-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ева_Козырева

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 1) Только_для_женщин

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.05.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 256997

Дневник Ева_Козырева



Фотоальбом « Фотоальбом Ева_Козырева »

Ты сам в ответе за свою жизнь.

Среда, 19 Октября 2011 г. 19:06

Серия: цитаты


Комментарии:
Ева_Козырева  обратиться по имени

18-02-2012 10:25


Учимся брать на себя ответственность
Ответственность - субъективная обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия. Вы только прислушайтесь к слову. Для большинства из нас оно явно имеет негативный оттенок. На ум сразу приходят синонимы: ярмо, долг, ноша, тяжесть, больше не хочу слышать, ох…
На самом же деле злую шутку с нами, как всегда, играет наше восприятие. Далее я собираюсь доказать, что синонимами ответственности являются … простота, легкость, жизнь. Когда-то один уважаемый писатель в своем великолепном произведении написал такие строки: мы в ответе за тех, кого приручили. Прав ли он был? Давайте подумаем вместе. В своих рассуждениях будем исходить из постулата, что всякое утверждение верно и истинно, если оно работает на практике. Сегодня весь мир разве что не кричит о том, что человек – это существо божественное, является творцом своей жизни, как он захочет, так и будет. С этим трудно поспорить. Но что же получается на практике? Жена пилит мужа за то, что тот приносит мало денег в дом, родители выговаривают детям за плохую учебу, поведение,… да мало ли за что, дети изводят родителей за то, что те житья им не дают и т.д, приводить примеры можно до бесконечности. Нам всегда легко без труда найти тех, кто портит нам жизнь.
Что тут скажешь, все мы в разной степени грешим этим делом. Мы привыкли требовать много или даже по максимуму от других, забывая, что мы и только МЫ в ответе ЗА СОБСТВЕННУЮ жизнь. Другие люди тоже в ответе, но только ЗА СВОЮ.
Как же это работает на практике? В приведенных выше примерах жена могла бы поразмышлять на досуге о своей судьбе и прийти к здравой мысли, что если муж пока не может зарабатывать больше, то уж она-то не лыком шита, и пропитание и достойное существование себе и детям обеспечить в состоянии. Может, и муж взглянет на ситуацию по-новому, расправит крылья, когда с него вдруг спадет такая непосильная ноша, уйдет давление. Родители могут, немного сделав над собой усилие предоставить детям право и (о ужас!) принятьнеобходимость совершать свои собственные ошибки.
В ответ на эту чудесную перемену понемногу и дети станут мягче к своим родителям. То есть у нас есть возможность ПРИНЯТЬ И ОТПУСТИТЬ ситуацию с другими людьми и начать менять ее С СЕБЯ. И это чудесно. Что, не верится? А вы попробуйте. Что вы теряете, кроме своих цепей? А что же мы получим взамен? СВОБОДУ. Свободу поступать так, как хочется, жить так, как хочется. Кто-то скажет: да это же анархия! А вот и нет. Это сладкое слово СВОБОДА, и она уже есть внутри нас. Так было задумано создателем! Нужно только позволить ей, то есть себе, проснуться. Каждый из нас ежедневно делает свой выбор, и с результатами, следствиями этого выбора имеет дело. Кто-то делает выбор, а кто-то отказывается от выбора - это его право, ведь по сути это тоже разновидность выбора.
За долгие годы советской власти многие поколения отучили выбирать, а они отучили своих детей и т.д. по замкнутому кругу. И их трудно в этом винить, они выполняли то, чему их учили всю жизнь. Так давайте же разорвем этот круг, признаем и поймем: Я в ответе за свою жизнь, за то, что она собой представляет – серые тлеющие руины или яркий благоухающий сад. Поверьте – осознание этой простой мысли дает удивительную легкость. Теперь нет непреодолимых препятствий, нет и тяжких страданий, т.к. все трудности временны и ноша легка. Я - не жертва, я - творец собственной счастливой и успешной жизни.
А как же алкоголики и тунеядцы, спросите вы? Их тоже принять? Да! Для начала… Много ли поменяли внушения о долге перед семьей и обществом? Разве что дозу выпитого пришлось увеличивать. Не работают внушения. Пришла пора сменить пластинку.
Если вы готовы к переменам, придется проделать некоторую работу. И не ждите мгновенного результата, но ждите стабильного. Эта работа возможна только при повышении уровня осознанности в нашей жизни. В каждый момент времени, а особенно когда тяжело и грустно на душе, будьте готовы себя спросить: - при непонимании семье: что я жду от моих близких? А какие у меня есть основания рассчитывать на это? А что я могу и хочу сделать для них сейчас?
- при посещении врача вместо симптоматического лечения (в острых случаях оно, конечно же, необходимо): нужны ли мне мои болячки или я готов с ними распрощаться? Какова ПРИЧИНА моих болезней и как мне быть здоровым?
- я должен что-то окружающим? Или они должны мне?
- допишите сами
Вам нужно только настроиться, и вы волшебным образом станете все лучше и лучше видеть такие вот перекосы в мышлении и по одному распрощаться с ними. Это лечится РАЗМЫШЛЕНИЕМ И ОСОЗНАНИЕМ. Все остальное – слабое лекарство.
Давайте лечиться вместе.
По традиции закончим аффирмациями:
- Я люблю себя и одобряю все свои действия.
- Я спокойна, счастлива и живу в мире со своей семьей и всей Вселенной.
- Я выбираю жизнь, достойную меня и наполненную любовью и счастьем!
- Я выбираю спокойную и радостную жизнь, наполненную благами и изобилием.
- С каждым днем моя жизнь становится лучше и лучше;
- Я нахожусь в гармонии с жизнью.
- Я с легкостью освобождаюсь от прошлого и полностью доверяю жизни.
- Мне всегда сопутствует удача
Валерия Солнцева

Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

18-02-2012 10:39


Инфантильность?
У нее разные грани. Это и поголовный Гарри Поттер в руках взрослых в метро. Это и вера в «доброго царя», который придет и все рассудит, — когда люди большие, сильные ждут кого-то более сильного и решительного, кто справился бы с их проблемами. Это и просто нежелание самостоятельно принимать решения, оставляя все как есть.Юнг называл состояние людей в начале XX века «безмерно разросшимся и раздувшимся детским садом». С тех пор прошло уже около 70 лет, но ситуация, кажется, только усугубилась. И призыв о том, что из ребенка надо воспитать полноценную личность, не срабатывает, ведь для того, чтобы воспитать личность, надо самому быть этой личностью. А воспитывают обычные некомпетентные родители и педагоги, многие из которых очень часто на протяжении половины или даже целой жизни остаются во многом детьми. Осознавая, что во время их детства были допущены определенные промахи, они хотят исправить их в следующем поколении. Но это желание неизменно упирается в психологический факт: «я не могу исправить в ребенке те ошибки, которые сам все еще совершаю». А это значит, что родители и воспитатели должны сначала повзрослеть сами, перестать быть инфантильными и держаться за свою инфантильность. Инфантильность... Слово, конечно, красивое, почти «королевское», ведь инфантом называют королевского ребенка. Только последствия у нее опасные, как у болезни, и заражаемся мы ею незаметно.
Выявить наличие у себя этой «королевской болезни» сложно. Понять, что черты инфантильности у вас есть, — это уже шаг вперед. А дальше нужно понять, что же с ними делать дальше. Но как же, спросите вы, повзрослеть и при этом остаться молодым душой, не стать таким, как взрослый из «Маленького принца» Экзюпери, — не думать только о цифрах и о том, сколько зарабатывают родители друга, а не о том, что он любит и чем увлекается...
Но давайте сначала выявим симптомы инфантильности. Инфантильность, по мнению психологов, — это результат не совсем правильного воспитания или неблагоприятных условий в период с 8 до 12 лет. Именно в этом возрасте ребенку надо начинать передоверять ответственность за себя самого, за свои поступки и т. д. С 13 до 16 лет у ребенка формируется чувство взрослости, индивидуальности, создается собственная система ценностей. А с 17 лет происходит формирование понимания своего места в человеческом обществе и назначения в жизни. Но если заглянуть глубже, то первые симптомы инфантильности могут зародиться еще в глубоком детстве. На протяжении жизни человек переживает определенные переходные этапы, протекающие очень бурно и в результате меняющие его сознание. Такие этапы, связанные обычно с конкретными возрастами, называют кризисами. Каждый кризисный период, несмотря на свою неприглядность и тяжесть протекания, добавляет определенный штрих в чувство взрослости, которое постепенно вырастает в человеке. Но для того, чтобы этот процесс проходил правильно, нужно, чтобы кризисы были острыми и бурными, а родители и близкие взрослые реагировали на них мудро, зная, насколько это необходимо. Потому что в противном случае кризисы не проходят благополучно (если вообще проходят). Подростковый кризис, например, может затянуться на всю жизнь. А рождается инфантильность действительно незаметно. Из незаконченных уроков, которые мама доделывает за ребенка глубокой ночью. Из шнурков, которые быстрее завязать самому, чем дожидаться пока их завяжет ребенок, особенно если вы опаздываете. Из невымытой посуды, на которую проще махнуть рукой и вымыть самому, чем долго объяснять ребенку, почему это надо сделать. Из желания уберечь детей от неправильных решений — мы ведь лучше знаем (хотя почему же тогда допускаем ошибки?). Из неумения родителей видеть и понимать, а главное — доверять детям. Вот тогда и получается, что ребенок может, но не делает. Сочетание слишком большой воспитательной активности родителей и инфантильности, незрелости детей — типично. Механизм действия основан на психологическом законе — личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Здесь уже начинается задача родителей — постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела ребенка и передавайте их ему. Позвольте ребенку встретиться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Только тогда он будет взрослеть и становиться «сознательным».
Нельзя проделать работу взросления без «поля свободного движения», в котором человек может экспериментировать с самим собой, которое дает возможность делать самостоятельный выбор и отвечать за него, рисковать и быть готовым за все платить. Человек не может обрести идентичность, индивидуальность, не пройдя через такие поля свободы. Только в одних обществах эти поля граждански защищены, в других они стихийны, и цена ошибки в этом случае неизмеримо выше. Кстати, сложность самоопределения современных российских подростков в том, что они лишены стабильного общества, ощущения исторической традиции. Их взросление приходится на время отсутствия образцов поступков, когда никто вокруг тебя или до тебя не был в такой же ситуации, не принимал таких же решений, не совершал таких же поступков. Карл Юнг попытался извлечь из почти неисчерпаемого многообразия индивидуальных проблем подросткового возраста общее и самое главное: речь идет о выраженной в той или иной степени потребности защищаться и застревать на детской ступени сознания, о необходимости сопротивления действующим в молодом человеке и вокруг него силам судьбы.
Не отдать, не отпустить взрослеющего ребенка — очень сильный мотив, во многом определяющий поведение родителей, особенно матери. Правда, не всегда осознанный. И здесь не помогают ни образование, ни даже постоянное профессиональное общение с такими же детьми — только чужими. Студентка-заочница говорила мне: «Я себя чувствую человеком только когда уезжаю из дома на сессию». А ее мама, между прочим, учительница. Здесь возникает мучительный выбор: как осмелиться на собственную жизнь, если «я люблю маму и не хочу ее обидеть»...
Развитие — это тяжкая работа, и не стоит представлять дело так, что вот, мол, дети рвутся расти, а родители их тащат назад. Очень часто это бывает по взаимному согласию, пусть и не высказанному. Для того чтобы начать жить собственной жизнью, необходимо мужество. Далеко не у каждого оно есть. Это удобно — переложить на более мудрого человека ответственность и жить его решениями. Получается, что матери живут не своей жизнью и их детям тоже выгоден такой симбиоз. В результате выход из подросткового состояния затягивается. Нередко вуз превращается в своеобразный питомник, где дети взрослеют. Только на третьем-четвертом курсе студенты учатся культуре принятия решений осознанно и ответственно, не идя на поводу или не действуя назло кому-то. Чтобы уклониться от тягот взрослой жизни, но при этом обрести статус взрослого, девушки порой выходят замуж и стараются перевалить эту работу взросления на мужа. Но это еще не все. Корни инфантильности — и в страхе: «а вдруг не получится?»; и в мучительном нежелании принимать решение, волноваться и искать правильный выход — ведь куда легче следовать советам и поступать так, как сказали другие; и в нежелании обидеть тех, кто заботливо предлагает готовенькое. Конечно, люди никогда не взрослеют сразу во всем. Система «взрослых» ролей усваивается в разной последовательности, да и осознанное отношение появляется у нас не одновременно в разных областях жизни. Поэтому вполне социально зрелые люди, добивающиеся успеха в бизнесе или науке, очень часто совершенно инфантильны во всей остальной жизни. В рабочей обстановке они чувствуют себя взрослыми, а вне ее — мальчишками, зависят от чужого мнения и не могут принимать самостоятельных решений.
А еще инфантильность развивается из неудачных попыток продлить молодость. Продлить, пытаясь вернуть подростковый возраст, проявляя все характеристики ребенка, которым по всем остальным показателям давно уже перестал быть. Некоторые люди, будучи уже очень и очень взрослыми, пытаются вернуть ушедшую молодость путем возврата к уже экспериментально пройденным игровым формам жизни, отбрасывая груз ранее принятых обязанностей. Существует тип «вечных юношей» и «вечных девушек», которые не могут и не хотят взрослеть. Образы таких людей хорошо представлены в кино: «Полеты во сне и наяву», «Экипаж», «Осенний марафон». Но, к сожалению, такая молодость иллюзорна. Это не молодость, а детская маска, надетая на взрослого человека и тяжело отражающаяся и на нем самом, и на его окружении. За инфантильностью взрослого, пишет В. Леви, следует его распад и духовная опустошенность. Попытки преодолеть чувство остановки, стагнации посредством возвращения к стилю жизни собственной юности демонстрируют недостаток творческих потенциалов, нежелание двигаться дальше и своего рода бегство от действительности. Ведь чтобы сбросить с плеч груз прожитой жизни, нужно смотреть не назад, а вперед: устремляться в неизведанное и принимать на себя новую ответственность — не только за себя, но и за других. И получается парадокс: стать по-настоящему молодым ты сможешь только став по-настоящему взрослым — преодолев сомнения, тревоги, тоску и неуверенность, комплексы и страхи, нехватку критериев и проблему вечного несоответствия больших потребностей и маленьких возможностей. Вот тогда ты сможешь радоваться каждому дню, понимать, что ты сам принимаешь решения, и чувствовать себя счастливым. Быть гармоничным и сильным. Ведь твоя жизнь — это твоя жизнь. Конечно же, чтобы почувствовать себя взрослым, важны социальные успехи и достижения. И семья, и карьера — это одобренные обществом своеобразные ступеньки взросления, но пока только внешнего. Ведь человек с семьей и должностью тоже может быть инфантилен. Особенно если ему не приходилось сражаться ни за то, ни за другое. Кроме внешнего успеха существуют еще внутренние критерии, на основе которых переписываются черновики и отбираются варианты, «места и главы жизни целой отчеркивая на полях». При всем желании человек не может уйти от вопроса, удалась ли ему данная строка, стихотворение, поступок, да и вся жизнь, хочет ли он перечеркнуть или продолжить их, гордится ими или стыдится.
