-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -Alraune-

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 1221


Чакра-дхарана

Понедельник, 17 Января 2011 г. 13:22 + в цитатник
 (400x578, 39Kb)
Йога постулирует, что фокусирование психической энергии может быть развито путем концентрации (дхараны) на зонах чакр. В результате рассеивается психосоматическое напряжение, которое может присутствовать в одной или нескольких из этих жизненных зон.

На начальных стадиях разум лучше тренируется, если ему давать конкретные объекты для концентрации. Для этого существует тщательно разработанная символика. Каждая чакра имеет определенный набор лепестков, и каждому лепестку соответствуют буква санскритского алфавита (для пробуждения чакры мантра-йогой), животное, бог или богиня, геометрическая фигура, цвет и биджа- (семенная) мантра.

Все, что нам необходимо, — это знание последних трех компонентов символики: цвета, фигуры и биджа-мантры. Желающих полностью изучить символический подтекст каждой чакры я отсылаю к классическому труду по тан-тре “Змеиная сила” Артура Авалона*.

Форма и цвет первых пяти чакр представляют таттву, или элемент, приписанный каждой из них. Биджа-мантра — это основной звук, который собирает или пробуждает энергию отдельной чакры.

Звуковые вибрации биджа-мантры требуют особого комментария. Изучение йоги по книге — довольно деликатное дело; индийцы весьма саркастически отзываются об этом, называя самозваных западных “экспертов” “книжными йогами”. Рынок наводнен книгами по йоге, написанными людьми, никогда не учившимися в Индии и не знающими тонкостей санскритского произношения, что приводит к ошибкам в звуковых интонациях. Поскольку неотъемлемой частью подхода, о котором идет речь, являются весьма специфические модуляции при интонировании мантр, я решил теперь обратиться к этому вопросу.

Пять первичных звуков биджа, которые нас интересуют, можно упрощенно назвать согласными. В санскрите каждый согласный звук имеет неотъемлемый от него гласный А. Пять наших согласных — это:

Л В Р Й Х

Или, если транслитерировать их вместе с присущими им гласными,

ЛА ВА РА ЙА ХА

Когда мы вслух нараспев или безмолвно (мысленно) произносим биджа-мантры, каждый из этих комплексов “согласный плюс А” должен заканчиваться либо носовым И (язык касается нёба), либо губным М. Это называется анусвара (буквально “вслед за звуком”). Произнося вслух, мы присоединяем носовой звук И; медитируя мысленно, присоединяем звук М.

Символика чакр

Муладхара: Желтый квадрат, представляющий притхиви, элемент земли. Биджа-мантра —ЛАН (вслух) и ЛАМ (мысленно).

Свадхиштхана: Серебряный полумесяц, представляющий апас, элемент воды. Биджа-мантра —ВАН (вслух) и ВАМ (мысленно).

Манипура: Красный треугольник, повернутый основанием вверх, представляющий теджас, элемент огня. Биджа-мантра — РАН (вслух) и РАМ (мысленно).

Анахата: Синяя шестиконечная звезда, состоящая из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников, представляющая вайю, элемент воздуха. Биджа-мантра — ЙАН (вслух) и ЙАМ (мысленно).

Вишуддха: Черное или цвета темного индиго яйцо, представляющее акашу, элемент эфира (иногда его называют “духом”). Биджа-мантра — ХАН (вслух) и XAМ (мысленно).

Процедура чакра-дхараны основывается на методе концентрации, известном как сагуна-медитация, или медитация на конкретных качествах, выражающихся через цвет (рага), форму (рупа), имя (нама), геометрическую фигуру (янтра) и вибрацию {мантра).

Чакра-дхарана состоит из двух фаз: внешняя и внутренняя чакра-дхарана. Внешняя — это двухмерная сагуна-медитация с открытыми глазами, а внутренняя —трехмерная сагуна-медитация с закрытыми глазами. Концентрироваться нужно на цвете, геометрической фигуре, мантре и, прежде всего, на внутреннем физическом пространстве тела.

КАРТА ЧАКР

Чакра

Двухмерная геометрическая форма

Цвет

Пространство тела

Муладхара

Квадрат

Желтый

Половые железы, тазовое дно

Свадхиштхана

Полумесяц

Серебряный

Между лобковой костью и пупком

Манипура

Треугольник вершиной вниз

Красный

Между пупком и кончиком грудной кости

Анахата

Звезда

Синий

Приблизительно между сосками

Вишуддха

Овал (яйцо)

Черный

Внутри гортани (щитовидный хрящ)

Преимущества чакра-дхараны

1. Улучшаются концентрация и визуализация.

2. Восточная оккультная теория утверждает, что эта техника концентрации является одним из самых надежных и естественных путей к пробуждению и гармонизации психических центров.

3. Расслабление психосоматического напряжения в каждом конкретном месте нахождения чакры развивается путем концентрации внутри области этой чакры.

4. Медитация на области чакры с приписываемыми ей цветом, звучанием и формой развивает традиционные психологические качества.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АТРИБУТЫ ЧАКР

Чакра

Трехмерная геометрическая форма

Психологические атрибуты

Муладхара

Куб

Солидарность, сплоченность, интеграция

Свадхиштхана

Полумесяц

Дипломатичность, гибкость, самообладание

Манипура

Перевернутый тетраэдр

Сила, страсть, решительность

Анахата

Звездный тетраэдр

Сострадание, терпимость, понимание

Вишуддха

Яйцо

Сочувствие, общительность, свобода



Этот список психологических качеств как атрибутов чакр далеко не полон, он просто указывает общее направление.

ПОДГОТОВКА К ВНЕШНЕЙ ЧАКРА-ДХАРАНЕ

Диаграмма, приведенная ниже, позволит вам получить ясную картину представления каждой чакры через ее таттву, или качество. Для создания моделей этих янтр ученику потребуется набор цветной бумаги, какой дети используют для аппликации.

С помощью линейки и циркуля начертите каждую геометрическую фигуру на бумаге соответствующего цвета: квадрат на желтой, полумесяц на серебряной, треугольник на красной, звезду на синей и яйцо на черной. Наклейте каждую фигуру на квадрат из черной бумаги больших, чем она, размеров (за исключением овала, который надо наклеить на белый квадрат). Прикрепите получившиеся пять таттва-янтр на стену для выполнения внешней чакра-дхараны. Ученик может найти более подходящим на роль фона черный картон, т. к. он более жесткий и удобен в использовании. В этом случае можно легко прислонить таттва-янтру к любому устойчивому предмету на столе.

Техника внешней чакра-дхараны

1. Сядьте в позе для медитации на пол или на стул в комнате, освещенной свечой.

2. Расположите перед собой желтый квадрат таттвы муладхара-чакры со свечой с одной стороны, так, чтобы диаграмма была освещена.

3. Спокойно, не напрягаясь, созерцайте желтый квадрат, произнося вслух биджа-мантру ЛАЙ, делая при этом ударение на нёбно-носовом И.

ТАТТВА-ЯНТРЫ ЧАКР



(Звук заставляет вибрировать клиновидную кость, сфеноидный синус действует как резонансная камера, при этом стимулируется гипофиз.)

4. Не ослабевайте контроля над сознанием, заставляя его фокусироваться так, чтобы осознавание циркулировало между полем желтого квадрата и мантрой ЛАЙ.

5. Продолжайте процедуру пять минут (вы можете воспользоваться часами), стараясь целиком заполнить ваш разум желтым квадратом и биджа-мантрой.

6. На следующий день повторите процесс с серебряным полумесяцем свадхиштханы. Переключайтесь каждый день на карту следующей таттвы, на шестой день начинайте снова с желтого квадрата муладхары. По мере того как вы будете менять символы таттв, вы будете менять и биджа-мантры. Чтобы вам было легче учить мантры, вы можете написать каждую на оборотной стороне соответствующей таттва-карты. Таким образом, последовательность будет следующей:

День 1: Желтый квадрат таттвы муладхары. Биджа-мантра ЛАН.

День 2: Серебряный полумесяц таттвы свадхиштханы. Биджа-мантра ВАН.

День 3: Красный треугольник таттвы манипуры. Биджа-мантра РАН.

День 4: Синяя звезда таттвы анахаты. Биджа-мантра ЙАН.

День 5: Черный овал таттвы вишуддхи. Биджа-мантра ХАН.

Особые замечания по поводу внешней чакра-дхараны

Три ротации пяти momweo-карт занимают пятнадцать дней —это необходимый минимум перед переходом к внутренней чакра-дхаране.

Цель — успокоить сознание, все более и более насыщая его видением геометрической фигуры, вводя его в транс сочетанием формы и цвета, погружая его в вибрации мантры.

Не всматривайтесь пристально в таттву, как это делается при выполнении тратака. Мигайте, когда потребуется, а если поле начнет менять свой Цвет, отведите взгляд, пока глаза не придут в норму. Внешняя чакра-дхарана, в отличие от тратака, не преследует цели произвести вторичные образы за счет утомления глаз.

Слово санскрит означает “созданный совершенным”, и это помогает нам понять, насколько научным был подход к формированию этого языка 2500 лет назад. Каждая из тридцати трех согласных тщательно подбиралась для соответствующих частей речи, чтобы произвести нужную вибрацию при произношении. Дополнительный совет, касающийся биджа-мантры для манипуры: хотя санскритский звук Р обычно не вибрирующий, психологический эффект может быть усилен, если произносить его как русский звук Р. Санскритский Р характеризуется как церебральный звук вместе с пятью другими согласными. Церебральным называется звук, производимый кончиком языка, отогнутым назад и бьющим по нёбу нижней стороной. В результате вибрация проникает через кости черепа, воздействуя на лобные доли и кору головного мозга. Если вы произнесете раскатистое Р, одновременно касаясь лба, то почувствуете, как вибрирует ваша лобная кость; нет необходимости говорить о психологической и психической выгодах этого эффекта, поэтому постарайтесь акцентировать вибрацию в РАН.

Все техники в этой книге тщательно разработаны для произведения совместного эффекта и основаны на фундаменте классической йоги. Я без колебаний использовал нововведения, если они представляли ценность для этих методик. Важно, что упражнения в любой из глав не торопят ученика и что предоставляется достаточное время для прохождения начальной стадии перед переходом к более совершенной технике.

ПОДГОТОВКА К ВНУТРЕННЕЙ ЧАКРА-ДХАРАНЕ

Найдите в приложении 4 в этой книге изображения таттва-янтр. Сделайте копии, раскрасьте, если сочтете нужным —увеличьте.

Принцип внутренней чакра-дхараны заключается в том, что мы начинаем ее выполнение с пристального всматривания (тратака) — до утомления специфических цветовых рецепторов (колбочек) в сетчатке — в таттва-янтру дополняющего цвета. Когда после этого мы закрываем глаза, перед внутренним взором появляется цвет, необходимый для медитации.

Например, для квадрата муладхары дополняющий цвет — синий, поэтому, когда вы после минуты или двух всматривания в синий квадрат закроете глаза, вы увидите как остаточное изображение желтый квадрат.

Техника внутренней чакра-дхараны

1. Сядьте в позе для медитации на пол или на стул с настольной лампой, освещающей таттва-янтру. Лучше всего проводить это упражнение вечером и иметь возможность отключать лампу, не вставая: так вы сможете воспользоваться темнотой.

2. Расположите перед собой синий (дополняющий цвет) квадрат таттва-янтры муладхары и направьте свет настольной лампы так, чтобы квадрат был полностью освещен. Карта может располагаться у вас на коленях или на стене на уровне глаз, на расстоянии вытянутой руки (порядка двух-трех футов).

3. Сдерживая рефлекс мигания, фиксируйте пристальный взгляд на белом бинду, или точке, в центре. Продолжайте смотреть (это может занять две или три минуты), пока по краям квадрата не появится аура, а сам квадрат не начнет бледнеть. В процессе наблюдения сфокусируйте внутреннее “Я” на безмолвном повторении биджа-мантры ЛАМ. Многие найдут, что повторение этой мантры естественно сочетается с дыханием.

4. Когда аура по краям проявится в достаточной степени, одновременно выключите свет и закройте глаза. Повторяйте биджа-мантру ЛАМ, продолжая смотреть через веки чуть “исподлобья”. По мере расслабления будет постепенно проявляться желтый квадрат, плавающий в темном пространстве перед вами. Наблюдайте желтый квадрат, постоянно фокусируя свое внимание, чтобы удерживать остаточное изображение так долго, как это возможно.

5. Когда остаточное изображение окончательно поблекнет, переходите к последней стадии, представляя, что вы переместили символ таттвы вниз в соответствующую ему область тела. В случае муладхары отчетливо представьте желтый квадрат в основании позвоночника, на тазовом дне.

6. Теперь превратите двухмерный квадрат в трехмерный твердый золотой куб. Ваше бессознательное само определит нужные размеры. Продолжайте концентрироваться на этом по крайней мере десять минут. Будьте терпеливы с флуктуациями, восстанавливайте куб каждый раз, когда он будет блекнуть, размываться или искажаться. На всем протяжении этой части упражнения вы должны повторять биджа-мантру ЛАМ.

Особые замечания по поводу внутренней чакра-дхараны

Все геометрические янтры после перехода внутрь тела должны формироваться в трех измерениях. Вы представите их в иной перспективе, руководствуясь следующими указаниями:

Муладхара: Желтый квадрат превращается в золотой куб. Свадхиштхана: Серебряный полумесяц превращается в серебряную чашу.

Манипура: Красный треугольник превращается в рубиново-красный тетраэдр (пирамиду с треугольным основанием), поставленный на вершину.

Анахата: Синяя звезда превращается в звездный тетраэдр, вырезанный из синего сапфира.

Вишуддха: Черный овал превращается в яйцо из черного мрамора.

Помните, что соответствующая биджа-мантра, оканчивающаяся звуком М, должна сопровождать все стадии чакра-дхараны.

Выполнение упражнения

Технику чакра-дхараны необходимо практиковать по десять минут каждый день. Начните с муладхара-чакры в первый день, на второй перейдите к свадхиштхана-чакре и т. д., пока не вернетесь к муладхаре и не начнете цикл снова.

После первых двух или трех недель вы сможете обходиться без внешней чакра-дхараны в форме концентрации на диаграммах таттв и перейти исключительно к внутренней чакра-дхаране на символах чакр внутри тела.

В процессе выполнения ощущение физической стимуляции будет производиться мысленным передвижением символа таттвы вниз вдоль позвоночника в соответствующую позицию, а также концентрацией на этой области. Желтый квадрат муладхары должен созерцаться в основании позвоночника;

серебряный месяц свадхиштханы — двумя дюймами ниже пупка; красный треугольник манипуры — порядка трех дюймов выше пупка, на уровне желудка; синяя звезда анахаты — на уровне сердца; и, наконец, черное яйцо вишуддхи — на уровне адамова яблока.

В сущности, внутренняя чакра-дхарана —-это старая добрая тантрическая техника интернализации богов, цветов, форм и т.д.

Полный текст здесь: http://www.medportal.kz/vost_med/vost/08.htm

[\more]
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку