Притча: Организованная истина ...
ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО БЕРЕГУТ ВЫСШИЕ СИЛЫ - (0)ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО БЕРЕГУТ ВЫСШИЕ СИЛЫ ОПАСАЙТЕСЬ ОБИДЕТЬ ЧЕЛОВЕКА, КО...
Целебные свойства осинового аппликатора для здоровья - (0)Целебные свойства осинового аппликатора для здоровья Метод лечения с использование...
Капитолийская волчица Интересные факты - (0)Капитолийская волчица Интересные факты Римская волчица – символ города Ри...
Для чего носили черные маски без рта женщины Венеции, как эти эти маски прикрепляли, если на них не было завязок. - (0)На картинах итальянских художников XVII-XVIII веков можно встретить странные женские изображ...
Полная противоположность чёрной дыре в реальности. Стоит ли её искать? - (0)
Целый мир внутри головы: в человеческом мозге обнаружили 11 измерений - (0)
Историю о Лилит просто вырвали из Библии: почему забыта первая жена Адама - (0)
Смишна мова: какие украинские слова звучат забавно для русских - (0)
Древние манускрипты Ватикана: новые данные о структуре Вселенной или просто миф? - (0)
В Новый год приходит Дедушка Смерть и молодая Баба Яга. Настоящее происхождение Деда Мороза и Снегурочки |
Еще лет 150 назад никакого Деда Мороза и никакой Снегурочки в Новый год не существовало. Но это не значит, что их не существовало вовсе.
Краткая и наиболее популярная версия появления Деда Мороза в нашей культуре такова.
В 19 веке Александр II активно пропагандировал отмечание Рождества на германский манер, одновременно с этим были предприняты единичные попытки появления на празднике некого деда с мешком подарков и елкой, поскольку аналогичная традиция была у немцев - у них был Рождественский дед, происходящий от Святого Николая.
Были и появления Святого Николая (того самого, который вполне прижился на Западе как Санта-Клаус - но не очень прижился у нас).
После Революции весь этот "буржуазный флер" запретили. А в 30-е годы людям нужен был праздник - и появился по воле властей светский Новый год, а к нему и два известных нам персонажа, заимствованных из литературных сказок (Островского - в частности, а также Одоевского, у него был Дед Мороз) - Дед Мороз и Снегурочка.
Постепенно буржуазное Рождество стало светским Новым годом
Но это - очень поверхностная история. Правда в том, что Дед Мороз был и раньше, просто именовался иначе. И Одоевский возродил его из древних пластов фольклора.
Дед Мороз: при чем тут культ Сатурна
Чтобы понять "происхождение" Деда Мороза, далеко ходить не надо: достаточно взглянуть на эти два слова - "дед" и "мороз".
Дедами у славян величали тех, кого почитали. Деды - предки, Дедушка - Домовой (дух-охранитель дома). Официально этимологи говорят,что слово "дед" - из детского языка, как "мама" и "папа", некий лепет, но, во-первых, с мамой-папой тоже не всё так просто, а во-вторых, есть сходные слова в славянских языках со значением "великий" - например, литовское didis. Уже понятно, что наш герой - не просто детский гость-бородач.
А что с "морозом"? Тут ещё интереснее. Происходит оно от древнего "мор". От того же корня, от которого произошли иноязычные слова mort, muerte, morte, moartе и прочие подобные - включая и русское "смерть". У всех них один индоевропейский корень - "мор", с тем же значением.
И здесь нам понадобится небольшой языковой экскурс.
Интересно, что славянская приставка с-, которую мы видим в слове "с-мерть", имела значение "хороший", "правильный". Происходит она от древнеиндийской основы su- , которая переводится как "благой, хороший", "прекрасный", "свой" (родство русского и санскрита пояснять не буду - учёные давно с ним разобрались). Мы эту древнюю приставку и сегодня можем видеть во многих азиатских языках, да и в русском - в словах "свой" (собственно), "спутник" и других. То, что в слове "смерть" мы видим именно древнюю приставку и корень "мор" с чередованием и, ранее, выпадением гласного (о-е), легко заметить по древнерусскому написанию слова: "съмръть". Так что русское "смерть" этимологически можно перевести примерно как "правильная, благая, своя, естественная смерть". Мудры были древние люди! Запомним пока это значение и двинемся дальше.
Ну а звук "з" на конце "мороза" означал холод: отсюда "зима", "зябко". "Мороз" - по сути, "смертельный холод". Почему у славян было такое отношение к зимней стуже - думаю, пояснять не нужно. Оно и сейчас есть: это часть нашего культурного кода. Да и другие народы к морозу относились со страхом, но мало кто знал настоящий мороз. Зима, в общем, всегда близко.
И вот уже наш Дед Мороз - этакий Death Смерть (не удержалась от каламбура).
Кто это? Зимний бог, конечно. Языческий. Так уж вышло: некоторые языческие божества стали под запретом, а другие, наиболее древние, живут до сих пор, только в новых обличиях.
Итак, что мы имеем: древний старик (конечно, древний - борода-то какова!), воплощение смертельного холода, являет себя миру в конце года, в разгар зимы.
Посмотрим, как другие народы представляли себе богов, персонифицирующих зиму.
У греков был Борей - северный ветер, несущий зиму, представал косматым стариком с длинной бородой. И жил в Гиперборее.
В мифологии ацтеков богом зимы, холода и смерти был Ицтлаколиуки. Его атрибутом стала метла, символизирующая очищение: так смерть очищает дорогу для новой жизни, а зима — для новой весны. А вот у нашего Деда - посох. А метла у кого? Правильно, у Бабы Яги. Это тоже пока запомним.
Если уж отталкиваться от визуальных образов, то можно посмотреть на древних богов, которые представали в виде бородатых старцев. И здесь мы увидим ́Укко - верховного бога, громовержца в карело-финской мифологии. Представлялся стариком с седой бородой, разъезжающим по небу на колеснице, мечущим молнии и производящим гром. Он не всегда был громовержцем, а изначально был богом Неба, это потом кое-что в финской мифологии поменялось. Можно, кстати, наблюдать некое сходство с Зевсом. А в Карелии и сейчас популярен Талви Укко - карельский Дед Мороз.
У Талви Укко даже своя резиденция есть
В похожем обличии и Один представал, выглядел как одноглазый старик с длинной седой бородой. В этом облике Один путешествовал по миру.
Седовласым стариком с бородой изображался у славян Велес - помимо прочего, он заведовал переменами, цикличностью всего в природе, самим ходом вещей, кручением мирового "колеса".
А еще был Вышень – славянский бог-хранитель Вселенной, всех миров. Он заботится, проявляет силу и могущество, бережет пути Прави, помогает духовному развитию. И его представляли с седой бородой, в длинном синем одеянии. Он держал клинок, устремленный вниз, что несколько похоже на посох. А на современных иллюстрациях он и с посохом бывает. Есть что-то общее в его облике - с обликом Стрибога:
И даже Бога-отца в иконописи изображают как седобородого старика. Что не удивительно: образ архетипический.
Например, фрагмент росписи в церкви Воздвижения Креста Господня в Проне-Городище, см. ниже.
Тут еще и за спиной фигуры мы видим шестигранник - древний символ Сатурна, перекочевавший потом во многие культы, включая христианство.
Церковь Воздвижения Креста Господня. Проне-Городище
Сатурн (в Греции - Хронос или Кронос, в Месопотамии - Ниниб) тоже выглядел как мужчина с седой бородой. Обычно изображался с серпом и часто - с костылем (а позднее костыль поменялся на посох). Когда-то ассоциировался с земледелием, но в более расхожем смысле - с пессимизмом, суровостью, моралью, религией, целомудрием, созерцанием, инертностью, смертью, меланхолией, субботой, свинцом, черным цветом, севером, зимой.
Я прямо подчеркну: когда-то Сатурн был связан с земледелием. Его почитали. Ему поклонялись. Символом Сатурна был серп - знак земледелия. Позднее Сатурн стал связан и со смертью - как частью естественного хода вещей (та самая "благая, своя смерть"), и серп (а у славян - другой сельскохозяйственный инструмент, коса) тоже стал символом смерти (жатвы - опять же, естественного процесса, нужного, важного и неотъемлемого, ведь если не жать колосья - урожай погибнет, быть беде и голоду).
Культ Сатурна был одним из самых распространённых в Италии, а затем и в Европе. Сатурн соответствует греческому Кроносу .
И да, тот факт, что у Сатурна - серп, а позже у смерти, в ее средневековой персонификации, - коса - не случайность, конечно. Но тут я могу еще много и долго рассказывать, я мифологию люблю, меня и "понести" может, так что пока опустим подробности этой связи.
Сатурн - один из древнейших богов, точнее, восходит к ещё более древним. Это бог времени, но не только, как видите. Как у бога времени, у Сатурна позднее появился вполне логичный атрибут - песочные часы. Ну а прежде в руки ему часто давали фонарь. Много позднее этот образ разделился на Сатурна как такового - и Смерть с косой или серпом.
И наш Дедушка Морозушко - он и есть: воплощение времени, древности и цикличности, естественного хода вещей. Если кратко. Сама бесконечность бытия.
Но Дед Мороз обычно ходит по гостям вместе с внучкой, Снегурочкой. А она откуда? Умные люди скажут, что из пьесы Островского, и... ошибутся.
Снегурочка: от Бабы Яги до девочки из снега
Не Островский её придумал. Снегурочка появлялась ещё ранее у Афанасьева, известного собирателя фольклора. У него она - девушка из снега по имени Снежевиночка, которая ожила. Потом у Островского она становится дочерью Мороза и Весны-Красны. И лишь много позже педагоги сделали её внучкой - ну, чтоб логичнее, дед ведь. В таком виде Снегурочка появляется на том самом светском Новом году, придуманным правительством в 30-е годы.
Но ведь если мы не будем цепляться за имя персонажа и посмотрим на мифологию, то увидим, что сплошь и рядом в разных культурах присутствуют женские зимние божества. От них происходят и Снегурочка, и Снежная королева, например.
Возьмём славян. У них была Морана, она же Морена. Узнаете всё ту же основу "мор"?
Другие её именования - Марана, Мара, Мора, Марена.
Интересно, что вот это имя можно встретить уже очень во многих культурах: от индийского Мары на востоке до кельтской Морганы на западе!
И все эти божества связаны со смертью, ночью, зимой, холодом, потусторонним миром.
Морена – славянская богиня Зимы и Смерти. Вот она-то и есть - настоящая Снежная королева, настоящая Снегурочка, Снежевинка.
Морану изображали и страшной старухой, и молодой девушкой. Мы можем найти отголоски этого образа в русских сказках (где ж ещё). Там у нас есть Марья, представьте, Моревна (ну - почти Мара Морена). Дева-богатырша, королевна, обладающая большой колдовской силой и заковавшая в цепи Кощея Бессмертного.
Современная иллюстрация Марьи Моревны. Из открытых источников.
Кощея Бессмертного заковала! Читай - бессмертие победила.
Кто может победить неумираемое? СМЕРТЬ.
Заметьте, что образ Бессмертного Кощея у славян был совсем не ласковым. Да и в сказке о Марье Моревне Иван случайно освобождал Кощея - тем самым напуская на землю многочисленные беды. Потому что смерть - помните? - благая. А бессмертие неестественно, оно суть есть остановка, замирание, тогда как смерть - естественный ход событий, продолжение путешествия. У славян - путешествия в Навь, мир потусторонний. Кстати, на латышском языке смерть так и звучит - nâve, а на литовском - nõve.
