Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь.
Воскресенский собор Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря был заложен 27 апреля 1658 года, первым зодчим «великой церкви» Нового Иерусалима был сам Патриарх Никон. При сооружении Воскресенского собора он использовал модель храма Гроба Господня, подаренную ему в 1649 году Иерусалимским Патриархом Паисием, чертежи, гравированные по рисункам Бернардино Амико 1596 года, и «Проскинитарий» - книгу русского паломника в Палестине иеромонаха Арсения (Суханова) насельника Троице-Сергиевой Лавры специально посланного в Святую Землю Патриархом Никоном, название этой книги переводится на русский язык как «Поклонник святых мест».
Вскоре после закладки собора Патриарх Никон из-за разногласий с царем Алексеем Михайловичем покинул Москву и поселился в Воскресенском монастыре. Он принимал непосредственное участие в сооружении собора как зодчий и как простой рабочий до 1666 года. За это время стены собора были возведены до кровель, украшены снаружи и изнутри изразцами, созданными в собственных мастерских монастыря, монастырскими мастерами-монахами были отлиты 15 колоколов для соборной колокольни. В 1666 году Патриарх Никон был осужден собором православных патриархов, лишен патриаршего сана и приговорен царем к ссылке в дальний монастырь, работы по строительству храма были прекращены.
Сооружение собора было продолжено в 1679 году и к 1685 году была завершена глава над главным воскресенским алтарем собора и шатер над часовней Гроба Господня, в 1690 году была освящена подземная церковь в честь равноапостольного византийского императора Константина и его матери равноапостольной Елены. Так на Московской земле был создан храм подобный Иерусалимскому храму Воскресения Христова «величеством, и мерою, и добротою».
Главные христианские святыни в Иерусалиме Голгофа и живоносный Гроб Господень расположены неподалеку друг от друга. Рядом с Голгофой равноапостольной царицей Еленой был найден и Крест Господень. Поэтому над всеми этими святыми местами был сооружен единый храм с главным алтарем в честь Воскресения Христова; Голгофа расположена на юге от главного алтаря, Гроб Господень на западе, а место обретения Креста на востоке. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря полностью и в тех же размерах воспроизводит священную топографию Воскресенского храма в Иерусалиме и его общий архитектурный облик. А величественным видом и красотой он и сейчас не уступает Иерусалимскому оригиналу.
В IV веке Елена, мать византийского императора Константина Великого разыскивала святые места, упомянутые в Евангелии, расчищала их и украшала храмами. Восстановленный царицей Иерусалим стали называть Новым Иерусалимом и главным зданием этого города стал храм, построенный над Гробом Господним и Голгофой. Возрожденная Святая Земля стала духовным сердцем Византии – великой христианской империи, окружившей Средиземное море.
В XVII веке, спустя двести лет после падения Константинополя, Россия оставалась единственной независимой православной державой, ее влияние и сила росли, русские цари стали духовными преемниками православных византийских василевсов. Историческим фактом является то, что Константинопольский патриарх и другие православные патриархи Средиземноморья существовали во многом на средства Московских царей и благодаря их политической поддержке. Русская Палестина, заложенная царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, стала воплощением общего представления о России, как о преемнице Византии – Третьем Риме; о Святой Руси, как о новой Земле Обетованной и образе Царства Божия. А Воскресенский собор над Истрой-Иорданом стал главным храмом Русской Палестины, образом «Нового Иерусалима, сходящего от Бога с неба». Замысел Патриарха Никона стремился к созданию именно такого храма-града, храма-иконы, полного образа Торжествующей Церкви, поэтому в одних стенах с престолом Воскресения Христова планировалось устроить 365 приделов по числу дней в году в память о всех угодниках Божиих. Воплощение этого замысла удалось лишь отчасти, но в главных чертах оно удалось – в Воскресенском соборе воплощен исторический образ Иерусалимского Воскресенского храма и эсхатологический образ Нового Иерусалима.
Патриарх Никон любил молиться в Голгофском приделе Воскресенского собора, 30 ноября 1666 года, он совершил в нем последнюю Божественную литургию в Ново-Иерусалимском монастыре и, предвидя свою участь, поучал братию «напасти и беды претерпевати с радостию». Святейший Никон завещал похоронить себя в Воскресенском соборе именно под Голгофой, 26 августа 1681 года, через 10 дней после кончины Патриарха на реке Которосль под Ярославлем, гроб с его телом был привезен в Новый Иерусалим. После отпевания в Успенском приделе собора Патриарх Никон был похоронен в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенном под Голгофским приделом.
Первоначальный облик Ново-Иерусалимского собора дошел до нашего времени не полностью. В 1723 году рухнул шатер над Кувуклией Гроба Господня, в 1726 году разрушения были усугублены пожаром. В 1730-х годах под руководством архитектора И. Ф. Мичурина восстанавливаются в облике приближенном к первоначальному два нижних яруса ротонды, окружающей Кувуклию Гроба Господня. Окна второго и третьего яруса ротонды, а также расширенные окна других частей храма, лишившиеся своего изразцового убранства, относятся к 1750-м годам, к тому времени, когда собор частично перестраивался и декорировался в стиле барокко. С 1749 г. до начала 1760-х над Кувуклией, по проекту архитектора Растрелли вновь возводится шатер, на этот раз деревянный, и все части собора украшаются лепниной и живописью. В первой трети XVIII века вокруг подземного храма Константина и Елены вырыли ров, чтобы предохранить стены храма от влаги, в последствии ров был облицован белым камнем, также в XVIII веке плоские крыши-гульбища храма сделали двускатными.
В декабре 1941 года Ново-Иерусалимский монастырь оказался в зоне ожесточенных боев за Москву, все постройки монастыря и Воскресенский собор сильно пострадали. Полностью была разрушена колокольня, шатер над Кувуклией, купол над главным алтарем собора, частично обвалилась ротонда. Сразу же после победы в Московном сражении бригада специалистов, возглавленная академиком А.В. Щусевым, выполнила обмерные чертежи и проект восстановления Нового Иерусалима. В 1949 году Совет министров СССР принял постановление о реставрации Ново-Иерусалимского ансамбля; производственные работы здесь начались в 1954 году. В 1960-80 годы архитектурный облик монастыря и Воскресенского собора активно восстанавливался. Восстановительными работами руководил директор Историко-архитектурного и художественного музея В.Ф. Нижегородов, на базе музея были созданы мастерские по восстановлению керамического и лепного декора по технологии XVII-XVIII веков. Именно в этот период Воскресенский собор (за исключением колокольни) был поднят из руин. В 1985 году собор вновь обрел центральную главу, в 80-х годах был отреставрирован интерьер подземной церкви, начались работы по расчистке и укреплению изразцового декора, в отдельных частях велись работы по воссозданию и реставрации лепного декора XVIII века. Шатер над Кувуклией был восстановлен в формах XVIII века на основе металлической конструкции.
Использованная литература:
1.Шушерин Иоанн. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона Патриарха Московского и всея России. М., 1997.
2.Зеленская Г.М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.
3.Зеленская Г.М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: путеводитель паломника (в печати)
4.Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. Составитель Л.М. Черненилова. М., 2008.
5.Историческая справка об Историко-архитектурном и художественном музее «Новый Иерусалим».
« Предыдущее фото Следующее фото »