Если космос простирается в одном направлении пространства (махакаша или физическое пространство), то индивидуальная душа продолжается в другом пространстве (читакаша или субъективное пространство). Возникающее различие между двумя пространствами является источником двойственности взаимоотношений объекта и субъекта, фундаментальных для обыденного существования. Жизнь развивается в практически невозможной задаче сбалансирования двух пространств или линий напряженности, не понимая, что обе они могут быть объединены только в третьем измерении (в чидакаше или пространстве чистого сознания). Таким образом, инструмент мандалы стремится достичь четкого центрирования. Поэтому он верно описывается как "техника центрирования". Человеческое тело является мандалой, духовная часть которого представлена безразмерной точкой в его центре (бинду). По мере того, как в своем размахе точка описывает круг, индивидуальная душа развивается в мандалу. С помощью творческого процесса визуализации это внутреннее пространство проецируется на символическое внешнее пространство (материальную мандалу в виде определенного образа, диаграммы или модели). Жесты рук и манипуляции пальцами (мудры), воплощающие телесные процессы (кайя), произнесение мистических формул (мантр), представляющее вербальное поведение (вак), и символистская диаграмма (янтра), представляющая ментальные функции (читта), - все они помогают в процессе мысленного представления. В Тантре широко используется образ семени (биджа), побега, воспоминания и дерева. Внешняя мандала является почвой, мантра - водой, мудра - солнечным светом и янтра - удобрениями. Для защиты внешней мандалы применяются оградительные заговоры и другие приспособления. По словам Туччи, "мандала очерчивает священное место и защищает его от вторжения с помощью сил разрушения… гораздо больше, чем просто освященную область, котрую нужно хранить в чистоте для ритуала и литургических целей. Прежде всего она является картой космоса. Это главный план целой вселенной, находящийся в процессе эманации и перепоглощения" (21; см. ссылки а на др. важных авторов). Тантрический дизайн всегда заключается в защитный круг или квадрат, служащий как контуром, так и защитным покровом. Важно, чтобы практикующий вошел внутрь нее и, таким образом, стал непобедимым, несгибаемым и нерушимым (ваджра). Для того, чтобы войти внутрь мандалы, человек обязательно должен покинуть обычный мир беспорядка и фрагментации, оставив его позади, и вступить в совершенно иной мир символов и визуализаций. Описание мандалы как "дворца богов и богинь" символизирует умозрительную и воплощенную высшую жизнь. Практикующий создает этот символический мир как эманацию своих собственных глубин и расширение своего сознания. После завершения ритуала созерцания он втягивает эту символическую сферу обратно в себя. Последний процесс технически называется "реабсорбция". Он представляет собой возвращение обычных ежедневных координат жизни, знания и действия.
Мы упомянули о том, что тело представляет из себя мандалу. Это является основной посылкой Тантры. В Индии существует практически универсальное понятие о том, что человек обладает тремя телами: "физическим" телом (стхулашарира), "ментальным" телом (тонким, сукшмашарира) и "причинным" телом (каранашарира). Физическое тело составлено из пяти элементарных сил и поддерживается питанием. С другой стороны, ментальное тело состоит из потоков энергии, органов чувств и действия, ума и сознания. Оно основано на физическом теле, однако в своей сущности психологично. Третье тело - причинное - не имеет прямого отношения к нашей дискуссии. Несмотря на различие в строении и свойствах, физическое и ментальное тела самым тесным образом связаны друг с другом. Точки связи называются "психическими центрами" (чакрами) и изображаются в форме лотосов (падмы). Цветок лотоса пленил индийское воображение не только красотой и изысканностью, но также большим количеством лепестков и своей жизнеспособностью и чистотой. Из этого представления также нельзя исключить элементы пышного плодородия.
Порой предпринимаются самые фантастические попытки сопоставления этих центров с известными соверменной науке анатомическими областями и физиологическими функциями. Необходимо отметить, что они не принадлежат физическому и ментальному телам. Согласно тантрическим текстам, они расположены вдоль "брахманды" или "меруданды", под которой мы обычно понимаем позвоночник. Описание позвоночника, который заключает в себя тонкий канал (известный как сушумна), исходящий из основания спины вплоть до черепа, несомненно носит абстрактный характер. Далее, каждый центр (также именуемый как сплетение или вихрь), рассматривается как переплетение очень тонких, практически невидимых артерий (нади). Упоминается, что человеческое тело состоит из семи сотен миллионов подобных артерий, как плотных, так и тонких, по которым постоянно происходит перемещение жизненной энергии для поддержания жизнеспособности и деятельности человеческого тела. Самой главной из этих артерий является сушумна (также называемая "авадхутика"). Внутри "меруданда" (приблизительно соответствующей спинномозговому каналу) находится тонкий, но полый канал, идущий из региона пениса к головному мозгу и носящий название "алмазный" (ваджра или ваджрини). Внутри него находится другая артерия, настолько более тонкая, что ее можно сравнить с нитью паука или одной тысячной обычного волоса. Она носит название "чудесной" (читрини). Последняя, в свою очередь, включает в себя артерию, известную как брахманади - важный, но очень отвлеченный поток энергии.
Чакры состоят из сети артерий, расположенных вдоль сушумны. Тантрические тексты хатха-йоги называют около тридцати подобных центров, расположенных от большого пальца ноги до макушки головы (23 см. описание их расположения). Каждый центр обладает характерным цветом, числом лепестков (когда он изображается как цветок лотоса), основными связями, определенным органом чувств, органом действия, набором потоков энергии (прана), семенем-символом, мужским божеством и его супругой и, наконец, уполномоченным животным.
Семь из этих центров считаются наиболее важными, шесть из них находятся внутри человеческого тела и один - снаружи. Последний, носящий название сахасрара (в честь изображения его в виде перевернутого тысячелепесткового лотоса, известного буддистам как "ушниша-камала" или теменной лотос), воображаемо распологается на расстоянии четырех пальцев над головой. Несмотря на то, что он находится вне тела, он является частью экзистенциональной структуры на ее высшем уровне. Предполагается, что здесь находится источник "жидкости бессмертия", которая постоянно капает на череп человека и делает его жизнеспособным и активным. Естественно, это мистический центр. Другие шесть формируют группу "шести центров" (сатчакра), расположенных в определенном порядке вдоль сушумны. Самый низший описывается как "корневой" (муладхара) и изображается внутри треугольника красного цвета, который в свою очередь находится внутри желтого квадрата, расположенного прямо посередине тела. У него есть дополнительное название: "мандала земли". Считается, что его физическое местонахождение находится в сакральном сплетении, в промежности или между основанием гениталий и анусом. Он является низшим ограничением канала сушумны. Именно здесь встречаются две основные артерии, прославленные в тантрических упражнениях.
В учении тантризма центральный канал сушумны с левой стороны огибается идой, а с правой - пингалой, двумя артериями тонкого тела, исходящими из "корневого" центра и идущими параллельно сушумне вплоть до точки их пересечения, в которой происходит смена позиций. Две артерии обозначают противоположные полюса. Они описываются как составные части мужчины и женщины внутри каждого человека. Ида (также именуемая лалана) представляет собой известную индийскую реку Ганг, пингала - не менее известную Ямуну. Сушумна же является подземной рекой Сарасвати. Вместе они составляют священный тройной поток (тривени), сходящийся в основании "корневого" центра. "Рудраямала" (6.49) упоминает об иде как луне, пингале как солнце, а сушумне - как огне. Образность солнца и луны постоянно встречается в тантрической литературе. Тантрики школ Натха и Сиддхов носят большие серьги, символизирующие солнце и луну. Луна обозначает Шиву, статичный, но выносливый элемент, находящийся во вселенной и внутри человека. Она является вместилещем нектара (амрта). Ее обычное положение - в высшем центре (сахасрара). Ее белый цвет обозначает мужской аспект (пандура-бинду-чакра). С другой стороны, солнце является динамическим и вечно меняющимся элементом во вселенной и человеке. Оно обозначает Шакти или женский аспект и изображается в качестве "красноватого яйца" (лохитабиндумахараджас). Солнце находится в "корневом" центре (муладхара). "В муладхаре находится Шакти, а в сахасраре - Шива" (muladhare vasate saktih sahasrare sadashivah). Далее, артерии ида и пингала описываются как обладающие противоположными характеристиками: день - ночь, выдох - вдох, пища (упабхогья) - поглотитель пищи (бхоктр), гласная (али) - согласная (кали), семя - ова, творение - разрушение, прана - апана, самсара - нирвана. Противоположные характеристики кратко описываются в образах луны и солнца: луна оказывает охлаждающее влияние на систему, тогда как солнце ее высушивает. Первая помогает строить тело, вторая разрушает его. В мистическом выражении, первая определяет степень вовлеченности индивидуальной личности в вихрь феноменального мира, в то время как вторая сжигает эти узы и освобождает человека.
Тем не менее было бы ошибочно рассматривать человека как беззащитную жертву двух борющихся сил. На самом деле, они взаимно дополняют друг друга и составляют "би-единство" (биюнити по выражению доктора Ананды Кумарасвами), мужскую-женскую конфигурацию, необходимую для творения и освобождения. В нормальном состоянии у обычного человека единство не осознается и не достигается. Из-за этого возникает боль существования. Соединение иды и пингалы в низшем человеческом центре, на уровне которого функционирует большинство людей, описывается как самая темная фаза луны (амавасья). Соединяясь с тайной рекой Сарасвати ( т.е. сушумной), три потока "освобождаются" (муктатривени), то есть они начинают течь раздельно. Когда человек начинает развиваться по линии тантризма или занимается практикой йоги, отверстия иды и пингалы в "корневом" основании блокируются и потоки вынуждены перемещаться вдоль центрального канала сушумны. Три потока снова сходятся в единый поток (юктатривени), который достигает кульминации в межбровном центре. Это описывается как самая светлая фаза луны (пурнима). В некоторых текстах выражения "мукта" и "юкта" в отношении тройного потока (тривени) используются в совершенно противоположном смысле. "Корневой" центр по отношению к трем потокам описывается как "объединенный" или "впряженный в ярмо" (юкта), а межбровный центр - как "освобожденный" (мукта). Здесь подразумевается следующий смысл: слияние трех рек ответственно за индивидуальную личность, тогда как его прекращение, достигнутое с помощью садханы, освождает личность от обусловленного феноменального существования.
Центр, расположенный над "корневым", известен как "самоподдерживающийся" (свадхистхана). Он изображается в виде бесцветного лунного серпа, символизирующего элемент воды, который соответствует предстательной железе или расположен в регионе пупка. Если "корневой" центр является источником всех желаний, "самоподдерживаемый" центр служит источником возбуждения. Оба этих центра ответственны за инстинкты секса и выживания. Психологические черты, возникающие на этом уровне (вритти), таковы: привязанность, подозрительность, презрение, страсть и коварство. Третий центр, называющийся "алмазным" (манипура), считается находящимся в поясничном или эпигастрическом нервном соединении. Более часто его называют "пупочным центром" (набхипадма). Будучи красного цвета, он символизирует огонь. Психологические черты, соответствующие этому центру, составляют "горючий" характер: стыдливость, ревность, страх, раскаяние и отвращение.
Интересно отметить, что данный центр также считается ответственным за жажду и сон. "Неслышимый" (анахата) центр, расположенный в сердце и известный как "сердечный сплетение", изображается в виде шестиугольника с двумя переплетенными треугольниками сине-серого цвета. Буддийские тексты помещают этот центр в районе горла и придают ему полукруглую форму и зеленый цвет. Соотносясь с элементом воздуха, он предоставляет индивидуальной личности субъективную систему оценки, то есть эго. Среди психологических черт, берущих из него свое начало, можно выделить надежду, беспокойство, устремление, чувство индивидуального "я" и "мое", высокомерие, эготизм, жадность, двуличность, нерешительность, раскаяние и проницательность. Согласно современным представлениям, совершенно "чистый" (вишуддха) центр имеет золотой цвет и круглую форму (в буддийский источниках - форму белого диска) и находится в "гортанном сплетении" или на пересечении спинно-мозговой колонны и продолговатого мозга позади горла (буддийские авторы помещают его в темени). Руководя органами выражения и произношения, данный центр соотносится со следущими ментальными качествами: вера, довольство, сознание вины, ограничение, почтение, дружественность, грусть, волнение, энтузиазм и отрешенность.
Шестой центр носит название "всеобщего понимания" (аджна). Буддийские тексты описывают его как "третий глаз мудрости", центр бесформенного созерцания. Находясь между бровями (или немного выше них) и формируясь из двух белых лепестков, представляющих солнце и луну, этот центр отвечает за концентрацию и разные уровни состояния транса. Некоторые тантрические тексты называют его "высшим домом" (парамакула) и "местом прерывания тройного слияния" (мукта-тривени).
Несмотря на то, что данные шесть центров широко известны и часто перечисляются в тантристских руководствах, иногда упоминается еще один центр - "центр ума" (манасачакра). Он расположен немного выше "центра понимания". Считается, что этот центр отвечает за процессы перцепции и состояние сновидения. Выше него расположен тоже часто упоминаемый "лунный центр" (сома-чакра). Он находится в середине головного мозга. С ним ассоциируются нравственно позитивные и конструктивные психологические черты: мягкость, смелость, постоянство, умор, скромность, концентрация, уравновешенность, трудолюбие, эмоциональная стабильность и великодушие. В психической системе человека этот центр является наивысшим и находится чуть ниже самого последнего, расположенного вне этой системы, т.е. сахасрары (последний имеет дополнительное название "дом без поддержки" (ниларамбапури))
http://www.philosofia.ru/science/psychology/296/