Понятно, почему Марья Моревна обладает фантастической силой – потому что все подвластно смерти, разве есть что-то такое, что не сможет победить смерть?
Марья Моревна... Коли такое у неё отчество, как же ее папу зовут?
Ответ прост до смешного: Мор. Мором и зовут.
Интересно, что в сказках её отец не называется, а вот матерью упоминается сама Баба Яга (правда, в некоторых сказках Марья Моревна - не дочь, а подруга Бабы Яги).
Кто же такая Баба Яга? А это - проводник из мира живых в мир мёртвых, мир волшебства, Навь. Именно как представитель того мира она помогает Ивану Царевичу. Или, в другой сказке, Василисе Прекрасной - помните череп с горящими глазами, который девушка взяла у Бабы Яги и который освещал ей путь? Ну почти фонарь Кроноса-Сатурна.
Василиса в представлении Ивана Билибина
А Марья Моревна – дочь самого бога смерти Мора, обладающая невероятной силой и мудростью, держит в плену бессмертие, нарушающее природный ход вещей – вечный круговорот жизни и смерти. Как и Мара-Морена. Та, в свою очередь, стоит на страже миров Яви (мир людей) и Нави, встречает души умерших на калиновом мосту у реки смородины.
Оба персонажа - проводники из Яви в Навь. Очень похоже, что это и вовсе - один персонаж, но в разных обличьях.
Теперь вернёмся к Море-Маре-Марене. Одна из ее личин - красивая юная девушка в белом (ну чисто Снегурочка!). В таком облике Мара появляется - внимание - в начале зимы (и, собственно, и символизирует её начало).
Кстати, у поляков есть еще одно наименование Мораны-Марены - Марзяна. В этом имени даже что-то морозное есть!
А чешская Морана отождествляется с греческой Гекатой и Прозерпиной-Персефоной, которая, в свою очередь, связана с миром подземным, с магией, зимой, смертью и потусторонним.
Марья Моревна Кощея, к слову, тоже в его подземелье заковывала. То есть - была в его, подземном мире.
У словенцев Помурья во время встречи весны в Юрьев день зиму называли Бабой Ягой.
Так что: и Баба Яга, и Марья Моревна - явно ипостаси Мары. Потому и в сказках они связаны. Баба Яга - Мара, накануне весны, Мара в виде старухи. Марья - Мара молодая, красивая и побеждающая пагубное бессмертие. Под её силой все, что должно умереть, умирает. Мара носит белое, как и Снегурочка, и про нее, вероятно, много позже в каком-то регионе стали рассказывать, как она возникла из снега - она же богиня Зимы в том числе, в конце концов. И назвали Снежной бабой - ее и лепили при некоторых обрядовых действах (да, снежная баба - это не просто забава такая). А почему имя дали новое - такое бывает. Медведя вот тоже боялись своим именем звать и придумали эвфемизм - ведающий мёдом, в итоге мы теперь медведя только так и знаем. А баба у древних славян - это было слово уважаемое, наименование особое, почтительное.
Таким образом, и страшная скелетообразная смерть с косой, и милая нежная Снегурочка - родственницы, разные воплощения одного и того же. Замечу, что и коса у снегурочки имеется - до пят!
Снегурочка в изображении Васнецова (фрагмент)
У Островского снегурочка прыгала через костёр и таяла. И этот сюжет он, конечно, взял из древних языческих обрядов: в конце зимы чучело Мары сжигали. Причём и сегодня этот обряд есть во многих странах, у славянских народов.
Это действо знаменовало собой конец зимы, начало весны. Конец одного года - и пробуждение жизни, начало нового сельскохозяйственного года.
Так что зимние божества, они же божества смерти, и раньше были связаны с Новым годом. Просто год начинался весной, поскольку был привязан к сельскохозяйственному календарю. Когда всё оживает - тогда и новый год.
И, кстати, раньше не зимние боги с подарками приходили, а, наоборот, им делали подношения - задабривали.
В каком-то виде мы имеем это и сейчас: ведь прежде чем получить подарок от Дедушки Мороза, ему нужно... понравиться. Стишок рассказать, песенку спеть. Уважить.
Кстати, Сатурн-Кронос, между прочим, детей ел (своих, во всяком случае). Есть версия, что ему и жертвы человеческие приносили. Впрочем, есть упоминания и о жертвах Маре... Типа таких, когда девочку на морозе в лесу оставляют (тепло ли тебе, девица?).
А у славянского зимнего бога ещё была довольно страшная ипостась - Корочун. И им детей пугали. Его боялись, его надо было задабривать.
Просто сейчас дети делают это стишками. И никто их не ест. А взамен боги даже дают свои дары - подарки.
Ну а что касается переодеваний - так это и раньше было: в древности люди переодевались в божеств и разыгрывали сцены, и особенно - в зимний период. Тот же приход Весны, к примеру, или начало холодного сезона. И это были не просто спектакли, а сакральные действа.
Позже на Руси были зимние праздники, во время них люди тоже переодевались в некоторых персонажей, центральным из которых была бабка Коляда (дети ее очень боялись). Потом эта традиция соединилась с Рождеством - появились Колядки (Рождество-то тоже заменило собой более древние языческие праздники, испокон веков отмечавшиеся в районе зимнего солнцестояния, 21-25 декабря).
Сегодня мы видим наследие таких древних обрядов с переодеваниями в религиях и некоторых культах - например, католики любят на Рождество разыгрывать рождение Христа. Да и просто - в театре, который, как известно, тоже вырос из обрядов.
Так что переодевание - не удивительно. И, предваряя возможные вопросы: нет, ничего плохого не случится, если ваш папа переоденется Дедом Морозом, или, к примеру, воспитательница - Снегуркой. Но в древности считалось, что при переодевании и особом настрое в человека вселяется соответствующее божество - и несет свою волю людям. А сейчас можно не просто нарядиться Снегурочкой и Дедом Морозом, а сделать это осознанно (то есть - со знанием дела, с пониманием, что к чему). И тогда есть вероятность, что получится сформировать особое пространство. И кто знает - возможно, Мара и Мор откроют вам что-то сокровенное о мире или даже наделят особыми способностями?
Ну а что касается Сатурна, многодневные новогодние праздники сами по себе и есть - наследие древних Сатурналий, части культа Сатурна.
На самом деле этот культ - живее всех живых, хоть и растворился в современной культуре, как сахар в горячем чае. Западная цивилизация пронизана культом Сатурна. Можно встретить упоминания, что это ужасный культ, сатанинский (Сатурн=Сатана). Но это не так - истоки культа куда глубже. Грубо говоря, почитание Сатурна было еще до популярных политеистических религий, все эти древне-греческо-римские пантеоны и мифологические сюжеты - уже видоизменения. Изначальный культ Сатурна никакого ужасного подтекста не имел и был связан, в общем, с почтением Смерти, Времени, Бесконечности, Вселенной. Позже на смену этого культа пришли огнепоклоннические и солярные культы, а из них впоследствии выросли и авраамические религии, одна из которых - христианство. Но это - уже отдельная история.
Вот так, в новом виде, в новых личинах, мы из года в год уваживаем древних языческих богов, мужскую и женскую ипостаси Смерти, само Время, сам исконный ход бытия.
Ох и длинны же борода у Деда Мороза и коса у Снегурочки, как видите! И какой уж тут Островский.
Рубрики: | =МИФОЛОГИЯ=/Мифология славян =ИНТЕРЕСНОЕ В МИРЕ=/Интересные факты |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |