-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -Alraune-

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 17.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 1221


Символизм образа Чхиннамасты

Суббота, 08 Января 2011 г. 15:53 + в цитатник
 (182x250, 22Kb)
В каула-тантризме высшее Божество (paramadevatA) почитается в женском образе, как Шакти – сила Абсолюта и Его имманентная сторона. Соответственно, в тантрическом культе центральное место занимают женские божества (в контексте ритуала – воплощающие их женщины). Великая Богиня тантризма – Кали, Тара, Трипура-сундари – есть Нюит Телемы (Бабалон же, как частный ее аспект, соотносится с Бхайрави, Матанги и Камакхьей). Если рассматривать архетипы Нюит и Бабалон, то максимально близкими параллелями будут Тара и Камакхья соответственно. В тантризме часто рассматриваются десять (вернее, десять плюс одна, одиннадцать – священное число, восходящее к Ведам) основных ипостасей великой Шакти, называемых десятью Махавидьями (da sh amah A vidy A ). В данной статье вкратце рассмотрен символизм одной из десяти, Чхиннамасты, олицетворяющей энергию Воли и состояние экстаза.

Чхиннамаста (chhinnamastA) – одна из десяти Махавидий, манифестаций единого божественного Сознания (chiti). Само слово «махавидья» означает «великое знание». Образно десять Махавидий представлены как десять основных богинь тантрического пантеона, почитаемых как вместе, так и по-отдельности в рамках соответствующих культов. Первая и, пожалуй, самая известная из десяти великих богинь – Кали или Калика (kAlikA). Она представляет собой динамический аспект Абсолюта, его силу осознания – недифференцированную и одновременно содержащую в себе все. В контексте учения Телемы Кали тождественна Нюит. Остальные десять Махавидий есть ее частные проявления, несущие определенные функции. Несмотря на то, что доктрина десяти Махавидий довольно поздняя – в ранних текстах Тантр она не встречается, она представляет большую ценность как наиболее систематичное описание божественной манифестации, подобное древу сфирот Каббалы.

Чхиннамаста в списке десяти обычно идет пятой или шестой. Наряду с Тарой, она относится к божествам, общим для индуистского и буддистского тантризма. Ее также именуют Ваджра-вайрочания (vajravairoc h an I y A ) и Ваджрайогини – слово «ваджра» означает молния, и она является символом силы этой богини (интересно, что в традиции вайшнавизма «молния» есть Радха, шакти Кришны).

Чхиннамаста представляет собой восходящий поток Кундалини, сжигающий на своем пути невежество и нечистоту, пробивающий три узла (granthi) и выводящий за пределы пракрити, пяти таттв.

То, что голова Богини на изображении отделена от тела (само ее имя означает «Та, чья голова отсечена»), символизирует состояние свидетельствования – Шиву, созерцающего пракрити. Богиня пьет кровь (жизненную энергию, pr AN ashakti) низших пяти планов, т. е. поглощает в себя творение. Поэтому она тождественна Бхадракали, пожирающей мир в конце времени. Чхиннамаста считается самой гневной из Махавидий, Прачанда-чандикой (prac h a ND a ch a ND ik A ). Тогда как Бхайрави – это «ужатая» Богиня в муладхаре, спящий огонь, Чхиннамаста – огонь пробужденный и взметнувшийся, подобно молнии, озаряющий все светом солнца осознания… Чхиннамаста – это полнота осознанности, Чинтапурни (cint A p U r NI ) – под этим именем Она почитается на севере Индии. Место пребывания Чхиннамасты – аджня-чакра (условно представляемая как центр между бровей), «внутренний шмашан». Богиня представляет там собой энергию Воли, истинного видения и свободы, превосходящую пятиричное творение, пять планов огрaниченности. Поэтому Ее также называют Шаштхи ( Sh a ShT h I ), «шестая».

