) ради уничтожения врагов.
Дхйана: Следует созерцать Кали, Великую силу, Трёхокую, Многообразную, Четырёхрукую, Играющую языком, Прекрасную как синий лотос, Подобную полной луне, Разбивающую полчища врагов, а также череп, меч, лотос, жест благословения, Бесстрашную, Кроваволикую, Оскалившийся ужасный лик Безудержно хохочущей Богини, Обнажённую Кали, Стоящую на трупе и Украшенную гирляндой из черепов. Так созерцая Великую Кали, следует затем прочесть кавачу.
Ом, Да уничтожит моих врагов Богиня Калика, Образ ужаса, Исполняющая все желания, Благая Богиня, Прославляемая всеми богами! Ом, Пусть всегда рассеивает моих врагов в образе (бидж) Хрим, Храм, Кшом, Кшаум! Богиня в образе (бидж) Шрим, Хрим, Айм, Освобождающая от оков рождения, да защитит нас везде Богиня Махакали, Воплощение Хум биджи! Ради уничтожения врагов почитаю ту Кали, Возлюбленную Шанкары, Которой был убит Великий демон Нишумбха и великий Дайтья Шумбха. Да пожрут моего ненавистника Брахми, Шайви, Варахи, Нарасимхика, Кумари, Айндри и Чамунда! Хрим, Хрим, Хрим! О, Калика! Ужасная! Скалящаяся! Любящая кровь, О, Та, чьи уста полны крови, и кровью покрыты груди!\7-18\
Моих врагов: пожри! пожри! убей! убей! умертви! умертви! рассеки! рассеки! разорви! разорви! изгони! изгони! удали! удали! иссуши! иссуши! Во Благо! Храм, Хрим, Предлагаю Калике моих врагов, Во Благо! Ом, Моих врагов побеждай! побеждай! распыляй! распыляй! удаляй! удаляй! убивай! убивай! заморочь! заморочь! уноси! уноси! уничтожай! уничтожай! пожирай! пожирай! расчленяй! расчленяй! О, Чамунда! Над богатствами, которые владычествуют над людьми, над мужчинами и женщинами, меня владыкой сделай! сделай! исполни! исполни! Подай всё, что даёт владычество над удачей: обильного богатства, лошадей, слонов, драгоценностей, божественных сыновей! Кшам, Кшим, Кшум, Кшайм, Кшаум, Кшах! Во Благо!
Такова эта божественная кавача, поведанная ранее Шамбху. У тех, кто всегда читает её, постоянно погибают враги.
Враги находят свою погибель и становятся повсюду лишёнными силы, лишёнными сыновей. От тысячекратного прочтения этой кавачи становятся сидхой, его действия увенчаются успехом, как сказано Шанкарой.
В подходящем месте кремации приготовив усердно порошок и прочее, испив падодаку, следует нарисовать на земле изображение врага, лишённое сверху головы. Прикоснувшись к груди жестом, следует прочесть кавачу самому.
Знающий мантру, должен осуществить пранопратиштху врага с мантрой: О, враг! да будешь ты убит, поражённый оружием! Ступай к смерти и погибели! И у него станет гореть всё тело сильной лихорадкой. А стёртый левой ногой, он обретёт постоянную нищету.
Эта кавача убивающая врагов, наделяющая влиятельностью, дающая высшее могущество, увеличивающая количество сыновей и прочего, должна произноситься с усердием во время утренней и вечерней пуджи. Истинно, истинно без сомнения, от её произнесения достигается изгнание врагов из нужного места, а затем их порабощение.
О, Деви, Убивающая врагов! О, Благая! Всё проявляющая! О Калика Деви! Прославляемая всеми богами! К тебе склоняюсь я!
Примечания:
ст. 1-7. Традиционно Тантры написаны на санскрите в виде диалога Шивы и Шакти. Те Тантры, где Шива выступает Учителем, называются агамами, а те, в которых Шакти - Учитель, а Шива - ученик, называются нигамами. В этом содержится глубокий мистический смысл. Высшая Реальность, содержащая в себе пары противоположностей мужского и женского, энергии и сознания, материи и Духа ведёт внутри себя нескончаемый диалог - Тантру. В процессе любовного доверительного общения Единого внутри Самого Себя со Своей половиной обнаруживаются Великие Истины, тайны мира, средства спасения. В сознании просветлённого адепта этот диалог может быть услышан и увиден. Такова сущность богооткровения в тантризме. В связи с этим, гора Кайласа, на вершине которой происходит этот диалог и которая согласно шиваитским мифам является обителью Шивы, является не просто горой на западе Тибета, на границе с Непалом, но символом Мира, мировой горой Меру. Вершина её символизирует высший уровень реальности. На микрокосмическом уровне это - сахасрара чакра в тонком теле человека, место осознавания полного Единства и Полноты. Итак, в этом священном месте Шива сообщает "средство для уничтожения врагоов" - кали кавачу. Под врагами подразумеваются не только и не столько внешние, сколько внутренние враги; страхи, комплексы, пороки, даже злые духи, согласно Тантрам, атакуют человека не снаружи, а изнутри, из подсознания, из бездны внутреннего ада. Все самые мрачные и демонические аспекты тантрической мистики направлены не на то, чтобы адепт "осатанел" или стяжал какие-либо дьявольские силы и способности, но для того, чтобы сойдя во внутренний ад, подобно тому как дерево пускает корни в чёрную и малопривлекательную почву, прорасти сквозь теневую сторону бытия, пробить скорлупы покрывающие глубинную сущность человека и устремиться вверх, воспарить белым лебедем Духа (ХАМСА) к вершине Мира, где прекрасная пара, Шива-Я (ахам) и Шакти - Она (са) слиты в нерасторжимом Единстве пребывания в Своей Собственной Природе Бытия, Сознания и Блаженства (сат чит ананда). Неслучайно эта кавача обращается к Кали. Кали не просто одно из многих женских божеств индуистского пантеона, но Сама глубинная Сущность всепорождающего и всеразрушающего бытия Шивы. Шива - полностью трансцендентный аспект Абсолюта, Кали - имманентный. Кала - означает время. Окончание И - указывает на женский род слова. Таким образом Кали - это Сам Шива как Абсолютный Брахман, но действующий, активный. "Сам Шива имеет силу действовать только в соединении с Шакти. Без Неё Он не может даже пошевелиться. (шивах шактйа йукто йади бхавати шактах прабхавитум / на чед евам дево на кхалу кушалах спандитум апи). (Саундарйа лахари ст. 1).
ст. 7. Далее Шива сообщает, подобно Учителю, передающему священное Знание, стандартную формулу, содержащую основные характеристики мантры. Каждая мантра имеет своего пророка-получателя - риши, в данном случае им является Сам Шива в образе Бхайравы. Бхайрава буквально означает - Наводящий ужас. Это - гневный аспект Шивы, но в кашмирском тантрическом шиваизме Бхайравой именуется Парамашива (Высший Шива) - запредельный Абсолют, апофатическая Реальность. С точки зрения существа с непросветлённым сознанием, Мир Духа, а вернее процесс вхождения в Него пугающ, и чем более высок объект почитания, тем более он "страшен". Отсюда такое огромное количесткво устрашающих образов в тантрической иконографии. Далее сообщается метрический размер. В данном случае им является ануштубх. Ануштубх - древний метрический размер, известный ещё со времен Вед. В более позднюю эпоху из него развилась класическая форма шлоки. Ануштубх состоит из четырёх восьмисложных стоп. Например, всем известная кришнаитская мантра харе кришна... составлена размером ануштубх.
У каждой мантры имеется божество - девата. В данном случае им является Кали. Также, как правило, сообщается биджа - основная "семенная" односложная звукоформула, килака - стержневой звук, и шакти - энергия мантры, в виде опять-таки биджи или какого-либо женского божества (в данном тексте эти три характеристики почему-то, скорее всего из краткости, отсутствуют). И под конец сообщается винийога - способ применения и цель. На примере данного мантрического текста видно, что цель (артха) - уничтожение врагов, а способ - джапа , т.е. чтение шёпотом этой мантры-кавачи, хотя для данной мантры возможно и громкое её рецитирование. Без знания этих характеристик невозможно пробуждение мантра шакти - энергии мантры, поэтому при передаче мантры (упадеше) Учитель обязательно сообщает ученику эти и другие необходимые сведения о той или иной мантре.
ст. 8-11. Далее следуют дхйана шлоки. Любой ритуал предваряется созерцанием и визуализацией божества - дхйаной , и рецитация дхйана шлоки позволяет "нарисовать" в сознании адепта чёткий образ божественного присутствия. Эпитеты и символы используемые здесь, чрезвычайно важны и интересны. Кали здесь названа Махамайей - "Великой иллюзией". Слово майа происходит от глагольного корня ма - мерить, измерять. В Ведах под майей подразумевалась колдовская сила, а также сила вуалирования божества - тиробава шакти. Значение "иллюзия" закрепилось за этим терменом гораздо позднее - в постбуддийскую эпоху, и не отражает в полной мере значения этого слова. Вуалирование - сила сокрытия божеством своей истинной, глубинной природы за внешней завесой форм, состояний, сил и трансформаций.
Трёхокость Кали указывает на Её способность к три кала джнане - знанию трёх времён; прошлого, настоящего и будущего, и вообще, способность осознавать и видеть любую триадность. При этом, тройка символизирует превосходство над любой дуальностью, особый "третий путь". Именно через три точки задаётся плоскость, переводящая наблюдателя из линейного в пространственное измерение. Многообразность напрямую связана с "третьим глазом". Именно из третьего ока Шивы, согласно мифу, вырвался мистический огонь испепеливший бога любви - Каму. Огонь - лучший символ для передачи невыразимых качеств Бога. Он - движущийся и неподвижный, единый и множественный, благой и грозный и т.д. Поэтому в ведическом культе именно огонь является главным и наиболее красноречивым символом божества, прямым выразителем идеи инклюзивного монотеизма, постулирующего: "Всё в Боге и Бог во всём".
Четыре руки символизируют четыре состояния сознания; джаграт - бодрствование, свапна - сон со сновидениями, сушупти - бессознательное состояние и турийа - "четвёртое", трансцендентное состояние. Четыре руки - символ четырёх уровней речи, божественного Логоса. Паравак - высший, невыразимый, причинный уровень речи, пашйанти - уровень, в котором появляется первичный образ идеи, эйдоса, мадхйама - средний, промежуточный уровень и вайкхари - собственно речь, произносимая органами речи.
"Играющая языком" - очень красноречивый эротический жест, указывающий на биполярную природу Кали; с одной стороны, Она - Мать и Возлюбленная, постоянно пребывающая в восторге нежности и любовного возбуждения, с другой стороны, Она - "хищница", облизывающаяся на очередную жертву, в-третьих, Она демоница, своими чарами околдовывающая мир и дразнящая его.
"Тёмная, как лепестки синего лотоса": очень часто высшие божества индуистского пантеона изображаются с телами чёрного, синего или голубого цветов. Таков Кришна, Шива, Кали и некоторые другие. Это позволило некоторым профаническим учёным-индологам усмотреть следы дравидского, аборигенного влияния. В действительности, и особенно метафизической, всё гораздо сложнее и тоньше. Тёмный или чёрный цвет символизирует метафизическую, апофатическую тьму, символ непознаваемого и трансцендентного. Голубой или синий - цвет неба, цвет пространства сознания (чид акаша).
Далее описываются атрибуты, которые Кали держит в своих четырёх руках: Нарамунда - человеческий череп или голова, иногда чаша из черепа - символизирует умерщвлённое и отсечённое эго или малое "Я" непросветлённого существа. Чаша из черепа - символ Единства Бытия и Сознания. Пространство снаружи и внутри чаши едино, и только тонкая перегородка отделяет миропроявление от Абсолюта, частное от всеобщего, внутреннее от внешнего, которые в действительности представляют собой единую полноту Бытия и Сознания.
Меч (кадга) - символ преобразующей силы, отсекающей привязанности, рассекающей скорлупы, умерщвляющей сознание плотского человека. Меч имеет серповидную форму и это не случайно. Эта форма соотносится с серпом луны, которая является универсальным архетипом женского начала. Кроме того, когда концы этого серпа обращены вверх, то это является символом воды. Именно этот символ визуализируется в свадхиштхана чакре, соотносящейся с сексуальностью, водой и пр.
Лотос - символ чистоты, духовного роста, инициатического восхождения.
"Жест благословения" (варада мудра) - поднятая вверх рука означает защиту, покровительство, заверение в безопастности. Итак, в иконографии для четырёхруких форм божества характерно то, что в двух руках Бог держит предметы, связанные с насилием и наказанием, а в двух других руках предметы защиты и благословения.
"Безумно хохочущая" - смех (хаса) означает одновременно и радость, и ужас, содержащийся в Самой Кали. Кроме того, сами раскаты смеха: "ха! ха! ха!" содержат в своём звучании звук ХА, символизирующий Шиву, солнце, пространство, разрушение (харану). Безумно хохочет и аспект Кали, именуемый Трипура Бхайрави. Она символизирует сворачивание форм, анигиляцию, молниеносное просветление. Поклонение Ей абсолютно бесполезно ради достижения материальных благ, власти, богатства и прочего. В Её мантре также звучит её победный "сатанинский смех": ХАСАЙМ ХАСАКАРИМ ХАСАЙМ.
"Облачённая в стороны света" - обнажённая (дигамбари) - означает Истину без покровов, первозданную силу, заставляющую всё замереть в ужасе, любви, желании, нежности и отвращении одновременно.
"Стоящая на трупе"; под трупом подразумевается Сам Шива. Согласно одному из мифов, Шива некогда бросился под ноги неистово танцующей Кали, чтобы усмирить Её буйство. Когда Кали увидела, что Она танцует на Шиве, Она замерла в блаженном изумлении. Так родился образ Дакшина Кали - Благой Кали. Шива, лежащий в позе трупа, (шавасана) символизирует сознание Абсолюта - недействующее, спокойное, неподвижное, а Кали - Его энергию, находящуюся в постоянном танце, движении, трансформации. Шива без шакти - труп (шава) - гласит тантрическая максима. Иногда эта же идея осуществляется в иконографии изображением совокупляющихся Шивы и Кали в сексо-йогической позиции випарита рати (перевёрнутая Рати). Рати - женская ипостась бога любви Камы, означает страсть, влечение. Иногда под этим именем выступает "женская" буква И. Будучи перевёрнутой, она действительно, сильно напоминает совокупляющуюся пару в позиции "женщина сверху".
"Украшенная гирляндой из черепов..." Черепа символизируют пороки и различных демонов, побеждённых Кали. А также 50 букв санскритского алфавита (матрики). Аналогии с мотивом "мёртвой головы" напрашиваются сами собой. Ветхий Адам и папа пуруша (человек греха), оказывается, имеют много общего, и разница культурного контекста, христианского и тантрического, только усиливают это единство символов.
Стихи с 12 по 19 представляют собственно Кали кавачу. Здесь заслуживает внимание использование биджа мантр. Биджа мантры представляют собой односложные звуковые эвокации, архитепически выражающие саму Сущность того или иного аспекта Божества, или целого комплекса состояний, энергий или метафизических реалий. Именно к биджам взывает Кали кавача, побуждая действовать силы Шакти одновременно и сразу. Самые главные биджи здесь - ХРИМ АЙМ ШРИМ ХУМ.
Биджа ХРИМ, иначе именуемая шакти биджа, майа биджа, хрлекха - является главной биджей Шакти в аспекте майи. Она состоит из буквы ХА, символизирующей пространство сознания (т.е. Шиву), звука РА, символизирующего огонь, пракрити, т.е. природу - пульсирующую и постоянно вибрирующую энергию Шакти, звука И, указывающего на собственно "женскую" природу Шакти, как творческую и порождающую и конечный носовой звук указует на невыразимый аспект Единства Шивы и Шакти, Сознания и Энергии, трансцендентного самобытия Абсолюта и его внутренней рефлексии, (пракаша-вимарша) порождающей первоимпульс (пратхама спанда), который, в свою очередь, вызывает к становлению и проявлению всю цепочку причин и следствий, как внутри метафизического бытия, так и вовне, в имманентном миропроявлении. Графически это выражается символом серповидного полумесяца и точки (чандра бинду). В "Деви упанишад" сказано: "Вийат (т.е. пространство - слог ХА соединённый с буквой И, вместе с Вбирающим жертву (огнём - РА), украшенный полумесяцем (М) есть биджа Богини - средство достижения всех целей".
вийад икара самйуктам витихотрасаманвитам |
ардхендуласитам девйа биджа сарвартхасадхакам ||
Также эта биджа символизирует энергию вуалирования (тиробава шакти).
Биджа АЙМ - именуется речью, Сарасвати биджей, и символизирует энергию творения (сришти шакти), олицетворяемой богом-демиургом Брахмой и его энергией Сарасвати.
Биджа ШРИМ - именуется Лакшми биджей и символизирует энергию поддержания (стхити шакти), которую олицетворяет богиня Лакшми - супруга бога-вседержителя Вишну.
Биджа ХУМ, - именуется шайва пранава, курча биджа и символизирует энергию сворачивания (самхара шакти), которую представляет Бог-Разрушитель Рудра и Его Шакти - Рудрани.
Далее следует возвание к различным именам и аспектам Кали. Кали здесь называется Убийцей демонов Шумбхи и Нишумбхи. Это имя отсылает нас к эпизоду из "Деви махатмьи" ("Сказании о Величии Богини") посвящённой многочисленным победам Богини над различными демонами. Демоны эти символизируют грехи и пороки человека, пребывающие в грубом теле, в витальном плане, и теле ума. Поэтому само повествование "Деви махатмьи" также разделено на три раздела. Каждый убиваемый демон символизирует определённую субстанцию из 5 М (вино, мясо, рыба, поджаренные зёрна и соитие), которой причащается адепт в эзотерическом обряде "тантры левой руки". Шумбха означает - "красавчик", а Нишумбха - "убийца". Само созвучие этих имён красноречиво указывает на ту реалию, которую они символизируют - на плоть. Далее перечисляются имена Шакти различных богов, все они производные от мужских имён. Вслед за этим наступает центральное место всей "Кали кавачи" - собственно мантрическая эвокация. Страстные экзальтированные призывы к уничтожению врагов и многочисленные способы осуществления этого имеют прямые аналогии с этапами алхимического "великого делания". Установление этих соответствий - тема отдельного исследования. Каждая эвокация завершается возгласом СВАХА (во благо!). В ведическом культе этот возглас произносится в момент бросания жертвы в огонь жертвенного костра. Этим показывается основопологающее видение мира. Любой процесс, любое действие, любое состояние есть жертвоприношение. Субъект опыта - жертвователь, опыт - подношение, объект опыта - божество жертвоприношения. В отличие от агамической пуджи, в которой жертвенные субстанции возвращаются к жертвователю уже освящёнными и пресуществлёнными, ведическая йаджна подразумевает полное их сгорание в пламени жертвенного костра и возвращение их уже в качестве внутреннего преображающего опыта. Завершается "Кали кавача" шестью биджа мантрами: КШАМ КШИМ КШУМ КШАЙМ КШАУМ КШАХ... Эти биджи образуются из слога КША, последнего слога в тантрическом варианте санскритского священного алфавита (матрике), и шести долгих гласных (шад диргха). Слог КША символизирует разрушение, сворачивание форм (кшапана), а шесть долгих гласных символизируют творение, поддержание, разрушение, вуалирование и энергию милости и откровения (cришти стхити самхара тиробхава ануграха). Последний, шестой из представленных аспектов Божества, символизируется придыхательной висаргой АХ, которая указывает на трансцендентный, невыразимый аспект божественной реальности.
После собственно "Кали кавачи" следует краткое наставление относительно сособа практического её применения. Следует удалиться на кладбище (шмашан) - место сожжения трупов. В качестве подходящих мест для выполнения практик "левой руки" или магии тантры рекомендуют такие места как кладбище, пустой дом, заброшенный храм, перекрёсток или одинокое дерево. Эти места в эзотерическом смысле означают ту самую точку внутри сознания, где максимально сфокусировано пересечение всех сил, как снаружи, так и внутри адепта. Это может быть область сердца, стык между двумя дыханиями, зазор между двумя мыслями. Любые подобные инструкции содержат в себе несколько уровней прочтения, причём внутреннее, эзотерическое их выполнение не исключает прямое и внешнее их понимание. Перед выполнением непосредственной практики осуществляется предварительное почитание Кали. Для этого готовятся все компоненты, для каждого конкретного ритуала они свои, и здесь о них практически не сообщается. Для тантр это вообще очень характерно. Самые ключевые, узловые моменты любой практики, как правило, сообщаются учителем ученику устно в момент передачи (упадеши). Все подготовительные процедуры здесь описаны чрезвычайно кратко, сказано лишь, что приготовляется порошок. В тантрическом ритуале применяются цветные порошки для рисования янтр. Состав их может быть самым разнообразным: тут и сандаловая паста, и природные красители, а также иные специфические субстанции - кровь жертвенных животных, помёт животных и птиц, коровий навоз и пр. В зависимости от цели магического ритуала применяются разные составы порошка. Предписывается также испить падодаку. Падодака (вода стоп) - вода предварительно освящённая возливанием её на шивалингам, изображение Кали, Её янтру, или на стопы гуру, используется для ритуального очищения. Далее изображение или какой-либо предмет связанный с врагом помещается в центр "зловредной" янтры или же рисуется в ней декапутированное изображение врага. Используются при этом железные предметы. Использование железных предметов, чёток из железа и прочих ритуальных принадлежностей характерно для "чёрной", "зловредной" магии. В изображение врага совершается прана пратиштха - перенос жизненной энергии и установление тонкого энергетического присутствия. Для этого используются специальные мантры, мудры, визуализации, особая техника дыхания. По завершению магического ритуала, изображение врага уничтожается. Будучи незримо присутствующим в янтре, объект, на который направлен магический ритуал, ощутит на себе мгновенную реакцию в виде болезни, депрессии, тревожных сновидений, неудач, несчастного случая и прочего, в зависимости от магической силы адепта. Воля мага при этом может быть направлена и вовнутрь, к внутренним врагам. Тогда подобная практика явится мощным преобразующим действием реализационной магии.
Тантры неоднократно предупреждают и об опастности, которую несёт столь радикальная практика, поэтому знание магии и практического её применения сообщается тантрическими учителями не всем подряд, а только ученикам с особыми качествами; ярко выраженной вира бхавой (героической природой), стойкой богоцентричностью сознания, способностью к самопожертвованию и пр. Без этого практика Тантры, а особенно "тантры левой руки", и её оккультных аспектов, может нанести непоправимый вред практикующему. Любая практика, любое усилие, любой результат должен быть направлен на одно - удовлетворение Кали, и рассматривается как жертвоприношение Ей. На это намекает последняя шлока "Кали кавачи". Ничто не не происходит без Её (Кали) санкции. Всякое действие - Её Игра, всякая форма - Её форма, всякое усилие - жертвоприношение Ей, Всякая цель - Она Сама!"
ОМ ТАТ САТ
примечания
Олега Ерченкова [\more]