Альпинист, идущий на покорение Эвереста, безусловно, обладает исключительным мужеством и силой характера, но окажется ли он таким же сильным и морально собранным во всех других жизненных ситуациях? Экстремальные ситуации проверяют предел наших возможностей, а будни — постоянство нашего стиля жизни. Чтобы состояться как личность, человек должен мочь, сметь и уметь выбирать свой путь и принимать на себя ответственность. Он должен ответить для себя на вопрос «кто я?», а значит, и на вопросы «что я могу?», «что я смею?» и «что я умею?». И дальше действовать в соответствии с ответами на эти вопросы. Чтобы осмелиться жить собственной жизнью, необходимо отказаться от очень распространенного заблуждения, что наша психологическая зрелость измеряется прожитыми годами. Только так мы сможем все этапы жизни прожить с новыми ощущениями, находить преимущества в каждом из них. На каждом этапе жизненного круга человек должен решать задачи разные, специфические только для этого периода развития, задачи, которые ставят перед ним его тело, общество, да и он сам.
В течение всех «семестров» своей жизни человек пытается понять, кто он такой и как ему жить, чтобы соответствовать наиболее точному образу себя. ( Психологи и философы говорят о бесконечных поисках самоидентификации.) Но семестр можно и «завалить». Или просто отказаться сдавать необязательные «экзамены». И тогда остается, словно студенту, ходить с «хвостами» — нерешенными жизненными задачами прожитого периода — и, может быть, всю жизнь не суметь от них освободиться. А в какой-то момент обрушить свои проблемы в превращенном виде на своих же детей. Тех, кто принимал свои первые значительные решения не самостоятельно, не по-взрослому, кто так и не сумел вовремя стать социально зрелой личностью, в 28—30 лет ждет кризис «перевыбора». Многие именно в это время меняют профессию, разводятся или, наоборот, заводят детей. Но если и эти решения приняты назло другим или судьбе, если за ними нет серьезных размышлений и осознаний, если это только внешнее взросление, то кризис 35 лет опять переворачивает все в их жизни. И даже социальные успехи не помогают, несмотря на то что в общественном мнении есть достаточно четкие критерии этого успеха — душевное состояние, карьерный рост, условия жизни: квартира, дети, семья, машина, дача. Казалось бы, что еще надо для человека?
Кто-то именно в этом возрасте впервые задает себе вопрос «ради чего?». Кто-то начинает переосмысливать всю свою жизнь и тогда говорит о духовном кризисе. Вот я добился того и сего — и что дальше? Все то же самое, еще раз? Именно в этом возрасте некоторые люди вступают в конфессии и сообщества, там они ищут поддержку и возможность встроить себя в какие-то новые измерения, в новые рамки духовности. Нередко впервые за свою жизнь человек действительно осознает свои проблемы, старается самостоятельно их решить. Это время жизни с пробужденным сознанием. А. Мень писал об этом так: «Как бы причудливо ни складывались судьбы — во всем есть смысл, если только мы захотим его понять и найти. Жаль мне, что люди обнаруживают такую мелочность. Одно из главных правил жизни: не смотреть в микроскоп. Знаете: в микроскопе можно увидеть самых страшных бацилл, которые живут рядом с нами, и до поры до времени — мирно. Жить крупно — единственное, что достойно человека. А тут такая вермишель... От этого и инфантильность мужчин... Зарылись в собственных мелочах, в собственном микроскопическом /по сути дела/ самолюбии и пр. И самообмана — гора. Если бы... если бы... я бы». Возникновение этого вопроса: «Что мне надо?» — и есть главный признак кризиса, знаменующего новый этап жизни — путь к личностной, а не только социальной зрелости. Казалось бы, все есть — и вдруг обнаруживаешь, что жизни нет. И обнаруживаешь это в основном к середине жизни, но, может, и раньше — при столкновении с какой-то особой ситуацией. Это наш первый жизненный рубеж для подведения итогов. Дети — уже не дети, а подростки, они кончают школу или поступили в институт. Их образование, их первые успехи для большинства родителей — показатель собственной успешности. В значительной степени поэтому нас так волнуют их оценки. Но мы не можем прожить их жизнь, как бы нам этого ни хотелось. Надо искать свой смысл жизни. И на этом этапе не искать его, прятаться от себя самого — тоже признак инфантильности. Знаменитый психолог и психотерапевт Виктор Франкл так сформулировал свою цель: помогать людям находить их смысл. Помогать искать и находить свое предназначение. Оно может заключаться в вещах самых разных, главное, чтобы сам человек ощущал его.
Ведь только самостоятельно найденный смысл, только самостоятельные решения дают человеку оптимизм в подведении итогов своей жизни. И тогда в старости он осознает: моя жизнь — не цепь упущенных возможностей и не жизнь, прожитая немного. Это моя жизнь!


Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

18-02-2012 10:57


Судьба и генограмма
Авторская статья
Такова жизнь — повторяем мы вслед за французами, объясняя свои неудачи в разных областях жизни. Но причины трудностей следует искать... в семейной истории. Что такое генограмма и как с ее помощью разобраться в зигзагах судьбы, объясняет семейный терапевт Александр Черников. Каждый из нас может нарисовать свое генеалогическое древо. Генограмма очень похожа на схематичное изображение родословной одной семьи, только помимо имен и дат жизни в нее записывается много другой подробной информации о членах семьи, по крайней мере в трех поколениях. Семейный психотерапевт заносит в нее род занятий и образование каждого. Также задает вопросы о родительских семьях супругов — живы ли родители, чем занимаются, разведены ли, когда они встретились и поженились, есть ли братья и сестры, какова разница в возрасте и т. д. Записывается также информация о серьезных психических заболеваниях, о сахарном диабете, гипертонии, алкоголизме родственников. Кроме того, психотерапевт обязательно задаст вопросы, касающиеся недавних событий: рождения, смерти, браков и разводов, переездов, смены места работы членов семьи, — чтобы и эти ответы записать на генограмме. К слову, подобная графическая запись позволяет другому эксперту, не знакомому с этой семьей, быстро считать большое количество информации о ней и получить представление о ее потенциальных проблемах. Собрав и проанализировав эти данные, можно выяснить, например, что лежит в основе выбора супругами друг друга. Зачастую скрытой пружиной взаимного притяжения является бессознательное сличение партнера с образами своих родителей, сестер/братьев и других важных фигур нашего детства. Изучая историю семьи, можно только удивляться, насколько логичен выбор супругами друг друга, даже если их брак через некоторое время разваливается. Опыт взаимоотношений с родителями, их модель общения, порядок рождения в семье задают матрицу малоосознаваемых ожиданий от будущего партера... Так что в некотором роде генограмма — ключ к дальнейшему исследованию трудностей, возникших в семье, которые психотерапевту предстоит распутывать и прорабатывать вместе с ее членами. Изучая генограмму, я пытаюсь выяснить, насколько проблема, которая привела ко мне данную семью, связана с семейной историей: существует ли она только здесь и сейчас или повторяется в нескольких поколениях. Этот метод разработал известный американский психолог Мюрэй Боуэн, один из основателей системной семейной психотерапии. В его основе предположение, что семьи повторяют сами себя, иначе говоря, что происходит в одном поколении, часто повторяется в следующем, и те же темы будут проигрываться из поколения в поколение. Иначе говоря, определенная модель существования семьи, которая сформировалась, скажем, 50–70 лет назад — на уровне бабушек и дедушек — может неким образом влиять на семьи их внуков. Существует несколько способов анализа генограммы. Семейный психотерапевт обязательно задаст вопрос о том, сколько было детей в родительской семье и каков порядок их рождения. Дело в том, что модели поведения людей во многом определяются тем, были ли они старшими, средними, младшими или единственными детьми. Ведь каждый из этих типов имеет свой психологический профиль. Скажем, в браке между супругами остро стоит проблема борьбы за власть. Если проанализировать их генограмму, может выясниться, скажем, что муж и жена были старшими детьми в родительских семьях. А это значит, что именно поэтому они не могут сейчас четко поделить обязанности, сферу деятельности между собой. Если мы видим, что в этой семье три брата, то тяжелее всего приходится среднему — ведь между детьми одного пола будет очень сильна конкуренция. Но, если он средний брат, у которого старшая и младшая сестры, ситуация иная. Мальчик при таком раскладе оказывается на особом положении, он окружен вниманием сестер и родителей. Считается также, что чаще чем у других детей, у средних может сложиться комплекс неполноценности — старший ребенок более успешен, а младшим больше занимается мама. Таким образом, средний оказывается в ущемленной позиции. С другой стороны, у него больше возможностей развивать в себе коммуникативные навыки — он может быть старшим для младшего и младшим для старшего ребенка. Он учится также находить общий язык с разновозрастными детьми. Яркий пример среднего сына — президент СССР Михаил Горбачев. А старшего — прямолинейный Борис Ельцин, экс-президент РФ. К слову, считается, что более стабильным будет тот брак, в котором повторяется положение, которое каждый из супругов занимал среди своих братьев и сестер. Таким образом, брак между старшим и младшим ребенком считается комплиментарным. Иначе говоря, таким супругам легче договориться и подстроиться друг к другу, так как они в своей семье воспроизводят свой опыт взаимоотношений с братьями и сестрами. Они играют комплиментарные роли — старший заботится, младший принимает его заботу. Такая связь тем прочнее и продолжительнее, чем больше отношения обоих партнеров напоминают их положение в семьях родителей. Некомплиментарный брак, как правило, заключается между партнерами с одинаковой порядковой позицией в родительской семье. При прочих равных условиях им требуется больше времени и усилий, чтобы договориться и действовать согласованно. Как говорилось выше, когда в брак вступают два старших ребенка, они могут бороться за власть и конкурировать во взаимоотношениях друг с другом. Два младших, наоборот, могут избегать какой-либо ответственности и соревноваться, кто из них младше. Другой момент, на который обязательно обращает внимание психотерапевт, анализируя генограмму семьи, связан с совпадениями. Речь идет о датах, например, родители развелись и у ребенка возникли проблемы в школе. Или у ребенка вдруг появился энурез. Генограмма показала, что за год до этого в семье было пополнение — родился младший брат, что, вероятно, и стало причиной этого заболевания. Есть более сложные системы совпадений — так называемый юбилейный синдром. Известно, что, например, Томас Джеферсон и Джон Адамс (второй и третий президенты США) умерли в один день — 4 июля 1926 года — в день 50-летия независимости Америки...
Точно так же этот синдром работает в семейной системе. Скажем, отец умер в 40 лет от сердечного приступа. Сын накануне своего сорокалетия испытывает колоссальную тревогу — он боится, что умрет в том же возрасте, что и его отец, и по той же причине — из-за проблем с сердцем. Его страхи не убывают даже несмотря на кардиологическое обследование, которое подтвердило, что у него здоровое сердце... Он может даже не осознавать причину этого кардионевроза. Известны случаи, когда люди кончали жизнь самоубийством в годовщину смерти своих братьев или сестер. Также нередки совпадения, связанные с рождением детей. Скажем, если незадолго до появления на свет ребенка в этой семье умер его старший брат или сестра. Обычно такое совпадение имеет сильное влияние на ребенка. Ведь его родители в момент его рождения еще переживают потерю старшего, у них просто нет сил, ресурсов для новорожденного, который в результате будет для них замещает умершего. Эта тема, если она присутствует в генограмме, требует отдельного разговора. Старший, средний, младший...Наше поведение определяется тем, были мы старшими, средними, младшими или единственными детьми. Старшему ребенку в семье обычно свойственны ответственность, добросовестность, стремление к достижениям, честолюбие. Он склонен брать на себя часть родительских функций, заботясь о младших. Рождение следующего ребенка приводит к лишению его исключительной позиции в обладании любовью матери и часто сопровождается ревностью к сопернику. Акцент на высокие достижения делает его более серьезным и менее склонным к играм, чем другие. Частая психологическая проблема старших детей — тревога не оправдать ожидания родителей. Младшему ребенку свойственны беззаботность, оптимизм, готовность принимать чужое покровительство. К его достижениям родители относятся менее требовательно. У него могут возникать проблемы с самодисциплиной и трудности в принятии решений. Он знает, что силой ничего не добьешься, поэтому добивается желаемого, демонстративно обижаясь или пытаясь очаровать. Младший ребенок, с которым хорошо обращались в детстве, обычно легок в общении и популярен среди друзей. Средний ребенок может демонстрировать характеристики как младшего, так и среднего, или их комбинации. Однако часто, если он не является единственной девочкой или единственным мальчиком в семье, вынужден бороться за то, чтобы быть замеченным и получить свою роль в семейной системе. Такие дети бывают лишены авторитета старших детей и спонтанности младших.
Если семья многодетная, то характеристики средних детей во многом зависят от того, когда они родились: среди младших или среди старших. Они часто умеют вести переговоры и ладить с различными людьми, поскольку были вынуждены научиться жить в мире со своими старшими и младшими братьями и сестрами, наделенными разными характерами. Единственный ребенок оказывается одновременно самым старшим и самым младшим в семье. В результате такие дети имеют многие свойства старшего ребенка, но могут сохранять в себе детские качества до зрелого возраста. Единственный ребенок наследует характеристики родителя того же пола. Поскольку родители склонны возлагать большие надежды на своего единственного ребенка. Будучи исключительным фокусом внимания, единственные дети часто очень тесно привязаны к родителям на протяжении всей жизни. Имея меньше возможностей для игры с другими детьми, единственный ребенок уже в детстве может походить на маленького взрослого.
Для близнецов параметры старший/младший также имеют значение и проявляются в зависимости от того, в группе каких детей они родились. Если родители подчеркивают, что один из них появился на свет раньше другого, то роли старший/младший могут быть поделены ими между собой. Близнецы показывают самые низкие результаты в тестах на интеллект по сравнению с детьми, занимающими другую позицию в порядке рождения. Возможно, это связано с тем, что они функ-ционируют как отдельная команда и меньше других ориентируются на взрослых. Во взрослой жизни они испытывают сложности в разделении. Совпадения жизненных событий Семейный психотерапевт, составляя генограмму, обращает внимание на разного рода совпадения в семейной истории. Ведь они имеют глубокое влияние на то, как строится жизнь семьи. Совпадение важного жизненного события в семье с началом развития симптома у какого-либо ее члена или с этапом его обострения. Типичным примером подобного совпадения является возрастная регрессия ребенка после рождения младшего братика или сестренки.Синдром годовщины. Некоторые совпадения могут быть понятны как реакции на годовщину какого-нибудь важного или травматического события. Например, депрессивное настроение, возникающее каждый год в одно и то же время, может совпадать с годовщиной смерти родителей или брата/сестры, причем такая связь необязательно будет осознаваемой.Группирование важных жизненных событий в переходный период между стадиями жизненного цикла. Например, крах профессиональной карьеры отца в качестве начальника лаборатории проектного института после начала перестройки может наложиться на переход между подростковым возрастом и фазой отделения ребенка от семьи и особенно ожесточить взаимоотношения отца с сыном, который пытается идти своим путем. Совпадение ряда событий с рождением ребенка может сделать его положение в семье особым. Скажем, в год рождения создателя психоанализа Зигмунда Фрейда умирает отец его отца, через год рождается и вскоре умирает его брат. Через пару лет после его рождения старшие сыновья отца от другого брак иммигрируют в Англию. Зигмунд стал для родителей заменой всех потерь.
Александр Черников
Статья предоставлена журналом "Домашний очаг"

Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

19-02-2012 09:37




Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

19-04-2012 12:43


Ты думаешь, что ты всегда права,
А я плыву и лодку не качаю
И на твои последние слова
Такими же тебе, не отвечаю.
Не раскачивай лодку, не умея грести,
Не раскачивай лодку, нас другим не спасти.
Не раскачивай лодку, и не стой на своём.
Не раскачивай лодку, мы утонем вдвоём.
Ты думаешь, что я перемолчу
И все пойдёт как раньше, по теченью,
А я сильней, и просто - не хочу
Вступать с тобою в преувеличенья.
Ты думаешь, что ты всегда права,
Что нет какой-то правды посерёдке,
Забыв что море, это не трава,
Что море опрокидывает лодки.
Не раскачивай лодку. Мы утонем вдвоём.
НЕ РАСКАЧИВАЙ ЛОДКУ, - МЫ УТОНЕМ ВДВОЁМ.
из инета .

Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

25-10-2012 07:13


:))))
Жизнь ничего не дает бесплатно,
и всему, что преподносится судьбой,
тайно определена своя цена.
Стефан Цвейг


Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

25-10-2012 08:07




:)))
Важно не просто много знать,
важно много пережить.

Есть таинственная связь между
трудным и ценным.

Нет на свете ни "избранных", ни "проклятых". Всякий получит свою возможность, свой шанс.
Для этого нужно много работать,
но помните, что терпение - это форма веры.

Просящий совета теряет
моральное право решать.

Хорхе Анхель Ливрага


Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

07-11-2012 12:07


Куда бы ты ни пришел, найдешь там
лишь то, что принес с собой.

Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

13-11-2012 13:59


:))))




Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

08-01-2013 14:48





Все люди лгут, но это не страшно,
никто друг друга не слушает.
Альберт Эйнштейн


Факты не существуют - есть только интерпретации.
Фридрих Ницше


Качество вашей жизни зависит от того, под каким углом вы ее видите. Каждое явление или событие не имеет иного значения, кроме того, которое мы сами придумали ему.
Энтони Роббинс


Мы никогда не знаем точно, что думает и чувствует другой
человек: мы интерпретируем его поведение и
обижаемся на собственные мысли по этому поводу.


Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

08-01-2013 14:51


Куда бы ты ни пришел, найдешь там
лишь то, что принес с собой.



Комментировать
Ева_Козырева  обратиться по имени

26-07-2013 10:40


Инфант — это взрослый по паспорту человек, но с детскими ценностями и установками. А страшен инфантилизм тем, что не позволяет человеку дорасти до Личности. Представления о мире, людях, жизни у инфанта упрощенно-уплощенные. И если Личность живет в реальном мире, то инфант — в иллюзорном. Личность видит жизнь сложной и многомерной. Инфант представляет ее чем-то вроде киндер-сюрприза. Надо только понять, с какой стороны разворачивать, а дальше тебя ждет сплошной шоколад и миленький подарочек внутри. Личность учится на своих и чужих ошибках. Инфант, наступая на те же грабли, каждый раз удивляется.
Личность пытается постичь законы жизни. Инфант жаждет рецептов, советов и схем. Личность хочет понять, что является счастьем именно для нее. Инфант руководствуется принципом «так принято». Личность с годами становится все глубже, интереснее, умнее. Инфант не меняется. Личность свою жизнь создает. Инфант умеет только подражать. Поэтому все инфанты под завязку набиты штампами. На разные случаи жизни: от простого — что надевать до серьезного — что думать, как жить. Поистине, наше сытое и спокойное время породило такое количество клонов, которое не могло присниться советской власти в самом счастливом сне. Человек разумный стремительно переродился в Человека стандартного… Понятие о любви у инфантов близко к диснеевским мультикам. От мужчины хотят, чтобы с ним было легко, тепло, весело и приятно. Чтобы обеспечивал, заботился и оберегал. Чтобы он был умный, красивый, душевно тонкий, щедрый, с чувством юмора и, конечно, богатый… То есть пылесос, холодильник и стиральная машина в одном флаконе. Хорошо бы это чудо техники еще и колыбельную могло спеть. А за это она обещает посвятить ему лучшие годы, отдавать ласку, любовь и стимулировать к еще большим достижениям.
Врет! Инфантильный человек способен максимум на увлечение. Чувства инфантов можно сравнить с бенгальским огнем, который быстро вспыхивает, ярко горит и так же стремительно гаснет. Глядя на обуглившуюся палочку, инфант решает, что ему опять не повезло. Возможно, поэтому инфанты ни с кем не могут быть долго в серьезных отношениях. Они сваливают это на разницу вкусов, темпераментов, на обстоятельства… А дело совсем в другом. Инфант слишком поглощен собой и своими интересами. Он, как маленький ребенок, не способен по-настоящему глубоко и тонко чувствовать другого человека. Его главной ценностью остается удовлетворение собственных потребностей — в защите, тепле, насыщении (К. Юнг). Кстати, инфант никогда не скажет: я не понимаю людей. Он говорит: люди не понимают меня. Таким образом, инфант окружающий мир не видит, а придумывает. Впрочем, он и себя придумывает. Создает в своем воображении некий образ, зачастую далекий от действительности.
Современные мужчины не менее инфантильны, чем женщины. Казалось бы, в чем проблема? Встретился инфант с инфантой, у них одинаковые ценности, отчего бы им не пожениться? Ан нет, они, как отрицательно заряженные электроны, отталкиваются друг от друга! Дело в том, что у них один и тот же изъян: «незрелой психике любого инфанта свойственна бессознательная стихийная защита от ответственности» (Юнг).

Комментировать
Комментарии:

Добавить комментарий:
Текст комментария: показать смайлики
 Переводить URL в ссылку
Подписаться на комментарии.