Энергия Чхиннамасты касается человека в момент медитативного озарения, оргазма и смерти. Согласно легенде Чхиннамаста появилась в момент оргазмического слияния Кали и Шивы. На изображениях Она обычно стоит на Каме и Рати (пара божеств, символизирующих эротическую страсть и наслаждение), занимающихся любовью. Это символизирует то, что путем к переживанию Чхиннамасты является соитие – соединение дополняющих противоположностей на любом уровне (йога). Она выводит из ограниченности пятью органами чувств (индрия), поэтому она – их Госпожа, Индрани (indrANI).

Аджня-чакра – место слияния трех потоков (nADI): огненного, лунного и солнечного. Выше аджни остается только центральный, который пьется головой Богини (т. е. Шивой). Два других пьют спутницы Чхиннамасты – Варнини (varNinI, соответствующая ида-нади) и Дакини (DAkinI, пингала-нади). Творение образуется их соединением; здесь же они возвращаются к своему источнику, что означает пралаю (растворение сущего). Таким образом, Чхиннамаста соотносится с состоянием кавальи, «уединенности», которое есть йога в подлинном смысле «единства» – мужское и женское пребывают в единении, они сияют на шмашане аджни как огонь сознания (chidagni), «световой лингам» (jyotirli~Nga). Этот огонь единения сжигает все кармы, «поджаривает зерна», так что они более «не прорастут». Таким образом, Чхиннамаста соотносится с мудрой (букв. «дарующая радость»), т. е. «зерном» в 5М. Мудра – и первая таттва, и также шестая, Махамудра, которая символизирует трансценденцию и полную свободу.

Из десяти воплощений Вишну Чхиннамаста связана с Нарасимхой («человеко-львом», четвертой аватарой). Как и Чхиннамаста, Нарасимха символизирует пробужденную Кундалини. Согласно пураническому мифу, Прахлада, преданный Господа Вишну, страдая от притеснений со стороны демона Хираньякашипу, постоянно возносил Вишну молитвы. И Вишну явился в облике огненного Нарасимхи из колонны (в контексте крия-йоги – позвоночника), которую Хираньякашипу разбил – и убил демона. В этом мифе Прахлада – это душа (jIva), Хираньякашипу – демон эго (aha~NkAra). Вишну вначале проявляется энергией спасительной благодати (нисходящей Кундалини, шактипатой), а в конце – огнем пробудившейся, восходящей Кундалини, огнем йоги (yogAgni). Нисходящая Шакти – это проявление Тары (или Дхары, «потока»), а восходящая в ответ на действие первой – Чхиннамаста (или Радха, «молния»). Миф о Нарасимхе иллюстрирует то, что самый действенный метод «пробуждения Кундалини» – чистая преданность и любовь к Богу, а не гимнастика или оккультные практики. Шива говорит в Куларнава-тантре: «Ни йога, ни аскеза не спасают; на пути Кулы, свободном от иллюзии, спасает лишь Любовь».

Чхиннамаста возникает из соединения любви (Варнини, луны) и знания (Дакини, солнца), женского и мужского, т. е. из подлинной йоги. В оргазме рождается Она как взрыв экстаза, выводящий за пределы ограничений тварного мира, за индивидуальность – в единство. Оккультно Чхиннамаста представлена смесью любовных секреций и, в особенности, месячной кровью. Она – Богиня новолуния (kuhU), времени менструации и алхимической конъюнкции (соединения солнца и луны). Чхиннамаста – состояние великой спонтанности (mahAsAhasa), истинной свободы (svAtantrya), когда отброшен выбирающий ум и жизнь воспринимается непосредственно. Она – богиня йоги, "единения Шивы и Шакти".

© Арджуна Тарананданатха | arjunanandanatha@gmail.com |

Статья была впервые опубликована в Информационном обозрении "ИО Пан". [\more]
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю

Art_Impress   обратиться по имени Суббота, 19 Февраля 2011 г. 19:24 (ссылка)
Интересная интерпретация "пробуждения Кундалини"
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку