-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ева_Козырева

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Только_для_женщин

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.05.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 253809

Дневник Ева_Козырева



Фотоальбом « Фотоальбом Ева_Козырева »

Юмор...

Вторник, 06 Декабря 2011 г. 09:17

Серия: Омар Хайям рубаи


Комментарии:
Ева_Козырева  обратиться по имени

02-03-2012 10:53



"Это непереводимое слово — «хамство»" - оттиск из архива изд-ва "Серебряный век".
ЭТО НЕПЕРЕВОДИМОЕ СЛОВО "ХАМСТВО"
Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий — «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог.
Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы — это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются.
Наглость — это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство — это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее — форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ, грубо можно даже в любви объясняться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо, грубо по форме — резко, крикливо и претенциозно.
Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом все-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадежно плачевном состоянии человечества в целом. Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но все же оставляют им какой-то шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить.
Помню, еду я в ленинградском трамвае, и напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая-то шпана на остановке, и начинают они этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что-то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!» А старик отвечает: «Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!» Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались. То есть — имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопоставил этой наглости.
С хамством же все иначе. Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность. Именно в безнаказанности все дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство — это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного — слабому», потому что хамство — это беспомощность одного и безнаказанность другого, потому что хамство — это неравенство.
Десять лет я живу в Америке, причем не просто в Америке, а в безумном, дивном, ужасающем Нью-Йорке, и все поражаюсь отсутствию хамства. Все, что угодно, может произойти здесь с вами, а хамства все-таки нет. Не скажу, что я соскучился по нему, но все же задумываюсь — почему это так: грубые люди при всем американском национальном, я бы сказал, добродушии попадаются, наглые и нахальные — тоже, особенно, извините, в русских районах, но хамства, вот такого настоящего, самоупоенного, заведомо безнаказанного, — в Нью-Йорке практически нет. Здесь вас могут ограбить, но дверью перед вашей физиономией не хлопнут, а это немаловажно.
И тогда я стал думать, припоминать: при каких обстоятельствах мне хамили дома. Как это получалось, как выходило, что вот иду я по улице — тучный, взрослый и даже временами в свою очередь нахальный мужчина, во всяком случае явно не из робких, бывший, между прочим, военнослужащий охраны в лагерях особого режима, закончивший службу в Советской Армии с чем-то вроде медали — «За отвагу, проявленную в конвойных войсках», — и вот иду я по мирной и родной своей улице Рубинштейна в Ленинграде, захожу в гастроном, дожидаюсь своей очереди, и тут со мной происходит что-то странное: я начинаю как-то жалобно закатывать глаза, изгибать широкую поясницу, делать какие-то роющие движения правой ногой, и в голосе моем появляется что-то родственное фальцету малолетнего попрошайки из кинофильма «Путевка в жизнь». Я говорю продавщице, женщине лет шестидесяти: «Девушка, миленькая, будьте добречки, свесьте мне маслица граммчиков сто и колбаски такой, знаете, нежирненькой, граммчиков двести...» И я произношу эти уменьшительные суффиксы, изо всех сил стараясь понравиться этой тетке, которая, между прочим, только что прикрепила к своему бидону записку для своей сменщицы, что-то вроде: «Зина, сметану не разбавляй, я уже разбавила...», и вот я изгибаюсь перед ней в ожидании хамства, потому что у нее есть колбаса, а у меня еще нет, потому что меня — много, а ее — одна, потому что я, в общем-то, с известными оговорками, — интеллигент, а она торгует разбавленной сметаной...
И так же угодливо я всю жизнь разговаривал с официантами, швейцарами, водителями такси, канцелярскими служащими, инспекторами домоуправления — со всеми, кого мы называем «сферой обслуживания». Среди них попадались, конечно, милые и вежливые люди, но на всякий случай изначально я мобилизовывал все уменьшительные суффиксы, потому что эти люди могли сделать мне что-то большое, хорошее, важное, вроде двухсот граммов колбасы, а могли — наоборот — не сделать, и это было бы совершенно естественно, нормально и безнаказанно.
И вот так я прожил 36 лет, и переехал в Америку, и одиннадцатый год живу в Нью-Йорке, и сфера обслуживания здесь - не то пажеский корпус, не то институт благородных девиц, и все вам улыбаются настолько, что первые два года в Америке один мой знакомый писатель из Ленинграда то и дело попадал в неловкое положение, ему казалось, что все продавщицы в него с первого взгляда влюбляются и хотят с ним уединиться, но потом он к этому привык.
И все было бы замечательно, если бы какие-то виды обслуживания — почта, например, или часть общественного транспорта - не находились и здесь в руках государства, что приближает их по типу к социалистическим предприятиям, и хотя до настоящего хамства здешняя почта еще не дошла, но именно здесь я видел молодую женщину за конторкой, с наушниками и с магнитофоном на поясе, которая, глядя на вас, как на целлофановый мешок, слушала одновременно рок-песенки и даже как-то слегка агонизировала в такт. С тех пор я чаще всего пользуюсь услугами частной почтовой компании «Юпиэс», и здесь мне девушки улыбаются так, что поневоле ждешь — вот она назначит тебе в конце разговора свидание, но даже после того, как этого, увы, не происходит, ты все равно оказываешься на улице более или менее довольный собой.

Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

02-03-2012 10:56


ХАМСТВО - ОНО И В АФРИКЕ ХАМСТВО)))
Хамите, парниша!
Как не стать жертвой психологической агрессии и не превратиться в хама самому
Автолюбитель застрелил из травматического пистолета водителя снегоуборочной машины, который не уступил ему дорогу. Девушка, брякнувшая что-то нелюбезное угрюмому типу в метро, получила кулаком в нос. Увы, такие ситуации давно перестали быть чем-то из ряда вон выходящим. А ведь каждая из них начиналась с легкой, казавшейся безобидной, перепалки. Как не дать разгореться костру агрессии, рассказывает наш постоянный эксперт — психолог медико-психологической консультации «Семья» Денис Кузов.
Назад, к обезьянам - Денис Борисович, многие жалуются, что в последние годы стало больше хамства. Это объективно так?
-- Так и есть, в обществе налицо нарастание уровня агрессивности. Причин тому несколько. Во-первых, у большей части людей серьезное психологическое неблагополучие: нестабильность, низкий уровень зарплаты и другие факторы-стрессоры, которые вызывают накопление раздражения, направленного на всех и вся. Во-вторых, у многих нет психологической культуры: умения расслабляться, выражать свою агрессию таким способом, который не причиняет вреда окружающим: например, с помощью спорта, физической нагрузки. И, в-третьих, есть такое понятие, введенное американским психологом Алексом Бандурой — психология научения по моделям. Люди перенимают, научаются тем образцам поведения, которые считают эффективными. Если человек видит, что хамское обращение эффективно при достижении целей, то он с большой вероятностью будет использовать эти модели в своей практике. Таким образом, хамство в обществе будет нарастать лавиноообразно. Как развивалась цивилизация? Постепенно она уходила от агрессивных форм взаимодействия с социумом и не одобряла их, поскольку это приводило к травмам и убийствам. Если мы сейчас будем выбирать путь хамства, то по ступени цивилизации будем спускаться вниз.
- Есть ли какой-то тип людей, которые более других склонны к хамским выходкам? Кого лучше обходить за версту?
- Истинные хамы — это люди с так называемой эпилептоидной акцентуацией характера. У них длительно накапливаются тоскливо-злобные чувства, и первая же «благоприятная» ситуация провоцирует приступ словесной агрессии. Но разряжается хам всегда на том, кто более слаб, не может дать сдачи, зависим от него, стоит ниже на социальной лестнице. Пример — разборки между автолюбителями. Кому чаще всего разбивают машины битами? Женщинам и людям в очках. Мало кто покусится на машину с номерами «ААА».
- Есть люди, которым хамят постоянно. А кому-то — практически никогда. Почему такая несправедливость? Или как раз все по справедливости?
-- Люди, которые часто подвергаются психологической агрессии, сами неосознанно провоцируют на это. Как правило, они встревают в любую перепалку, не могут пройти мимо ситуации, которая их не касается. Недавно я стал свидетелем подобного конфликта в трамвае. Заходит мама с девочкой лет 12. Юная барышня истерично кричит: «Мама, мне никто место не уступает, а я так хочу сидеть!» Тут же поднимается мужчина и с улыбкой говорит: «Что ж, садись». Но мама останавливает его и обращается к парню, который сидит и читает: «Нет, пусть встанет он». Тот не реагирует. Женщина начинает кричать: «Ах ты такой-сякой, вшивый интеллигент, в офисе штаны просиживаешь, да я бы таких пинками выбрасывала из трамвая!» В конфликт включается еще несколько человек. Одни на стороне женщины, другие защищают «интеллигента». В ходе перепалки каждый из них получил свою порцию агрессии.
Разверни плечи и смотри в глаза
- Денис Борисович, а уверенность в себе является защитой от хамства?
- Безусловно. Есть три вида поведения: уверенное (ассертивное), агрессивное и неуверенное. Уверенные в себе люди находятся в спокойном эмоциональном состоянии и меньше подвергаются агрессии. Когда человек выглядит и ведет себя неуверенно (или агрессивно), на него у хама сразу включается механизм опознавания жертвы.
- Как выглядит уверенный в себе человек, к которому хам еще подумает, как сунуться?
- Чтобы выглядеть уверенным — надо быть им. Внешний облик и мимика — отражение внутреннего состояния. Признаки уверенности: прямая спина, контакт глаз, спокойный темп речи, несрывающийся голос средней громкости. Уверенный в себе человек не кричит, но и не шепчет. Значение его слов доходит до окружающих.
- Что лучше: каменное лицо или легкая улыбка?
- В нашем социуме люди с улыбкой вызывают раздражение. Мол, мы едем с работы усталые, а у тебя хватает наглости улыбаться. У нас же куча параноиков, которые считают, что раз человек улыбается, то, значит, он смеется над ними. К сожалению, раньше душевнобольные находились под наблюдением психиатра и получали лечение, а сейчас свободно разгуливают по улицам, выдают неадекватные реакции и создают в обществе определенный энергетический фон. Люди равняются на них, не понимая, что их хамство — это проявление психической болезни.
Хамством на хамство — в проигрыше все
- Давайте разберем различные способы реагирования на хамство. Большинство считает, что «с быдлом надо говорить на его языке». То есть, на хамство отвечать тем же. Мол, этим ты показываешь свою силу. Это продуктивно? - Если ты женщина, тебе хамит мужик, а ты ему хамишь в ответ, что ты рискуешь получить? Кулаком в лицо. Таким образом, отвечая хамством на хамство, ты выйдешь из конфликта в минусе - с травмами и плохим настроением. Если же это конфликт между двумя мужчинами, и ты готов этого хама проучить, готов ли ты идти до конца? Ведь словесное хамство может перерасти в физическую агрессию, и здесь спектр последствий очень разнообразен: от 15 суток ареста за хулиганство до длительной отсидки за убийство. Таким образом, отвечать хамством на хамство — это и противоправный, и наиболее энергетически затратный способ. Поступая так, вы добиваетесь эскалации конфликта, который может перерасти в драку с трагическими последствиями. Вы знаете, что в кармане у вашего противника? А ведь у него там может лежать отвертка, нож или травматическое оружие.
- Многие считают, что если не бить хамов их же оружием, то они будут распоясываться и дальше, и от этого обществу будет только хуже.
- Наоборот, при таком раскладе хамства в обществе будет больше. Потому что число хамов будет расти за счет нас самих. Отвечая агрессией на агрессию, мы усвоим те же нормы поведения и уже ничем не будем отличаться от тех хамов, которых стремились «перевоспитать».
-А еще есть мнение, что надо дать себе «проораться», иначе невыпущенная наружу отрицательная энергия в итоге обратится какой-нибудь страшной болезнью.
- Накопившееся психологическое напряжение нужно снимать другими методами. Пробегитесь, порубите дрова, а если так хочется «проораться» - уйдите на природу и сделайте это там, где вас никто не слышит. Когда говорят, что хамить надо «для здоровья» - это психологическое бескультурье.
- А как вам такая распространенная отговорка: «У меня такой темперамент, я сдержаться не могу»?
- Это лукавство. Темперамент — это особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения. Это свойства нервной системы, с которыми человек рождается. Но на темперамент настраивается характер, т.е. выученный способ реагирования в различных ситуациях. Часто, говоря про темперамент, люди имеют в виду характер. А он как раз и подлежит коррекции.
А не может справиться с собой только психиатрический больной. Причем, такой, который уже находится в стационаре. Все остальные могут, но просто не хотят себя контролировать. Не дайте агрессору получить удовольствие - Второй способ — не видеть хама в упор. Еще в школе нас учили: тебя обзывают — а ты не реагируй, будь выше этого. Правильно учили?
- Правильно. Нужно задать себе вопрос: почему меня так обижает, что мне кто-то хамит? Почему меня так задевает то, что психологически неблагополучный человек психует и злится? Мы ведь реагируем не автоматически, у нас есть возможность выбрать способ реагирования. Переходя на крик, мы внутренне начинаем переживать и злиться. А если мы будем игнорировать хама, он рано или поздно отстанет от нас, и, мало того, выйдет из несостоявшейся стычки неудовлетворенным. Он хотел нахамить и получить контакт — а ему этого не дали. Поэтому хамство лучше игнорировать, при условии, что человек не переходит к действиям. - И третий интересный способ реагирования, который пропагандирует психотерапевт Михаил Литвак - психологическое айкидо. Тебе хамят — а ты улыбайся и соглашайся со всем сказанным. «Как вы сказали? Я вшивый интеллигент? Да, я действительно вшивый интеллигент. Не хотите подцепить заразу — стойте подальше».
- Да, это действенная методика, построенная на психологическом унижении самого хама. Но чтобы применять такие техники, нужно уметь очень хорошо контролировать свои эмоции. Для этого нужно пройти не один психологический тренинг. Вступая с хамом в борьбу по этому методу, надо иметь еще больше внутреннего спокойствия, чем в варианте игнорирования. Зато человеку, который научится применять этот метод, хамство будет как с гуся вода. Для него чья-то агрессия будет только поводом поупражняться в остроумии.
Муж-тиран, начальник-самодур...
- Чем опасно хамство, которое укоренилось в семье?
- Психологические функции семьи - взаимная поддержка, укрепление положительной самооценки каждого из супругов. Поэтому муж и жена, хамящие друг другу, нарушают функции семьи. Это дисфункциональная семья, которая требует коррекции.
Если в родительских семьях мужа и жены друг к другу относились по-хамски, то для молодых эти патологические образцы поведения нормальны. Но когда в брак вступают люди, у которых в родительских семьях было разное отношение к хамству, это перерастает в драму. Человек, не привыкший к этому, стерпит агрессию раз, два, а потом просто уйдет. Обычно это происходит на первой фазе совместного проживания — в первые 1-3 года брака. - Можно проигнорировать хамство на улице, в магазине или трамвае. А как быть, если хам — твой начальник? Самый энергетически незатратный способ — обрести внутреннее психологическое равновесие. Если мы сами считаем себя неуспешными, неумелыми, непрофессиональными, которых держат в фирме только из жалости — естественно, любое агрессивное высказывание начальника будет обострять все эти наши неполноценности. Если же мы считаем себя профи, то хамские тирады шефа не будут задевать нас так сильно. Мы просто спишем их на психопатологические реакции этого человека. Поэтому, если тебя обижает, когда начальник говорит, что ты ничего не смыслишь в своей работе — значит, это так и есть, и ты подсознательно это понимаешь. Защита тут одна: почувствовать в себе уверенность, как в профессионале.
Кстати, доказано, что люди, у которых благоприятные семейные отношения и которые не имеют тяжелых соматических заболеваний, к таким вещам, как ворчание начальника, относятся равнодушно. Потому что у них есть базовые причины быть спокойными. Поэтому — чтобы обрести внутреннее спокойствие и уверенность в себе, ищите комфорт в семье и становитесь профессионалом в своей сфере

Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

02-03-2012 11:05


Что лучше – интеллигентность или тупой напор?
От природы я девушка вежливая и всегда стараюсь войти в положение других людей. Возможно, это следствие последней профессии, а возможно – наоборот, сама профессия – следствие этой черты характера. Однако в обыденной жизни, за дверью психологического кабинета – свойство входить в положение может значительно осложнить жизнь.
Например, не стоит входить в положение строителей. Пусть простят меня добросовестные строители, которые никогда не нарушают сроков сдачи объекта. Если вы именно такой специалист – не бросайте в меня камни! Потому что вы – исключение из правил и нет вам цены на строительном рынке.
Все остальные строители, с которыми мне неоднократно приходилось иметь дело – с первых минут чуют мою интеллигентность спинным мозгом. И наши отношения развиваются по стандартному сценарию, когда в течение многих недель простоя я выслушиваю уважительные причины и сочувственно киваю, как клиенту на консультации. Причем, это происходит полностью автоматически – я искренне считаю, что люди делают все возможное для решения проблемы (потому что я бы так делала!) и ночи не спят, придумывая как бы выполнить свои обязательства (я же волнуюсь, когда у меня происходят накладки и хочу, чтобы все решилось как можно лучше и быстрее!).
Как я уже сказала, такие мысли идут у меня фоном, потому что я не живу на своей стройке и у меня много других дел. Но в один прекрасный день я «просыпаюсь» и понимаю, что для решения проблемы прошли все мыслимые и немыслимые сроки, а мне опять позвонили и сказали «Ну, мы так стараемся!». И я понимаю, что дальше так продолжаться не может – пора снимать маску интеллигентной барышни и становится такой себе стервой, которую кроме нее самой мало кто волнует.
Скажу честно – это неприятная метаморфоза. Понимаю, что придется проявлять агрессию и напор для того, чтобы восстановить свои права. Даже от одной мысли о разговоре в ультимативной форме уже выделяется адреналин. Но что поделать, звоню. Вежливо и корректно объясняю, что если сегодня вопрос не будет решен, дальнейшую беседу подрядчик будет вести с юристом, называю сумму компенсации, которая меня устроит и предлагаю менеджеру связаться с руководством и уведомить меня сегодня же о благополучном решении проблемы.
Фух, кладу трубку, перевожу дыхание. Первая мысль: «Бедный менеджер, он же ни при чем». Это дает о себе знать свойство та часть моего организма, которая любит входить в положение. Приходится на нее цыкнуть и отправить в отпуск до решения вопроса о доставке стройматериалов.
Чтобы отвлечься, открываю книжку почитать. Попался Веллер «Слово и профессия». Не устаю удивляться, как быстро Вселенная дает ответы на наши вопросы! Лирическое отступление – в рассказе «Ворошилов, Жюль-Верн и космополитизм» нахожу чудесную аналогию. После смерти Сталина Ворошилов оказался на курировании культуры и должен был подписывать планы издания литературы на будущий год. И спросил директора Гослитиздата: «Какие книги ты там издаешь, товарищ? Есть ли приключения?» Директор покрылся потом от страха, потому как в плане приключений не было и близко, но смело ответил: «А как же, конечно есть!» Ворошилов задумался мечтательно: «А я вот в детстве, помню, любил Жюль-Верна… Издаешь его?» К слову сказать, на тот момент Жюль-Верн не то, что не издавался в нашей стране, а даже его упоминание грозило различными мерами наказания. Но директор уловил благосклонную интонацию начальства и ответил: «Конечно, издаем! Избранное» Ворошилов одним махом подписал план, в котором значилось «издать избранное собрание сочинений в 12 томах». И попросил его себе в подарок – перечитывать.
Директор отправился домой в предынфарктном состоянии – потому как специалистов по Жюль-Верну в стране не было и быть не могло. Но передав приказ по цепочке вниз, таки нашли одного, некоего Брандиса, которого в срочном порядке доставили в Москву ни живым ни мертвым от страха (выяснилось, что в последние несколько лет он рассказывал в детском кружке о Жюль-Верне). Ему сообщили, что после обеда он должен предоставить содержание всех 12 томов, на что он слабо пытался возражать, что нужно как минимум месяц работы. Ладно, сказали ему, даем тебе три дня. «- Но это гигантский труд, я не могу… – пискнул Брандис. – А тебя, тля, никто не спрашивает, – ласково ответил директор».
Одним словом, в результате вышло шикарное собрание сочинений Жюль-Верна, какого никогда не издавалось нигде в мире.
А мне через час позвонили и сообщили, что проблема с доставкой решена, машина уже стала на загрузку. Три недели проволочек, во время которых я была милой девочкой и один час тупого напора – что называется, почувствуйте разницу. Согласитесь – имеется большой соблазн удариться в диктатуру и уверовать в нее, как в один из лучших способов коммуникации. Понятное дело, что в определенных ситуациях. Но, наверное, можно даже войти во вкус и начать испытывать удовольствие… или все же найти разумный баланс между этими крайними точками. Но то, что стоит уметь вести себя и так, и эдак – не вызывает никакого сомнения.
Яна Лан

Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

02-03-2012 17:10



НЕ ВСЁ ТАК ОДНОЗНАЧНО))Цитата сообщения tsarvalera
Агрессия: «да» или «нет»?
Слово «агрессия» происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать», «двигаться». Этот термин издавна бытует в европейских языках, однако значение его далеко не всегда было одинаковым. До начала XIX века это понятие было очень широким: агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. И тут – такое смелое заявление – психология реабилитирует агрессию! А психоаналитик Карен Хорни пишет о враждебности (читай агрессивности) как об одном из основных качеств психики! Человек – животное общественное. Которое без участия в компаниях себе подобных быстро человеческий облик может потерять. Но выживание в социуме накладывает существенные ограничения на спектр своих интенций – желаний. И чем мы больше стремимся к тому, чтобы быть «социально одобряемыми», чем больше пытаемся сохранять в общении лояльность к Другому, тем больше мы вытесняем свои – вполне естественные – агрессивные импульсы. Например, стремления «получить все и сразу, не взирая на лица». Агрессия очень энергична. И когда мы ее по большей части так… пытаемся прочно заблокировать – она отыгрывается в повышении фоновой тревоги. Или в проекциях на окружение: «Я – белый и пушистый, а ты – чего такой злобный и нападающий?!» Итак, если эти устремления и чувства у нас есть – зачем же нам всегда их как негативные воспринимать? Сексуальный контакт, например, удовольствия – куча!!! – а от чего, по сути? Агрессию давно уже пора вывести из тени. И воспринимать ее как одно из наших энергетических качеств. Принятие своего права быть агрессивным делает жизнь просторней. Правда, оборотная сторона такого права – своя ответственность за последствия такого рода поведения. Но я уверена, что по большому счету агрессия нам «строить и жить» помогает. Например, защита своих интересов и границ – для кого-то может выглядеть более чем агрессивно... Но если свои границы и потребности в контакте игнорировать, стараясь всегда быть таким... добреньким и приветливым ко всем? Фантазия останавливается... Как и любая форма защиты, агрессия, адекватная реальной ситуации – очень полезная штука... Конечно, если человек всегда защищается нападением – это да... беда... Но это уже совсем другая история.
Я долгое время агрессивное поведение ассоциировала с такой... прямой грубостью... Но относительно недавно осознала, что агрессия проявляется в огромном количестве оттенков и вариантов, причем у каждого из нас в арсенале их – как минимум десяток.
Вот несколько форм, которые, на мой сегодняшний взгляд, вполне агрессивны:
– уход из контакта – или пауза – без объяснения причин;
– чрезмерная болтливость – когда собеседнику трудно вставить слово;
– навязывание своих проблем Другому при малейшем удобном случае, и без оного...;
– хвастовство – особенно материальными возможностями;
– умничанье – когда вдруг в диалоге начинаешь «сыпать терминами» и пр.;
– психоанализ собеседника без его (ее) на то запроса... Грешок профессии...;
– чрезмерное любопытство;
– распускание сплетен;
– шутки юмора – в некоторых случаях;
– и т.д., и т.п.
Так что мы все агрессивны. Просто одни это свое качество принимают, учитывают, находятся с ним в контакте. А другие его отрицают. И тогда агрессия, которая все равно есть у каждого, может принимать столь причудливые формы, что периодически озадачивать даже своего владельца.
Может, лучше с ней поближе познакомиться? А?


Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

02-04-2012 07:34


Как известно, любая власть предполагает насилие – актуальное или потенциальное. Властное господство над людьми может осуществляться только при наличии страха перед этим насилием. Следовательно, личность, стремящаяся к власти, стремится и к возможности насилия. Осознание своей слабости будит в человеке потребность самоутверждения. По этой причине стремление к власти означает жажду мести за собственную неполноценность...
Под хамской философией я понимаю определённую систему ценностей, получившую необыкновенное распространение в современном массовом сознании. В отличие от грубости и нахальства, кои являются лишь формой выражения эмоций, хамство представляет собой содержательную часть внутреннего мира человека и строится на принципах ярко выраженного эгоцентризма («я есть высшая и единственная цель») и паразитизма («всё существует как средство для меня»). Хамское поведение однородно в своей основе, хотя его мотивация может быть совершенно различной... Беда интеллигента в том, что он видит проблемы даже там, где их нет. Ущербность хама в том, что он вообще не видит проблем, даже там, где они есть. Интеллигент открыт для внешнего мира. Он не видит смысла в ношении масок, в необходимости казаться другим или выдавать себя за другого. То, что он считает ценным в себе – составляет предмет его гордости и чувства собственного достоинства. То, что он считает недостойным для себя, – становится стимулом для дальнейшего совершенствования. Нет повода прятаться или притворяться: интеллигент всегда искренен и естественен, поскольку он тождественен себе... Противоречивое поведение властвующего может быть объяснено с точки зрения политологии, социологии и криминалистики. Однако здесь возникает ещё один срез проблемы – мировоззренческо-психологический, который может быть сформулирован в виде проблемы разграничения понятий «власть как средство» и «власть как самоцель». В самом деле, почему мы становимся свидетелями столь рьяного стремления к власти и лидерству, которые объективно являются тяжелейшим бременем? Что побуждает человека, не имеющего должного профессионализма, а иногда и путного образования, стремиться взвалить на себя столь непосильную ношу? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выявить психологические мотивы, которые стоят за стремлением к власти. На мой взгляд, к наиболее существенным мотивациям подобного рода следует отнести подсознательную попытку самоутверждения через возможность насилия и ориентацию личности на жёсткий эгоцентризм и паразитизм. Кому не знакома сцена, когда маленький мальчик, желая привлечь к себе внимание, дергает свою сверстницу за косичку? Таким образом в детстве проявляется стремление выделиться, спровоцировать повышенный интерес к своей персоне. В подростковом возрасте это стремление, зачастую, приобретает самые неожиданные формы. Подросток рвётся к лидерству. Для него лидерство – единственная возможность самоутвердиться, доказать свою неординарность. Пока ещё подросток не в состоянии доказать свою самодостаточность интеллектуально, его духовная уникальность ещё не состоялась. Дело усложняется ещё и тем, что просыпающееся в подростке либидо обостряет целый комплекс инстинктов. Этим объясняется подсознательное стремление подростка к скандальным ситуациям, его желание бросить вызов окружающим, его тяга к экстравагантному поведению. Такое «ребячество» порою доставляет много забот учителям и родителям подростка, поскольку нередко выливается в драки, в употребление табака и алкоголя, в сквернословие, в подчёркнуто вызывающее поведение. «Переходный период» будущей личности протекает как для самого подростка, так и для окружающих, сложным образом, однако, важно чётко понимать психофизиологические мотивы этого периода. По сути дела, за шокирующими выходками молодого человека стоит лишь духовная незрелость и обострённое желание самоутверждения, повышенное внимание к своему, пока ещё неполноценному «Я». Со временем эта «подростковая болезнь» проходит (за исключением, конечно, патологических случаев). По мере того, как созревает духовная целостность личности, субъективная необходимость в эпатирующих действиях отпадает. Человек начинает осознавать, что источник ценности его «Я» находится внутри него самого, что добиться любви и уважения окружающих невозможно на пути деструкции. Если личность состоялась, если она ощущает себя самодостаточной, то она уже не нуждается в искусственном ажиотаже вокруг своей персоны. Как правило, о себе кричит тот, кому нечего сказать. Комплекс неполноценности подростка становится по-настоящему страшным, когда он перерастает в постоянную черту характера взрослого человека и служит основой его социальной активности. Постоянное ощущение духовной ущербности, неспособности к творческой деятельности, бесполезности своего «Я» рано или поздно заставляет человека совершать действия, обращающие на себя пристальное внимание общественности. Весьма в этом плане показательны рекламные акции большинства политических деятелей, направленные на повышение их популярности. Лучший способ прославиться и стать знаменитостью – организовать скандал, вызвать шок в общественном мнении. Не в состоянии заработать уважение к себе путём конструктивных действий, политические лидеры вынуждены сознательно обрекать себя на славу скандалистов. Будучи ни кем незамеченной и, по сути, никому ненужной, ущербная личность начинает паниковать: «Я заставлю вас считаться со мной!». В какой-то момент накопление капитала и вещей может показаться лучшим выходом из создавшейся ситуации, ведь возможности, которые дают деньги, ставят человека в привилегированное положение. Так рождается «новый русский». Однако деньги дают власть только над вещами и над той частью мира, которая способна продаваться. Деньги безраздельно господствуют в мире фетишей, но им неподвластны души и судьбы людей. Владелец богатств, в конце концов, понимает это; он понимает также и то, что деньги обогащают его дом, но не его личность. Не он господствует в мире вещей, а деньги, которыми он стал обладать. Но как вызвать повышенное внимание к себе: не к моим деньгам, а к моему собственному «Я»? Как сделать это, если духовных и интеллектуальных сил для этого явно не хватает? Единственный выход – добиться реальной власти. А это означает обладание самими людьми, означает зависимость людей от моей единоличной воли. Внутренняя мотивационная сущность денег и власти едина – стремление к обладанию. Но власть, в отличие от денег, есть активная форма обладания, предусматривающая господство над чужой личностью.

Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

01-08-2012 07:06


СПОР ИНТЕЛЛИГЕНТА С ХАМОМ
Под хамской философией я понимаю определённую систему ценностей, получившую необыкновенное распространение в современном массовом сознании. В отличие от грубости и нахальства, кои являются лишь формой выражения эмоций, хамство представляет собой содержательную часть внутреннего мира человека и строится на принципах ярко выраженного эгоцентризма («я есть высшая и единственная цель») и паразитизма («всё существует как средство для меня»). Хамское поведение однородно в своей основе, хотя его мотивация может быть совершенно различной... Беда интеллигента в том, что он видит проблемы даже там, где их нет. Ущербность хама в том, что он вообще не видит проблем, даже там, где они есть. Интеллигент открыт для внешнего мира. Он не видит смысла в ношении масок, в необходимости казаться другим или выдавать себя за другого. То, что он считает ценным в себе – составляет предмет его гордости и чувства собственного достоинства. То, что он считает недостойным для себя, – становится стимулом для дальнейшего совершенствования. Нет повода прятаться или притворяться: интеллигент всегда искренен и естественен, поскольку он тождественен себе... Образ современного российского политического лидера необычайно парадоксален. Показав невиданную активность в предвыборной гонке и получив желаемое, российский лидер часто теряет интерес к политической деятельности, демонстрируя апатию и некомпетентность.
Как правило, и политическая оппозиция, создав себе популярность на критике действующей власти, в итоге сама оказывается неспособной к конструктивным действиям. И, в конце концов, деградирует. Скорее всего, столь противоречивое поведение властвующего может быть объяснено с точки зрения политологии, социологии и криминалистики. Однако здесь возникает ещё один срез проблемы – мировоззренческо-психологический, который может быть сформулирован в виде проблемы разграничения понятий «власть как средство» и «власть как самоцель». В самом деле, почему мы становимся свидетелями столь рьяного стремления к власти и лидерству, которые объективно являются тяжелейшим бременем? Что побуждает человека, не имеющего должного профессионализма, а иногда и путного образования, стремиться взвалить на себя столь непосильную ношу? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выявить психологические мотивы, которые стоят за стремлением к власти. На мой взгляд, к наиболее существенным мотивациям подобного рода следует отнести подсознательную попытку самоутверждения через возможность насилия и ориентацию личности на жёсткий эгоцентризм и паразитизм. Кому не знакома сцена, когда маленький мальчик, желая привлечь к себе внимание, дергает свою сверстницу за косичку? Таким образом в детстве проявляется стремление выделиться, спровоцировать повышенный интерес к своей персоне. В подростковом возрасте это стремление, зачастую, приобретает самые неожиданные формы. Подросток рвётся к лидерству. Для него лидерство – единственная возможность самоутвердиться, доказать свою неординарность. Пока ещё подросток не в состоянии доказать свою самодостаточность интеллектуально, его духовная уникальность ещё не состоялась. Дело усложняется ещё и тем, что просыпающееся в подростке либидо обостряет целый комплекс инстинктов. Этим объясняется подсознательное стремление подростка к скандальным ситуациям, его желание бросить вызов окружающим, его тяга к экстравагантному поведению. Такое «ребячество» порою доставляет много забот учителям и родителям подростка, поскольку нередко выливается в драки, в употребление табака и алкоголя, в сквернословие, в подчёркнуто вызывающее поведение. «Переходный период» будущей личности протекает как для самого подростка, так и для окружающих, сложным образом, однако, важно чётко понимать психофизиологические мотивы этого периода. По сути дела, за шокирующими выходками молодого человека стоит лишь духовная незрелость и обострённое желание самоутверждения, повышенное внимание к своему, пока ещё неполноценному «Я». Со временем эта «подростковая болезнь» проходит (за исключением, конечно, патологических случаев). По мере того, как созревает духовная целостность личности, субъективная необходимость в эпатирующих действиях отпадает. Человек начинает осознавать, что источник ценности его «Я» находится внутри него самого, что добиться любви и уважения окружающих невозможно на пути деструкции. Если личность состоялась, если она ощущает себя самодостаточной, то она уже не нуждается в искусственном ажиотаже вокруг своей персоны. Как правило, о себе кричит тот, кому нечего сказать. Комплекс неполноценности подростка становится по-настоящему страшным, когда он перерастаёт в постоянную черту характера взрослого человека и служит основой его социальной активности. Постоянное ощущение духовной ущербности, неспособности к творческой деятельности, бесполезности своего «Я» рано или поздно заставляет человека совершать действия, обращающие на себя пристальное внимание общественности. Весьма в этом плане показательны рекламные акции большинства политических деятелей, направленные на повышение их популярности. Лучший способ прославиться и стать знаменитостью – организовать скандал, вызвать шок в общественном мнении. Не в состоянии заработать уважение к себе путём конструктивных действий, политические лидеры вынуждены сознательно обрекать себя на славу скандалистов. Будучи ни кем незамеченной и, по сути, никому ненужной, ущербная личность начинает паниковать: «Я заставлю вас считаться со мной!». В какой-то момент накопление капитала и вещей может показаться лучшим выходом из создавшейся ситуации, ведь возможности, которые дают деньги, ставят человека в привилегированное положение. Так рождается «новый русский». Однако деньги дают власть только над вещами и над той частью мира, которая способна продаваться. Деньги безраздельно господствуют в мире фетишей, но им неподвластны души и судьбы людей. Владелец богатств, в конце концов, понимает это; он понимает также и то, что деньги обогащают его дом, но не его личность. Не он господствует в мире вещей, а деньги, которыми он стал обладать. Но как вызвать повышенное внимание к себе: не к моим деньгам, а к моему собственному «Я»? Как сделать это, если духовных и интеллектуальных сил для этого явно не хватает? Единственный выход – добиться реальной власти. А это означает обладание самими людьми, означает зависимость людей от моей единоличной воли. Внутренняя мотивационная сущность денег и власти едина – стремление к обладанию. Но власть, в отличие от денег, есть активная форма обладания, предусматривающая господство над чужой личностью. Как известно, любая власть предполагает насилие – актуальное или потенциальное. Властное господство над людьми может осуществляться только при наличии страха перед этим насилием. Следовательно, личность, стремящаяся к власти, стремится и к возможности насилия. Осознание своей слабости будит в человеке потребность самоутверждения. По этой причине стремление к власти означает жажду мести за собственную неполноценность.
Стремление к власти сродни монетаристским порывам в жажде обладания, в склонности всё превратить в предмет господства. Существенное отличие здесь составляет только то, что власть по определению направлена не на вещное, а на живое.
Ребенок, мучающий кошку, исполнен чувства превосходства над ней, ощущения силы. Маньяк, терзая свою жертву, упивается своей безраздельной властью, он полон восторга от ощущения, что есть некто, кто полностью зависим и беспомощен перед ним. Чиновник-крючкотворец, получивший даже минимум власти, не упустит случая лишний раз подчеркнуть своё преимущество перед вами и вашу зависимость перед ним. При этом, что чрезвычайно показательно: чем ущербнее и не полноценнее личность, тем заметнее её стремление к власти. Чем явственнее духовная несостоятельность властвующего, тем жёстче формы его самоутверждения во власти. Принципиальная психологическая основа действий ребенка-живодёра, маньяка-убийцы и скандального политика едина: это стремление к нейтрализации собственного комплекса неполноценности через возможность насилия. Желая участвовать в формировании бытия, но, потеряв способность к созиданию, они влияют на бытие, разрушая его. Одним из факторов, стимулирующих стремление современного человека к власти и насилию, является устоявшееся в обыденном сознании представление о силе как о возможности насилия. Это представление культивируется современной массовой культурой, становится элементом международной политики и либеральной идеологии. «Героем нашего времени» стал мускулистый «супермен» с оловянными глазами, реализующий своё «Я» через разрушение, насилие, убийство. Величие государства понимается как его способность к эффективным военным действиям. Политика называют «сильным», если он способен, не раздумывая, пойти на «непопулярные» меры. Очевидно, что, смешивая эту категорию с «насилием», современное мировоззрение имеет в виду «жестокость», то есть нечто прямо противоположное «силе».
В самом деле, сила личности проявляется в своей самодостаточности. Любая апелляция к внешнему источнику говорит лишь об утере безусловной личностной самоценности. Личность прибегает к насилию тогда, когда не в состоянии решить проблему своими собственными силами; необходимость в применении физического насилия возникает из убожества духовных сил личности. Подросток пускает в ход кулаки, когда ему не хватает аргументов разума. Правительство провозглашает хунту, когда в полной мере ощущает свою беспомощность и несостоятельность. Акт принуждения начинается с признания неспособности убеждать. Убийство человека в этом плане есть высшее проявление слабости: человека убивают тогда, когда он оказывается сильнее своего оппонента. Насилие и стремление к власти (как к возможности насилия) – это последний обречённый крик слабого самосознания. Мироотношение стремящегося к власти ради самой власти есть мироотношение хамское по своей сути, поскольку неотъемлемой частью этого мироотношения является жёсткий эгоцентризм и паразитизм. Под хамской философией я понимаю определённую систему ценностей, получившую необыкновенное распространение в современном массовом сознании. В отличие от грубости и нахальства, кои являются лишь формой выражения эмоций, хамство представляет собой содержательную часть внутреннего мира человека и строится на принципах ярко выраженного эгоцентризма («я есть высшая и единственная цель») и паразитизма («всё существует как средство для меня»). Хамское поведение однородно в своей основе, хотя его мотивация может быть совершенно различной. Главное мотивационное различие в хамском поведении заключено в степени осознанности его принятия. В этом смысле можно различать «первобытного хама», действующего на уровне инстинкта, и «хама по убеждению» или «цивилизованного хама», для которого эгоцентризм и паразитизм являются внутренней философией, добровольно и осознанно принятыми нормами социального поведения. Первобытное хамство апеллирует к животным инстинктам и переносит законы дикой природы в область человеческих отношений. У первобытного хама, как правило, отсутствует какое-либо кредо, как, впрочем, отсутствуют любые признаки мыслительного процесса. Поведение хама-дикаря даже не может в полной мере получить моральной оценки, как не может морально оцениваться жизнь насекомого. Эгоцентризм – вообще свойство неразвитой психики, неспособной к полицентрическому восприятию. Не в состоянии уподобить другие «Я» своему собственному, первобытный хам воспринимает окружающий мир как враждебный себе. Паразитический способ существования также роднит первобытного хама с животным миром, поскольку апеллирует к инстинкту самосохранения, к борьбе за физическое выживание, к инстинктивному преклонению перед силой. Иное дело – хам цивилизованный – продукт нынешнего времени, воспринимающий окружающий мир как свою абсолютную собственность, умеющий подвести под своё кредо философско-идеологический фундамент. Под предлогом рационалистического миропонимания он, так или иначе, отметает все духовные основания человека. Хаму удобнее отождествить мораль с правом, экономический интерес с гуманистическим, духовную силу с физическим насилием. Паразитизм цивилизованного хама проявляется в ориентации на обладание и потребление, которую он закрепляет в системе «либеральных» норм. Вместе с тем, будучи по своей сути паразитом, хам оказывается зависимым от активности некоего созидателя. Подобно тому, как карманный вор нуждается в кошельке труженика, и потому зависим от него, хам может действовать только при наличии интеллигента. Использовать людей в качестве средства можно только тогда, когда есть гарантии, что они не ответят тебе тем же. Такую гарантию и предоставляет хаму подлинный интеллигент.
Но, если интеллигент самодостаточен, независим от хама, то хам, напротив, воспринимает свою неполноценность весьма болезненно. Зависимость интеллигента подсознательно раздражает хама, и он объявляет беспощадную войну по своим правилам, которую, естественно, без труда выигрывает. Трагичность ситуации в том, что одоевцевы всегда оказываются беззащитными перед митишатьевыми. Беда интеллигента в том, что он видит проблемы даже там, где их нет. Ущербность хама в том, что он вообще не видит проблем, даже там, где они есть. Интеллигент открыт для внешнего мира. Он не видит смысла в ношении масок, в необходимости казаться другим или выдавать себя за другого. То, что он считает ценным в себе – составляет предмет его гордости и чувства собственного достоинства. То, что он считает недостойным для себя, – становится стимулом для дальнейшего совершенствования. Нет повода прятаться или притворяться: интеллигент всегда искренен и естественен, поскольку он тождественен себе. Хам же, напротив, предпочитает принять обличье циника, нежели оказаться в дураках. Но не есть ли это первый признак глупости? Хам предпочитает быть жестоким, лишь бы не показать свою слабость. Но не трусость ли это? В самоуверенном хамском сознании образ интеллигента находит предельно искажённую интерпретацию. Неспособность идти на компромиссы с совестью расценивается хамом как «чистоплюйство». Ценностная система, не позволяющая интеллигенту совершать насилие, преломляется в сознании хама как «слабость» и «бесхребетность». То, что интеллигент склонен воспринимать окружающих людей не только в качестве средства, но и в качестве цели, делает его в глазах хама «лохом» и просто «полудурком». Способность к рефлексированию, к постоянной критической оценке своих поступков в лексике хама именуется не иначе как «самокопание» и «достоевщина».
В «Тарасе Бульбе» Н.В.Гоголя есть замечательный диалог, иллюстрирующий взаимонепонимание интеллигента и хама, диалог между Тарасом и корчмарем Янкелем. Для Янкеля не существует понятия долга, чести, родины; ему всё равно, на чём обогащаться; для него война – не бедствие, а лёгкая возможность паразитировать на чужом горе. Пользуясь бедственным положением двух воюющих между собой народов, Янкель «прибрал понемногу всех окружных панов и шляхтичей в свои руки, высосал понемногу почти все деньги». Для него нет «наших» и «чужих», а есть лишь два критерия уважения – сила и деньги.
Вчитываясь в диалог Янкеля с Тарасом, создаётся впечатление, что люди говорят на разных языках. Для Тараса предательство его сына Андрия – смертный грех; для Янкеля – вполне обдуманное, трезвое и мудрое решение. Для Тараса поляки – враги, захватившие его Родину; а для Янкеля – «ясновельможные паны», поскольку имеют золото и власть.
«Почему же он надел чужое одеянье?»
«Потому что лучше, потому и надел...» <...>
«Так это выходит, он, по-твоему, продал отчизну и веру?»
«Я же не говорю этого, чтобы он продавал что; я сказал только, что он перешёл к ним».
«И ты не убил тут же на месте его, чортова сына?» – вскричал Tapac Бульба.
«За что же убить? Он перешёл по доброй воле. Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешёл». Самое удивительное заключается в том, что логика Янкеля безукоризненна – это логика «цивилизованного» человека, исповедующего, говоря современным языком, ценности либерального общества. В самом деле, любая индивидуальность есть цель сама по себе и имеет право на свободу выбора, свободу совести. Что значит «продал отчизну»? К чему эти пафосные выражения, лишённые чёткой семантической определённости? Не продал, а перешёл к ним, то есть совершил «знак доброй воли», причём вполне «цивилизованным» путём, предпочитая квасному патриотизму «контрактную систему» «либеральных отношений». «Там ему лучше, туда и перешёл» – это триумф подлинно «демократического» принципа выбора «условий наибольшего благоприятствования».
Выбирая хамскую стратегию, современный лидер (или кандидат в лидеры) пытается убить сразу нескольких зайцев. Во-первых, хамство – наиболее примитивный и грубый стиль поведения, а, следовательно, и наиболее жизнеспособный. Во-вторых, хамское поведение есть поведение вызывающее, бросающееся в глаза; поэтому его выгодно использовать для быстрой и эффективной саморекламы; оно формирует пусть скандальный, но всегда стойкий и запоминающийся имидж. Наконец, хамство, хотя и осуждается на уровне нравственности, но при этом вполне вписывается в систему правовых норм, а, следовательно, не может быть осуждено в рамках «цивилизованных» либеральных отношений.
Вадим Кортунов


Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

26-10-2012 05:25


ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ ПОЛЬСКАЯ ПОСЛОВИЦА:
"Пан может стать хамом,
но хам никогда не станет паном."

Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

08-12-2012 15:36


Чаще всего люди НЕ ПРОЩАЮТ не тех, кто обидел ИХ, а тех, кого ОБИДЕЛИ ОНИ САМИ.
Мы причиняем боль лишь тем,
кому мы дороги. Другим мы- безразличны.
Арве Метц

Комментировать
Комментарии:

Добавить комментарий:
Текст комментария: показать смайлики
 Переводить URL в ссылку
Подписаться на комментарии.