К О Р Н И
Право - Славие. Два из четырех корней древнеславянского языка.
Явь, Правь, Навь и Славь. Четыре Реальности.
Четыре измерения сознания. Четыре Символа. Четыре виденья мира. Их изображали в виде креста.
Явь - мир передаваемого опыта, мир открытый, доступный, рациональный, понятный, предсказуемый, рассудительный, "явный", "явленный", мир "явлений".
Христианский символ Яви - серафим, имеющий лицо Тельца.
Люди, имеющие Явное сознание - ремесленники, технологи, предприниматели, торговцы, строители, крестьяне, игроки, знатоки, "бывалые", опытные, сообразительные.
Нравственный символ Яви - Здравый Смысл.
Навь - мир "неведомого", мир сновидений (противоположность "во сне и наяву") "небеса", "загробный мир", мир мистики, озарений, открытий, откровений, догадок, таинств, ночных страхов.
Это мир, являющийся источником сил, воли и дающий жизни ее смысл. Вопрос "в чем смысл жизни" направляет энергию в Навь.
Навь населена Навами или "навьями"- трансфизическими, "астральными", "неорганическими" существами.
Люди, имеющие навное сознание - пророки, "прозорливые", ясновидцы, теоретики, изобретатели, новаторы, маги, колдуны, шаманы, "духовидцы", искусники.
Христианский символ Нави - серафим, имеющий лицо Орла Летящего.
Нравственный символ Нави - Добрая Воля.
Правь - мир правды, справедливости, служения, права, ответственности, мир социального проявления Человека.
Люди с сознанием, укрепленным в Прави - праведные люди, воины, цари, судьи, юристы, служители порядка, былинные богатыри, правозащитники, ответственные руководители.
Христианский символ Прави - серафим с лицом Льва. Нравственный символ Прави - Честь. Та честь которая ценится дороже жизни.
Славь - внутренний мир человека, мир его развития и становления, мир подвига.
Люди Слави - подвижники, монахи, ученики, студенты, аскеты, люди занятые работой над собой, поставившие перед собой задачу раскрыть тот потенциал, который заложен Богом в человеческую природу. О них говорят "славные люди".
Христианский символ Слави - серафим с лицом Человека.
Нравственный символ Слави - Совесть.
Совершенный человек укоренен во всех четырех мирах.
Он деятельный и рассудительный, он тонко чувствующий и прозорливый, он служит людям и он работает над своим совершенствованием. Его нравственные ориентиры - Честь, Совесть, Добрая Воля и Здравый Смысл.
Заметим, что все эти понятия сложились в ДОХРИСТИАНСКОЙ славянской культуре. Это значит, что христианство пришло на уже сложившуюся православную почву, и на этой почве оно было понято, принято и привело к дальнейшему развитию УЖЕ СЛОЖИВШИХСЯ мировоззренческих и нравственных ценностей.
Но на эту же, православную почву пришли и другие религии, такие как Ислам, Буддизм, - да и "языческие" сохранились!
Так не пора нам назвать нашу объединительную идею - все мы, христиане, независимо от того, признаем ли мы Московскую Патриархию, или Старообрядческую (поповскую или беспоповскую) церковь, или Катакомбную (Тихоновскую) церковь или Зарубежную Православную, или Аляскинскую Православную, или мы мусульмане (правоверные - это, вероятно, измененное от православные) или мы буддисты, или язычники - все мы СОБИРАЕМ ЕДИНУЮ ПРАВОСЛАВНУЮ ЦЕРКОВЬ.
Пусть мы служим Богу в рамках разных традиций и в рамках различных церковных организаций, но это служение основано на одних и тех же ПРАВОСЛАВНЫХ духовных корнях. Для нас важно в первую очередь то, что Один и Тот же Бог отвечает на наши молитвы, независимо, от того, кто мы - христиане, мусульмане или язычники, а наше понимание Ответа основано на общих корнях нашей единой ПРАВОСЛАВНОЙ духовной культуры.
Православное христианство глубоко связано с дохристианским, языческими традициями. Многие православные имена, праздники, приметы, обычаи являются общими для христианства и язычества.
Так, Масленица - праздник языческого Ярилы, Янко Купала и его праздник отождествляется с Иоанном Крестителем, явления, связанные с Перуном предписываются Илие Пророку, проявление силы Божества называется так же, как покровительство языческого Волоса - Власть. Заметим отличие от западной традиции - рower (власть) происходит от "подавляющая сила", а в славянской традиции Власть - это покровительство Божества (Волоса, или Велеса).
Источник Ислама, Коран, утверждает, что Евангелие Иисуса Христа было послано Высшими Силами во спасение людям, но поскольку оно не было понято, то в дополнение к нему был послан Коран. Тем самым мусульмане признают Боговдохновенность Евангелия, разночтения существует только в понимании различных его аспектов. Иисус - один из высших Пророков Ислама.
Не случайно, только на старинных ПРАВОСЛАВНЫХ храмах сохранился на маковке крест, совмещенный с полумесяцем - символом Ислама. Не случайно, символом нашего социалистического объединения стал серп и молот. Подсознательно молот воспринимается как трансформация креста, а серп - полумесяца, а вместе - могучий символ наших общих, ПРАВОСЛАВНЫХ духовных корней.
Можно предположить, что, наоборот, христианство в процессе становления испытывало на себе духовное влияние Древнего Православия. Об этом говорит глава 4, стихи 6-8 Откровения Святого Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Там сказано, Что Путь к Трону Господню охраняют Четыре Священных Животных - Серафимов, "исполненных очей", то есть всевидящих, поющих "Свят Господь".
Одно из них имеет лицо Льва (символ Чести, принадлежность Прави), другое лицо Человека (символ Совести, принадлежность Слави), третье - лицо Тельца (символ Здравого Смысла, принадлежность Яви) и четвертое - лицо, как у Орла Летящего (символ Воли, принадлежность Нави).
Возможно, это видение Святого Иоанна и не было под влиянием Древне-Православных традиций, но когда Христианство пришло на Православную почву это видение вошло на хорошо подготовленную почву, было сразу почувствовано близким, было понято и принято.
Можем ли мы теперь утверждать, что Русское Православие это устаревшая, "ортодоксальную" ветвь христианства, или наоборот, Русское Христианство - одна из ветвей нашего Древнего Православия, а само Православие - одной и важнейших направлений Общемировой Духовной Культуры?
...
http://nikola-starec.narod.ru/Orto.htm