-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ева_Козырева

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Только_для_женщин

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.05.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 253330

Дневник Ева_Козырева



Фотоальбом « Фотоальбом Ева_Козырева »

Характер и способности...

Воскресенье, 18 Декабря 2011 г. 09:53

Серия: цитаты


Комментарии:
Ева_Козырева  обратиться по имени

18-12-2011 09:55


Темперамент и способности в структуре личности
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, которые генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Личность —это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Темперамент: Темперамент называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидуальные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными.

Выделяют четыре типа темперамента : сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический. Из этих четырех типов к темпераменту чувства относятся сангвинический и его противоположность —меланхолический. Первый характеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и в сознание человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутренне бывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическом темпераменте внешние проявления ощущений (чувств) бывают менее яркими, но зато внутренне достаточно глубокими и длительными.
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что недавно его очень волновало и притягивало к себе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная и физическая работа его быстро утомляет.
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойственен человеку противоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии выполнить, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него мало зависит.
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, не сдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут на встречу. Его движения порывисты, но непродолжительны.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной и активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Характер: Характер —это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении (как и темперамент) и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок (отсюда название “характер”).
Характер может обнаруживаться в особенностях деятельности, которыми человек предпочитает заниматься.
В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способности реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.
Способности: Термин “способности”, несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Если суммировать его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:
1. Способности —свойства души человека, понимаемых как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящие время им практически уже не пользуются в психологии.
2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии в 18—вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
3. Способности —это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.



Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

18-12-2011 10:17


САМОУВАЖЕНИЕ И САМОДОСТАТОЧНОСТЬ - ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ В ЛЮБЫХ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРЕДРЯГАХ И КРИЗИСАХ))))

Комментировать
Leykoteya  обратиться по имени

18-12-2011 10:19


Ева_Козырева, отличный совет!

Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

18-12-2011 10:25




Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

18-12-2011 11:39


Leykoteya, Leykoteya, Спасибо, Майя за все комментарии))))

Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

26-06-2012 17:39


О трудных людях
Всех, с кем мы общаемся, можно (очень условно) поделить на три категории: те, с кем нам всегда легко и приятно иметь дело, те, отношения с которыми складываются по-разному, в зависимости от обстоятельств, но негативные эмоции при общении не возникают и те, про кого мы говорим: “трудный” человек, “тяжелый” человек. Вот об искусстве общения с такими людьми мы сегодня и поговорим. Как правило, почему именно какой-то человек становится для вас в общении “трудным и тяжелым” даже и объяснить-то толком нельзя. Просто с такими людьми очень тяжело общаться, потому, что любое общение сразу же перерастает в конфликт. Конфликт сам по себе крайне неприятен, а ведь из него еще надо как-то выйти, желательно с наименьшими потерями. Ситуация осложняется еще и тем, что, зачастую, мы не можем навсегда распрощаться с “трудным” собеседником, хотя бы в силу того, что связаны с ним личными отношениями, работой, да мало ли, чем еще. Предлагаю поближе познакомиться с несколькими основными “трудными” типами и понять, как же с ними общаться с наименьшим ущербом для нервной системы.
Тип первый - “Танк”. Этот человек в любом общении груб и бесцеремонен. Этот стиль общения для него настолько привычен, что он вполне может искренне удивиться, если вы покажите, что обиделись. Против вас лично он, вполне возможно, ничего не имеет, просто не привык вести себя иначе. Но, понятное дело, вам-то от этого не легче - общаться с таким человеком крайне трудно. Он считает, что все и всегда должны сразу уступать ему дорогу. А самая страшная вещь на свете - подрыв его имиджа. Если предмет конфликта не особенно важен для вас или его можно решить минуя “Танк”, то лучше тихо обойдите его стороной: накал спора вы рискуете просто не выдержать. Если же столкновение неизбежно, то лучше начать с того, чтобы дать человеку “выпустить пар”. То есть какое-то время его молча послушать, стараясь не заражаться негативными эмоциями. Затем, когда он слегка выдохнется, спокойно и уверенно выскажите свою точку зрения, но при этом обязательно подчеркните, что и с его, “Танка”, точкой зрения вы, хотя бы, частично согласны. Этот небольшой реверанс спасет вас от новой вспышки враждебной реакции.
Тип второй - “Сердитый ребенок”. Этот человек по натуре совсем не злой. Этот тип людей обычно выдает вспышку гнева и агрессии всякий раз, когда он напуган и чувствует себя беспомощным. А взрыв эмоций - всего лишь отражает его желание взять ситуацию под контроль. Такой тип реакции на конфликтную или просто нестандартную ситуацию, кстати, очень распространен. Вам, наверняка, приходилось кричать на ребенка, который упал и расшиб себе что-нибудь. Как правило, после нескольких секунд такого крика мы берем себя в руки и начинаем что-то делать. Или ваше начальство, шумящее по поводу и без такового - а может быть, это случается всякий раз, когда шеф чувствует, что теряет контроль над ситуацией? Но вернемся к нашему типу “Сердитый ребенок”. Если вы вступили с ним в конфликт, то стратегия почти такая же, как в первом случае: дайте ему накричаться вдоволь (тем более, что теперь вы знаете причину крика). Дайте человеку понять, что вы его внимательно слушаете, и не сомневаетесь в том, что он контролирует ситуацию: это его обязательно успокоит и вы сообща найдете компромиссное решение.
Тип третий - “Жалобщик”. Жалобщики бывают двух видов: реалистичные и параноидные, то есть те, которые жалуются на вымышленные обстоятельства. Но общее у них одно - эти люди страстно желают быть выслушенными. Вот и начните с того, что выслушайте его, не важно - прав этот человек или нет. Жалобы его возникают на почве разочарования и собственного бессилия. Выслушивая его, вы хоть в какой-то степени возвращаете “Жалобщику” ощущение собственной значимости. Если он обвиняет вас в чем-то, то подумайте, что бы вы могли сделать вместе для решения проблемы. Это и есть основной прием: переключить внимание “Жалобщика” с обвинений на конкретное решение конкретной проблемы. Если человек начнет повторяться (этому типу свойственно “хождение по кругу”), то спокойно и уверенно верните его в русло проблемы, структурировав все его претензии по пунктам.
Как вы понимаете, список этот можно еще долго продолжать. Но для начала довольно и этих, самых распространенных типов. Теперь несколько общих правил общения с “трудными” людьми.
Один из важнейших шагов - взять под контроль собственные эмоции. Это бывает крайне трудно: при малейшем подозрении на оскорбление нашей личности эмоции вспыхивают, как бочка с порохом и реакция типа “сам дурак” выдается нами автоматически. Путь этот совершенно непродуктивен. Хотя бы потому, что ваш собеседник в долгу не останется (его личность тоже готова постоять за себя) и снежный ком вскоре превратится в лавину.
Если вы твердо решили продолжить общение, то постарайтесь выслушать эмоционально разбушевавшегося человека спокойно. Просто выслушать. Пусть он “спустит пар”: после этого с ним можно будет говорить и, что самое главное, он вас услышит, так как основная лавина эмоций уже прошла. Чтобы легче было выполнить предыдущую рекомендацию, запомните простое правило под названием “ничего личного”. Не надо принимать то, что говорит “трудный” собеседник только на свой счет. Такие люди ведут себя аналогичным образом со всеми. Почаще напоминайте себе об этом, когда будете сдерживать свои отрицательные эмоции. Попробуйте понять, не отнесли ли вы своего собеседника к категории “трудных” людей только потому, что он напоминает вам кого-то, с кем у вас в прошлом уже были затруднения при общении. Если это так, то попытайтесь отделить ваше восприятие этого человека от тех чувств, которые вы испытывали к тому, кого он вам напоминает. Ну и, наконец, не забывайте, для чего вы все это делаете: чтобы найти совместное разрешение конфликта, которое устроило бы не только вас, но и другую сторону.


Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

06-10-2012 15:52


Цитата сообщения AmYulija555
ПСИХОЛОГИЯ: Почему люди не понимают друг друга (на пути к коллективному разуму)
Коммуникация, ПОНИМАНИЕ... Как вообще мы понимаем друг друга и понимаем ли?
Я вот всё больше убеждаюсь, что мысли словами (речью, текстом) не передаются. У каждого мысли СВОИ, недоступные другим. Как бы мы не изощрялись закодировать свои мысли в текст (в символы), всё равно у читающего (даже очень внимательного и вдумчивого, что очень редко бывает) возникнут свои мысли, неведомые говорящему (пишущему). Получается, что у людей нет единства мысли (даже после длительного общения), а потому и нет единства действий (что мы и видим в жизни). Нет гармонии и согласия. Есть ошибки, конфликты, проблемы, которым нет конца. Люди живут в постоянном ЗАБЛУЖДЕНИИ, что они как-то понимают друг друга.
Происходит на самом деле часто нечто подобное следующему. Представим себе, что два человека стоят спиной друг к другу, и каждый видит перед собой одно дерево. Каждый видит своё дерево (свой объект внимания), но у них создается иллюзия, что они видят одно и то же дерево. И вот они обсуждают, например, что у «этого» дерева хорошо, а что у него плохо. Они спорят, не соглашаются друг с другом. Но спор этот не трудно понять (в данном примере) - деревья то разные и мы об этом знаем по определению, одно, быть может, высокое, а другое толстое.
У каждого из нас свой опыт, запечатлевший историю всех наших переживаний (ощущений, мыслей, чувств, реакций) - всех столкновений с реальностью. И слова (на входе) способны лишь возбудить (создать) образы из нашего личного опыта, только из нашего. Опыт говорящего нам НЕ ДОСТУПЕН в принципе. Глухая стена!? Для большинства из нас видимо так. Но тогда все люди (их души) одиноки!? Я не во всём ещё уверен. Но то, что слова не передают смысл, эта жёсткая формулировка, которая как-то вдруг возникла в моем сознании (уже давно), меня поразила и даже испугала. Получается так: Все наши объяснения, от которых мы сами получаем огромное удовольствие, остаются подчас пустыми сотрясениями воздуха для других. Тем не менее, мы пользуемся этими средствами «коммуникации», за неимением других, лучших и доступных многим. Вот и сейчас я расставляю слова (пишу), в надежде передать мысль. Но передам слова (текст), и в ответ получу только слова, но не мысли, как это ни печально.
Когда я буду читать Ваш ответ (на что я рассчитываю), у меня возникнут МОИ мысли, которые я ошибочно посчитаю вашими. Я пока не знаю, как подступиться к этой проблеме.
Но я вижу, и для меня это очевидно, что люди барахтаются в океане проблем, причиной которых является НЕПОНИМАНИЕ и отсутствие возможности обмениваться МЫСЛЯМИ, не словами, а именно мыслями. Два человека стоят друг напротив друга (как две разъединенные вселенные), вглядываются друг в друга, вслушиваются, воспринимают малейшие движения тела, лица, пытаются уловить мысль. Но тщетно! Они ловят ТОЛЬКО свою собственную мысль (только свою). Чужая мысль им недоступна! И так они живут (в заблуждении) и видимо так можно как-то жить ивзаимоДействовать, но не взаимоДумать. Думает каждый в одиночестве. Жить то можно, но гармоничные отношения построить проблематично. Аналогично мы воспринимаем окружающий нас мир вообще (саму реальность). Все картины реальности (всё, что мы видим, слышим, ощущаем) не более чем проекции (тени непознаваемого мира) в нашем сознании. В этих проекциях мы обнаруживаем свое тело и движение, присутствие других людей, свет, твердость, голод, холод, протяженность, технические средства, свои мысли (чем бы они ни были вызваны). Каков реальный мир на самом деле, мы не знаем. Мы пытаемся разобраться (опыт, наука) в этих проекциях и установить причинно-следственные зависимости событий. Это наш основной способ познания (обнаружить причину, цепочку событий, структуру), данный нам свыше, который позволяем нам как-то ориентироваться в этом мире (выживать), выделить в «хаосе» контуры систем. Но нам опять же не доступны проекции других людей (их сознание), их картины мира.
Опыт взаимоДействия сообщает нам догадку, что у всех нас сходное представление о мире. Но проверить это нельзя. Можно только поверить, что все мы сделаны по одному образу и подобию, произошли от одного корня, а потому и воспринимаем мир как-то сходно. Но тот же опыт взаимоДействия показывает, что все мы очень разные и понимаем реальный мир (эти самые проекции реального мира) по-разному. Поэтому так часто сталкиваемся лбами, упорствуем, нарушаем гармонию, разрушаем целое.
Мы раскрашиваем эти проекции в краски добра и зла. Но убеждаемся, что каждый человек раскрашивает свои представления по-разному. А потому и говорим, что о вкусах не спорят.
Но слова тоже что-то дают. Они есть отпечаток наших мыслей. И видимо заложено в нас от природы извлекать из своей памяти (из глубин бессознательного) нужные компоненты (кирпичики) и строить из них, по тексту (который читаем), как по чертежу, некий образ, который не возник бы, не будь этого «отпечатка» (текста). А значит, я получу (от Вас, например) уникальный образ (в моём сознании), порожденный именно вашим письмом. Его бы (этого образа) не было, не будь письма (текста). Значит, условно можно считать, что это (возникшие мысли в моем сознании) есть послание от Вас.
И кто знает, насколько далек он (этот образ) от оригинала (от ваших собственных мыслей). По крайней мере, это создает впечатление общения и это необходимая пища для души. Воспользуемся тем, что есть.
Но задумаемся, что же происходит при коммуникации.
Вопрос этот очень важный. Поэтому, позволю себе привести ещё одну метафору (такой был сон у меня) и затем обсудить данный вопрос более подробно. Один человек говорит (или пишет) другому что-то. Тот (читает и) отвечает, что понял. Так ли это? Что есть слова, несут ли они в себе СМЫСЛ?

Представим себе два больших многоэтажных ДОМА, стоящих напротив друг друга. В каждом доме есть множество КОМНАТ с дверьми. Эти двери открываются КЛЮЧАМИ. У каждой двери свой ключ. Дома разные и комнаты разные. Но в этих двух домах есть много парных комнат, которые можно открыть одним ключом. Т.е. ОДНИМ ключом можно ОТКРЫТЬ одну комнату в первом доме и одну во втором. Но не всегда.
В каждом доме живет (находится) всего один ЧЕЛОВЕК (Хозяин). Он может достаточно свободно и быстро ПЕРЕМЕЩАТЬСЯ по дому и открывать любую комнату подходящим ключом. Когда он откроет комнату, он ВИДИТ всё, что там находится, видит СОДЕРЖИМОЕ. Он может РАССМОТРЕТЬ это содержимое внимательно, а может просто окинуть ленивым взглядом. Человек из одного дома может ПЕРЕДАВАТЬ (через посредников - «информационные каналы») человеку в другом доме любое подмножество копий ключей от своих комнат, в любом порядке. Другой человек, который получил ключи, может попытаться открыть ими комнаты в СВОЕМ доме и увидеть, ЧТО там находится (своё содержимое). Это когда мы не только слушаем, но и слышим.
Что есть что? Расшифруем.
ДОМ - это память или точнее психика одного человека.
КЛЮЧИ - это слова или символы любого языка, посредством которого люди общаются, также жесты, сигналы.
КОМНАТЫ - это структуры нашей памяти, где запечатлены модели реального мира, идеи, образы, опыт, собственно СМЫСЛ вещей.
СОДЕРЖИМОЕ комнат - это наш ОПЫТ (отпечатки реальных переживаний, умозаключения, озарений и пр.).
ЧЕЛОВЕК В ДОМЕ - это сознание (или душа) - некий «виртуальный человек».
ПЕРЕДАЧА КЛЮЧЕЙ - это внешняя сторона коммуникации (общения).
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ В ДОМЕ, ПОДБОР КЛЮЧЕЙ и ОТКРЫТИЕ ДВЕРЕЙ - это одна из сторон мышления.
РАССМОТРЕНИЕ содержимого комнат - осмысление, осознание. Один реальный человек хочет передать другому реальному человеку МЫСЛЬ. Это значит, что виртуальный человек (сознание) находится в одной из комнат первого (своего) дома и «ВИДИТ» содержимое этой комнаты (СМЫСЛ). Далее этот виртуальный человек подбирает ключ к этой комнате (подбирает слова, чтобы выразить мысль, кодирует). Затем он передает КЛЮЧ (произносит слово) во второй дом, другому виртуальному человеку. Тот, если не ленив, сразу начинает поиск комнаты в своем доме, которую можно открыть этим ключом. Если ему удается открыть соответствующую комнату, он считает, что он ПОНЯЛ смысл передаваемого сообщения.
Но эти виртуальные люди НИКОГДА не приглашают друг друга в гости!!! Они знают содержимое ТОЛЬКО СВОИХ комнат. Им кажется, что когда один из них (виртуальный человек) открывает в своём доме комнату ключом, который передал ему второй (виртуальный человек), он (первый) видит то же самое, что видел второй в своей комнате. Но это ЛОЖЬ. Комнаты РАЗНЫЕ и содержимое в них
НИКОГДА не может быть идентичным. Никогда! Более того, НИКТО не может проверить (измерить), НАСКОЛЬКО они похожи или различны.
Слова или символы (ключи) НЕ ПЕРЕДАЮТ смысл!? Собственно в этом главный вопрос. Они только ВОЗБУЖДАЮТ СМЫСЛ в нашей памяти (в нашем сознании). Каждый строит свои комнаты (свою память) исключительно сам (ОБУЧАЕТСЯ, формирует СВОЙ ОПЫТ). Другие туда просто не имеют доступа. Но это уже несколько другая тема!

Приемлемый уровень понимание достигается только в процессе длительного и утончённого общения (коммуникации), общения с обратной связью, ДИАЛОГОМ. Только тогда, когда каждый понимает, что смысл, который он извлёк из слов («открыв комнату в своем доме»), НЕ ЕСТЬ тот смысл, который хотел передать с помощью этих слов другой человек, только тогда человек может ВСТАТЬ НА ПУТЬ (и не более!) совершенствования коммуникации и ПОНИМАНИЯ.
А разве понимает это большинство? Даже не задумывается! Вот причина многих наших ошибок, заблуждений и катастроф. Этим порождается недоверие, наивность, иллюзии, проблемы, противостояния. В каждой голове СВОЙ собственный смысл. Каждый (человек) имеет доступ только к нему (к смыслу в своём сознании) и ни к чему больше. То, как мы видим, слышим и чувствуем окружающий нас мир, зависит от этого смысла (в нашей голове). Но мы можем менять содержимое наших комнат и их структуру, если не будем ленивыми. Если будем работать в нашем доме, т.е. МЫСЛИТЬ, ПОСТИГАТЬ, ОСОЗНАВАТЬ, перестраивать стереотипы!!!
То, что я написал о ПОНИМАНИИ (или о непонимании), меня давно интересует и не столько в теоретическом плане, сколько в практическом.
Все мы (люди) взаимодействуем друг с другом, общаемся, пытаемся договориться, прийти к согласию, создаем команды (коллективы «единомышленников»), трудимся, решаем проблемы. И часто убеждаемся, что причиной ошибок или неэффективных действий было НЕПОНИМАНИЕ. Далее, мы анализируем ошибки, обсуждаем детали, спрашиваем друг друга «Как понял?» и спешно отвечаем «Ok, хорошо!». Но опять делаем ошибки и новые проблемы. Мы спотыкаемся об один и тот же «камень», чтобы мы ни делали, чем бы ни занимались. Мы злимся друг на друга, называем иных нехорошими словами, расходимся, разводимся, но ничего не меняется принципиально... Люди живут в заблуждении, что они понимают друг друга, и что нет смысла (времени как бы нет на это) углублять это понимание. И так мол все «ясно». И даже если они прочитают то, что я им про это понимание так долго толкую, они все равно скажут «все ясно с этим». Т.е. опять они ошибочно посчитают, что поняли. Вот мы с Вами, например, говоря про нашу работу, пользуемся словами «система», «цель», «проблема», «управление», «информация». Когда Вы пишете, например, эти слова, у Вас в сознании возникает некий СВОЙ концептуальный образ этих понятий. Когда я читаю эти слова, у меня возникает своё представление. Думаю, что они у нас (как и у других людей) пока еще сильно различаются. Но мы (люди) считаем, что «все ясно», нужно мол дело делать. А какое и зачем? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно копнуть много глубже. И это всё уже не теория и сама практика. Непонимание здесь может привести к неудаче и даже катастрофе.
Теперь хочу немного копнуть тему дальше, глубже или с другой стороны. Вот мы говорим «Человек», «Мир». Не будем вспоминать, что об этом в умных книжках писали. Сами подумаем. Начнем с некоторых наших представлений об ощущениях. Мы имеем зрение, слух, осязание, обоняние, чувство тяжести (веса), много других чувств. Здесь я не хочу вдаваться в подробности, поскольку здесь это пока не принципиально. Нас учили, что наши сенсоры (рецепторы) воспринимают электромагнитные и звуковые волны, например. Далее, сигнал от сенсоров по нервным каналам доходит до нашего мозга. И там в нем создаются все КАРТИНЫ БЫТИЯ. Как бы в нашей голове. Таким образом, мы воспринимаем объекты внешнего мира. Говоря техническим языком, мы получаем из внешнего мира множество различных информационных сигналов (воздействий), обрабатываем их по определенным, «зашитым» в нас законам, и строим в результате систему наших представлений внешнего мира. Всё это вы знаете.
Весь этот внешний мир, который мы «наблюдаем» (включая представления о других людях), находится в нас самих, в нашем сознании. Только в нас он такой разноцветный и красивый или грязный и злой (кому как, зависит от настроения, образования, мировозрения). Мы «раскрасили» его (наше внутреннее представление) не только цветами радуги, но и человеческими ценностями. Мы говорим «это важно», а «это вторично», «здесь проблема», а «здесь цель». В этом нашем мире мы ощущаем (видим) СЕБЯ, свое тело (руки, ноги, голову), других людей (их тела), следы деятельности различных существ (людей, животных, растений). В этом мире мы ощущаем свое движение (перемещение тела: ходьба, поездки), свои мысли и чувства, боль и удовольствие, своё состояние, сон, болезнь.
В этом мире мы пытаемся провести границу между «Я» и «не Я». Объекты из «не Я» (внешней среды) воздействуют на нас (на наше «Я»).
Мы отличаем воздействие камня, собаки и существ похожих на нас. Мы вступаем с внешними объектами в коммуникацию (взаимодействие) и отличаем живой мир от неживого. В результате познания мы приходим к выводу, что наше тело имеет сложную структуру (и все это только в нашем представлении, а не во внешнем мире), что в голове есть мозг, где и происходят мол все эти сложнейшие процессы моделирования. Нам показывают фотографии мозга, и мы считаем, что мы «видим» этот мозг. При вскрытии трупа, мы можем даже ПОТРОГАТЬ этот мозг. Последнему чувству мы почему-то уделяем особое значение («потрогать»), как будто здесь мы действительно соприкасаемся с самой реальностью. Но всё это лишь наши представления: и мозг, и воздух, и волны, и фотографии мозга или человеческого лица и все другие объекты «внешнего» мира, который ВЕСЬ только в нас самих. ЧТО мы на самом деле и КТО на нас так воздействует, что в нас возникает эта картина внешнего мира (как бы нам «кино кажут»), мы пока не можем ответить на этот вопрос. Суть не в этом.

Напомню, что в этом мире (в нас) есть другие «люди» (модели), которые с нами общаются. Мы, на основе опыта и быть может каких-то априорных знаний пришли к выводу, что эти существа также (подобно) воспринимают воздействия внешнего (непознаваемого) мира. И мы считаем, что в сознании другого человека такая же, примерно, картина, то же пространство, те же цвета, запахи, звуки. И он (другой человек) ощущает моё воздействие (воздействие моего тела! или не тела?). Моё тело недоступно ему (да и мне) как таковое, но в его сознании (и в моём) оно проецируется и получается таким как мы его «видим» (красивым или безобразным). Вы меня ещё понимаете на этом месте?
И вот из этого тела («внешнего» объекта) изрыгаются «слова», «жесты» (движения), «тексты» (код). Словами и жестами они становятся в сознании воспринимающего (в его собственном внутреннем мире). Там же они обретают СМЫСЛ. Этот смысл не имеет НИЧЕГО общего с тем смыслом, который был в сознании говорящего. Вроде понятно. Но воспринимающий (так он устроен) считает, что этот смысл говорящий «вложил» в слова и «передал» (смысл) воспринимающему. Но ничего такого не было! Ничего он не вкладывал. Человек замкнут в СВОЕМ внутреннем мире (как бы в модели внешнего) и только ТАМ откуда то (из мозга, из памяти, из бессознательного) приходит к нему смысл этих слов. Опыт показывает, что этот смысл достаточно устойчив, но во многом зависит от способностей человека, от его знаний и предыдущего опыта. И если эти вещи (способности, опыт, знания) существенно различны у говорящего и слушающего, то и «смыслы» эти, которые они связывают с одними и теми же словами, будут РАЗНЫЕ. Когда мы через несколько лет перечитываем книгу, мы часто извлекает другой смысл, чем при первом прочтении. Замечали? Текст не изменился, но изменились мы. Воздействия внешнего мира (включая, воздействия других людей) стимулируют духовную и интеллектуальную деятельность человека (личности), что приводит к появлению мыслей, которые потом трансформируются в действия - движения тела: говорение, письмо, ходьба, смех, жесты, выражающие недовольство, радость, гнев. Другие действия (не всё осознаётся) обеспечивают нам восприятие внешнего мира. И они тоже управляются внутренним смыслом. Что мы видим и слышим, зависит от нашего внутреннего настроения, состояния (очень важный вопрос - что такое настроение?) И этот смысл только в нас (в каждом свой). Интуиция, озарение, предчувствие - всё это тоже только в нас. Всё это мы НЕ в состоянии правильно передать в сознание других людей (обычными штатными средствами). И если нам кажется, что у них схожие переживания (по внешнему виду этих людей: «глаза горят», «улыбка»), то это нам только кажется, проверить никак не можем. Но если мы всё это ОСОЗНАЕМ (сами, познав эту истину изнутри), то перед нами открывается как бы другой мир, наполненный другим смыслом. Мы снимаем «розовые очки» и начинаем думать по-другому, происходит отрезвление сознания. Есть что-то такое сейчас? Но передать это чувство словами невозможно, если другой человек сам не подошел к этому. И тогда перед нами открываются другие задачи, другие цели. Мысль перестает быть плоской. И как знать, быть может, в этом состоянии можно продвинуться дальше в познании себя и мира. И какое это счастье, если бы в твоем мире (внутреннем) ты встретил проекцию существа, открывшего для себя ту же истину и так же пытающегося ПРОБИРАТЬСЯ через непознаваемое реальный внешний мир к тебе навстречу.
И что будет, если им удастся сблизится на другом уровне - на уровне непосредственного СМЫСЛА, или близко к этому. Я верю, что само продвижение возможно. Но знаю, что это очень трудно (как трудно достичь просветления) и возможно только при синхронном гармоничном движении навстречу друг другу. И это уже будет встреча не тел, а сознаний. Здесь расстояние измеряется не метрами, не в пространственных категориях.
Думаю так. Всё в нас уже заложено (гены и/или связь с высшим началом, не в этом пока суть), и внешние воздействия (образование, работа, общение, сама жизнь) лишь «поливают» внутреннее «семя» (данную нам ИДЕЮ, которую мы пытаемся реализовать своей жизнью). Всходы - это наши мысли и чувства, переходящие в действия, в наше поведение, в нашу жизнь. Но извне нам добавить ничего нельзя. Извне нельзя научить, если внутри нет соответствующего «семени». Оно (внешнее) может только помочь (или наоборот, помешать) взойти тому, что есть в нас самих, в нашем внутреннем развивающемся мире. Потому мы такие разные.
Понимая это, мы должны по-другому относиться к воспитанию, образованию, общению, организации и работе. Команда, отданная начальником подчиненному, не проникает в него на уровне смысла. Смысл возникает в нем самом (в подчиненном) и только этот смысл (созданный его опытом из того, что было заложено в человека от рождения) управляет его действиями (поведением), которые мы называем РАБОТОЙ, определяет его жизненные цели. И поэтому, я уделяю большое внимание тому, чтобы люди, с которыми я работаю, лучше поняли СМЫСЛ СВОЕЙ РАБОТЫ, ближе к тому, как я это понимаю. И наоборот (т.е. учиться друг у друга).
А если этому не уделять внимание, а просто принимать решения и отдавать приказы, то неминуемо будут повторяющиеся ошибки, проблемы, кризисы, катастрофы.
И особенно это важно для членов команды (потенциальных единомышленников). Их души должны стать ближе друг другу, чтобы в результате сближения получился коллективный разум, превосходящий разум отдельного человека и механическую сумму способностей обоих (нескольких), т.е. СИНЕРГИЯ, а не низкий и убогий «разум» толпы. Сам организм (человека или животного) прекрасный пример синергетического сотрудничества клеток. Давайте попробуем также!
Александр Пятков

Комментировать
Комментарии:

Добавить комментарий:
Текст комментария: показать смайлики
 Переводить URL в ссылку
Подписаться на комментарии.