-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -Algiz-

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Our_Ukraine

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.06.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 10470


Ребенка нельзя починить...

Среда, 03 Ноября 2010 г. 10:33 + в цитатник
У каждого из нас естественная тяга к наведению порядка. Задралось покрывало на тахте - надо поправить. Течет кран - починить. Сломались часы - отнести в мастерскую. Постепенно начинает казаться, что это правило распространяется и на людей: будто и в человеке все поправимо, надо лишь приложить старание. Отстающие часы и не сказавший «спасибо» сын - это, кажется нам, явления одного рода.
Но человек, ребенок - не вещь, он принципиально не поддается исправлению. Семья - не бюро ремонта природного брака, а школа - не бюро ремонта семейного брака. Нельзя смотреть на детей как на изделия, подлежащие починке.
Тысячу раз приходилось отвечать на вопросы о воспитании, и все они до одного (!) ремонтного свойства: как исправить? За всю жизнь меня ни разу не спросили: как сделать?
На вопрос «Как исправить?» ответ может быть только один: никак. Оставьте ребенка в покое. Давайте поговорим о том, как сделать, чтобы ничего в ребенке не пришлось исправлять.
Вздыхают. Да-да, конечно... Да ведь долго! Требует времени для понимания, нравственных усилий, требует перемены взглядов, педагогической веры...
Ремонтный подход к жизни, ремонтная психология («тяп-ляп - ничего, потом переделаем»), ремонтное отношение к ребенку, истовая вера в воспитание как в постоянный, на всю жизнь, ремонт...
Будем воспитывать нашего ребенка - сколько бы ему ни было сейчас, - чтобы он не нуждался в педагогическом ремонте. Выражение «никогда не поздно», редко приложимое к вещам, является абсолютной правдой в приложении к детям.
Считается, что для воспитания необходимо понимать возрастные особенности детей. Несомненно. Но чтобы понять особенности чего-то, нужно прежде представить себе общее устройство этого «чего-то».
Если вас попросят нарисовать схему анатомического строения человека, вы хоть приблизительно, но сумеете начертить, где что располагается. Но вот внутренний мир человека... Что душа? Что дух? Что совесть? Что потребности? В какой связи находятся эти понятия, что за ними кроется? Что от чего зависит? Что поддается ремонту, а чего и касаться нельзя?
Всматриваясь только в детей, детей не поймешь. Мы воспитываем не ребенка, а человека. Человека в человеке. Личность. Внутренний мир человека - это и есть его личность.
Целеустремленный мир
Вот чем внутренний космос совершенно не похож на внешний: материальный мир, если взять его в целом, не имеет нужды, не имеет цели. В нем все целесообразно, все развивается по строгим законам, но общей идеи, цели развития нет.
А внутренний мир человека целенаправлен. Это его основное свойство, скрытое от большинства людей. Нам кажется, будто мы такие, какие есть, а на самом деле мы такие, какими стали от движения к целям, иногда даже и не осознанным нами. Слово «целеустремленный», как и все слова такого рода, тоже имеет два смысла: общий и превосходный. Мы называем целеустремленным человека, который настойчиво добивается своего, мы иногда восхищаемся им, иногда иронизируем: «Этот знает, чего хочет!» Но и все люди, даже самые безвольные, целеустремленны, потому что личность - целеустремленная система, она не существует вне нужды, вне целей. Целеустремленность - не черта внутреннего мира. Сам внутренний мир - он и есть устремление к цели, он весь развернут по оси «нужда - цель», и он таков, какова эта ось, этот хребет, позвоночник личности. Личность - не стрела, которая остается стрелой, направлена ли она в сердце врага или в спину друга, личность полностью зависит от важности и нравственности цели.

Мы побаиваемся этого слова, потому что далеко не каждый из нас имеет ясную, осознанную цель, да еще одну на всю жизнь; мы не великие. Мы живем себе и живем. У нас множество забот сегодняшних и завтрашних, но слово «цель» кажется нам слишком значительным для того, чтобы прилагать его к простым вещам. И все же внутренний мир ребенка, как и взрослого, - это движение к целям, пусть и неосознанным. Именно эти цели, явные или тайные, и определяют, что для ребенка значащее в мире, а что не имеет значения; что ему интересно, а что нет; что вызывает чувства, а что нет.
Из этого следует, что мы не можем повлиять на ребенка, не меняя его целей. Все воспитание - это целеуправление, целенаправление. Мы управляем не ребенком, а его целями (если умеем управлять ими). Мы достигаем или не достигаем успеха в строгой зависимости от того, становятся ли наши цели целями детей. Убеждением ли, соблазном ли, примером ли, внушением ли, просвещением ли, отношением ли своим влияем мы на цели ребенка и подростка, но другой возможности воспитывать не существует.
Итак, внутренний мир человека держится на стержне «нужда — цель».
Нужда коренится в глубинах личности, цели порождаются в глубинах общества. Если бы человеком руководила одна лишь нужда, то воспитание было бы невозможно. Если бы человеком руководили одни лишь цели, то воспитание было бы таким легким делом, что стало бы ненужным - цели общества автоматически передавались бы людям. Но воспитание и нужно, и возможно, если понимать, что оно как раз и состоит в формировании оси «нужда - цель». Семья больше влияет на нужды ребенка, школа - на его цели, но и семья, и школа имеют дело именно с осью «нужда - цель», и воспитание приобретает силу там, где умеют формировать и нужды, и цели, или, скажем проще, - желания ребенка.
Правильно поступить - возбудить чистое, честное, полезное желание.
Воспитать желания
Самое основательное, самое эффективное воспитание - воспитание желаний.
Можно воспитывать - бороться с желаниями ребенка, обуздывать их.
Можно воспитывать - учить ребенка самообузданию.
Можно воспитывать - отдаваясь на волю ребенка, уступая его случайным желаниям.
А можно воспитывать сами желания, обогащать, направлять осторожно и терпеливо, понимая их природу, исключив из воспитания даже идею обуздания и самообуздания. Не против природы идти и не на случай надеяться, а помогать природе ребенка проявиться в ее лучшем обличье.
Большинство из нас думает, что человек действует примерно по такой схеме:
Глупое желание а Умное сознание а Сильная воля а Добрый поступок
Поэтому почти все внимание педагогика сосредоточивает на сознании и воле.
На самом деле сознанию очень трудно бороться с желанием, это борьба глиняного горшка с чугунным, как сказал в прошлом веке один из психологов. Да и многие ли из нас обладают достаточной волей, чтобы победить сильные свои желания? Указывают на людей, умеющих держать себя в руках, ставят их в пример, - но, может быть, у них просто нет сильных желаний?
Нет, это ненадежно. Действительно надежное поведение выглядит гораздо проще:
Доброе желание а Добрый поступок
Легко сказать! «Доброе желание!» «Воспитывайте желания!» Желания ребенка случайны, мимолетны, капризны. У него нет понятия цели, и потому личность его не оформлена. Внутренний мир складывается и предстает перед ребенком лишь тогда, когда он становится подростком.
Между тем желания ребенка главным образом и волнуют нас. На практике мы только с ними и сталкиваемся, сражаемся, только от них и страдаем. В обычной жизни, если говорить честно, маме нет дела до того, что чувствует ее сын. Да чувствуй что угодно, только не желай лишнего! А главное, не выражай своих желаний вслух!
Надо спать - а он не хочет. Надо за уроки - не хочет. Необходим покой в доме - а он хочет слушать музыку. У мамы голова болит - а он хочет барабанить. То его не заставишь, то, еще хуже, не остановишь.
Мы потому так мало заняты воспитанием желаний и так сильно - борьбой с желаниями, что культура желаний - самая трудная, самая неподдающаяся часть педагогики. Много лет назад П.П.Блонский, известный советский педагог, писал: «Если мы станем перечитывать современные книги по педагогике, мы найдем там чрезвычайно много об умственном развитии, немало о воспитании воли и характера, кое-что о воспитании чувств и почти ничего о воспитании желаний...»
Что за тайна? Почему и сегодня на тысячу книг по воспитанию ума - десять о воспитании чувств и едва ли одна - о воспитании желаний? П.П.Блонский и В.А.Сухомлинский писали, что воспитание желаний - главная задача, но все отчего-то эту задачу обходят.
Дело в том, что в общем нашем представлении желания -лишь одно из душевных движений человека. Есть воля, ум, чувства, и есть желания, которые непонятно откуда берутся - и позему непонятно, как их изучать и как на них воздействовать.
На самом деле желания - не одно из проявлений личности, желания и есть сама личность, потому что личности нет вне направленности на что-то, без «нужды - цели».
Воспитание желаний - это не воспитание чего-то отдельного, не пресечение капризов, не борьба с потребительством, не обуздание разрушительной энергии, а воспитание всей личности ребенка.

Симон Соловейчик.
Рубрики:  ПочитАлочки


Процитировано 5 раз
Понравилось: 3 пользователям

Antarex   обратиться по имени Среда, 03 Ноября 2010 г. 11:03 (ссылка)
спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
-Algiz-   обратиться по имени Среда, 03 Ноября 2010 г. 11:11 (ссылка)

Ответ на комментарий Antarex

))) почитайт всю книгу. это здорово!
Ответить С цитатой В цитатник
Antarex   обратиться по имени Среда, 03 Ноября 2010 г. 11:18 (ссылка)
ага
Ответить С цитатой В цитатник
ILLANG   обратиться по имени Среда, 10 Ноября 2010 г. 11:50 (ссылка)
спасибо, полезная выдержка.
себе возьму почитать еще раз. Или не раз, а побольше-)
Ответить С цитатой В цитатник
-Algiz-   обратиться по имени Среда, 10 Ноября 2010 г. 12:52 (ссылка)
ILLANG, книжку всю почитайте)))
Ответить С цитатой В цитатник
Серебряная_вязь   обратиться по имени Вторник, 16 Ноября 2010 г. 12:19 (ссылка)
Спасибо за направление.
Ответить С цитатой В цитатник
Luchi_K   обратиться по имени Четверг, 12 Мая 2011 г. 18:39 (ссылка)
....для меня очень полезная мысль. ещё бы понять как воспитывать желания,может это пробудит,откроет моего ребёнка к активности жизни,раскомплексует. спасибо
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку